Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
«Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может. Но наша христианская должность требует того, чтобы мы как сами в себе славили оное, так пресекали тое, чем оно хулится, и хулящим заграждали уста, сколько можем»
(Св. Тихон Задонский)
[8].
«С раскольники, и еретики, и ариане никого общения вам буди»
(Св. Антоний Великий)
[9].
|
I. Общий взгляд на ересь имеборствующих
Древнее почитание Имени Божия
«Да исповедятся Имени Твоему Великому», призывает Псаломник Церковь и Ветхозаветную, и Новозаветную, «яко страшно и свято есть» (Пс. 98, 3). Первые два поколения людей от Адама и до Эноса не дерзали совсем призывать Имя Божие, даже в молитвах, и совершали жертвоприношения свои молча: столь страшным и святым было для них имя «Бог», и столь жива была в них вера в то, что Имя Божие есть Сам Бог, и только праведный Энос, как свидетельствует Писание «сей упова призывати Имя Господа Бога» (Быт. 4, 26). Только одни священники в Церкви законной имели право призывать Имя Господне. Наконец, Сам Господь Иисус Христос подтвердил Новозаветной Церкви заповедь о благоговении к Имени Божиему и к Имени Своему, как к Самому Богу, и эту заповедь о вере во Имя Господа Апостолы передали последующим родам христиан: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин. 3, 23). «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1, 12). «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 31). «О Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10). Наконец, в молитве Господней первое прошение заповедано Церкви о том: «Да святится Имя Твое». «Имя Божие есть Сам Бог», свидетельствуют многократно святые отцы в своих творениях. «Имя Божие есть Сам Бог», повторяет нам многократно недавно отшедший от нас благодатный российский пастырь о. Иоанн Кронштадтский на страницах своего дневника «Моя жизнь во Христе».
Современное имеборчество
«Имя Божие есть Сам Бог» учат молиться подвижники. Но «не всех есть вера»! Недавно на страницах иноческого русского журнала «Русский Инок» появился ряд статей, в коих это положение, что Имя Божие и Имя Иисус есть Сам Бог, опровергается, и высказываются такие парадоксальные мнения, что вера в Имя Иисусово, как в Самого Бога, есть «пантеистизм», что Имя Божие само по себе Божественной силой не обладает, но есть в чудотворениях лишь «сила посредствующая», что Имя Иисус относится лишь к человечеству Христову и есть, так сказать, имя, меньшее всякого имени [10]. В 10-м номере «Русского Инока» архиепископ Антоний Волынский высказывается так: «Само имя Иисус не есть Бог, ибо Иисусом именовались и Иисус Навин, и Иисус сын Сирахов, и первосвященник Иисус сын Иоседеков. Неужели они тоже боги?» [11] В № 15 «Русского Инока» архиепископ Антоний пишет, что если допустить веру во Имя Иисуса Христа, как в Самого Бога, то это будет на руку только хлыстам, ибо они тогда назовут какого-нибудь мужика «Иисусом» и станут ему поклоняться, как Самому Иисусу, что в конце концов приведет к взаимному «свалению баб и мужиков» [12].
Анафемы, коим подлежат имеборствующие
Но такое мнение об Имени Божием и об Имени Иисусовом мы отнюдь не принимаем и смотрим на это учение, как на страшную хулу и новую имеборческую ересь, угрожающую погибелью и вероотступством нашей Церкви! Впрочем, эта ересь не совсем новая: пять веков тому назад подобные приведенным мнения высказывал еретик Варлаам. Подобно тому как ныне архиепископ Антоний и инок Хрисанф восстали против учения о. Илариона об умной молитве, которое он изложил в книге своей «На горах Кавказа» (изданной ныне третьим изданием Киевской Лаврой), и главным образом против того, что Имя Божие исповедуется быть Самим Богом, так некогда и Варлаам восстал против пустынников и созерцателей, делателей умной Иисусовой молитвы, исповедовавших Божественный созерцательный Свет, которого сподоблял их Бог созерцать внутренно во время умной молитвы, Богом. Как некогда Варлаам называл этих пустынников «прельщенными» и «двубожниками», «пупосозерцателями», так, увы, и ныне на страницах «Русского Инока» поносится кавказский престарелый подвижник о. Иларион как прельщенный, «самочинник», «изобретатель нового хлыстовского учения» и даже пристрастный к вину (!!!); исповедание же Имени Божия Самим Богом признается «пантеистизмом». Журнал «Русский Инок» читается преимущественно монашествующими, ибо, по определению Святейшего Синода, выписывается обязательно каждым монастырем, и увы, это хульное учение о Имени Божием нашло себе благоприятную почву во многих умах и сердцах монашеских, в других же, наоборот, вызвало крайнее негодование, и во-первых, на Святой Горе Афонской, где русским насельникам угрожает раскол.
На стороне «Русского Инока» стоят наиболее интеллигентствующие монахи и начальники некоторых монастырей, не имеющие опытного ведения силы и величия Имени Иисус; на стороне же о. Илариона стали все подвижники и все простые и верующие сердца. Ревность о Имени Божием подвигла подвижников изыскать писания святых отцов, дабы при свете святоотеческого учения различить истину от лжи. Общими усилиями Святогорцев и были найдены свидетельства святых отцов, которые приведены здесь в некую систему и предлагаются как оружие и противоядие против пагубного учения о том, что Имя Божие не есть Бог, и Имя Иисус есть имя, принадлежащее Ему лишь по человечеству Его и относящееся лишь к человеческому Его существу. Это лжеучение, как мы выше сказали, не есть учение новое, но есть повторение древней ереси Варлаама, с которым тогда боролся и которого на соборах победил св. Григорий Палама. Варлаам отрицал Божество созерцательного сердечного Света, отрицал Божество Фаворского Света, отрицал в Боге действие и не признавал Божество действий Божиих, но, с помощью Божией, св. Григорий Палама доказал противное, и Церковь приняла как догмат исповедание действия Божия Богом. Так, пятое определение против Варлаама гласит: «Также тем, кои думают и говорят, вопреки Божественным словам Святых и образу мысли Церкви, что только об одном существе Божием говорится Имя Бог, и не исповедуют того, что отнюдь не меньшим почитается Божественное действие, как тому научают нас Божественные тайноводители, почитающие во всех отношениях одинаковыми как существо Отца, и Сына, и Святого Духа, так и действие Их, анафема, анафема, анафема!» (5-ое определение; переведено с греческой Постной Триоди) [13].
Что есть энергия Божия?
Остановимся на определении понятия «Действие Божества». Бог есть неизменяем, но и приснодвижим. Приснодвижимость Божия выражается в проявлении Им свойств Его Существа. До сотворения ангелов и человеков действие Божие было обращено к Самому Богу: «и Слово бе к Богу» (Ин. 1, 1). Но вот Бог обратил Свое действие отчасти и к твари, и в творении стал проявлять Свои Божественные свойства, и, во-первых, будучи Сам Светом неприступным, излил Свой Божественный Свет на чины ангельские, в разной мере сделав их светоносными; и этот Свет, коим сияют ангелы есть Сам Бог. Подобным же Светом сияли некогда и первозданные люди в раю, но грехопадение лишило их сего Света. Однако хотя Бог лишил человека видимого осияния, но не вполне лишил его осияния Светом Истины, и по грехопадении продолжал являть людям истины Богооткровенные о Себе Духом Своим Святым чрез патриархов, пророков, и наконец воссиял умным Светом Истины в Солнце Правды Единородном Сыне Своем. Итак, поелику Божественный зримый свет есть действие Божественного Света и есть Сам Бог, потолику и умный Свет Истины есть действие словесное Бога, и есть Сам Бог. Итак, поелику Церковь признает Богом Свет зримый Фаворский и изрекает анафему на тех, кои сей Свет за Бога не признают, потолику и слова Божий на Фаворе, то есть именование Иисуса «Сыном Возлюбленным» (Лк. 9, 35), есть тоже Сам Бог как словесное действие Бога; потолику и всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез Пророков и Апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие как истина Богооткровенная есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действия Его.
О том, что воистину Имя Божие есть словесное действие Божества, то есть Истина, Самим Богом реченная о Самом Себе, ясно свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: «Явих Имя Твое человеком» (Ин. 17, 6). «Отче, прослави Имя Твое... и прославих, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). «И сказах им Имя Твое, и скажу: да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них» (Ин. 17, 26). (Слышите, как дивно совокупляются любовь Божия с Именем Божиим и с человеком, исповедующим Имя Божие! Итак, что же иное есть Имя Божие, как не Сам Бог!)
Еще яснее говорит об этом апостол Павел, что исповедание, то есть именование Господа Иисуса духом и истиною есть действие Божие и есть Сам Бог: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым... разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех... Овому бо Духом дается слово премудрости... другому же вера, тем же Духом... иному же пророчество... Вся же сия действует един и тойжде Дух» (1 Кор. 12, 3-11). Итак, слышите ли, что все эти дарования: именование Господа Иисуса, слова премудрости, прозрение веры, слова пророческие и проч. суть действия Божии и суть Сам Бог.
Итак, всякое слово Божие есть словесное действие Божества и есть Сам Бог по реченному: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть» (Ин. 6, 63). Отвергающие же Божество Имени Божия и не допускающие называть Имя Божие Богом, отвергают в Триипостасной Истине энергию, то есть действие Его Истины в слове, отвергают то, что всякое слово Того, Который рек о Себе: «Аз есмь... Истина» (Ин. 14, 6) и «Пославый Мя (Отец)истинен есть» (Ин. 8, 26), и Дух Святый есть «Дух истины» (Ин. 16, 13), что всякое слово Триипостасной Истины, а в том числе и всякое Имя Божие есть слово Истины, то есть действие Триипостасной Истины. Но такое отметание от Божества действия Божия уже давно осуждено Церковью и предано анафеме, как то мы видели из определения против Варлаама. Вера во Имя Божие есть один из главных устоев Церкви, и посягательство на умаление Божественности Имени Божия есть посягательство на Церковь.
Св. Писание отождествляет веру в Господа Иисуса Христа и веру во Имя Его
«Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во Имя Его» (Ин. 7, 38-39).
Слышите, как Евангелие отождествляет веру в Самого Господа с верою во Имя Его. Но обратите внимание на последующие слова: «Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен». Этими словами Апостол говорит, что тогда, когда Господь изрек эти слова, во Имя Его уверовать, как в Бога, было еще невозможно, ибо Господь Иисус не оправдал еще Имени Своего на кресте, а поэтому и тех богатых благодатных даров, обещанных Господом, получить тоже не было возможно, ибо невозможно было поверить, что Иисус Христос тезоименит Имени Своему и что Он есть истинный Спаситель, Христос, Сын Вышнего, Сын Бога Живого. Но когда Господь прославил Имя Свое на кресте и явил Себя тезоименитым Имени Своему Своим воскресением и на небеса вознесением, тогда вместе с верой в Божество Христово воссияла в верующих и вера в Божественную силу Имени Его, как в Самого Иисуса, и когда апостолы обрели такую веру во Имя Иисус-Христово, тогда от этого Имени потекли источники Благодати, и первой струей этой благодати были крещены во Имя Иисус-Христово три тысячи человек в день сошествия Святого Духа, вслед за тем исцелен Именем Иисуса Христа хромой и крещены во Имя Иисуса Христа пять тысяч мужей. Об этой живой вере во Имя Иисуса Христа ярко свидетельствуют слова, сказанные апостолом Петром хромому: «Сребра и злата несть у мене; но еже имам, сие ти даю: во Имя Иисуса Христа Назорея, востани и ходи» (Деян. 3, 6). Когда же сбежавшийся народ стал дивиться совершенному чуду, тогда Петр исповедал и пред всеми людьми, что не иною какою силою он совершил его, но единственно призыванием Имени Иисуса Христа: «Что чудитеся?.. О вере Имени Его сего, егоже видите и знаете, утверди Имя Его; и вера, яже Его ради, даде ему всю целость» ( 12, 16). Когда же Петра и Иоанна повлекли на судилище, то Петр вторично исповедал Христа воскресшего из мертвых и исповедал также и Имя Его, как великую Благодать, данную человекам: «Разумно буди всем вам и всем людем израилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем (то есть Имени) сей стоит пред вами здрав... Несть бо иного Имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися» (Деян. 4, 10-12).
Имеборцы приписывают чудеса не силе Божиего Имени, а силе человеческой веры
Но имеборцы, несмотря на такое ясное свидетельство Святого Писания, что Имя Господа Иисуса Христа совершало чудеса, дерзают отрицать его Божественную и чудодейственную силу и утверждать, будто во всех чудесах, совершенных Именем Господним, о коих свидетельствует Писание, Имя Господне было бездейственно, ибо представляло из себя лишь силу посредствующую, главной же Божественной силой склонны почитать силу веры тех, над коими чудеса совершились. Так они отметают ясный и непреложный смысл слов Господних: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16, 17).
Не признают они также и той непреложной истины, что и при земной жизни Спасителя Апостолы, когда были посланы на проповедь, то исцеляли Его Именем, и, очевидно, это они делали не сами по себе, но так заповедал Им Господь, почему, возвратившись, они с восторгом выразили свою радость и удивление словами: «Господи, и беси повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10, 17).
Учение имеборцев необходимо приводит к арианству
Но имеборцы не хотят видеть во Имени Иисус-Христове Самого Бога, но имеют сие Имя, как простое собственное человеческое имя; совершившиеся же чудеса приписывают вере тех, кои призывали Имя Божие. Подтверждение сему мнению, что главною действующею в чудесах силою была сила веры, они мнят видеть в том, что Господь иногда требовал от просивших исцеления исповедания ими веры в то, что Он может сие сотворить. С таким учением мы не можем согласиться. Мы не отрицаем, что сила веры просящих привлекала и привлекает Благодать Божию, но смотрим на силу веры именно как на силу посредствующую, Имя же Господне, а также всякое слово Господне, как например: «хочу», «очистись», «встань и ходи», «вера твоя спасе тя» почитаем за силу действующую, не отделяя слов Господних и Имени Господня от Самого Господа Иисуса, неотделимо сущего со Отцом и Святым Духом. Если же допустить такое отделение слов Господних и Имени Господня от Самого Господа и видеть в них лишь посредствующую силу, то к чему же это иному должно логически привести, как не к отделению и Сына от Святого Духа, как не к тому, чтобы и в Сыне Божием видеть лишь посредствующую силу между Отцом и Святым Духом! Но на такую страшную ересь мы отнюдь не соизволяем. Что Имя Господа Иисуса не есть сила посредствующая, но есть величайшая Божественная сила, дарованная Богом людям, свидетельствуется ясно в Деяниях Апостольских: когда апостолы Петр и Иоанн, возвратившись к апостольской братии после допроса в синедрионе по поводу исцеления ими хромого, поведали им о прещениях иудейских и запрещении даже произносить Имя Господа Иисуса, тогда христиане воздвигли ко Господу глас вседушной молитвы. И о чем же стали они просить Бога? О двух благодатных дарах: 1) о мужестве в проповеди «даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое», а во 2) о том, чтобы Именем Иисус-Христовым творились чудеса, и знамения, и исцеления «внегда руку Твою прострети Ти во исцеления, и знамением, и чудесем бывати, Именем святым Отрока Твоего Иисуса» (Деян. 4, 29-30). И что же? не успели христиане промолвить последнее слово «Иисус», как подвиглась земля в знамение тому, что услышана молитва их и Именем Иисуса воистину совершаться будут и знамения, и чудеса, и исцеления. О том, что Имя Господне дано Церкви как главная Божественная сила для созидания ее, ясно свидетельствует апостол Иаков: «Бог посети прияти от язык люди о Имени Своем; и сему согласуют словеса пророк... яко да взыщут прочий человецы Господа, и вси языцы, в них же наречеся Имя Мое» (Деян. 15, 14-17).
Дальнейшие следствия имеборчества
Но имеборцы не только отрицают действенность призывания Имени Господня в чудесах и видят в этом призывании лишь силу посредствующую, но отрицают действенность призывания Имени Господня и в молитве. Они отвергают необходимость в молитве умносердечной заключать ум в слова призываемого Имени Господня, но учат молиться независимо от Имени Господня, молиться Самому Существу Божиему, вне Имени Его. Призывание же Имени Божия признают нужным лишь при начале молитвы как посредствующую силу для обращения к Господу, для призвания Его по Его собственному имени. Но что же иное есть такое учение о молитве, как не учение новое, отвергающее все святоотеческое учение об Иисусовой молитве, ибо она именно заключается в частом, повторительном, умносердечном призывании Имени Иисусова, с несомненной и живой верой в присутствие Господне как в сердце верующего, так и в исповедуемом и призываемом Имени Его, которое, сый Сам Он, имеет силу очищать сердце и сообщать душе Божественную благодать.
В имеборчестве содержится и несторианство
Имеборцы дерзают (впрочем, не печатно, но словесно, как то нам доводилось слыхать от уст их) выражать о Имени Иисус, что оно есть не только не «Имя еже паче всякаго имене», как то свидетельствует Апостол (Флп. 2, 9), но есть имя, меньшее всякого имени, ибо из всех имен Божиих оно есть самое, так сказать, младшее, которое Господь якобы носит лишь со дня наречения его Архангелом Деве Марии при зачатии! В Русском же Иноке печатно архиепископ Антоний приравнивает Имя Иисус во Христе к именам всех других Иисусов (см. № 10), вопреки тому непреложному апостольскому свидетельству о Имени Иисусове, что «всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21) и «темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякаго имене; да о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 9-11).
В № 6-м «Русского Инока» инок Хрисанф считает Имя Иисус лишь относящимся к человечеству во Христе [14]. Но что же есть такое учение, как не разделение Христа на два лица Божеское и человеческое, с приписыванием каждому лицу особого имени: Божескому Сын Божий и других, а человеческому Иисус! Но возможно ли допустить такое разделение имен?
Возможно ли допустить, чтобы при нераздельном соединении двух естеств в одной ипостаси Имя Иисус не относилось бы до обоих естеств Богочеловека? Может ли быть то, чтобы имя лица относилось не до всех свойств этого лица? Нам известно, что по вознесении на небо человечества Христова и седении одесную Отца не произошло прилога в трисвятом пении, и трисвятая песнь продолжает равно быть воспеваемой как Божеству, так и человечеству Христову. Итак, возможно ли быть тому, чтобы Имя Иисус относилось только до человечества Христова, а не и до Божества Его? Святая Церковь в акафисте Сладчайшему Иисусу поет: «Все естество ангельское безпрестани славит Пресвятое Имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят, вопиюще». Слышите ясное свидетельство Церкви, что ангелы возносят трисвятое пение о пресвятом Имени Господнем Иисус? До какой же степени противоположно этому свидетельству Церкви новое учение имеборцев, которые говорят о Имени Иисус, что оно есть «имя, меньшее всякого имени, и относится лишь до человечества Христова»! «Такое учение, говорит епископ Феофан об арианах, стремилось уничтожить само христианство как единственный путь к спасению. Ибо если Спаситель не Бог, то нет нам спасения» [15]. И мы скажем то же о сей «нововарлаамовской» ереси имеборцев, что их учение стремится уничтожить последние остатки подвижничества в монашестве и имеет совершенно обезверить христиан. Этим учением открыто опровергается заповедь Господня, которую Он дал ученикам Своим в прощальной беседе с ними, о вере во Имя Его.
Четвероякая заповедь Спасителя
Четыре главных заповеди и четыре благодатных наследия даровал и оставил Господь ученикам, расставаясь с ними. Во 1-х заповедь совершать Божественное таинство Тела и Крови Его «в Его воспоминание»; и сие есть не только заповедь Его, но вечное Его нам наследие, то есть Он Сам.
Во 2-х, дал заповедь о хранении мира как с Богом, так и со своею совестью и с ближними, что возможно при исполнении заповедей Его, и сие есть не только Его заповедь, но вместе с тем и Его Божественное наследие, ибо есть Он Сам, дающий Себя ощущать в сердцах наших чувством мира сердечного: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27); «Мир имейте между собою» (Мк. 9,50).
В 3-х, дал заповедь о взаимной любви, и во-первых, о любви к Нему и к Богу, которую мы должны выражать соблюдением всех заповедей Его, и во-вторых, о любви друг к другу; и сие есть, опять-таки, не только Его заповедь, но и Его Божественное наследие, ибо любить возможно лишь тому, кто имеет Христа, живущего в сердце его. «Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4, 16). «Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает» ( 12). «Будите в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 9-10). «Сия заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17).
В 4-х же, дал Господь заповедь о вере во Имя Его, и заповедь о призывании Имени Его и о прошении во Имя Его, и это также есть не только заповедь Его, но и Божественное Его наследие, то есть Он Сам, как то пророчески предрекает Псаломник: «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля» (Пс. 19, 1). «Идеже бо еста два, или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). (То есть Имя Господне будет заменять Самого Его в среде совокупно призывающих Его). «Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне... Аминь, аминь, глаголю вам... аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 11-13). «Елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам... просите, и приимете» (Ин. 16, 23-24).
Таинства
Этим повторительным завещанием веровать во Имя Его и просить во Имя Его устанавливает Господь, во-первых, непреложную совершаемость святых таинств, уверяя тем учеников и нас всех, чтобы мы несомненно веровали, что таинства, совершаемые нами, неизменно будут совершаться не ради чего иного, но ради призываемого Имени Его. В этом смысле, как мы увидим ниже, истолковали Симеон Новый Богослов и Феофилакт Болгарский текст: «Даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1, 12). В этом смысле Господь, говоря с Никодимом о таинстве крещения, завершает Свою беседу указанием на то, что таинственное возрождение человека возможно лишь при условии веры во Имя Его, а неверующий во Имя Его не в силах возродиться вновь, но уже есть осужден за то, что не веровал во Имя Единородного Сына Божий. Итак, не ясное ли дело, что тяжесть греха неверия во Имя Единородного Сына Божия и заключается в том, что Имя Его есть Он Сам, как то ясно исповедуют и св. Симеон Новый Богослов, и Феофилакт Болгарский, как это мы увидим ниже. «Аще кто не родится водою и Духом, говорит Господь Никодиму, не может внити во Царствие Божие... Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй, уже осужден есть, яко не верова во Имя Единороднаго Сына Божия» (Ин. 3, 5, 17-18). Тождественно с этим и Иоанн Богослов в послании своем свидетельствует о зависимости трех главных таинств от Имени Господня. Называя эти три таинства: «Дух, и вода, и кровь», то есть Миропомазание, Крещение и Причащение (1 Ин. 5, 8), Апостол завершает свою речь о сих Таинствах словами, что они суть вселение в человека Самого Сына Божия и что они суть Жизнь Вечная для человека, и что все они совершаются Именем Господним, призывание которого и обусловливает непреложную действенность их, ибо само Имя Иисуса и есть Жизнь вечная: «И сие есть свидетельство (то есть Апостол называет таинства Божественными свидетельствами о Боге, или удостоверениями близости и действенности в нас Божества «свидетельствами»), яко Живот Вечный дал есть нам Бог, и сей Живот в Сыне Его есть (то есть Сам Сын Божий таинственно вселяется в нас чрез сии таинства). Имеяй Сына Божия, имать Живот, а не имеяй Сына Божия, Живота не имать. Сия писах вам верующим во Имя Сына Божия, да весте, яко Живот вечный имате (то есть в самом Имени Его), и да веруете во Имя Сына Божия. (Видите, какое ясное свидетельство, что Имя Сына Божия и есть Жизнь Вечная, то есть Сам Бог и деет животворными таинства!) И сие есть дерзновение, еже имамы к Нему (то есть вера во Имя Сына Божия дает нам дерзновение совершать таинства и несомненную веру в то, что они будут непреложно и неизменно совершаться не ради нас, но ради призываемого Имени Господня), яко аще чесо просим по воле Его, послушает нас; и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него» (1 Ин. 5, 11-15).
Благословение
Вера во Имя Иисус Христос обусловливает собою установление в Церкви православной иерейского именословного благословения, то есть благословения крестным знамением при сложении перстов благословляющей руки во Имя Иисус Христос. Об этом перстосложении в книге «Истинно Древняя и Истинно Православная Христова Церковь» митрополит Григорий [16] говорит: «Это перстосложение всего приличнее для благословения, и... более приличного найти нельзя. Ибо Господь наш Иисус Христос всегда представлял все получаемые от Него блага зависящими как бы только от Его Имени. Так, сказал Он Своим ученикам: "Еже аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю" (Ин. 14, 13). Еще: "Елика, аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам" (Ин. 16, 23). И еще: "Егоже аще просите от Отца во Имя Мое, даст вам" (Ин. 15, 16). Он же обещал всем верующим: "Именем Моим бесы ижденут" (Мк. 16, 17). Посему Св. Апостолы говорили: "Несть бо иного Имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спаситися нам" (Деян. 4, 12). И все свои особенные дела они совершали Его Именем. Так, св. ап. Петр сказал хромому от рождения: "Во Имя Господа Иисуса Христа Назореа, востани и ходи. И... утвердистеся его плесне и глезне, и вскочив ста, и хождаше" (Деян. 3, 6-8). Посему все православные, когда сознательно просят себе благословения у святителя или священника, обыкновенно всегда просят себе благословения Именем Господним» [17].
Тлетворные последствия имеборчества для веры в таинства
Итак, отрицание имеборцами во Имени Господнем Божественной силы к чему же иному должно логически и необходимо привести, как не к поколебанию веры в непреложную совершимость святых таинств. И в самом деле, возможно ли будет нам удержать в себе веру в непреложную совершимость какого-либо таинства, если мы не будем верить, что Имя Божие и молитва, которыми таинство освящается, есть Бог? Если поставим совершимость таинства в зависимость от веры совершающих его и тех, над коими оно совершается, то возможно ли быть уверенным, что всякий крестившийся воистину крещен, и всякий приобщившийся и помазанный миром приобщен и миропомазан? Если признать в таинствах главной действующей Божественной силой силу веры священника, то окажется громадная часть случаев, когда священник совершал таинство не совсем достойно или, например, рассеянно, и во время призывания Имени Господня в таинстве ум его был вдруг отвлечен какой-либо другою мыслью. Итак, если само Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа не Бог, но посредствующая сила между священником и Богом, то, конечно, если священник без веры призвал Имя Господне, то оно должно остаться бездейственным, таинство совершиться не может; но если Имя Божие, как то исповедует Феофилакт Болгарский (см. ниже), есть Бог, то оно, хотя и недостойно призванное, деет таинство присущею Ему Божественною силою. До сих пор Святая Православная Церковь верила, что призванное в таинстве Имя Божие и сами слова молитв Таинства присущею и неотделимою от них силою Духа Святого, столь же неотделимою, как Слово неотделимо от Отца, и Дух Святой от Слова, совершают таинство. Вспомним описание в Прологе на 8 января того, как некие дети вздумали в шутку служить литургию и, поставив на камне хлеб предложения и вино и вычитав все положенные молитвы, которые, как видно, знали наизусть, прочитали и слова предложения, и упал огонь с неба и попалил и жертву, и камень, они же пали без чувств [18]. Вспомним из Житий Святых одного епископа, который, когда был ребенком, в шутку крестил детей язычников на морском берегу, и местный архиерей, узнав о сем, признал всех воистину крещенными и повелел помазать новокрещенных св. миром [19]. Вспомним, наконец, что и в нынешнее время таинство крещения почитается действительным, хотя бы было совершено повивальной бабкой, ради призвания над крещаемым Имени Отца и Сына и Святого Духа. Но если признать Имя Божие лишь за посредственную силу, то все сказанное окажется невозможным, ибо Имя Божие окажется лишь посредствующей силой между священником и Духом Святым, и Именем Божиим священник не крещает, но только призывает Святого Духа. Итак, конечно, Дух Святой не послушает того, кто призовет Его не совсем достойно, и таинство не совершится, ибо Имя Божие не есть Бог, но посредствующая сила между Богом и человеком, как тому учат имеборцы. Но мы на такое новое учение не соизволяем. Мы признаем действенность всякого призывания Имени Божия: или во спасение, или во осуждение, ибо веруем, что Имя Божие и есть Сам Бог. Поэтому веруем, что таинства, хотя бы совершенные не вполне достойно, все-таки непреложно совершаются, будучи освящаемы самим Именем Божиим и молитвою и именословным крестным знамением, заменяющим Имя Иисус Христос. Веруя также, что и Имя Божие, и слова молитвы, и Имя Иисус Христос суть Сам Бог как словесное действие Божества, полагаем, что, не имея такой веры, священнику даже невозможно священствовать с чистою совестью. Думаем, что и христианам невозможно спокойно и уверенно приступать к каким-либо Таинствам без веры в то, что слова Имени Божия и молитвы, независимо от достоинства священника, совершают Таинство.
«Так, видите, говорит дальше еп. Феофан, что отвергая Божество Господа и Спасителя нашего, Арий покушался уничтожить самое необходимое звено в цепи воссоединения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога, или, что то же, с Евангелием в руках он хотел подрывать основания христианства» [20]. То же скажем и мы о имеборцах: лицемерно величая Имя Иисусово самыми высокими титлами: «сладчайшим», «прелюбезнейшим» и даже «святым само по себе», (о, лукавая и лицемерная дерзость, называть Имя Иисусово «святым само по себе», не веруя в Его неотделимость от Самого Иисуса и не веруя в то, что Оно и есть Сам Бог и Господь Иисус Христос! Подумайте, отрицающие достоинство Божие у Имени Господня, есть ли в мире что, кроме Самого Бога, что было бы свято само по себе), имеборцы покушаются отнять от православных их живую и действенную веру во Имя Господне.
Вред, причиняемый имеборчеством подвижничеству
Но если поколеблется в христианстве и в монашестве вера во Имя Господа Иисуса, то к чему же иному это неизбежно приведет, как не к подрыву последних устоев подвижничества, ибо если отымется в подвижниках вера во Имя Иисусово, «о нем же подобает спастися нам», то возможно ли будет подвижникам посвящать свои духовные и умственные силы на всегдашнее призывание Имени Иисусова? Утратив же веру во Имя Иисусово и держа в уме своем, что сие Имя принято Христом лишь по необходимости иметь какое-либо Имя в человечестве, но не Сам Он, христиане, а в особенности монахи, утратят необходимейшее звено для воссоединения своего с Богом.
О сем необходимейшем звене спасения не ясно ли свидетельствует самый чин монашеского пострижения, когда настоятель, вручая постригаемому четки для всегдашнего призывания Имени Иисусова, говорит: «Приими, брате, меч духовный, иже есть Глагол Божий, (то есть меч духовный значит Имя Иисус, коим, как мечом, посекаются диавольские прилоги, и это Имя есть не простое, но Глагол Божий, то есть словесное действие Божества, или Сам Бог-Слово, Иисус) ко всегдашней молитве Иисусовой; всегда бо Имя Господа Иисуса во уме и в сердце, и во устах своих имети должен ecu, глаголя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (см. Чин пострижения). Итак, видите ли, не просто указывается Церковью призывать Имя Иисусово, но с верою, что Оно и есть «Меч духовный», «Глагол Божий», или, иначе сказать, Сам Господь Иисус Христос, исповедуемый устами нашими во Имени Своем и живущий в сердцах наших от бани крещения. Но думаете ли, что сей обет всегдашнего призывания может быть исполним без такой живой веры в самое Имя Господне? Конечно, нет! Всегдашнее призывание Имени Иисусова есть подвиг претрудный, и кто станет посвящать свои силы на призывание пустого и текучего имени? Кто станет отвращать мысль свою от всякой другой мысли и упражнять ее в призывании Имени Иисус, если будет почитать сие Имя именем меньшим всякого имени? Не найдут ли тогда обезверившиеся монахи призывание Имени Иисусова и делание умной молитвы делом пустым и нестоящим, или прелестию? Воистину так, и это уже и сейчас видно в той ненависти, с которой неделатели умной молитвы вооружаются на делателей ее, и не только ныне, но уже издавна, ибо о сем гонении на Имя Иисус мы находим следы и у еп. Игнатия Брянчанинова, и у Паисия Величковского, и у св. Григория Синаита. Но во что же обратится созерцатель, не утвержденный на вере во Имя Иисус, как не в мечтателя и мистика? И это мы уже видим, ибо некоторые, отрицая необходимость частого призывания Имени Иисусова, советуют лишь думать об Иисусе. Но к каким мыслям может привести такое делание, отметающее Имя Иисусово, как не к крайней прелести? Ибо, не имея во устах и в сердце сего Глагола Божия и сего словесного меча, каким оружием возможно будет монаху отражать врага? Каким мечом отсекать зарождающиеся похоти и страсти? Как пребывать во Христе и со Христом по заповеди Его: «Будите во Мне, и Аз в вас» (Ин. 15, 4) без всегдашнего призывания Имени Его? Как удерживать «ногу свою на правоте» без всегдашнего покаяния тайносердечного, о Имени Иисусове деемого в молитве Иисусовой? Итак, что же иное покушаются сделать имеборцы, как не отнять у монашества и у всего христианства то оружие, о коем великий Иоанн Лествичник сказал: «бей супостатов Именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» [21]. Итак, если Имя Божие есть сила сильнейшая на небе всех сил ангельских и архангельских, то что же она есть иное, как не действие Божества, как не Сам Бог! И возможно ли допустить называть Имя Божие, как то делают имеборцы, «силой посредствующей»...
Ложность имеборческого учения об умной молитве
Извращая святоотеческое учение о вере во Имя Господне, как в Самого Бога, имеборцы извращают также и учение об умной молитве и, отметая нужду частого призывания в умной молитве Имени Господня, советуют восходить прямо на высшие степени созерцания, как то в Добротолюбии иногда допускают святые отцы для совершенных молитвенников. Но такое учение о молитве, минующее первые степени молитвенного делания, не может привести ни к чему иному, как к прелести. Послушайте, что говорит Лествичник о разных степенях молитвы: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении (то есть мечом молитвы Иисусовой. Прим. иеросхим. А.); средина же ее в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем (то есть в Имени Иисус-Христовом и в молитве «помилуй мя». Прим. иеросхим. А.); а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» [22]. Послушайте еще свидетельство св. Патриарха Каллиста Ксанфопула о необходимости для иноков беспрестанно призывать Имя Господне: «Умоляю вас, братие, говорит он словами Златоуста, никогда не оставлять правила молитвы (то есть канона, состоящего из 1200 молитв Иисусовых, и вообще обета всегдашнего призывания Имени Иисусова. Прим. иеросхим. А.), или понебречь о нем Ибо я слышал некогда отцов, которые говорили: "какой это монах, если он небрежет о правиле или попирает его? Но он должен, ест ли или пьет, сидит дома или путешествует, или другое что делает, непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!.. С утра до вечера вопийте, а если можно, то и всю ночь: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, и понуждайте ум свой на это дело до самой смерти. Ибо великого понуждения требует дело сие, потому что узки врата и тесен путь, вводящие в живот, и одни нудящие себя входят в него: ибо таких нудящих себя есть Царствие Небесное (Мф. 7, 14; 11, 12). Умоляю убо вас, не отдаляйте сердец ваших от Бога, но внимайте им и храните их всегдашним памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока не укоренится Имя Господа внутрь сердца вашего, и оно ни о чем уже другом не станет помышлять, как только о том, да возвеличится Христос в вас". Прежде же сего святого Златоуста, говорит Каллист, святой Павел в одном из посланий своих сказал: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися; сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 9-10). И опять: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3)... Согласно с этим говорит святой Диадох: "Ум наш, когда памятию Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было какое-нибудь обязательное для него дело для утоления его приснодвижности. Ему должно дать только священное Имя Господа Иисуса, которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность к достижению предположенной цели"» [23].
Имеборчество знамение последних времен
Итак, вот какое святоотеческое учение пытаются ныне опровергнуть имеборцы! Вот против каких Церковных авторитетов в подвижничестве и в богословии восстали имеборцы! Не есть ли эта нововарлаамитская «имеборческая ересь» знамение приближения предреченных последних времен? Не есть ли это та ересь, о которой Тайнозритель говорит в Откровении: «И отверзе (зверь) уста своя в хуление к Богу, хулити Имя Его, и селение Его, и живущия на небеси» (Апок. 13, 6)? Не к этим ли имеборцам относятся слова пророка Малахии: «И ныне заповедь сия к вам, священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е; и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша» (Мал. 2, 1-2).
Необходимость настоящей работы
Страшный яд имеборства излился чрез статьи, помещенные в «Русском Иноке», в русские и афонские монастыри, и многие, многие отравились этим ядом и вслед за «Русским Иноком» называют веру во Имя Господа Иисуса Христа, как в Самого Бога, «хлыстовщиной»!! Не терпя слышать таких хулений и болезнуя сердцем за погибающих, а также желая предупредить тех, кои по неведению могут также заразиться сею ересью, мы решаемся предложить в предлежащем труде опровержение имеборческому учению и истинное исповедание святых отцов о Имени Господнем. Это учение имеборческое мы смело называем «ересью», не по самонадеянности и дерзости, но по совершенному сходству имеборчества с древле уже осужденной и преданной проклятию Церковью ересью варлаамовою. Дай, Господи, уши слушающим, и да заградятся уста хульные, и да не распространится сия ужасная ересь на погибель нашей и без того бедствующей Церкви и оскудевшего монашества! Если же и приводимые убедительнейшие слова святых отцов не вразумят хулящих Имя Господне, то да знают таковые, что они уже находятся под клятвою анафемы, которая изречена на Варлаама, и да будут они чужды для нас, якоже язычники и мытари, по заповеди Господней и по преданию Апостольскому: «Аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1, 9).
[ 8] Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 2. Статья 3. Гл. 2. О прославлении имени Божия. § 313 // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. М., 1889. С. 65.
[ 9] Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 91 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 3. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1903. С. 248 (другой перевод).
[10] Речь идет об опубликованной в нескольких номерах журнала статье инока Хрисанфа (Потапьева). «Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое: "На горах Кавказа"» (Русский Инок. 1912. № 4, с. 71-75; № 5, с. 57-59; № 6, с. 50-60).
[11] Архиепископ Антоний (Храповицкий). Еще о книге схим. Илариона «На горах Кавказа» // Русский Инок. 1912. № 10. С. 62.
[12] См. с. 265-266 настоящего издания и прим. 37 на стр. 266.
[13] См. прим. 14 на с. 364.
[14] Инок Хрисанф. Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое: «На горах Кавказа» // Русский Инок. 1912. № 6, с. 50-60.
[15] Св. Феофан Затворник, епископ. О Православии с предостережениями от погрешений против него Гл. 4; С. 14.
[16] Григорий (Постников; 1784-1860), митрополит С.-Петербургский и Новгородский, д-р богословия.
[17] Григорий (Постников), митрополит С.-Петербургский и Новгородский. Истинно Древняя и Истинно Православная Христова Церковь. Изложение в отношении к глаголемому старообрядству. Ч. 2. М, 1874. С. 116-117.
[18] Пролог. Декабрь, генварь и февраль. Слово от Лимониса: сказание о чюдеси, о детех служивших. М., 1886. Л. 191-192 об. (этот рассказ приводится в Прологе под 4 января).
[19] Речь идет о случае, относящемся к детским годам жизни святителя Афанасия Великого (см.: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга 5. Ч. 2. Месяц январь. М., 1904. С. 79-80).
[20] Св. Феофан Затворник, епископ. О Православии с предостережениями от погрешений против него. Гл. 4; С. 15.
[21] Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Слово 21, 7. Сергиев Посад, 1908. С. 142.
[22] Там же. С. 235 (Слово 28, 19).
[23] Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 49 // Добротолюбие. Т. 5. С. 369-371.
к оглавлению