Иеросхимонах Антоний (Булатович)Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус Загрузить всю книгу (может занять несколько минут) От редакции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... Оглавление От редакции I. Общий взгляд на ересь имеборствующих. Древнее почитание Имени Божия. Современное имеборчество. Анафемы, коим подлежат имеборствующие. Что есть энергия Божия? Св. Писание отождествляет веру в Господа Иисуса Христа и веру в Имя Его. Имеборцы приписывают чудеса не силе Божиего Имени, а силе человеческой веры. Учение имеборцев необходимо приводит к арианству. Дальнейшие следствия имеборчества. В имеборчестве содержится и несторианство. Четвероякая заповедь Спасителя. Таинства. Благословение. Тлетворные последствия имеборчества для веры в таинства. Вред, причиняемый имеборчеством подвижничеству. Ложность имеборческого учения об умной молитве. Имеборчество знамение последних времен. Необходимость настоящей работы. II. Свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что Имя Божие есть воистину Сам Бог. Утверждения имеборцев. Сущность Божия неименуема, но энергия Его может быть именуема. Истина о Боге есть энергия Его и, следовательно, Бог. Неименуемая сущность Божия именуется наименованием энергий Божиих. Различие наименований человеческих и наименований Божиих. Имя Божие обладает свойствами Божиими. Имя Божие есть Истина Живая. Имя Божие Сын Божий. Что значит наименование Сына Божия «печатью»? Постепенность откровения Богом имен Своих твари. Возрождение крещаемого совершается силою Имени Божия. Прочие таинства совершаются тоже силою Имени Божия. Неименуемый Бог именуется Сыном. Имя Божие неотделимо от Бога. Свидетельство св. Тихона Задонского о Божественности Имени Божия. Свидетельство о том же предмете о. Иоанна Кронштадтского. В каких смыслах должно утверждать Божественность Имени Божия? III. Имя Божие есть сама Божественная сила, но не сила посредствующая. Действенность Имени Божия. Возражения имеборцев. Учение об Имени Божием, как силе посредствующей, ведет к лютеранскому субъективизму. IV. Всякая молитва о Имени Божием деется. Имеборцы не считают Имя Божие необходимым для молитвы. Но даже для беседы с человеком требуется имя его как выражение его свойства. Тем более требуется знание Имени Божия, как истины о свойствах Бога, для беседы с Ним. Смысл заповеди о молитве «Духом и Истиною». Движение ума в молитве. Богодвижная молитва есть Бог. Попытка имеборцев подтвердить свое мнение о возможности молитвы без Имени. Свидетельство о. Иоанна Кронштадтского о том, что вера, требующаяся для молитвы, уже предполагает убеждение в нераздельности Имени и Именуемого. V. Исповедание Имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос. Св. Симеон Солунский. Св. Иоанн Златоуст. Св. Симеон Новый Богослов. Игнатий и Каллист Ксанфопулы и др. Св. Григорий Синаит. Преп. Никифор Афонский. Паисий Величковский. Бл. Василий. Богородица делательница созерцания молитвы. Борьба, которую выдержал Паисий Величковский за молитву Иисусову. Еп. Игнатий Брянчанинов. Преп. Серафим Саровский. О. Иоанн Кронштадтский. Заключение. VI. О значении и о Божественном достоинстве Имени Иисус. Имеборцы считают Имя Иисус меньшим всякого имени и приравнивают его к именам других Иисусов. Смешивать имена не должно. Свидетельство о сем Православного Катихизиса. То же Иоанна Златоуста. Кирилл Иерусалимский. Имя Иисус предвечно. Имя Божие и имена человеческие совершенно различны. Три основных свойства имен человеческих. Имя Иисус. Истинность Имени Божия. Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге. VII. Имя Иисус есть Имя Богоипостасное и есть Имя паче всякого имени. Имеборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисус. Животворящая сила Имени. Имеборцы напрасно упрекают защитников Имени в сливании Имени с Богом. Напрасен упрек в двубожии. Имя Иисус относится не только к человеческому естеству Богочеловека. Единство имен, свойств и существа Божиих. Свидетельство о сем св. Афанасия Великого. Свидетельство о сем и еп. Феофана Затворника. Свидетельство св. Григория Нисского. Еще свидетельство св. Афанасия Великого. В каком смысле Имя Иисус названо именем паче всякого имени. Разъяснение сего у святых отцов. Имя Иисус содержит в себе все прочие наименования Иисуса Христа. Имя Иисус дает молящимся наибольшее дерзновение. VIII. Разбор Акафиста и Умилительного Канона ко Сладчайшему Иисусу. IX. Свидетельство из Псалтири о Имени Божием. Видов умного делания несколько. Но сила всех их одна Имя Божие. Сила богослужения в призывании Имени, а суть его в поклонении Имени. Мощь Имени Божия, прославившаяся в чуде св. Сильвестра. Силу Псалтири составляет Имя Божие. Свидетельство о сем святых отцов. Свидетельства Псалтири о Имени Божием и толкования их у св. Афанасия и у бл. Феодорита. X. Свидетельство о Имени Божием из Библии. Почитание Имени в Ветхом и в Новом Завете. Значение основных Имен Божиих в Библии. Последовательность откровений Божиих Имен. Урим и Туммим. Слава Божия и Имя. Ангел Иегова и Имя Божие. Тайнодейственность Имени в Ветхом Завете. Пронаречение Имени Иисус у пророков. Ковчег Завета и Имя Божие. XI. Понятия «Имя Божие» и «Сам Бог» в Богослужении совмещаются. Божественное почитание Имени Божия в Богослужении перенято Новозаветной Церковью от Ветхозаветной. Совмещение понятий: Имя Божие и Бог в Богослужении. Имя Св. Троицы и Имя Иисуса Христа совершают крещение. Сам Господь Иисус Христос положил исповедание и призывание Имени Своего в основу Божественных Таинств и Богослужения. Призывание «Отца и Сына и Святаго Духа» и «Господа Иисуса Христа» равносильно. Начальные благословения Именем Божиим всякого Богослужения. Молитва «Царю Небесный» есть исповедание Имени Духа Святого. Трисвятое есть исповедание Имени: «Святый». «Господи, помилуй»... «Отче наш». Прославление Имени Божия соответственно богослужебным кругам. Разбор вечерни. Конечное благословение Именем Божиим после вечерни и часов. Призывание Имени Божия на повечерии. Отождествление Имени Божия с Богом в молитвах на сон грядущим. Исповедание достопоклоняемости Имени Божия в утренних молитвах. Полунощница и молитва св. мученика Евстратия, в коей он отождествляет прославление Имени Божия с прославлением Самого Бога. Отождествление понятий Имя Божие и Бог в словах последования утрени. Шестопсалмие Великая ектения. «Бог Господь и явися нам» есть исповедание Имени Иисусова. Тропари и псалмы. Возглас на малой ектении. Канон. Хвалитные псалмы предизображают поклонение Богу и Имени Иисусову всякого колена небесных и земных, и преисподних. Великое славословие есть само поклонение Богу новозаветной Церкви о Имени Иисусове. Поскольку Богослужение утреннее началось с призывания и исповедания Имени Божия, постольку оно этим же оканчивается, то есть исповеданием Имени Господня и благословением иерейским Именем Господним. Словесная жертва Богу есть исповедание Имени Его. Икона Христова есть образное исповедание Имени Его. Крестная Сила есть Сила Имени Иисусова. Исповедание и призывание Имени Господня Церковью есть соприсутствие в Церкви Самого Господа. Все богослужебные книги преисполнены поклонения Имени Божиему и Имени Иисусову. XII. Божественная литургия есть поклонение Богу о Имени Иисусове. Служение, не воздаваемое твари, воздается Имени Божиему. Входные молитвы и проскомидия. Литургия оглашенных. «Премудрость». Литургия верных. Заключение. Загрузить всю книгу (может занять несколько минут) От редакции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
I. Общий взгляд на ересь имеборствующих.