Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
IX. Свидетельства из Псалтири о Имени Божием
Видов умного делания несколько
У древних святых отцов замечается несколько видов умного делания: делатели одного рода предпочитали чтение Псалтири и заучивали всю Псалтирь наизусть, причем некоторые прочитывали ее даже по несколько раз в сутки всю, другие же довольствовались прочтением всей Псалтири один раз, как например и новейшие известные подвижники XIX века: Парфений Киевский [157] и Феофил [158]. На этом делании воспитались, по-видимому, и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Афанасий Великий, и молитва Иисусова не весьма была им известна, хотя без сомнения они тоже беспрестанно призывали Имя Иисусово, но не ведали художественного умносердечного делания святых безмолвников Добротолюбия. Другие святые равно занимались и Иисусовой молитвою, и чтением Псалтири, как например Иоанн Златоуст: поэтому-то последний и говорит довольно много о молитве Иисусовой. Третьи, святые безмолвники, почти исключительно воспитали дух свой на молитве Иисусовой, как например Иоанн Лествичник и отцы Добротолюбия, почему наиболее советуют заниматься ею. Некоторые же святые имели особое делание, как например св. Иоанникий, который все время произносил сие призывание Святой Троицы: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе»!
Но сила всех их одна Имя Божие
Но как в псалмах, так и в иных молитвах сила всякого умного делания заключается в призываемом и поклоняемом Имени Божием, что именно и освящает всякую молитву, всякое богослужение и делает ее нестерпимой и палительной для бесов и спасительной для души. Также и в богослужении: вся сила богослужения заключается в призывании, и вся суть богослужения состоит в поклонении и восхвалении Имени Божия и, по неотделимости с Именем Божиим, и Самого Бога.
Сила богослужения в призывании Имени, а суть его в поклонении Имени
Поэтому в первой молитве иерейской на вечерне первое прошение, оглавляющее собою все прочее, что испрашивает для Церкви иерей, есть прошение о том, чтобы «боятися Имене Твоего Святаго», а в первой молитве на шестопсалмии иерей, благодаря Бога за дарование наступающего дня, благодарит за дарование дерзновения и благодати «вложившаго во уста наша слово хваления, еже покланятися и призывати Имя Твое Святое». Также и священствование, как говорит Дух Святой устами Царя Пророка, есть «призывание Имени» Божия Святого: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих Имя Его» (Пс. 98, 6). Моисей был великий священнотаинник и законоположник, а Аарон первый первосвященник, и они именуются «иереями», то есть «призывающими Имя» Божие, ибо так называется Самуил, другой величайший первосвященник и законоположник. До какой степени была велика вера во Имя Божие в ветхозаветное время, мы знаем из того, что два поколения от Адама до Еноха приносили свои жертвы молча, не дерзая призывать Имя Божие. Впоследствии же только в одном месте в Скинии или потом в Храме Иерусалимском Имя Божие дерзал ось быть призываемым и только иереями. Некоторые призывания или Имена Божий были священной тайной, и сколь жива была вера во Имя Божие можно судить по тому, что все чудеса Иисуса Христа евреи приписывали призыванию Им некоего Имени Божия, которое Он якобы выкрал из храма.
Мощь Имени Божия, прославившаяся в чуде св. Сильвестра
Поэтому разительным доказательством Божества и воскресения Христова и было то, что Апостолы, по вознесении Господнем, творили великие чудеса ничем иным, как призыванием Имени Иисус-Христова. Вспомним житие св. Сильвестра и попытку евреев после крещения царя Константина отвратить его от христианства и чарованием своим уничижить христианскую веру и доказать, что единая истинная вера есть вера в Бога единого, Которого таинственное Имя сильно и лютого быка убить. Тогда в театре пред бесчисленным народом состоялось сначала словесное состязание, из коего победителем вышел св. Сильвестр, доказав из пророков бытие Триединого Бога и предречение страдания, смерти и воскресения Христова, а потом еврейский чародей действием силы бесовской умертвил неукротимого быка, говоря, что он это сделал силою никому неведомого Имени Божия, которое он шепнул быку на ухо. И евреи торжествовали, а христиане смутились. Но что же сделал св. Сильвестр? Он потребовал, чтобы евреи, если они воистину то сделали Именем Божиим, то чтобы они также и воскресили бы этим Именем мертвого быка, ибо Бог именует Себя Богом умерщвляющим и оживляющим [159]; когда же евреи отказались сие сделать и признали себя бессильными воскрешать тем мнимым Именем Божиим, а в силах только убивать, тогда св. Сильвестр преклонил колена и, помолившись, призвал над умерщвленным быком Имя Господа Иисуса Христа, знаменовав его крестным знамением, и бык восстал. Правда о Имени Божием восторжествовала, и все состязавшиеся с св. Сильвестром евреи сами приняли христианство.
Силу Псалтири составляет Имя Божие
Итак, живую веру во Имя Божие унаследовали от ветхозаветных людей люди новозаветные, к чему присовокупили веру во Имя Иисус-Христово, которое Господь носил на земле, и чудотворили почти исключительно сим Именем во свидетельство воскресения Христова, ибо если бы Христос был мертв, то и Имя Его было бы мертво, но так как Он воскрес и присно живет со Отцом, то и Имя Его живо и действенно, ибо Он Сам живой Иисус Христос во Имени Своем, как то прекрасно истолковано у Иоанна Златоуста в Слове на воскрешение Лазаря [160]. Чем другим, как не сею великою верою во Имя Божие объясняется принятие Апостолами чина возношения Панагии, или Артоса? И чем же иным освящается возношение, как ни призыванием Имени: «Велико Имя Святыя Троицы» [161]. Все это мы здесь говорим не для чего иного, как для того, чтобы показать, что и сила Псалтири состоит главным образом в силе призываемого и поклоняемого в ней Имени Божия и Имени Иисуса Христа, ибо, если рассмотрим Псалмы, то по необходимости придем к заключению, что главную долю содержания их составляет: написание свойств Божиих, то есть Имени Его, пророческое и таинственное написание и поклонение Богу Триединому, пророческое написание Имени Иисуса Христа и крестной славы Его, так что все это сводится к призыванию и поклонению Имени Божия. Поэтому-то и пребывает доселе и до конца веков Святая Псалтирь основанием и основою, так сказать, всего богослужения, присно свидетельствуя веру Святой Церкви в неотделимость Имени Божия от Бога, о чем выражается в Катехизисе так: «Преславными и различными Имены нарещися может Бог, ихже никтоже от Него отлучити не может» [162].
Свидетельство о сем святых отцов
Блаженный Августин о силе Псалмов говорит так: «Пение Псалмов души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет... содевает святыню. Человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи... диавола постыдевает, Бога показует, похоти телесныя угашает... хвала Божия непрестанная» [163].
Св. Афанасий Великий, в предисловии к тому 4-му, в котором толкует всю Псалтирь, говорит, что чтение Псалтири столь же нестерпимо для бесов, как при земной жизни Спасителя палительно бывало для бесов приближение Его к бесноватым, так что они от одного приближения Господня так страдали, что вопили: «Не мучи мене» (Лк. 8, 28). «То так же нестерпимо для бесов говорит он, и пение Псалтири, и чтение Писания, и богодухновенные слова святых, ибо в них Сам Господь. Так, в древности изгоняли иногда бесов чтением над бесноватыми Писания». Слышите ли, что в словах Святого Писания Сам Господь"? Почему? во-первых, конечно, потому, что Писание и Псалмы Давида суть действие или энергия премудрости и истины Божества. Во-вторых же потому, что в Писании присно поклоняется и призывается Имя Божие и преднаписуется и поклоняется Имя Иисуса Христа.
Свидетельства Псалтири о Имени Божием и толкования их у св. Афанасия и у бл. Феодорита
Приведем же те места из Псалтири, в коих говорится о Имени Божием и о Имени Иисус-Христовом не в переносном, а в прямом смысле; к тем же из свидетельств, кои недостаточно ясны и требуют толкования, приводим некоторые толкования св. Афанасия Великого и бл. Феодорита.
«Пою Имени Господа Вышняго» (7, 18).
«Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли» (8, 2).
«Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли»! (8, 10).
«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим... пою Имени Твоему, Вышний» (9, 2-3).
«И да уповают на Тя знающий Имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи» (9, 11).
«Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою Имени Господа Вышняго» (12, 7).
Афанасий Великий: «В изумление приводит пророка ведение Имени Божия, данное людям».
Афанасий Великий: «Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова и тем усугубляет чудо». Итак слышите, что боговедение есть ведение Имени Божия и сие есть чудо!
Афанасий Великий: «В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя (видите, что дела Спасителя суть Имя Его?)... Последнею же печатаю тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им во аде, Его воскресение и вознесение».
(Видите, какое тождество между воспеванием Господа и пением Имени Его! Обратите внимание, что в слове «Имени» употреблен дательный падеж, так что Имя признается Лицем [164].)
«Услышит Тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля» (19,2).
«Возрадуемся о спасении твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся» (19, 6).
«Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во Имя Господа Бога нашего призовем... Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя» (19, 8,10).
«Повем Имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя» (21, 23).
Афанасий Великий: Псалом прилагается к Апостолам, как бы изреченный в день распятия... («Защитит тя Имя Бога Иаковля» есть напоминание о заповеди, данной на Тайной вечери, веровать во Имя Господне и просить всего во Имя Господне, почему св. Афанасий и толкует так: защитит тя (то есть Апостола) Само Имя.) Толкование сего стиха из творений бл. Феодорита: В день скорби или угнетения от врагов Господь пребудет с тобою, и сохранит тебя Имя Бога Иаковля, то есть Бог Израильского народа (слышите, какое отождествление Имени Божия с Самим Богом и признание, что Имя Божие есть Сам Бог!) Имя Божие означает власть, достоинство, величие Божие и т. п., или берется за Само Лице Божие (Слышите!).
То есть мы, получившие и имеющие получать спасение Именем Господним.
Афанасий Великий: «Пользуясь этою помощию (то есть силою Самого Имени, ибо знамением креста и предизображением Имени Иисус расторг Моисей море и поверг сидящих на колесницах и на конях в воду), просим: и всегда, Владыко, не лишай ее и нас самих, и царя нашего» (то есть помощи от силы Имени Твоего и Имени Иисус Христос).
Афанасий Великий: «Псалом же этот воспевает Сам Христос от лица человечества... Ибо научил нас ведению Того, Кто по естеству и по самой истине есть Бог, и единосущного Ему Отца». (Видите, что ведение Бога и Христа есть ведение Имени Бога и Христа).
«Имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя» (30, 4).
«Возвеличите Господа со мною и вознесем Имя Его вкупе» (33, 4).
«Блажен муж, емуже есть Имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная» (39, 5).
«Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет Имя Его» (40, 6).
«О Тебе враги нашя избодем роги, и о Имени Твоем уничижим востающия на ны» (43, 6).
«О Бозе похвалимся весь день и о Имени Твоем исповемыся во век» (43, 9).
Афанасий Великий: «В этом псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его [165] ... Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие... содействовали ему». (Итак, видите, какое тождество понятий величать Господа и возносить Имя Его).
Афанасий Великий: «Блаженнее всех тот, кому упование единый Бог». (Слышите, какое тождество между Богом и Именем Его в представлении св. Афанасия!)
Афанасий Великий: От Лица Христова [166].
Толкования [167] нет у св. Афанасия, ибо понимается дословно, как то мы видим из Деяний Апостольских, что Синедрион запретил Апостолам даже произносить и упоминать Имя «Иисус». (Слышите, какое отождествление силы Божией с силою Имени Божия!)
(Слышите, что хвалиться о Бозе есть исповедание Имени Его). У Афанасия Великого по поводу этого Псалма сказано: "Сыны Кореовы были священные певцы... (Они) описывают древние благодеяния Божий и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются о Имени Его» [168].
«Аще забыхом Имя Бога нашего... Не Бог ли взыщет сих?» (43, 21-22)
«По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли, правды исполнь десница Твоя» (47, 11).
«Тако воспою Имени Твоему во веки» (60, 9).
«И терплю Имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими» (51,11).
«Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (53, 3).
Слышите, имеборцы? Забыть Бога значит потерять веру во Имя Его.
Афанасий Великий: «Этот псалом воспевается от лица святых Апостолов». (Десница значит Христос, Который оправдывает по всей земле истинность Имени Своего Иисус, то есть Спаситель, или Бог-Избавитель.)
Афанасий Великий; «Что значит "Тако"! Не то ли, что воспою, пребывая пред Тобою в будущем веке... Так, а не иначе, славословя, человек не перестанет во век воздавать Господу молитвы. Ибо верные не перестают ежедневно совершать Божественные тайны». Этими словами св. Афанасий говорит, что и переселившиеся в он [169] век суть участники св. таинства евхаристии, которая есть воспевание Имени Божия во веки.
Афанасий Великий: «На Имя Твое... буду уповать и возвещу это пред всеми святыми Твоими».
Афанасий Великий: «Просит, чтобы спас не иным чем, но Именем Своим. Поелику призываю Имя Твое, то этим самым Именем даруй мне спасение».
«Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои» (62, 5).
«Воскликните Господеви, вся земля, пойте же Имени Его» (65, 2).
Афанасий Великий говорит, что воздевать руки «о Имени», значит: «Твое Имя призывая в молитвах».
Афанасий Великий: Воскликновение есть победная песнь, воспеваемая при падении врагов.
«Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же Имени Твоему, Вышний» (65, 4).
«Воспойте Богу, пойте Имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь Имя Ему» (67, 5).
«Восхвалю Имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении» (68, 31).
Так и по низложении князей века сего в пришествие Христово повелевается всем язычникам возгласить победные песни» то есть о Имени Христовом да поет же Имени Твоему, Вышний. (Итак, св. Афанасий этим хочет сказать, что «Вышний» значит «Иисус», как и Архангел назвал Его «Сыном Вышнего». Обратите внимание на тождество понятий воспевания Самого Господа и воспевания Имени Его.)
Восшедший на запады, по толкованию св. Афанасия, значит снисшедший даже до ада. Здесь пророк изображает Пришествие Господне, и так как наипаче тогда-то поклонится о Имени Иисусове всяко колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10), то это именно пророчески и предизображает Псалмопевец словами «пойте Имени Его», поклонение всякого колена о Имени Иисусове, а «Господь Имя Его» исповедание Ему всякого языка, как говорит Апостол.
Афанасий Великий: «Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества... и учение о поклонении духом и истиною». То есть стих сей равнозначущ первому прошению в молитве Господней: «Да святится Имя Твое».
«Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един. И благословено Имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля» (71, 18-19).
«И честно Имя Его пред ними» (71, 14).
«Оскверниша жилище Имене Твоего» (73, 7).
«Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный Имя Твое до конца» (73, 10).
«Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша Имя Твое» (73, 18).
«Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита Имя Твое» (73, 21).
Афанасий Великий: «В настоящем псалме предуказуется пришествие Христово... Посему всем должно песнословить Его. Ибо, хотя не знаем естества Его, как неприступного, однако оке познали Спасительное Имя Его», то есть Иисус.
То есть Имя Иисус. Св. Афанасий говорит: «у всех будет чествуем и славим» Господь Иисус, то есть именно тем и будет выражаться благоговейное почитание Господа, что Имя Его будет чтиться всеми.
Итак, Имя Божие признается здесь живым Духовным Существом, то есть Самим Богом.
Слышите вторичное подтверждение того, что Имя Божие есть Духовное Существо, как выражается св. Тихон, то есть Сам Бог, ибо быть раздраженным может только живой, а не мертвый или отвлеченное имя. Поэтому св. Афанасий и говорит, что Псалмопевец, «окончив описание того, как город взят врагами, преклоняет Бога на милость и просит воззреть, как все это оскорбительно для Самого Бога», отождествляя, как видите, Имя Божие с Самим Богом.
Афанасий Великий: Призывает Бога к милосердию еще «тем, что враг высоко о себе думает... Заметь еще новый способ побудить к щедротам тем, что враги раздражиша Имя Его.
Афанасий Великий: «Нищий духом, то есть лик Апостольский».
«Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем Имя Твое; повем вся чудеса Твоя» (74, 2).
«Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его» (75, 2).
«Пролей гнев Твой на языки не знающия Тебе, и на царствия, яже Имене Твоего не призваша» (78, 6).
«Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется Имя Израилево ктому... Исполни лица их безчестия, и взыщут Имене Твоего, Господи... И да познают, яко Имя Тебе Господь, Ты Един Вышний по всей земли» (82, 5, 17, 19).
«Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое, яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един... да возвеселится сердце мое боятися Имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю Имя Твое в век» (85, 9-10, 11-12).
«И о Имене Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся: яко похвала силы их Ты еси» (88, 17-18).
«Избавлю и: покрыю и, яко позна Имя мое» (90, 14).
Видите, что воспоминать чудеса Божий равносильно призыванию Имени Божия, ибо чудеса прославляют Имя Божие. Слава же Божия есть Его Имя.
Новое подтверждение того, что «ведение» Бога и «величание» Имени Его суть понятия равнозначущие.
Бл. Феодорит: Поелику наказываешь людей за грехи, то умоляю Тебя обратить гнев на тех, которые вовсе не хотят познать Твоего Имени, но порабощены крайнему злочестию.
Смысл дословный и всем понятный, подтверждающий наши положения.
Афанасий Великий: «Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его Именем и Его Силою творили они все, что ни сотворено ими дивного».
Афанасий Великий: «Сподоблю их спасения Моего. А спасение наше Иисус Христос». (Слышите ясное исповедание, что Имя «Иисус Христос» есть спасение наше).
«Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний» (91, 2).
«Воспойте Господеви, благословите Имя Его» (95, 2).
«Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть» (98, 3).
«Исповедайтеся Ему, хвалите Имя Его» (99, 4).
«И убоятся языцы Имене Господня» (101, 16).
Афанасий Великий: «Велико это Имя Его Иисус, потому что толкуется Оно «Спасение людей». Велико также это имя, "еже паче всякого имене", Которому "всяко колено поклонится... и всяк язык исповестъ, яко Господь Иисус Христос" (Флп. 2, 9-11). "Яко страшно и свято есть". Оно страшно для народов гневающихся, неприемлющих Царства Его; свято же для верующих в Него... этот Псалом изображает Царство Христово и высокомерие архиереев. (Видите, какое пророчество о Божественности Имени Иисус и какое ясное исповедание сего.) У бл. Феодорита на сей текст имеется следующее толкование: Поэтому всем надлежит песнословить Тебя и возвещать Твои благодеяния, не изведывать пытливо неизреченного естества Твоего, но воздавать чествование Имени Твоему, как страшному и всесвятому; потому что Оно освящает верующих и устрашает неверующих.
Афанасий Великий: «Давид в этом псалме предлагает совет приступившим уже к вере (то есть будущим христианам) принести благодарение за то, что уже соделано (то есть хвалить Имя Спасителя). Ибо "исповедание" означает здесь благодарение, воздаваемое с хвалением».
Афанасий Великий: Проповедует... призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа».
«Возвестите в Сионе Имя Господне» (101, 22).
«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его» (102, 1).
«Аллилуйя. Исповедайтеся Господеви, и призывайте Имя Его, возвестите во языцех дела Его... Хвалитеся о Имени Святем Его» (104, 1, 3).
«Собери ны от язык исповедатися Имени Твоему Святому» (105, 47).
«И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною Имене ради Твоего» (108,21).
«Заповеда в век завет Свой, свято и страшно Имя Его» (110, 9).
«Хвалите, отроцы, Господа, хвалите Имя Господне. Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально Имя Господне» (112, 1-3).
Афанасий Великий: «Это есть явление Спасителя нашего Иисуса Христа, когда пришел Он, приклонив небеса... Причиною снисшествия было и то, чтобы Церковь научилась песнословитъ Имя Его; потому что Сион есть Церковь».
Афанасий Великий: «Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого Благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресения». Слышите, что говорит св. Афанасий, что изглаждение греха на Кресте и «воскресение» суть Имя Господне, то есть Слава Божия, которую отделять от Бога, следовательно, никак невозможно.
Афанасий Великий: «"Аллилуйя" значит: хвала Невидимому».
Бл. Феодорит: Для верующих оно свято и превожделенно, и источает обилие благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и наказует.
«Буди Имя Господне благословено от ныне и до века» (112, 2).
Афанасий Великий: «В этом псалме научается народ новый непрестанно возносить песнопение Избавителю (то есть Иисусу)... хотя вознесся Господь наш и пребывает одесную Отца, однако же и по вознесении Господнем вся земля исполнена посещения Его и ощущает оное». То есть этими словами святой указывает на то, что Господь даровал нам в наследие Свое Имя, и сила Имени «Иисус Христос» ощущается по всей земле, ибо творило и творит чудеса.
Бл. Феодорит: Вам как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить Имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение. Сие означают слова: от века и до века.
«Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» (113, 9).
«Скорбь и болезнь обретох, и Имя Господне призвах» (114, 3).
«Тебе пожру жертву хвалы, и во Имя Господне призову» (115, 8).
«Чашу спасения прииму и Имя Господне призову» (115, 4).
«Молитвы моя Господеви воздам» (115,9).
«Вси языцы обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им, обышедши обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот... и Именем Господним противляхся им» (117, 10-12).
Афанасий Великий: «В этом псалме изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец... Описывает чрезмерность скорбей, постигших его за благочестие... Говорит же, что призванием Бога преодолел их».
Это есть пророчество о Божественной Литургии, совершаемой в воспоминание Имени Господа нашего Иисуса Христа, то есть Воплощения Крестной Смерти и Воскресения, которыми оправдалось наименование Его Иисусом.
Афанасий Великий: «Молитвами называет (пророк) обеты. Какой же обет дал он, кроме сего чашу Господню прияв, призвать Имя Господне».
Сколь знаменательно это трикратное исповедание Божественной силы Имени Господня! И возможно ли, имея такие неопровержимые и ясные тексты, осмеливаться называть Имя Господне силою «посредствующею».
«Благословен грядый во Имя Господне... Бог Господь, и явися нам» (117,26,27).
«Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой» (118,55).
«Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися Имени Господню» (121,4).
«Помощь наша во Имя Господа, сотворшаго небо и землю» (123, 8).
«Благословихом вы во Имя Господне» (128, 8).
«Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа» (129,4).
«Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих Имя Твое» (118, 132).
Это значит, что Само вочеловечилось Божие Слово и пришло в мир, дабы Крестом и Воскресением прославить Имя Божие, и посем до конца веков присно прославлять Имя Божие, спасая тех, кои будут призывать и прославлять Имя Господне. Афанасий Великий говорит: «Народ Божий... произнося Его Имя (то есть Имя Иисус Христос), отражает тем видимых и невидимых врагов» [170].
Понятия «молиться» и «призывать Имя Господне» тождественны. Обратите внимание на свидетельство того, сколь призывание Имени Господня споспешествует в подвиге сохранения заповедей Господних.
Новое подтверждение того, что богослужение и призывание и исповедание Имени Господня суть синонимы.
Афанасий Великий: «Содержит в себе молитву мучеников... не ради духовной нужды, но ради Самого Досточтимого имени приступающих, и потом терпением текущих на предлежащий подвиг (Евр. 12, 1)».
Афанасий Великий: «Как определил Ты призирать на любящих Имя Твое и сподобить их великого Твоего посещения, так сподоби и меня такого же посещения, той же милости».
«Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа» (134, 1).
Пойте Имени Его, яко добро» (134, 3).
«Господи, Имя Твое в век и память Твоя в род» (134, 13).
«Исповемся Имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем Имя Твое Святое» (137, 2).
«Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему» (141, 8).
«Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века; на всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое в век и в век века» (144, 1-2).
«Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть Имя Святое Его в век и в век века» (144, 21).
Бл. Феодорит: Поелику естество Божие невидимо, повелевается же песнословить оное, то справедливо сказал Пророк: хвалите Имя Господне. Довольствуйтесь именованием Бога, и не домогайтесь видеть то, что не дозволено видеть. Но вообще, скажем мы, этот псалом посвящен прославлению всего того, чем Господь Бог прославил Имя Свое в Ветхом Завете. В праздники его весьма торжественно пели в Иерусалимском Храме, новозаветные же люди переняли это и всегда поют сей псалом на праздничных утренях перед чтением Евангелия. Так как каждый праздник имеет целью хвалить то событие, которым Бог прославил Имя Свое, или того святого, который подвигами своими прославил Имя Божие, то, естественно, слава праздника дополняется воспоминанием и ветхозаветных преславных дел Божиих.
Афанасий Великий относит этот текст к св. Крещению, которое совершается Божественною силою Имени Божия.
«Да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси» (148, 13).
«Да восхвалят Имя Его в лице» (149, 3).
«И похвалятся о Тебе любящий Имя Твое» (5, 12).
«Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли» (8, 2).
То есть не только в хорах человеческих, но и в ликах Ангельских.
Афанасий Великий: «Посвятившие себя на то чтобы им быть любителями Имени Твоего, под Твоею благопопечительностию возвысятся духом, поведая силу Твою. Так говорит и блаженный Павел: "Хваляйся же, о Господе да хвалится" (2 Кор. 10, 17)», то есть о Имени Его.
Бл. Феодорит: Воззвание это обращено ко Господу Иисусу Христу: частица "яко", поставлена здесь не для сравнения, а для утверждения. Истинно, что Имя Твое, Господи, "чудно" (то есть хвально "по всей земли", то есть Имя Иисус, ибо это есть Имя Его), ибо Этим Именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух».
[157] Парфений (Краснопевцев; 1790-1855), иеросхимонах Киево-Печерской Лавры; см.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1909. С. 211-231; см. также: Сказание о жизни и подвигах иеросхимонаха Парфения, старца Киево-Печерской Лавры. Джорданвилль, 1976.
[158] Феофил (Горенковский; 1788-1852), иеросхимонах Киево-Китаевской пустыни; см.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 779-794.
[159] «Аз убию, и жити сотворю; поражу, и Аз исцелю» (Втор. 32, 39).
[160] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна. Беседа 63, § 3 // Полное собрание творений. Т 8 Кн. 1. СПб., 1902. С. 425.
[161] Чин о панагии // Часослов. Афонское подворье. М., 1994. С. 130.
[162] Великий катихизис. Псков, 1874. Л. 256.
[163] Псалтирь следованная. Глаголания Августина учителя, в Пролозе, Псалтири и иных, о силах псалмов. М., 1910. Л. 7 об.
[164] В русском синодальном переводе: "буду петь ... Имени Твоему, Всевышний" (Пс.9,3) "буду петь Имени Господа Всевышнего" (Пс.12,7).
[165] В разъяснение псалма 32.
[166]
[167] Стиха 43, 6.
[168] Псалом 41.
[169] Он здесь: оный, другой.
[170] Это разъяснение св. Афанасия относится к стиху 10 псалма 117.
к оглавлению