Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
VIII. Разбор Акафиста и Умилительного Канона ко Сладчайшему Иисусу
Почитание Православною Церковью Имени Иисус Именем паче всякого имени и неотделение Церковью Имени Божия и Имени Иисусова от Господа Бога особенно ярко выражается и в Акафисте ко Сладчайшему Иисусу.
Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках воспеваются те дела, коими наипаче прославил Иисус Имя Свое и Имя Отца Своего; оканчивается же каждый кондак (кроме первого и последнего) словами «Аллилуиа», то есть ангельской хвалой «Невидимому».
В 1-м кондаке воскресение Христово выражается следующими словами: «Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти создание и раб Твой; но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Из слов же 7-го икоса следует, что весь Акафист поется «на похвалу Пречистаго Именем Иисусова. Итак, воспевая воскресение Христово и именуя Христа: Победоносным Вождем, Господом, ада Победителем, так как Он избавил нас от вечной смерти, мы этим не иное что воспеваем, как Имя Господне, ибо воздаем похвалу Пречистому Имени Его, Которое Господь прославил победой над смертью и воскресением, ибо Церковь имеет Имя Господне как Самого Господа и, воздавая славу Имени Божию, воздает славу Самому Богу, не разделяя Имени Божия от Самого Бога. Затем, воздав хвалу Имени Господню, поющий возвращает взор свой на себя и сознает и исповедует свое имя бесславное «создание и раб Твой» и опять возвращает взор свой к Господу и Имени Его «Имеющий милосердие неизреченное», и снова обращает око ума своего к себе и, сознав и прочувствовав имя свое «грешник», молит помиловать его ради Имени Иисуса, Сына Божия. Таким образом, здесь ясно усматривается тот процесс молитвы, о коем мы говорили в предыдущих главах, что каждая молитва деется о Имени Божием и о имени своем, сочетавая дух свой и истину свою, то есть свою душу и свой ум, с выражаемыми именами истинами, и тем сочетаваясь с Духом Святым и Истиною Христом. Во 2-м кондаке воспоминается воскрешение Господом сына вдовицы, и поющий молится, дабы Господь, прославивший Имя Свое сим явлением Божественной силы Своей, и паки прославил бы и днесь Имя Свое, воскресив и мою умерщвленную грехом душу, призывающую Имя Твое и поющую хвалу «Невидимому», то есть «Аллилуиа». В 3-м кондаке воспоминается прославление Богом Имени Своего ниспосланием Духа Святого апостолам, причем противопоставляется сему и имя человеческого бесславия «обнаженный от всякого благотворения» и испрашивается «теплота Духа Святаго» и молитвенный дар. В 4-м воспоминается прославление Господом Имени Своего Божественного спасением утопавшего за маловерие Петра, шедшего по волнам в сретение Господу, и затем исповедание Его истинным Иисусом Христом, Сыном Бога Живаго. В 5-м вспоминается прославление Господом Имени Своего установлением на Тайной Вечери таинства Евхаристии для уврачевания нас Боготочною Кровию и приносится молитва о искуплении Ею и нас, угрызенных змием и отравленных ядом греха. В 6-м воспоминается смирение Господом Себя до рабия зрака и приятие вольных страданий, биения, поношения, заплевания, оклеветания, бичевания и пр., причем мы, сознавая свое искупление сими вольными Его ранами, прославляем Имя Его и поем Аллилуиа. В 7-м воспоминается вольное распятие и кроткое терпение мук крестных, также и смерть, и воскресение, и вознесение со славою, и воздается слава Имени Божию песнью Аллилуиа. В 8-м кондаке мы, совокупляя все, что раньше воспели, и приведя на ум всё безмерное величие домостроительного воплощения Сына Божия, исповедуем ничтожество этой временной жизни, обращаемся умом всецело к Богу, оценив и утвердившись в той истине, что Бог ради того и сошел на землю, чтобы нас на небо возвести, и поем Имени Его Аллилуиа. В 9-м кондаке мы исповедуем, что Господь Бог о Имени Иисус приемлет поклонение от колен небесных, земных и преисподних, ибо «все естество Ангельское беспрестани славит Пресвятое Имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят, вопиюще: мы же грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа». В 10-м развивается та мысль, что ради славы безмерности смирения Сына и Слова, смирившегося до воплощения в человека и вкушения смерти человечеством Своим, превознеслось Имя Его Иисус паче всякого имени и приемлет поклонение от всех колен: небесных, земных и преисподних, поющих Аллилуиа.
Кондаки 11-й, 12-й и 13-й имеют характер личных просительных молитв о помиловании. После каждого кондака поется икос, который всецело посвящен прославлению и раскрытию смысла Самого Имени Иисус, дабы чрез это молящийся мог наиискреннейше испросить себе помилование ради сего спасительного Имени; почему и оканчивается каждый икос словами: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». В противоположность преславному Имени Иисус именуются имена нашего человеческого убожества и бесславия. Так, первый икос начинается словами: «Ангелов творче и Господи Сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу Пречистого Твоего Имене», чем ясно свидетельствуется то, что весь Акафист имеет целью не иное что, как именно прославление Пречистого Имени Иисус. Этими словами выражается та неоспоримая неотделимость, которая признается Церковью между Богом и Именем Его, почему, например, в 1-м кондаке говорится: «Похвальная восписую Ти», то есть, что поется песнь похвальная Самому Господу, а в 1-м икосе говорится: «Отверзи... ум и язык на похвалу Пречистаго Твоего Имене», ибо Пречистое Имя Его что же есть иное, как не Сам Он? В этом убеждает также и именование Имени Иисус «пречистым». Если Имя Господне веровалось бы быть отвлеченным понятием, простым умственным знаком, а не Духовным Существом, или только тварными звуками и сочетанием звуков, то как возмог бы Дух Истины, наитием Которого составлены все церковные молитвы, как возмог бы Дух Святой допустить название пустых звуков или пустого понятия «Пречистыми»? Очевидно, что Имя Иисус и называется Пречистым, Сладчайшим не по чему-либо иному, как потому, что Оно и есть Сам Он, Пречистый и Сладчайший Иисус. Итак, испросив благодать и помощь Божию на похвалу Пречистого Имени Иисус, Церковь в икосах многократно повторяет Пресладкое сие Имя Иисусе, и после каждого возглашения приводит равнозначущее Ему определение или наименование. Так, например: «Иисусе пречудный Ангелов удивление! Иисусе пресильный прародителей избавление! Иисусе пресладкий патриархов величание... Иисусе предвечный грешников спасение! Иисусе Сыне Божий, помилуй мя!» Таких определений Имени Иисус во всех икосах около 140. В противоположность сим определениям, поющий старается наиполнейше уяснить и истинное имя себя самого в отношении своем к Богу, почему именует себя: «создание и раб Твой; сущий в бедах; имеющий недоуменный ум; в беззакониях зачатый; во грехах рожденный; непотребный; скверный; блудный» и пр. т. п.
Поскольку Акафист преисполнен преимущественно похваления Имени Иисус, постольку Умилительный канон преисполнен сознания и перечисления бесславных имен греховности человека, в противоположность коим многократно призывается Сладчайшее Имя Иисуса и ради сего Имени умоляется о помиловании. Канон разделяется на 8 песен, и каждая начинается ирмосом, в котором воспевается которое-либо из преславных дел Божиих, коими Бог прославил Имя Свое на земле. Оканчивается канон следующими замечательными стихирами: «Дивное Имя Твое, Иисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешние на земли бренными устнами воспеваем: Егоже ради помилуй нас!» «Превеликое Имя Твое, Спасе, на небеси одесную Отца седящу Ти, почитается, на земли же неизреченное Твое воплощение славится, во аде же сошествие бесы устрашает» (то есть всякое колено: небесных, земных и преисподних о Имени Иисус поклоняется).
к оглавлению