|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди
к оглавлению
Синаксарь в субботу Сырной седмицы, всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
Стихи:
Душам праведным, ихже присно память пребывает,
Жертвы покаяния приношу словеса. |
Стихи:
Праведных душам, чья память вовек пребывает
Слов приношенье взамен возлияний обычных творю. |
В сий день память совершаем всех в пощении просиявших святых, мужей же и жен: помалу бо предводительными нас праздники, богоноснии отцы наставивше, и готовы пред'устроивше в поприще, и пищи и сытости отведше, и будущаго Суда страхом нас наказавше: сыроястною же седмицею яко должно пред'очистивше, приятно два пощения положиша посреде[1], да по малу нас к нему возбудят. Се и преподобно вся пожившыя, и инако, болезньми многими и труды, мужы же вкупе и жены, посреде предпоставиша, яко да памятию тех и борении, сильнейша нас сотворят к поприщу, имущих онех житие, образ некий и путь.И еже от онех пособие и помощь приемлюще, к духовным подвигом влечемся, помышляюще, яко и тии тогожде нам естества общишася. Якоже бо воеводы воинством ополченным, и уже по чином стоящим, словесы и образы и древних мужей поминании, изрядно воевавших и храбровавших своя вои обощряют, и отсюду они укрепляеми, победы надеждею вседушно ополчаются. Тако и ныне богоноснии отцы мудре содевают: мужеский бо пол и женский, преподобне пожившими, к духовным подвигом укрерльше, сице к постному предводят поприщу, яко да к первообразному, незлобивому онех мы взирающе житию, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть. Предводительне убо любовь, и еже со умом бываемое ошаяние безчестных дел и деяний. И пост сей, не снедение убо точию, но и языка, и ярости, и очию, и просто рещи, всякого зла праздность и отчуждение. |
Ибо богоносные отцы, предыдущими праздниками постепенно нас научив и к пути приуготовив, от услаждения и объядения отклонив и страхом грядущего Суда наставив, да притом и сырной седмицей очистив как должно, своевременно предложили два однодневных пощения[1], чтобы поощрить исподволь и к самому Великому посту. И вот представляют здесь же всех преподобно поживших иначе говоря, во многих болезнях и трудах мужей и жен, надеясь утвердить нас воспоминанием о них и их борениях, дабы мы, имея таковое житие образцом и проводником, укрепились на предлежащее поприще и, встретив у них содействие и помощь, приступили к духовным подвигам, памятуя, что и они общего с нами естества. Как военачальники, когда войско уже построено и в боевой порядок развернуто, воинов своих воспламеняют речами, примерами и воспоминаниями о древних мужах, доблестно сражавшихся и выказавших храбрость, а те, укрепленные надеждой на победу, всей душой изготовляются к битве так ныне и богоносные наши отцы премудро действуют. Ибо они, чрез пример преподобно поживших укрепив мужское и женское естество на духовные подвиги, приводят этим то и другое на поприще поста, чтобы мы, рассматривая их чуждую нерадения жизнь как первообразную, упражнялись сколько есть сил в многовидных и разнообразных добродетелях, наиболее же в любви и разумном воздержании от неподобающих дел и поступков, да и в самом посте, который есть не только уклонение от снедей, но и укрощение языка, гнева, очей, а проще сказать отказ и отчуждение от всякого зла. |
Тоя ради вины святии отцы настоящую святых всех память зде учиниша, яже постом, и иными благими делы Богу угождшия приведше, поущающи нас образом сих к добродетелей поприщу, и доблественнеь на страсти и на демоны вооружитися, и некий образ подлагающе: яко аще и мы равное им тщание предложим, ничтоже претыкание будет содеяти, елика и они содеяша, и техже сподобитися честей: тогожде бо нам и сии общишася естества. |
По этой причине и учредили здесь святые отцы нынешюю память всех святых, предлагая нашему вниманию тех, кто угодил Богу постом, а также иными делами добрыми и благими, поощряя и нас по их образу вступить на поприще добродетелей и отважно вооружаться против страстей и демонов, наводя некоторым образом на мысль, что если и мы равное с ними усердие выкажем, то никакого не будет препятствия то же совершить, чего и они достигли и равной награды удостоиться, ибо и те нашей природе сопричастны. |
О сыроястней же глаголют нецыи: царю Ираклию[2] сию вчинити, мясоястну сущу прежде: на Хоздроа[3] бо и персы шесть лет воевав, обещася Богу, аще на онех укрепится, сию предложити, и посреде поста и пищи уставити, еже и сотвори.
|
О самой же Сырной седмице некоторые говорят, что ее ввел Ираклий[2], а ранее была она мясоястной. Провоевав шесть лет с царем Хосровом[3] и персами, дал он обет Богу, что если возьмет над ними верх, неделю ту изменит и назначит промежуточной между постом и изобилием яств, да так и сделал. |
Аз же мню, негли и сему ключившуся, святыми отцы умышлену быти и сию пред'очищения ради некоего, яко да от мяс и многоядения, абие в крайнее неснедение ведоми не тужим, и инако, телесным обычаем вредимся: но тихо и помалу мастящих, и сладящих отстояще, якоже кони некрепкоузднии отятою снедию, и брозду поста восприимем. |
Но хотя бы все и так произошло, думаю, что она и отцами задумана была как некое предочищение, чтобы мы, от мясной пищи и многоядения враз отведенные к крайнему воздержанию, не досадовали, а также и телесному состоянию своему не повредили, но, исподволь и понемногу удаляясь от утучняющего и услаждающего, приняли бы узду поста, как непокорные кони при постепенном сокращении корма. |
Яко бо о души притчами сотвориша, такожде и о телеси ухитриша, яже к посту претыкания помалу отсекающе. |
Ибо отцы как на душу воздействовали притчами, так и в отношении тела нужное изобрели, постепенно отсекая все помехи пощению.
|
Преподобных Твоих всех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. |
По молитвам всех преподобных отцов, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
|
[1] В среду и пятницу Сырной седмицы дни, когда устав церковной службы максимально приближен к великопостному (в частности, не совершается Божественная литургия), а единственная трапеза, хотя и не постная, допускается лишь после вечерни.
[2] Ираклий Византийский император (610641 гг.). Предпринимал попытки примирить учение Православной Церкви с монофизитами.
[3] Хозрой I, Великий Персидский царь из династии Сасанидов. Он взял в плен Крест Христов, Иерусалимского патриарха Захарию и многих христиан. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г.
к оглавлению
|
|