|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди
к оглавлению
Синаксарь в субботу мясопустную
Стихи:
Не воспоминай прегрешений умерших слове,
Благия твоя щедроты мертвы не показуяй. |
Стихи:
Не вспомяни прегрешений умершим, о Слово!
Милость благую Свою чуждою смерти яви. |
В сий день память от века благочестно скончавшихся человеков всех, божественнейшии отцы узакониша совершати, вины ради сицевы. |
В этот день божественные отцы установили память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине. |
Понеже бо нецыи безгодную многажды на странстве подъяша смерть, в мори же и непроходных горах, стремнинах же и пропастех, и пагубах, и гладех, и запалениях, и ледах, и бранех, и студенях, и иния всякия смерти претерпевше: равно же и убозии суще, и немощнии, и узаконенных псалмов и песней памяти не получиша: человеколюбне Божественнии отцы движими общно память сих всех творити соборней Церкви узакониша, от священных апостол приемше, да и узаконенных по части неким случаем не получивше, ныне общею памятию и сии поминаются: показующе, яко и яже о них бываемая, велику тем ходатайствуют пользу. По единому убо образу сице Божия Церковь память сотворяет душам. |
Поскольку многие безвременную кончину нередко на чужбине принимали, а также на море, в непроходимых горах, на кручах и в пропастях, от моровых поветрий, войн, пожаров, стужи и всякую иную претерпевали смерть, или, будучи нищими и недостаточными, равным образом не получали по исходе установленного псалмопения и поминовения то божественные отцы, движимые человеколюбием, назначили Вселенской Церкви всех их память совершать, приняв по преемству от апостолов, чтобы всякий, кто из-за некоего обстоятельства не получил положенного по отдельности, был бы с тех пор в общее сие поминовение включен. Еще указывали они, что все, ради таковых совершаемое, самим ходатаям доставляет великую пользу. Так совершает Церковь Божия поминовение отшедших душ по единому образу. |
Второе же, понеже второе Христово пришествие положити на утрешний день хотяху, прилично и душам память сотворяют: якоже убо страшнаго судию и необиновеннаго умоляюще, обычную милость к ним употребити, и обетованней тех учинити пищи. |
Далее, поскольку отцы намеревались предложить назавтра Второе Христово пришествие, вполне уместно было души усопших накануне поминать, как бы умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию, чтобы Он поступил с ними по обычному Своему милосердию и обещанного наслаждения удостоил. |
Инако же, и Адамово изгнание святии хотяще в приидущую изложити неделю, якоже некое покоище предъумышляют. И конечнее всех, еже по нам, настоящим ныне упокоением, да оттуду яко из начала начнут. Еже бо последнейшее всех от нас поживших от неумытнаго Судии будет испытание, и да человеки сими устрашивше, к поста подвигом сотворят благоудобны. |
С другой стороны, желая следующее воскресенье Адамову изгнанию посвятить, святые представляют наступающее ныне смертное упокоение концом всех наших дел, чтобы отсюда начать как бы сначала (ибо последним из дел, до нас относящихся, будет испытание неподкупным Судией всего совершенного нами за прожитую жизнь) и чтобы человеков, устрашенных напоминанием о нем, сделать более расположенными к подвигам поста. |
В субботу же присно душам память творим, яко суббота упокоение знаменует еврейски. И умерших убо, яко от житейских и прочих всех упокоившихся и в покоищнем дни, за них мольбы творим, еже убо и на всяку удержася бывати субботу: а еже ныне соборне поминаем, за всякаго молящеся благочестиваго. |
А в субботу поминовение душ всегда совершаем мы потому, что «суббота» по-еврейски и означает «упокоение». Итак, поскольку умершие упокоились от житейских и всех прочих дел, то мы творим молитву о них хотя бы в день упокоения от повседневного, и это утвердилось за всякой субботой. В нынешнюю же субботу поминаем их в совокупности, молясь за всякого благочестивого. |
Ведуще убо божественнии отцы, яко яже за усопших бываемыя памяти, глаголю, милостыни и службы велику тем подают ослабу и пользу: и особне и обще сие церкви творити поущают, от святых апостол сие приемше, яко речеся. Якоже и Ареопагит глаголет Дионисий: яко пользуют душы о них бываемая. |
Ибо и божественные отцы, зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов, как уже было сказано и как говорит также Дионисий Ареопагит. |
Яве убо и от иных многих. Но и от повести по святому Макарию, иже мужа нечестива еллина суху лбину на пути мимоходя обрет, вопрошаше: аще некое когда во аде утешения чувство имут? Тая же отвеща: многу тем ослабу имети, внегда за усопших молишися отче, рекши. Бяше бо сие творя великий и моляся Богу, уведати желая, аще польза некая преждеусопшым отсюду бысть. Но и Григорий беседовник[1], молитвою царя Траиана спасе, слышав от Бога, никогдаже ему о нечестивем молитися. Ей убо, и богомерзкаго Феофила Феодора[2] царица святыми мужми и исповедники от мучений исхити и спасе, якоже повествовася[3]. Составляет же о усопших даяния яко благая, и Богослов Григорий в надгробнем слове, еже к Кесарию брату. |
А что молитвы за души умерших приносят им пользу, известно и из другого многого, в том числе и из повествования о святом Макарии. Сей муж, найдя на пути голый череп нечестивого язычника, спросил, ощущают ли пребывающие в аду когда-нибудь облегчение. И череп отвечал: «Многое облегчение имеют они, когда ты, отче, за усопших молишься». Ибо Макарий Великий творил сие и Богу молился, ища узнать, бывает ли отсюда какая польза усопшим. Также Григорий Двоеслов[1] спас молитвой царя Траяна, хоть и услышал от Бога повеление в другой раз не молиться о нечестивом. Вот и богоненавистника Феофила царица Феодора[2], как повествуется[3 ]молитвами святых мужей и исповедников от мучений избавила и спасла. Как на благие, указывает на молитвы об усопших и Григорий Богослов в надгробном слове к брату его Кесарию. |
Великий же Златоуст, еже к филипписиом, тако рече: умыслим отшедшым пользу, дадим им приличное поможение, милостыни, глаголю, и приношения[4]: ибо великую отраду сим вещь приносит, и наипаче приобретение и пользу. Ни бо всуе, якоже ключися, сия узаконоположишася, и Божией Церкви от его всемудрых ученик предашася, еже на страшных тайнах память творити священнику о усопших в вере. И паки: во твоем учинении, с чады и сродники снаследника да имать писание твое, и судиино имя: и память ти да не безчаствует нищих, и аз сим споручник. |
Великий же Златоуст в толковании на Послание к Филиппийцам говорит: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (я разумею милостыню и приношения[4]), ибо дело это приносит им многую выгоду, несомненную прибыль и помощь. Ибо это не без цели, не случайно законоположено и Церкви Божией предано от премудрых учеников Его, чтобы иерей за страшными Тайнами совершал память усопших в вере». И еще: «В твоем завещании наряду с детьми и сонаследниками из родных пусть содержит запись твоя имя Судии, и да не будет лишена она памятования о нищих, а я поручитель их». |
Глаголет же и великий Афанасий: аще и на воздух во благочестии скончавыйся положен бысть, не отрицайся масла и свещ, Христа Бога призывая, на гробе запалити: приятна бо суть сия Богу, и многое сия приносяща воздаяние. Аще убо грешен умерый, да разрешиши его прегрешения: аще ли же праведен, да мздам приложение будет: аще же негли кто странен и нищ сый, не имать о сих пекущагося: но Бог Праведен и Человеколюбец сый, намерит и оному за нищету, яко весть, равну милость. Инако же, и приносяй за сицевыя, мзды сопричаствует, яко любовь о спасении ближняго показуяй. Якоже иного помазуяй миром, он себе прежде благоухает, якоже и повеленная, и заветы в сицевых. Не исполняющии же, суд всячески имети будут, дондеже убо второе приидет Христово пришествие. Елика убо за усопших бывают, пользу дают, якоже божественнии отцы глаголют: и наипаче малая некая соделавшым благая, егда с живущими бяху сопричтени. Аще убо и некая [суть] яко долгов к целомудрию многих, Божественное глаголет писание, но Божие человеколюбие яко на множае побеждает. Аще бо равный вес обрящется добрых и гнусных, побеждает человеколюбное. Аще же и мало что злых мерило отягчается, преодолевает паки преблагое. |
И Афанасий Великий говорит: «Даже если на воздух распался скончавшийся в благочестии, не отказывайся, призвав Бога, доставить к месту погребения елей и свечи, ибо это приятно Богу и великое приносит воздаяние: если умерший был грешник к разрешению его прегрешений, если праведник к увеличению награды; если же кто, бездомным будучи, а равно и бездетным, не имеет никого, могущего о деле сем позаботиться, тогда Бог, праведный и человеколюбивый, воздаст такому за его скудость, как знает, соразмерной милостью». Но и совершающий приношение за таковых приобщается воздаянию как явивший любовь ради спасения ближнего, подобно тому, как помазующий другого миром прежде сам обоняет его аромат. А потому не исполняющие поведенного и завещанного об этом непременно понесут осуждение. Пока же не настало Второе Христово пришествие, все ради усопших совершаемое, как говорят божественные отцы, доставляет пользу, особенно тем из них, кто, состоя в числе живых, хоть малое какое добро сотворили. И хотя Божественное Писание для вразумления многих и подразумевает за ними нечто наподобие долга, но большей частью побеждает человеколюбие Божие. Если равным окажется вес доброго и постыдного, то превозмогает человеколюбие, если же чаша весов некоей малостью злого преклонена, верх берет, опять-таки, превосходящая благость. |
Ведомо же буди, яко познают тамо друг друга вси, яже знают же, и яже никогдаже видеша, [якоже Божественный глаголет Златоустый, от притчи к богатому и Лазарю сие составляя], обаче не телесным неким образом: един бо возраст вси, и яже от бытия познания приимут: зрительным же оком душевным, яко и Богослов в надгробнем слове к Кесарию глаголет: тогда, глаголя, Кесариа узрю светла, славна, яков ми во сне многащи явилася еси, братий любезнейший. Великий же и многий Афанасий, аще и не глаголет сице в словесех ко князю Антиоху, но в слове о усопших глаголет: яко и даже до общаго воскресения, дадеся святым друг друга познавати и свеселитися: грешнии же и сего лишишася. Святым же мучеником, и яже от нас творимая назирати дадеся, и посещати. |
Надлежит знать, что там все друг друга узнают и знакомые между собою, и никогда друг друга не видевшие (как говорит божественный Златоуст, выводя это из притчи о богатом и Лазаре). Узнают однако, не телесным образом ибо все будут одного возраста и врожденные признаки свои утратят но прозорливым оком души, как говорит Григорий Богослов в надгробном слове к Кесарию: «Тогда Кесария узрю светлым и прославленным, каким ты, из братьев наилюбимейший, многократно являлся мне во сне». А великий и многочтимый Афанасий Великий, если и не утверждает это в обращении к градоначальнику Антиоху, то в «Слове об усопших» говорит, что святым даже до общего воскресения дано друг друга узнавать и вместе радоваться, грешники же и того лишены. И святым мученикам дано обозревать и наблюдать наши дела. |
Тогда же друг друга вси познают, егда и сокровеная всех явятся. |
Прочие же тогда узнают друг друга, когда у каждого сокровенное его обнаружится. |
Ведомо же буди, яко ныне в неких местех отлученных душы святых пребывают, и грешных паки особь: овии упованием радующеся, овии же злых чаянием печалующеся. Не взяша бо святии обетования благих и еще, якоже глаголет божественный апостол, Богу лучшее нечто о нас предъуведевшу, да не кроме нас совершатся. |
Да будет же известно, что души праведных ныне пребывают в неких особых местах, отдельно от душ грешных: первые радуются в надежде (блаженства), другие скорбят в ожидании вечных мук. Ибо святые еще не получили обещанного (блаженства), как говорит божественный апостол, ибо Бог предопределил нечто лучшее для нас, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11,39-40). |
Подобает же ведати, яко не вси в пропасти впадающии, и во огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени и глад, по повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова бывают по благоволению, ова же по попущению: другая же и ведения ради и прещения, и уцеломудрения иных бывают. И предразумительным убо словом весть вся и знает, и волею его бывают, якоже и о птицах глаголет Святое Евангелие. Не определевает же сице быти, кроме некиих, вкупе еже деятися по случаю, овому убо удавитися, овому же умрети, и овому убо стару, овому же младу: но единою определи соборное человеческое время, и толикия смертей образы, внутрь убо толиких времен, различны смертей образы наносятся. Не убо исперва повелевающу Богу, знающу убо к жительству единаго коегождо, совет Божий, время же и образ смерти его сокращает. |
Надлежит знать, что души святых пребывают ныне в светлых неких местах, души же грешников особо от них[5], и первые радуются в уповании будущих благ, вторые печалятся в ожидании страшного. Ибо святые не получили еще всех обещанных благ, поскольку, как говорит божественный апостол, Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11,40). Но должно иметь в виду, что не все падающие с горных круч, истребляемые огнем, морем и другими ранее названными смертными бедами, а также холодом и голодом претерпевают это по Божию велению. Ибо определения Божий таковы, что из них одни бывают по благоволению, другие по попущению, третьи и ради испытания, и ради устрашения, и ради вразумления. И Бог прозревающим Своим разумом все видит и познает, и все по воле Его бывает, как и о воробьях говорит Он в Святом Евангелии (Мф.10,29). И, кроме некоторых случаев, не так определяет Он, чтобы одному при конце его удавиться досталось, другому своей смертью умереть, и этому стариком, а тому младенцем, но единожды установил всечеловеческое время жизни и столь многие виды смерти. Однако разные виды смерти в столь же разные времена Богом наводятся. Ведь Он не от начала устанавливает предел [всякому отдельному бытию], хоть и знает его наперед, но замысел Божий время и образ смерти каждому соответственно образу жизни его намечает. |
Аще ли же предъопределение жизни, глаголет великий Василий, но земля еси, и в землю отидеши гадательствуется. Глаголет бо апостол к коринфяном пишя: (Зачало 149.) зане недостойне причащаетеся, сего ради в вас мнози немощни и нездрави, и спят довольно, сиречь, умирают мнози. И Давид глаголет: (Пс. 101 и 38.) да не возведеши мене в преполовение дней моих, и измерены положил еси дни моя. И соломон: сыне, чти отца твоего и матерь, яко да будеши многолетен. И паки: да не умреши не во время. И во Иове, ко Елифазу Бог глаголет: (Иов. 42) потребил бых убо вас, аще не за Иова раба Моего, якоже показуется, не пределу быти жизни. Аще же кто сие глаголет: предел ми разумевай Божий, волю его: емуже бо хощет, прилагает, умаляет же другаго, вся к пользе устрояя, и егда восхощет Бог, усмотряет и образ тогда и время. Предел убо когождо жизни есть, якоже великий глаголет Афанасий, воля и совет Божий, сим словом и глубиною судеб твоих Христе, исцелиши. И еже Великаго Василиа смерти глаголюща наводятся, пределом жизни скончавшымся, пределы же жизни, волю глаголем Божию. аще бо предел есть жизни, чесо ради молимся Богу, и врачем и за дети молимся? |
Если же Василий Великий упомянул о предопределении жизни, то сделал это, имея в виду речение: Земля ecu, и в землю отыдеши (Быт.3,19). Апостол же, пиша к коринфянам, говорит: поскольку вы недостойно причащаетесь, то оттого многие из вас немощны и больны и немало спящих (1 Кор.11,30), то есть многие умирают. Вот и Давид восклицает: Не возведи мене в преполовение дней моих (Пс.101,25), а также: Се пяди положил ecu дни моя (Пс.38,6). И Соломон: «Сын, почитай отца твоего и мать, дабы были дни твои многи» (ср.: Притч.4,10), а еще: «да не умрешь не своею смертью» (Еккл.7,17). И в книге Иова Бог говорит Елифазу: «Истребил бы Я вас, когда бы не Иов, служитель Мой» (ср.: Иов.42,8). Тем самым указывается, что нет предела жизни, а если кто о таковом говорит, то разумей предел Божий волю Его, ибо Он кому хочет прибавляет, у иного же убавляет, все устрояя к полезному. И когда захочет Бог, тогда устрояет и образ, и время кончины.
Итак, «предел жизни для каждого, говорит Афанасий Великий, воля и замысел Божий, и таковым определением и глубиною Твоих судов Ты исцелишь, Христе!» И по слову Василия Великого, смерть тогда наводится, когда пределы жизни исполнились, а под пределами жизни разумеем волю Божию. Ибо если есть предел жизни сам по себе, то отчего в Боге и врачах имеем нужду, и за детей молимся? |
Ведати же и сие подобает, яко крещеннии младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут. |
Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут. |
Исходящи убо душа от тела, ни едино попечение здешних имать, но о тамошних присно печется. |
Исходящая из тела душа никакого попечения о здешнем не имеет, но всегда печется о тамошнем. |
Третины убо творим, яко в третий день человек вида изменяется. Девятины яко тогда все растичется здание, храниму сердцу единому. Четыредесятины же, яко и самое сердце тогда погибает. И рождение бо сице происходит: в третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется в плоть: в четыредесятый же в совершенный вид воображается. за сию вину душам память творим: |
А третины совершаем потому, что в третий день человек изменяется по виду; девятины потому что на девятый день распадается все телесное здание и сохраняется лишь сердце; сороковины же потому что и само сердце тогда погибает. Ведь так и рождение происходит: на третий день сердце образуется, на девятый сгущается зародыш в плоть, на сороковой в окончательном своем виде как человек запечатлевается. |
яже в Праведных твоих селениих учини Владыко Христе, и помилуй нас, яко един безсмертен, аминь. |
Учини, Владыко Христе, души прежде усопших в обители праведников и помилуй нас, ибо Ты Один бессмертный. Аминь. |
[1] Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (+ ок. 604 г., память 12 марта). В некоторых ранних житиях свт. Григория Двоеслова имеется рассказ о том, как душа императора Траяна была "крещена" в аду слезами святителя. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не был услышан. "Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения это крещение слезами", говорят авторы жития.
[2]Праведная Феодора, царица Греческая (+ ок. 867 г., память 11 февраля) супруга императора-иконоборца Феофила, не разделявшая иконоборческой ереси своего мужа и после его смерти восстановившая почитание святых икон. Ее житие повествует о том, что «по совещании со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную».
[3] См. синаксарь в Неделю Православия.
[4]Просфоры и вино для литургии.
[5]Вариант перевода «сообразно с их участью».
к оглавлению
|
|