Слова прп. Симеона Нового Богослова. Том 1
к оглавлению
Слово двадцать шестое
О покаянии и против тех, которые криво толкуют следующие слова божественного Павла: ихже предуведе, тех и предустави , и прочее (Рим.8,29)(и далее).
1. От многих людей слышу, которые говорят, что поелику Бог, как говорит божественный Павел, предуведел имеющих спастися, и предопределил их, и призвал, и прославил, то какая мне польза поднимать всякий труд, показывать свое обращение и покаяние, если я не предуведен Богом и не предопределен, да спасен буду? – Таковым вот что надлежит сказать в ответ. – О братия мои! Чего ради помышляете вы не то, за что спасены быть можете, а то, за что подлежите мучению? Зачем берете вы из Святого Писания лишь неудобопонятные слова, криво их толкуете и превратно понимаете к погибели души вашей? Не слышите разве, как Сам Господь каждый день взывает: живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иез.33,11)? Не слышите ли, что и еще говорит Он: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4,17)? И опять: радость будет на небесах о едином грешнике кающемся (Лк.15,7)? Или, может быть, Он сказал где-либо – одним: вы и не кайтеся, потому что Я вас не приму, - а другим, то есть предопределенным: вы кайтеся, потому что Я имею вас предопределенными? – Нет и нет. Не сказал и никогда не скажет так Господь; напротив, каждый день в каждой церкви вопиет Он на весь мир: придиите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11,28). Придите, говорит, обремененные грехами, к Тому, Кто вземлет грехи всего мира. Жаждущие спасения притецыте к вечно биющему и неиссякаемому Источнику спасения. Исключил ли Он здесь кого-нибудь, и одного как предуведенного позвал, чтобы шел к Нему, а другого отогнал, как непредуведенного? Никак нет.
Потому, братия мои, не покушайтесь непщевати вины о гресех , не придумывайте предлогов к оправданию своего нерадения и своей поблажки грехам, и от слов Апостола не берите повода к своей погибели, но все, и малые, и большие, теките ко Христу Господу, вас призывающему. Блудный ли сын есть кто, или мытарь, блудница, или разбойник, или другое что бы то ни было подобное, Владыка Христос ни от кого не отвращается, но тотчас снимает с него ношу грехов его и делает его свободным от них. Как же снимает эту ношу? Так же, как некогда снял Он ее с расслабленного, говоря ему: дерзай чадо, отпущаются ти греси твои (Мф.9,2). С этим словом расслабленный тотчас облегчился от ноши своей, и тело его восприяло здравие. И так да прибегает к Нему всяк, кто хочет. Один пусть взывает: Cыне Давидов, помилуй мя! . И когда, услышав то, Он спросит: что хочеши, да сотворю тебе , пусть отвечает: Господи, да прозрю , - и тотчас услышит от Господа: прозри , и прозрит (Мк.10,48)(и далее). Другой пусть говорит: дочь моя , душа, жестоко беснуется , и услышит от Него: Я приду и исцелю ее (Мф.15,22); (Мф.8,7). Если кто нерадив и не хочет сам о себе тещи ко Христу, по крайней мере когда увидит Его идущим к Себе и посредством учителей и проповедников Евангелия говорящим ему: следуй за Мною , пусть идет вслед Его, подобно Матфею мытарю (Мф.9,9), оставя мытницу свою, то есть любоимания. И я уверен, что Он сделает его из мытаря евангелистом. Хоть бы кто, подобно тридцатиосьмилетнему расслабленному, долгие годы лежал на одре сластолюбия и безпечности, и увидит, что Владыка Христос – или мысленно воздействием благодати, или в лице какого-либо духовного мужа, грядет к нему и говорит: хощеши ли здрав быти? – да восприимет тотчас слово с радостию и скажет: ей, Господи, хощу, но человека не имам, который вверг бы меня в купель покаяния; и если Господь скажет ему: встань, возьми одр твой и гряди вслед Меня , - да восстанет с готовностию и да грядет со тщанием по стопам Того, Кто так свыше воззвал его.
А если кто не хочет возлюбить Христа, как возлюбила Его блудница, или обратиться к Нему с теплым покаянием, как блудный сын, или притещи к Нему, как кровоточивая, то зачем еще непщует вины о гресех – придумывают предлоги к оправданию своего грехолюбия, - говоря, что которых предуведел Бог, тех и призвал? К тому, кто придумывает такие предлоги праведно сказать можно: воистину Бог, все от века ведущий прежде события, предвидел и тебя, что ты не захочешь послушать Его, когда Он позовет тебя, и не поверишь обетованиям Его и словесам; однако ж, несмотря на то, что знал сие, преклонив небеса, сошел на землю и соделался человеком по любви к тебе, - и теперь приходит туда, где ты живешь во грехах своих, каждодневно посещает тебя, иногда Сам в Своем лице чрез просвещение благодати Своей, а иногда чрез рабов Своих, призывает тебя, чтоб восстал ты от падения своего и от греха, в котором валяешься, и последовал Ему, восшедшему на небеса, и вместе с Ним вошел в Царство Его, но при всем том ты не хочешь того. Итак, скажи же мне, прошу тебя, кто виновник твоей погибели и твоего непослушания. Ты – непокоривый и нехотящий последовать Владыке своему, или Он, создавший тебя, и несмотря на то, что, яко всеведец, предвидел, что ты не послушаешь Его и пребудешь в своем жестокосердии и нераскаянности, все же позвавший тебя ко спасению? – Я уверен, что ты не решишься ответить, что Он виновник, а всячески сознаешься, что виновен во всем ты сам.
Предведение Божие не есть причина нашего ожесточения, а наша непокорливость. Бог все наперед знает, и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершилось пред лицом Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме, - первообразы всех вещей находятся там внутри. Но подобно тому, как царь земной на зрелище видит и пускающихся наперегонки, и вступающих в борьбу, но не он бывает причиною ни победы тех, которые из них окажутся победителями, ни поражения тех, которые окажутся побежденными, а ревность и старание победителей бывает причиною победы, и леность и нерадение побежденных бывает причиною их поражения: так рассуждай и о Боге. Он, после того как почтил нас самовластием и дал нам заповеди, научающие нас, как бороться с мысленными врагами нашими, оставил в нашей уже власти, противоборствовать ли диаволу и его побеждать, или предаваться безпечности и быть от него побеждаемыми.
Впрочем, и при этом Он не оставляет нас одних в борьбе, зная немощь человеческого естества, но Сам присущ нам бывает во время брани, вспомоществует нам, когда возжелаем бороться с врагом, и таинственно подкрепляет нас силою Своею, - так что более Он побеждает врага, нежели мы. Этого земной царь не может делать, потому что и сам, будучи человеком немощным и слабым, имеет нужду в помощи своих подданных. Но Бог, будучи всесилен и непобедим, вспомоществует тем, которые произволением своим хотят противоборствовать диаволу, и делает их победителями злого диавола. А тех, которые не хотят противоборствовать диаволу и бороться с ним, Бог не принуждает, чтоб не нарушить самовластия разумного естества нашего, которое Он создал по образу Своему, и не низвесть нас в чин безсловесных животных.
Итак, Бог видит нас свободно действующими, подобно тому, как земной царь видит подвизающихся на зрелище. Но земной царь не знает наперед, какие победят и какие побеждены будут, пока не увидит тех и других на деле в конце зрелища. Почему хотя и готовит наперед венцы, но не знает, кому их придется дать. А Царь Небесный прежде века знает и тех, которые имеют победить, и тех, которые имеют быть побежденными. Почему и сказал тем, которые просили, чтоб один сел одесную, а другой ошуюю Его во славе: не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20,23). Это самое знал и божественный Павел, и праведно написал: ихже предуведе, тех и предустави … А ихже предустави, тех и призва, а ихже призва, сих и оправда (Рим.8,29-30). Таким образом, не предведение Божие есть причина победы тех, которые имеют победить собственным произволением и рвением, или поражения и падения тех, которые имеют побеждены быть и пасть по нерадению и лености, но свободное произволение тех и других: ревность и мужество есть причина победы, а нерадение и разленение – причина падения и пагубы. Итак, когда предаемся мы нерадению и творим хотения плоти и мира, не следует нам говорить, что которых предуведал Бог и определил, те и спасутся, сами не понимая что говорим. – Да, правду говоришь ты, что Бог предуведал, что ты будешь ленив, безпечен и нерадив, но не определил и не постановил, чтоб ты не имел власти покаяться, если захочешь, встать с одра безпечности и возревновать о спасении. Если будешь это говорить, то будешь тем утверждать, будто Бог лжив есть. Ибо, когда Господь говорил: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9,13), ты некоторым образом противное тому говоришь – тем, что не хочешь покаяться по злоумию своему, и чрез то как бы хулу изрыгаешь, будто неложный Бог изрек нечто ложное. Ты придумываешь такой предлог, что-де те, которые имеют покаяться, предопределены, - так те пусть и каются, которые предуведаны и предопределены; я же не из числа их. – О, горе душе, которая высказывает такие предлоги! Горе ей, потому что она хуже и самих бесов! Слыханное ли дело, чтобы бесы когда-либо произносили такое слово? Теперь уже нечего нам охуждать бесов, потому что вот и душа человеческая нашлась такая, которая изобретает злохуления, худшие бесовских.
Откуда же это ты, человече, узнал, что ты не из числа предуведенных и предуставленных – сообразными быть образу Сына Божия (Рим.8,29)? Скажи мне, кто сказал тебе это? Может быть Бог открыл тебе то особо, или Сам от Себя прямо, или чрез какого-либо пророка, или чрез Ангела? Нет, говоришь, это я сам собою придумываю, что – ну-ка я не предуведен и не предуставлен быть спасенным, так весь мой труд и пропадет даром. – О неразумный человек! – И почему бы тебе не держать лучше в уме своем, всею душою твоею, что Бог послал Сына Своего Единородного в мир и для тебя, для твоего собственного спасения, потому что предвидел и предопределил быть тебе братом и сонаследником Ему? А, держа сие в мысли, не усердствовать и не ревновать возлюбить Его всею душою и исполнять заповеди Его? – Вот и был бы спасаемым. Уверовав так, как мог бы ты далее не веровать, что Тот, Кто тебя ради заклался на крест, никогда не захочет оставить тебя, никогда не попустит погибнуть тебе? Или не слышишь, как Он Сам говорит: мать забудет порождение чрева своего, а Я не забуду тебя (Ис.49,15)? Если же ты сам себя делаешь недостойным Царства спасаемых и произвольно худыми делами отделяешь себя от спасаемого стада овец Христовых, сам и смотри, никто другой не виноват в твоей погибели, кроме тебя самого.
Итак, братия мои, отринем всякое неверие, сомнение и леность, прибегнем ко Христу от всего сердца с непоколебимою верою и теплым расположением, как рабы, купленные безценною Кровию Его; возблагоговеем пред сею Пречистою Кровию, данною в цену и искупление за нас; возлюбим Владыку нашего Христа, давшего ее для искупления нашего, и воспримем безмерную Его любовь, какую и имеет Он к нам, удостоверившись, что если б не хотел Он спасти всех нас, искупленных честною Кровию Его, то не сошел бы на землю и не захотел бы быть закланным за нас. Ибо, как написано, желая всем спастися, соделал Он то, что соделал – и человеком стал, и распялся, и умер, - все для спасения всех нас. Послушай Его Самого, что говорит: Я пришел, говорит, не судить мир, но спасти мир (Ин.12,47).
Адам, еще будучи в раю, был призываем Богом к покаянию, когда Бог сказал ему:
Адам, где ты? и: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть? (Быт.3,9,11). Но он не хотел покаяться, восплакать и взыскать прощения, а что делает? Выставляет жену причиною своего неразумия и греха, - за что со всею правдою изгоняется из рая. Поелику Адам не восхотел тогда покаяться, - и это по наущению злого духа, то Бог, пришедши на землю, всех потомков его призывает к покаянию, говоря: покайтесь, приблизилось Царство Небесное (Мф.4,17). Приблизилось , - пред дверьми сердец ваших и уст ваших стоит. Отверзите верою сердца свои, и оно внидет внутрь вас. Тогда разверзется язык ваш и вы начнете петь: видехом свет истинный, обретохом веру истинную, прияхом Духа Святого, имеем, стяжали в сердцах наших сокрытую жизнь вечную. Припомни, как все было. Сперва позвал Бог иудеев, но они не хотели идти; потом стал звать чрез Сына Своего все языки, и они послушали и притекли к Нему, - что и означает сказанное Им в притче относительно Апостолов: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя, и слепыя и хромыя введи семо (Лк.14,21), - где под городом разумеется мир весь, под распутиями и стогнами – роды языков, во всех странах живущие, под нищими, бедными, слепыми и хромыми – ослепленные богоневедением и сокрушенные многими и разными падениями и грехами. Итак, всех призывает Бог, от востока до запада, и иудеев и еллинов.
Бог предвидел и упорство, какое имели показать иудеи неверием, и обращение, которое имели явить языки верою; при всем том от века предопределил, что все, которые захотят, иудеи ли то или еллины, все, которые захотят уверовать и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, и вкушать Пречистое Тело Сына Его, и пить Честную Кровь Его, - все такие будут оправданы и очищены от грехов и сделаются причастниками жизни вечной, как сказал Сам Владыка всяческих: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6,54). – Так вот, брате мой, предуведан и ты Богом и предопределен, и оправдан, и на жизнь вечную позван верою во Христа и святым Крещением, и введен не в чувственный рай, в какой введен в начале первозданный, но на небо, ко благам, сущим на небесах, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2,9).
Трудись же теперь в добродетелях и храни заповеди Божии, или, лучше сказать, храни себя самого посредством заповедей, чтоб не преступить ничего из того, что заповедал тебе Бог, и не пострадать за то того же, что пострадал Адам, или даже большее того, теряя большие и небесные блага. Не предпочитай им ничего земного, и да не возобладает сердцем твоим никакое похотение вещей тленных и привременных, да не обнажишься от славы, коею прославлен ты во Христе, чтоб некогда, как не имеющего одеяния брачного, не связали тебя по рукам и ногам и не ввергли во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов.
Вера во Христа есть новый рай, и Бог от сложения мира провидел всех, которые уверовали и имеют уверовать в Него, коих и призвал и будет призывать до скончания мира, призвав – оправдал и будет оправдывать, оправдав – прославил и будет прославлять, показывая их сообразным образу славы Сына Своего чрез святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно соделывая их сынами Божиими и претворяя их в новых из ветхих и в безсмертных из смертных, с возложением на них и заповедей, подобно как возлагал на Адама. Таким образом, которые будут соблюдать заповеди до конца жизни, те воспримут потом и все блага, им предуготованные, а которые окажутся презрителями заповедей, нерадивыми и неблагодарными к Благодетелю своему, те ниспадут от благ тех, как ниспал и Адам из рая. И это постраждут они не потому, что таким быть предопределил им Бог, а от своего собственного неразумия и злоумия. Посему Бог положил и среди сего рая, то есть посреди сонма верующих, или посреди Церкви, спасительное дерево покаяния, чтоб те, которые, по своему нерадению впадая в грехи, испадают от жизни вечной, опять посредством покаяния возвращались к сей жизни, еще в светлейшей и блистательнейшей славе. Ибо если б не благоволил устроить сие для нас человеколюбивый Бог, не благоволил то есть даровать нам покаяние, то не спасся бы ни один человек. Оставим же всякую другую заботу и одно восприимем попечение о том, чтоб достодолжно каяться, сколько достанет у нас сил на то, да сподобимся и настоящих, и будущих благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки веков. Аминь.
к оглавлению