Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Иеросхимонах Антоний (Булатович)

Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     Заключение  
к следующей страницек следующей странице


XII. Божественная литургия есть поклонение Богу о Имени Иисусове

 

Служение, не воздаваемое твари, воздается Имени Божиему

Святая Церковь воздает Имени Божиему не только поклонение и славу, но и служение, как о том свидетельствует молитва св. Амвросия для иереев, готовящихся к служению Литургии: «Благоволи мне (Господи)... службы совершати священнодействие... служения примирения, ввереннаго мне, да не отречешися... Просим, Владыко, ... да Лицем светлым на достояние Твое, Имени Твоему Святому служения ожидающее, воззрети благоволиши». – Но служение, по-гречески Acttpia, относится только ко единому Богу. Итак, если святой говорит о служении Имени Господню, то не ясно ли из этого, что Он не отделяет Имени Господня от Господа и исповедует Его Самим Богом? И воистину такова есть Литургия: она есть служение Богу о Имени Иисусове; она есть поклонение Богу колен небесных, земных и преисподних о Имени Иисусове. Она есть образное написание и словесное изражение славы Имени Иисусова, и раскрытие таинственного значения Имени Иисус – «в Его воспоминание». Сие поклонение и служение Имени Господню завершается принесением в жертву за грехи мира Самого Агнца Божия и оживотворения себя причастием Его Тела и Его Крови. Его Литургия, как мы знаем, делится на Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Слава Имени Иисусова постепенно раскрывается образными воспоминаниями главных событий земной жизни Христа и дел Его, которыми прославилось Имя Его, и вся земная жизнь Спасителя живо воспроизводится пред духовными нашими очами. Этот предмет достаточно исследован, и о нем мы распространяться не будем, но мы желаем указать на то первенствующее значение, какое в Литургии имеет Божественная сила призываемого Имени Божия.

 

Входные молитвы и проскомидия

Пред началом иерей совершает «входную» молитву и затем входит в алтарь со следующими словами: «Господи, настави мя правдою Твоею... и да возвеселятся вси уповающий на Тя... и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящий Имя Твое».

Облачившись, иерей становится перед жертвенником, на котором все уже заготовлено и поставлено для жертвоприношения, и, помолившись о очищении себя, воспроизводит мысленно Имя Иисус следующими словами: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». – Затем иерей совершает первое общее благословение всего предложенного словами: «Благословен Бог наш», – то есть Именем Божиим, и знамением крестным во Имя Иисуса Христа. Затем лобызает в воспоминание Матери Божией Святую Чашу, в воспоминание яслей и поклонения сил небесных дискос, в воспоминание поклонения волхвов Богомладенцу звездицу, в воспоминание обрезания Господня и наречения Имени Иисус, а также в воспоминание оправдания Господом Имени Иисус смертию на Кресте – копие, и наконец, губу, в воспоминание страданий Господних на Кресте. По сем иерей приступает к уготовлению Агнца и это священнодействие начинает с троекратного наречения Имени Иисуса Христа над Агнцем, знаменуя при этом трижды верх просфоры копием крестообразно: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». – Это троекратное наречение Имени на Агнце есть первое благодатное освящение Агнца. Это священнодействие дополняется следующими призываниями Имени Иисусова, изрекающими главные свойства души Его и сопровождающими вырезывание Агнца из просфоры: «Яко Овча на заколение ведеся», «и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих», «во смирении Его суд взятся», то есть кротка душа Иисусова, и смиренна сердцем, и смиренномудро помышление Его, но «род же Его кто исповесть», ибо Он Бог, хотя и «вземлется от земли живот Его», то есть от Кровей Девичьих тело Его, затем «жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» и – «един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода». – Итак, все эти возгласы возводят ум наш от яслей Вифлеемских на Голгофу и от наречения Имени Иисус к оправданию сего Имени на Кресте. При словах: «яко вземлется от земли» – Агнец отделяется от просфоры и полагается на дискосе. При словах: «Жрется Агнец Божий» – Агнец переворачивается навзничь подобно тому, как Христос, когда положили Его на крест и пригвождали руки и ноги гвоздями. Затем Агнец переворачивается и, как бы так сказать, висит на кресте по водружении Креста с Распятым на нем на Голгофе. При словах: «Копием ребра Его прободе...» – Агнец прободается с боку копием и этим оканчивается словесное и образное исповедание над Агнцем Имени Иисусова, и с этого момента Агнец и вино в чаше есть всесвятейшая Святыня, освященная исповеданием Имени Иисусова, есть Сам Иисус по благодати, но еще не по существу. Перед тем как сказать: «И абие изыде кровь и вода» – вино и вода благословляются крестным знамением во Иисуса Христа и наливаются в чашу и суть такая же величайшая святыня, как и Агнец. После этого воспоминаются колена небесных, земных и преисподних, поклоняющихся Богу о Имени Иисусове. Имена Матери Божией и девяти чинов святых призываются над частицами, вынимаемыми из особых просфор, и полагаются по бокам Агнца; это есть колено небесных. Из особой просфоры вынимаются частицы за живых – это есть колено «земных»; из другой – частицы за умерших; это колено «преисподних», ибо кто из умерших сподобился пройти невозбранно по мытарствам и прешел «от смерти в живот»? Едва один из весьма многих, прочие же ждут страшного Суда или помилования прежде страшного Суда, находясь во власти князя преисподней. После этого дискос и чаша покрываются воздухами и покровом, причем изрекаются слова, прославляющие Имя Господне. Затем читается молитва предложения. Молитва эта начинается призыванием и исповеданием Имени Иисуса Христа, Который называется «Богом», «Небесным Хлебом», «Пищей всего мира», «Господом нашим», «Спасом», «Избавителем», «Благословляющим и Освящающим нас»; в конце же молитвы возглас: «Яко святися и прославися Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа». Ибо Оно есть святящее Дары. – Затем возглашается слава Имени Христа Бога и Имен и Святой Троицы и отпустительное благословение Именем Христовым – «Христос Истинный Бог наш» – и пр.

 

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных начинается с возгласа: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа», и подъемлется Евангелие, и им знаменуется крестовидно престол. Но, может быть, кто вопросит: Литургия совершается в воспоминание Господа Иисуса Христа и в славу Имени Его, но почему же не возглашается: Благословено Царство Иисуса Христа? – Ей, и это возглашается, но не словами, а образным действием: поднятием Евангелия, которое есть Сам Иисус Христос в словах Своих и во Имени Своем, и в образном написании Имени «Иисус», означая этим Евангелием крестное знамение. Прославление же словесное при этом действии Имени Отца и Сына и Святого Духа совершается во исповедание неотделимости Иисуса Христа и славы Его от славы Отца и Святого Духа. В этой части Литургии воспоминается земная жизнь Спасителя и учение Его. Песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий» есть опять-таки словесное изражение Имени Иисус. В молитве третьего антифона иерей тайно молится о даровании познания Истины и Жизни вечной людям ради призываемого Имени Господня, согласно данному Им обещанию исполнять прошения просящих во Имя Его: «Двема или трием, согласующимся о Имени Твоем, прошения подати обещавый». – Затем следует выход с Евангелием, и в царских вратах Евангелие подъемлется во образ вознесенного на крест Христа и возглашается «Премудрость».

Возглашая «Премудрость» и вознося святое Евангелие, иерей указывает людям, что сие Евангелие, то есть сии Слова Воплощенного и действия Его, в нем описанные, и суть Сам Он Бог Слово. Взойдя в алтарь, поклонившись и приложившись к престолу и к Евангелию, иерей тайно молится о даровании благодати достойно призвать Трисвятое Имя Господне. Люди же после входа с Евангелием воспевают Имена Богородицы и празднуемых святых и праздника словами тропарей и кондаков, по окончании которых иерей возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу», после чего поется Трисвятое Имя: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды) и «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»... и иерей тайно, обратившись к жертвеннику, глаголет: «Благословен Грядый во Имя Господне» – то есть благословен Иисус, пришедший прославить Имя Господне, как вопияли отроки Иерусалимские при входе во Иерусалим Господа; и, вспомянув исполнение того, что тогда просил Сын у Отца: «Отче, прослави Имя Твое» (Ин. 12, 28), иерей, обратившись к Горнему Престолу и созерцая Христа Седящего одесную Отца, тайно говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Посем снова возглашается: «Премудрость», и поются стихи прокимна, наконец, еще раз возглашается: «Премудрость», и читается Евангелие, после которого произносится сугубая ектения и ектения об оглашенных, сопровождаемая тайной иерейской молитвой и возгласом: «Да и тии с нами славят Пречестное и Великолепое Имя Твое». Этим возгласом ясно свидетельствуется, что служение верными Литургии есть не что иное, как «прославление Пречестного и Великолепого Имени Божия о Имени Иисуса Христа»; что это так, свидетельствует и то действие, которое сопровождает этот возглас: ибо в то самое время, как раскрывается антиминс, на котором изображено снятие со Креста и положение Иисуса во гроб, иерей, взяв в руки губку, делает ею крестное знамение над антиминсом, образно означая тем Имя Иисус. Затем следует 1-я тайная молитва о верных, после которой возглашается: «Премудрость», и призываемое в возгласе Имя Божие, и молитва о верных 2-я, тоже сопровождаемая провозглашением: «Премудрость», и призыванием Имени Божия: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» – и начинается Литургия верных и поется «Херувимская». Но возвратимся к таинственному слову – «Премудрость».

 

«Премудрость»

Этот возглас мы встречали на вечерне во время входа, перед прокимном, перед паремиями и перед отпустом и последним благословением Именем Божиим. На утрене этот возглас мы встречали в начале утрени перед прославлением Имени Святой Троицы, перед прокимном, перед чтением Евангелия, и наконец, перед последним благословением Именем Сый и Христос Бог. На литургии этот возглас мы видим перед прокимном, перед чтением Апостола и перед чтением Евангелия, и наконец, дважды перед отпустительными возгласами Имени Божия на литургии оглашенных. Итак, что же значит это слово – «Премудрость»? – Сын Божий и Слово есть Премудрость Отчая; энергия сей Премудрости есть членораздельное слово Премудрость, возвещенная людям или Самим Господом Иисусом, или рабами Его в Ветхом и в Новом Завете. Поелику Премудрость Отчая – Сын и Слово есть Бог, потолику, согласно учению Церкви, и всякая Богооткровенная Истина есть Бог и Премудрость. Итак, Премудрость и Бог суть все истины, возглашаемые в псаломских словах прокимнов. Премудрость и Бог есть всякое пророческое слово паремий. Премудрость и Бог есть всякая истина, Апостолами возвещенная. Премудрость и Бог есть Святая Евангельская Истина. Наконец, Премудрость и Бог есть всякое Имя Божие, почему перед тем, как призывать пред отпустом Имена Сый и Христос Бог, Церковь обращает особое внимание молящихся на Божественность этих Имен и Слов, говоря как бы так: Вонмите добре, псаломские слова, которые мы сейчас возгласим на прокимне, суть Сам Бог! Вонмите добре, Евангельские и Апостольские истины, которые мы сейчас будем читать, суть Сам Бог! Вонмите добре, Имя Сый и Христос Бог, Которые мы сейчас призовем, и всякое другое Имя Божие и Иисусово есть Сам Бог!

Итак «Премудрость», или по-гречески «София», есть Сам Бог, ибо, как мы знаем, отцы наши посвящали храмы Божий во Имя Премудрости Божией и этим ясно исповедали, что признают за Бога не только Само Существо Отца и Сына и Святого Духа, но и действие недоведомой Премудрости Божией, которую Бог отчасти открыл людям в Именах Своих, в Словах Своих и в делах Своих. Итак, Премудрость Божия есть Имя Божие, и поелику Имя Божие и Слово Божие образно явилось Исайи и Иезекиилю во образе Сына Человеческого, восседающего на четырех животных, потолику и во храмах Божиих, в коих, как сказал премудрый Соломон, живет Имя Божие, сверху под куполом обычно изображаются четыре Евангелиста: Иоанн – орел, Лука – человек, Марк – телец, Матфей – лев. Та же истина образно выражается и на царских вратах: Иисус есть «Дверь». Сей Иисус – Бог и Спаситель – был обещан, во-первых, прабабке Еве в Раю, и наконец, благовещен Архангелом Гавриилом Деве Марии Богородице. Имя Иисусово есть ключ Царствия Небесного, ибо вера во Имя Иисус Христово отверзает дверь в Церковь таинством крещения, которое отверзает ум к Божественному разумению. Царство Божие есть слово Божие, ибо так Сам Господь в Евангелии называет учение Свое (см. Мк. 1, 14; Мф. 4, 23; Мф. 9, 35; 13, 11).

И так как, следовательно, Царствие Божие и Дверь в Царствие Божие суть Евангельские слова Иисусовы, возвещенные четырьмя Евангелистами, и эти слова суть Сам Иисус Христос, Бог наш, восседящий на четырех Евангелистах, как на четырех животных, в видениях, виденных пророками Исайей и Иезекиилем, то поэтому на царских вратах и изображаются четыре Евангелиста. Затем обратите внимание на устроение Престола, и там вы увидите таинственное возвещение той же истины. На доске Престола на углах изображены всегда четыре Евангелиста, то есть четыре таинственных Животных, на коих восседает Премудрость Божия. Но что же именно полагается на Престоле? – Полагается Евангелие, то есть Слова Иисусовы, которые и суть Сам Бог (то есть духовно, конечно, а не чувственно), почему на доске Евангелия и изображен Иисус, а по углам четыре Евангелиста; полагается антиминс, который изображает идею спасения людей Богом смертию крестною, то есть образно написует Имя Иисус, и сия Истина Спасения, сие Имя Иисусово и есть Сам Бог, явившийся Исайи и Иезекиилю, восседящим на четырех животных, почему по углам антиминса, написующего Имя Иисусово, изображены четыре Евангелиста; полагается Крест, который есть образное написание идеи Спасения, то есть Имени Иисусова; наконец, на развернутом Имени Иисусовом – на антиминсе – пресуществляется Сам Царь Славы, и без святыни антиминса, который заимствует свою силу от Имени Иисусова и от освящения Архиерейского Именем Господним, не бывает преложения Даров. На подножии Святой Чаши, в которой почивают Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Христос Бог, опять же изображены четыре Евангелиста. Итак, что же иное свидетельствует всеми этими образами Святая Церковь, как не то, что в храме присутствует Сам Бог, явившийся некогда на престоле славы в видении Исайи и Иезекиилю, и сей Бог есть Имя Божие и Имя Иисусово, и Слова Божий, и Тело и Кровь Богочеловека.

 

Литургия верных

Литургия верных начинается с воспоминания Христовых страстей; Престол означает тогда как бы Голгофу, и иерей и люди, стоящие пред отверстыми царскими вратами и взирающие на распятие, возвышающееся над престолом, созерцают распятого и страждущего за грехи наши Христа. Эта истина и это воспоминание созерцаются вместе с людьми, молящимися в церкви, и всеми чинами Ангельскими, умно присутствующими при нашем Богослужении, которые, быв некогда личными свидетелями и созерцателями величия Голгофской жертвы, и по днесь с одинаковыми чувствами трепета и страха воспоминают висевшее и страдавшее на Кресте Божественное и непорочное Тело Христово и славят вместе с нами Бога, прославляя и поклоняясь Ему о Имени Иисус, которое Сын Божий оправдал на Кресте. Поэтому это воспоминание и сопровождается жалобным и умиленным пением' «Иже Херувимы тайно образующе», – то есть некогда тайно и трепетно окружавшие распятого Бога нашего Иисуса Христа, – «и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе», – то есть и в это страшное мгновение не соблазнившиеся, но продолжавшие и не прекращавшие трисвятое пение, то и мы да сознаем величие цены нашего искупления, отложив всякое житейское попечение, и да подымем на руки свои бренные Самого Христа Иисуса, Царя Небесного, седящего на Херувимах и ныне посреди нас благодатно присутствующего и присущего благодатно предложенному Агнцу, а посем и по Существу имеющему преложить его в Тело Свое, а вино – в Кровь Свою. Затем Святыня предложенных Даров образно погребается под покровом на Престоле, причем закрываются царские врата и задергивается катапетасма [201]. Затем воспоминается воскресение Христово, пришествие к ученикам Христа, «дверем затворенным», преподание «мира», троекратное вопрошение Им Петра: «любиши ли Мя». Обратим внимание на тот способ, каким преподается всем «мир»: не во Имя ли Иисусово преподается всегда священником мир? Не знамением ли креста, образно написующим Имя распятого Иисуса, и не перстным ли сложением во Имя Иисуса Христа сообщается мир? Тогда в знамение воскресения Христова и отваления камня и раздрания церковной завесы отдергивается катапетасма и читается Символ Веры над предложенными Дарами. Но что же есть это чтение Символа, как не исповедание Имени Божия? – Верую, что Имя Тебе есть единый Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, видимым всем и невидимым, и верую во второе Лицо Святой Троицы, что Имя Твое есть Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, Рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, Рожденный, Несотворенный, Единосущный Отцу, Им же вся быша... и пр.; что Имя третьего Лица Святой Троицы есть Дух Святый, Господь, Животворящий, от Отца исходящий и пр. Но, с другой стороны, чтение сего исповедания Имени Божия над предложенным Агнцем и Чашею не есть ли также исповедание веры и надежды на то. что сии предложенные Дары по освящении их сделаются и сами по существу тем, чем мы ныне именуем Сына, и будут иметь в себе по неотделимости и Отца и Святого Духа?

После этого воспоминания воскресения Христова последовательность воспоминаемых событий несколько нарушается, и мы возвращаемся к воспоминанию Тайной Вечери. Но чем же вынуждено такое строение Литургии, как не тем, чтобы сначала наиполнейше написать Имя Иисус, поскольку Господь оправдал его от рождения Своего и до воскресения из мертвых, и тогда, наиполнейшим образом исповедав и сознав Имя Господне, приступить к совершению Таинства и испрошению Хлеба с небес ради исповеданного и прославленного нами Имени Господня. Эта часть Литургии начинается с возглашения: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити». – Люди же отвечают: «Милость мира, жертву хваления». – Эти слова имеют таинственный и многоразличный смысл, и между прочим, тот, что этими словами люди как бы говорят так: испроси нам, священниче, от Господа сию милость, дабы мы возмогли в мире принести Ему словесную жертву хваления, то есть достойно призвать Страшное и Великое Имя Его над предложенными Дарами во освящение их. В ответ на это иерей преподает благословение и благодать во Имя Господне: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа (то есть благодать всего просить и все получать ради Имени Его), и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Лик отвечает: «И со духом твоим». Тогда иерей возглашает: «Горе имеим сердца». Лик: «Имамы ко Господу». Иерей: «Благодарим Господа». – И начинается величайшее священнодействие, а именно, великое призывание и исповедание Имени Божия.

Как мы имели случай говорить, самое великое ветхозаветное священнодействие состояло в том, что в день очищения первосвященник входил во Святая Святых с курением, кропил же*ртвенною кровию тельца для очищения себя над крышкой и перед Ковчегом, и наконец, произносил таинственное и великое Имя Иеговы, произношение которого не было ведомо никому, кроме первосвященника и посвященных в таинство сие, и потом приносил в жертву козла за грех. Нечто подобное видим и в Новом завете, но в безмерно большем размере. Предстоит приношение не козлей и тельчей крови за грехи людские, но Крови Воплощенного Сына и Слова Господа нашего Иисуса Христа. И не однажды в год, но каждый день; и не в одном только Храме Иерусалимском или в Скинии, но на бесчисленных жертвенниках. И вот теперь этот жертвенник или Престол церковный есть подобие древнего ковчега, на нем Святое Евангелие вместо древних скрижалей; на нем хранятся Святые запасные Дары – вместо чаши с манною, на нем крест – вместо расцветшего жезла Ааронова, над ним, как в древности над крышкою ковчега, произносится похвала и поклонение и служение не таинственному Имени Иеговы, но явленному Имени Иисус и явленному Имени Отца и Сына и Святого Духа, и престол не есть «Седалище Милосердия», как его именовали 70 толковников Бога невидимого, но Престол Бога и Господа Иисуса Христа, во Плоти существенно здесь сущего. Итак, подобно тому, как перед закланием жертвенного козла Первосвященник в день очищения сначала произносил над Седалищем Милосердия Имя Иеговы, так перед совершением таинства иерей ныне возглашает: «Благодарим Господа», и произносит в тайне великое Имя Божие: «Бог Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, Присносущий, Единосущный Сыну Единородному и Духу Святому, от небытия в бытие нас приведший, отпадших снова восставивший, долготерпевший, не взирая на нестерпимую греховность нашу, пока на небо нас не ю возведший, Царство будущее нам даровавший, Господь Сил, Которому предстоят тысячи Архангелов и тьмы Ангелов» [202]. – В то время, как иерей произносит это великое и таинственное Имя Бога во Святой Троице, люди, в свою очередь, воспевают единое Имя Святой Троицы следующими словами: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». – Иерей же, окончив молитву, возглашает, продолжая свою тайную молитву: «Победную песнь поюще (то есть Серафимы и Херувимы и силы небесные), вопиюще, взывающе и глаголюще». – Лик же продолжает возглас словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». – Этими словами славится страшное и славное Имя Иисуса – яко Бога, неразлучного от Святой Троицы, Которой Серафимы поют трисвятое пение, яко Господа Вседержителя, равночестного и единосущного Отцу, яко исполнившего небо и землю славою искупления Собою создания Своего, яко Того, кому Ангелы поют Осанна и благословляют Его, сошедшего на землю и прославившего Имя Божие, и паки грядущего во славе паки прославить Имя Божие не смирением Своим, но страхом и величием Божества. – Это таинственный смысл того, что поют люди, иерей же продолжает таинственное священнодействие произнесения Имени Божия, причем поднимает звездицу, покрывающую Агнца, и знаменует ею со сторон четырех ребр Агнца, как бы указывая тем, что сия слава и осанна не иному кому поется, но Тому, Кто со времени наречения Имени на вырезаемом Агнце во время проскомидии, благодатно в нем присутствует. Затем иерей продолжает прославлять Имя Бога – Искупившего нас Сыном, Возлюбившего мир Свой так сильно, что Сына Своего Единородного не пощадил, но дал, дабы всяк верующий в Него не погибал, но имел жизнь вечную; и благодарит еще и за то, что Сын исполнил о нас все Отеческое смотрение, и в ночь, в которую предал Себя за жизнь мира, законоположил нам Божественное Таинство Тела и Крови Своих. Таково таинственное призывание и прославление Имени Божия пред преложением Даров. Затем происходит само пресуществление, которому предваряет произношение слов Спасителя: «Приимите, ядите» и «пиите от нея вси», тайное воспоминание свящнником еще раз вкратце славы Имени Иисуса Христа словами: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», – и возношение жертвы со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Возношение предложенных даров руками священническими есть, по-видимому, установление ветхозаветное, завещанное Богом Моисею, дабы приношение Богу возносить и потрясать над жертвенником (см. Исх. 29, 24). Есть это также воспоминание вознесения Господня Тела на крест.

Возношение Даров сопровождается следующими словами и призыванием Имени Святого Духа: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святпаго на ны и на предлежащия Дары сия». – «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся» – трижды. По призвании Имени Святого Духа Святые Дары прелагаются словами молитвы, в коей Имя Святого Духа произносится над Предложением: «Преложив Духом Твоим Святым», и Дары трижды знаменуются крестным знамением с перстосложением во Имя Иисуса Христа, призывая тем образно над предложенными Дарами Имя Иисуса Христа. Так совершается безмерное и непостижимое для человеческого разума Таинство пресуществления хлеба в Тело Господне и вина в Кровь Господню ради призываемого Имени Господня, по заповеди Его просить и получать ради Имени Его. Что это так, что именно силою произносимого Имени Божия совершается Таинство, свидетельствует, как мы говорили выше, св. Кирилл Иерусалимский: «Хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы (то есть в тайных вышесказанных молитвах иерейских. – Прим. иеросхим. А.) были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания (то есть Святой Троицы и Святого Духа над Дарами и образно Имени Иисус в знамении крестном с перстосложением. – Прим иеросхим. А.) хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровию Христовою» [203]. Итак, совершилось страшное и великое таинство, принесена всеискупительная жертва за людей, и се, Сам Иисус во плоти пред нами! Тогда-то сбывается реченное Апостолом поклонение «о Имене Иисусове» вновь освященному Агнцу колен небесных, земных и преисподних, которых имена иереи поминают вслед за освящением Даров; и, во-первых, возглашается имя Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая невидимо с нами предстоит Сыну Своему, таинственно сущему во Агнце, и поклоняется Ему. Люди же поют славу имени Владычицы, восхваляя Ее песнею «Достойно есть». Иерей продолжает поминать колена небесных небожителей: Предтечу, Апостолов и всех святых, затем – земных и умерших, то есть преисподних, возглашает громко поминовение имени тех из колена земных, кои особо нуждаются в благодати Божией и от которых весьма зависит благоденствие всей Церкви: «В первых помяни Господи Святейший Правительствующий Синод, ихже даруй Святым Твоим Церквам... право правящих слово Твоея Истины». – Обратите внимание на эти слова: «Слово Твоея Истины». Что подразумевает под ними Церковь? Что значит – право править? Относится ли это к управлению церковному? – нет, ибо суд между людьми не есть «Слово Божественной Истины». Итак, остается отнести «Слово Божественной Истины» к самому Богослужению, о котором и молит Церковь, чтобы его право правило священство. Слово «Истины Твоея» есть слово истины о Боге, то есть Имя Божие; итак, о чем же молит Церковь, научаемая тому Духом Святым, как не о том, чтобы Господь сподоблял священству право править службы Имени Божию и достойно призывать Имя Божие. Что это толкование истинно, видно из логической связи сего возгласа с последующим: «И даждь нам единеми усты, и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепие Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем следуют прощения просительной ектений, оканчивающейся прощением неосужденно сметь призывать Имя Отчее и глаголать: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое». – Затем следует приобщение Святых Тайн, причем обыкновенно иереи, приобщаясь Честной Крови, говорят: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем выход с Дарами, затем воспоминание вознесения Господня на небо и перенесение Святых Даров на жертвенник, ектения благодарственная, и иерей закрывает антиминс и, подняв над ним Евангелие во образ Самого Христа, говорит: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» – и «с миром изыдем». – Молящиеся отвечают: «О Имени Господни». Тогда иерей выходит и благословляет Именем Господним, по подобию древнего благословения священников Израильских, благословлявших Именем Господним по совершении жертвоприношения; Имя Господне, которое иерей теперь призывает, есть: «Благословляющий благословляющих Тя, Господи, и Освящающий на Тя уповающих... Отец и Сын и Святой Дух». Люди в ответ на это благословение трижды благословляют Имя Господне: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века». Тогда иерей снова благословляет людей по примеру ветхозаветных священников, обратившись лицом к ним словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием», и паки славословит Имя Иисусово словами: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». – Люди же, выражая нераздельность славы Христа и Святой Троицы, славословят Имя Святой Троицы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веке веков. Аминь». – «Господи, помилуй» (трижды) и «Благослови», и, благословенные Именем Христовым, люди расходятся.

Таким образом, Божественная Евхаристия, как началась с воспоминания и благословения Имени Иисуса Христа на проскомидии, так и заканчивается благословением Его Имени: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века». – Не ясное ли дело, что это потому, что «о Имене Иисусове» совершилось поклонение Богу. – «Бог Господь, и явися нам» – или Еммануил, или Иисус, ибо сии имена равнозначущие.

 

 

[201] Катапетасма – завеса изнутри царских врат.

[202] Пересказ евхаристической молитвы на Литургии св. Иоанна Златоуста.

[203] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 1-е Тайноводственное Слово, 7 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 284.

 

 

 

 

 

 


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     Заключение  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова