Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
V. Исповедание Имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос
Св. Симеон Солунский
О молитве Иисусовой св. Симеон Солунский говорит так: «Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель (Отче наш...)... а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия (Иисусова молитва), в научении нас которому потрудились многие преподобные отцы наши, и между ними златословесный отец наш (Иоанн), в трех словах изложивший учение о сей Божественной молитве; затем Богоносный Лествичник, Диадох... и другие многие. Они говорили о ней достойно жившего в них Духа Божия, так как и молитва сия в Духе Святом изрекается, как говорит св. Павел: "Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). И тот, кто изрекает ее, от Бога есть, как говорит св. Иоанн: "Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть" (1 Ин. 4, 2)... Сия Божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святого и Божественных даров подательница (слышите, что призывание Имени есть подательница, а не посредствующая сила. Прим. иеросхим. А.), сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, Божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровения Тайн Божиих ходатаица, единая спасительница, яко Имя Спасителя нашего Бога в себе носящая, Имя Иисуса Христа, Сына Божия, на нас названное. (Слышите, каково значение, придаваемое в молитве призыванию Имени Иисуса! Похоже ли это святоотеческое учение на новое учение имеборцев о том, что в Иисусовой молитве Имя Иисусово есть лишь посредствующая сила?! Похоже ли это святоотеческое учение на то, что частое призывание в молитве Иисусовой Имени Иисусова не необходимо?! Прим. иеросхим. А.). Несть бо иного Имене под небесем... о нем же подобает спастися нам (Деян. 4, 12), как говорит апостол. Призывание сие есть и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божией, и обет, потому что в нем мы себя самих предаем Христу чрез призывание Его, и исповедание, потому что, исповедав так Господа Иисуса, Петр ублажен Им (Мф. 16, 17), и сердца очищение, потому что Бог зрит и призывает и очищает того, кто таким образом зрит Бога (видишь, что призывание Имени Иисусова есть созерцание Самого Бога. Прим. иеросхим. А.), и бесов изгнание, потому что Именем Иисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются, и вселение Христа, потому что Христос в нас есть памятованием о Нем и памятованием сим вселяется в нас (Слышите, как подобает, следовательно, понимать приведенные в предыдущей главе слова св. Василия Великого, что "посредством памятования водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога"; итак, этими словами св. Василий Великий не только не отвергает спасительности частого призывания умносердечного Имени Господа Иисуса Христа, но подтверждает. Прим. иеросхим. А.) я исполняет веселия, как говорит св. Давид: "помянух Бога и возвеселихся" (Пс. 76, 4), и духовных разумений и помыслов источник, потому что во Христе "вся сокровища премудрости и разума сокровенна" (Кол. 2, 3), и Он подает их тем, в коих вселяется, и Божественного просвещения подательница, потому что Христос есть истинный Свет (1 Ин. 5, 20) и призывающим Его сообщает просвещение и благодать, как Пророк взывал: "Буди светлость Господа Бога нашего на нас" (Пс. 89, 17) и как Господь обетовал: "Ходяй по Мне... имать Свет животный" (Ин. 8, 12), и милости Божией кладезь, потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его (Пс. 85, 5) и творит скорое отмщение вопиющих к Нему (Лк. 18, 7-8), и откровения смиренным тайн Божиих ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца Небесного (Мф. 16, 17), и как св. Павел восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 4), и единая спасительница, потому что "несть ни о едином же ином спасения" (Деян. 4, 11), кроме Господа, к Коему взываем, ибо "Сей есть воистину Спас миру, Христос» (Ин. 4, 42). Почему в последний день, хотя и нехотя, "всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2, 11). Такое исповедание есть знак веры нашей и свидетельство, что мы от Бога. Ибо "всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть", а не исповедующий сего "от Бога несть", а есть "антихристов" (1 Ин. 4, 2-3). Почему всем верующим надлежит Имя сие непрестанно исповедывать, и для проповедания веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу, от которой ничто никогда отнюдь не должно нас разлучать, и ради благодати от Имени сего, отпущения грехов, уврачевания души, освящения, просвещения, и прежде всего ради спасения (слышите, какая Божественная сила присуща Имени Господню! и отпущения грехов, и спасения! Но кто же имеет власть отпускать грехи, кроме Самого Господа? Не ясно ли, что этим самым не иное что говорит св. Симеон, как то, что Имя Господне есть Сам Господь. Прим. иеросхим. А.). Божественный евангелист говорит: "Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий". Се вера! "и да верующе, живот имате во Имя Его" (Ин. 20, 31) Се спасение и жизнь! (то есть Имя Его. Прим. иеросхим. А.). Сие призывание всякий благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим, и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение (то есть старающиеся беспрестанно призывать Имя Господне, чего именно ныне советуют не делать имеборцы. Прим. иеросхим. А.)... и монашествующие, и миряне» [76].
Св. Иоанн Златоуст
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Есть у нас духовные заклинания Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста... Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от бессилия произнесенного (Имени); так же точно многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, но к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться». Поясняя дальше, почему мы, несмотря на всемогущую спасительную силу Имени Иисусова, хотя и беспрестанно призываем Его, но все же остаемся не украшенными сердцем и не достигшими духовного совершенства, св. Златоуст говорит, что Имя Иисусово всемогуще и в силах нас очистить, но мы сами виноваты в том, что призывание Его остается без пользы для нас, ибо мы не уготовляем сердца нашего к тому, чтобы оно могло достойно восприять Имя Господне и с ним Самого Господа: «Сделай только сердце твое достойным такого прикосновения, и Господь первый притечет к тебе... А как скоро Христос извлечет звуки из души нашей (то есть когда очищенное сердце издаст чудную мелодию Иисусовой молитвы. Прим. иеросхим. А.), то несомненно снизойдет на нас Дух и мы будем лучше неба, имея не солнце и луну отпечатленными на теле нашем, но Самого Владыку солнца, луны и ангелов, в нас поселившегося и шествующего. Я говорю это не для того, чтобы нам (Именем Иисусовым. Прим. иеросхим. А.) воскрешать мертвых, очищать прокаженных, но для того, чтобы мы явили чудо, которое больше всего этого, именно любовь. Где только есть это благо, там немедленно является Сын со Отцем и снисходит благодать Духа. "Идеже бо, говорит Христос, еста два, или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18, 20)» [77]. Из этих последних слов св. Златоуста следует, что каждому возможно воскресить свое умерщвленное грехами сердце именно молитвою Иисусовой. Но кто же суть «два или трие»? Это суть ум и сердце, по учению святых отцов, а третье суть уста; когда сочетается единодушно в молитве ум с сердцем, и произойдет так называемое нисхождение ума в сердце, тогда действенно будет совершаться и молитва.
Св. Симеон Новый Богослов
Св. Симеон Новый Богослов, изложив святоотеческое учение о молитве Иисусовой, присовокупляет: «и тогда бывает брань с великим шумом восстают злые демоны (на того, кто начал заниматься молитвою Иисусовою. Прим. иеросхим. А.) и посредством страстей производят мятеж и бурю в сердце, но Именем Иисуса Христа все сие потребляется и разливается, как воск в огне» [78].
Игнатий и Каллист Ксанфопулы и др.
О том, сколь великое значение в молитве Иисусовой имеет именно призывание Имени Господня, которое так уничижают имеборцы, Игнатий и Каллист Ксанфопулы свидетельствуют следующее: «Начало всякого боголюбезного действования есть с верою призывание спасительного Имени Господа нашего Иисуса Христа, так как Он Сам заявил: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5), и с сим призыванием мир и любовь: мир, ибо молиться подобает... "без гнева и размышления" (1 Тим. 2, 8); любовь, ибо "Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16)... с верою призыванием Имени Господа нашего Иисуса Христа твердо надеемся мы получить милость и жизнь истинную, в Нем сокровенную, кои, при частом возглашении внутрь сердца Имени Господа нашего Иисуса Христа, источаются из него (то есть из самого Имени, в этом понимании слова «него» в подлиннике заглавная буква «н» поставлена малая, а не большая. Прим. иеросхим. А.), как из некоего Божественного источника приснотекущего... Почему и Сам всеблагий и сладчайший Господь наш Иисус Христос, и когда приблизился к вольному за нас страданию Своему, и когда явился Апостолам по воскресении, и еще когда имел взыти ко Отцу Своему по естеству и нашему по благодати, яко истинный и чадолюбивый Отец, оставил их (то есть мир Свой и заповедь о любви и о Имени Своем. Прим. иеросхим. А.) всем Своим как последние некие заповеди и сладостные утешения, как дорогие и верные, так сказать, залоги, лучше же как Богом подаемое наследие. Когда настало спасительное Его страдание, Он явил сие в следующих, сказанных ученикам, словах: ..."Аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет" (Ин. 16, 23-24). Опять по воскресении говорил Он им: "Знамения же веровавшим сия последуют: Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы" и прочее (Мк. 16, 17). Согласно с сим возвещает и Наперсник, Иоанн Евангелист: "Многа же и ина знамения сотвори Иисус перед ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих. Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его" (Ин. 20, 30-31). И св. Павел Апостол: "О Имени Иисусове всяко колено поклонится" и прочее (Флп. 2, 10). И в Апостольских Деяниях написано: "Тогда Петр исполнився Духа Свята, рече: ... разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав", и немного спустя: "и несть ни о едином же ином спасения; несть бо иного Имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам" (Деян. 4, 8-12). И опять Спаситель: "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. 28, 18)... От (сих) трех добродетелей» (то есть молитвенного призывания Имени Иисусова, мира со всеми и со своею совестью и любви ко всем, наипаче же ко Христу. Прим. иеросхим. А.) рождаются нам другие три дивные плода, именно: очищение души, просвещение и зрелость духовная... Посему очень премудро славные руководители наши и наставники... научают преимущественно пред всяким другим деланием... Господу молиться... непрестанным имея делом и занятием призывание всесвятого и сладчайшего Имени Его, всегда нося Его в уме, в сердце и в устах, и всячески понуждая себя в Нем и с Ним и дышать, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить, и все вообще, что ни делаем, так делать... (Видите, как ясно требуют святые отцы частого и беспрестанного призывания Имени Господа Иисуса! Видите, как противно, следовательно, новое имеборческое учение о ненужности частого призывания Имени Иисусова святоотеческому учению. Прим. иеросхим. А.). Сие убо страшное для всякой твари и досточтимое Имя паче всякого имени... (Видите ясное свидетельство, что во Имени Иисусовом пребывает Сам Творец, страшный для всякой твари! Прим. иеросхим. А.). И великий Златоуст говорит: "Умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей". Немного спустя: "Монах должен ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем или другое что делает, непрестанно взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; да Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащего тамошние пажити змия, душу же спасет и оживотворит. (Слышите, какое ясное свидетельство, что Имя Иисусово не есть посредствующая сила, но есть сама сила Божественная, ибо имеет власть не только бесов устрашать, но даже души спасать и оживотворять. Но, конечно, не отдельно от Самого Иисуса, а именно потому, что Имя сие и есть Сам Господь Иисус Христос. Прим. иеросхим. А.). Непрестанно убо пребудь с Именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино". (Видите, какое ясное свидетельство в пользу неотделимости Имени Господа от Самого Господа. Выше сказано, что следует непрестанно призывать Имя Господне, дабы оно, сходя во глубину сердечную, смиряло змия и спасало душу, а здесь это призывание называется пребыванием с Именем Господним, и это призывание и есть поглощение сердцем Самого Господа, и вселение Самого Господа в сердце] Прим. иеросхим. А.). И опять: "Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока Имя Господа вкоренится внутрь сердца, и оно ни о чем другом помышлять не станет, да возвеличится Христос в вас". (Видите ли свидетельство, что вкоренение памяти о Боге состоит именно во вкоренении памятью в сердце своем Имени Господа Иисуса. Прим. иеросхим. А.). Говорит также и Лествичник: "память Иисусова да срастворится с дыханием твоим; и тогда познаешь ты пользу безмолвия"» [79], [80]. Затем Каллист учит, как именно навыкать умносердечному призыванию: «Путем дыхания тихо сведи (ум) внутрь сердца и держи молитву сию: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя вместе с дыханием соединенно некако совводя туда и глаголы молитвенные, как говорит св. Исихий: "с дыханием твоим соедини трезвение, и Имя Иисусово, и помышление о смерти незабвенное, и смирение; ибо то и другое великую доставляет пользу"... Согласно с этим говорит и св. Диад ох: ... "Которые сие святое и преславное Имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего"... И еще: "сие дивное Имя, будучи с напряженною заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. "Ибо Бог наш огнь поядаяй есть" всякое зло, как говорит Апостол (Евр. 12, 29). Отсюда, наконец, Господь приводит душу в великое возлюбление славы Своея, ибо преславное то многовожделенное Имя, укосневая чрез памятование о Нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его беспрепятственно, потому что нечему уже тогда полагать тому препону"... Лествичник говорит: "Бей супостатов Именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле" [81] ... Но не только у сказанных святых отцов и подобных им найдешь ты словеса священной молитвы, но и еще прежде них, у самых первых и верховных Апостолов Петра, Павла и Иоанна... Один возглашает Имя Господа Иисуса (1 Кор. 12, 3), другой Иисуса Христа ("Благодать же и Истина Иисус Христом бысть" (Ин. 1, 17)), третий Христа Сына Божия ("Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16))... Блаженный Павел сказал: никто не может исповедать Господа Иисуса. Последнее речение Иисуса берет св. Иоанн и ставит первым в своем изречении: иже исповесть Иисуса Христа. Последнее его речение Христа в исповедании св. Петра помянуто первым: "Ты Христос Сын Бога". Так составилась, как триплетная и нерасторжимая вервь, Боготворная молитва наша (видишь, как св. Отец именует призывание Имени Иисусова Боготворным, ибо Имя Его и есть Сам Он, Бог Иисус Христос, имеющий власть делать и людей по благодати богами! Прим. иеросхим. А.), премудро и разумно соплетенная и сотканная. Так до нас дошла, так блюдется нами и в том же виде от нас перейдет к тем, кои будут после нас. (Слышите, какое свидетельство, что молитва Иисусова происходит от апостольских времен и есть святое апостольское предание. Прим. иеросхим. А.). Что касается до речения: "помилуй мя", прилагаемого к спасительным словам молитвы, то есть "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий", то его приложили святые отцы, наипаче для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним: Господи Иисусе; Иисусе Христе; Христе, Сыне Божий! или даже только возглашением: Иисусе! довольны бывают, объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякий ум, всякое видение и всякое слышание превосходящей сладости и радования. В убеждение и удостоверение в сем полнейшее сладчайший и душелюбивый Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Коего словеса суть дела и глаголы Дух и Живот, явно возвестил: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5); еще: "аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю" (Ин. 14, 13, 14)» [82].
Св. Григорий Синаит
Не менее ясно свидетельствуют и преп. Исихий и св. Григорий Синаит о том, что Имя Господа Иисуса Христа есть сама Божественная сила, то есть Сам Он, но отнюдь не сила посредствующая, и что в умной молитве призывание частое Имени Иисусова есть главное основание ее и та сила, которая делает молитву животворящей и боготворящей. Не будем здесь повторять тех слов св. Григория Синаита, что молитва есть Бог, которые мы приводили в предыдущих главах, но приведем те его слова, коими явно опровергается новое лжеучение имеборцев, что умная молитва не требует частого призывания Имени Иисусова, но что достаточно лишь призвать Имя Господне в начале молитвы, а потом молиться уже, так сказать, лицом к Лицу или заменять призывание Имени Иисусова размышлением об Иисусе Христе. Такое учение есть неизбежный путь к прелести, ибо делание безмолвников и вообще всех, которые ведут внимательную жизнь, в чем же ином главным образом заключается, как не в отгнании помыслов, то есть в отражении лукавого'] Эта брань ведется беспрестанно и состоит в том, что умный делатель, окруженный множеством мысленных врагов, всячески старающихся рассеять или чем-либо занять его ум, все время старается не принимать в ум никакого всеваемого помысла, но заключать его (то есть ум) в слова сердечно призываемого Имени Господа Иисуса. Это и есть непреодолимая оборона Имени Иисусова, которая не только не допускает врага проникнуть чрез помысл в ум и чрез похоть в сердце, но и опаляет его. Таково оборонительное делание подвижников, которое по временам сменяется наступательным деланием, то есть горячею молитвой, которая есть Иисусово радование и восхищает преуспевших в созерцания, и деется также о имени Иисусове. Но новое учение имеборцев не считает нужным много упражняться в призывании Имени Иисусова и советует заменять сие размышлением о Иисусе Христе; этим они, следовательно, лишают себя главной своей обороны и подвергают ум свой тончайшим воздействиям лукавых духов, которые несомненно, не будучи отгоняемы и опаляемы Именем Иисусовым, проникнут в ум безмолвника и всеют в него свои мнимо-благочестивые мысли и фальшивые созерцания. В этом именно и заключается прелесть, от которой предостерегают святые отцы, советуя обнажать ум свой от всяких мыслей, не только худых, но и мнимо-хороших, и заключать его в слова молитвы Иисусовой. Поэтому и св. Григорий Синаит говорит: «Когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнем палимые, отбегают... Непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!.. держа неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу, и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именем сим» [83].
Преп. Никифор Афонский
Одинаково с этим советует и преп. Никифор Афонский: «Изгнав из словества [84] всякий помысл... дай сию молитовку: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" и понудь его вместо всякого другого помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход... Приидет же к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочее, ради коих потом всякое твое прошение исполняемо будет о Христе Иисусе, Господе нашем» [85].
Таково святоотеческое учение о молитве Иисусовой, деемой о Имени Иисуса Христа, и сие святоотеческое учение святые отцы не от себя измыслили, но восприяли, как мы видим, по свидетельству Игнатия и Каллиста, от апостолов; оно дошло в неизменном виде и до нашего времени.
Паисий Величковский
Так, великий делатель умносердечной Иисусовой молитвы Паисий Величковский, приводя в своей книге слова старца своего бл. Василия, в предисловии на главизны бл. Филофея Синайского излагает следующее учение о молитве и о Имени Иисусовом: «Всякий, отрекающийся мира и приемлющий монашество, принимает (подобно воину, вступающему в войско) и меч духовный, дабы с ним, как то подобает воину Христову, вступить в брань с духами злобы (мы приводим цитируемое место, переводя его со славянского языка, ради большей удобопонимаемости, на русский). Почему в час пострижения ему и говорится: «прииме, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, егоже и носяй во устах твоих, уме же и сердце, глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
Сей «меч духовный» и «глагол Божий» есть, по толкованию бл. Василия, именно Имя Иисусово: «Что бо глаголет Писание? близ ти есть глагол во устех твоих, и в сердце твоем, яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, спасешися: всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется. Все же се: глагол (в первом тексте), исповедание (во втором тексте) и призывание (в третьем тексте): разумей быти внутрь тебе Христа (то есть и призываемое, и глаголемое, и исповедуемое Имя Иисусово и есть Сам Христос. Прим. иеросхим. А.), чрез святое крещение всельшася. Его же призывати (то есть Имя Его. Прим. иеросхим. А.) и глаголати, и исповедати должен ecu непрестанно, иногда только внутрь сердца своего, а иногда и устами произнося: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Берегись же, человече, противления этой заповеди (то есть берегись нерадения в том, чтобы беспрестанно призывать Имя Господа Иисуса. Прим. иеросхим. А.), дабы за это не послал на тебя Бог дух ожесточения, слепоты и глухоты духовной, подобно древнему Израилю, поклонившемуся некогда Ваалу и впавшему в идолопоклонство вследствие нерадения своего о хранении ума своего, как в том обличает его Илия Пророк, и не стал бы ты (подобно Павлу) противу остра рожна (Имени Иисусова) прати. Не надейся же и не верь, что возможешь преуспеть в чем-либо духовном, если не станешь повиноваться данной тебе заповеди призывати Иисуса Христа на всяк помысл злый и на всяку рать вражию, как говорит св. Исихий, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле более крепкого оружия на врагов, чем Имя Христово... "Веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы" (Ин. 7, 38). Всяк бо крещающийся приемлет свыше сию воду живую во глубине сердца своего таинственно (то есть воспринимает Самого Христа как источник воды живой в сердце своем, и Имя Его, которое, будучи исповедуемо, и призываемо, и глаголемо, есть вода живая, оживотворяющая человека, неоскудно источающаяся от Источника-Иисуса, таинственно живущего от святого крещения в сердце человека, и самое сие Имя Его и есть Он Сам), о ней же пишется в житии святейшего Игнатия Богоносца, яко разрезаша невернии сердце его глаголюще: «како он ношаше Бога своего в сердце своем?» И обретоша внутрь из злата словеса сия: Иисус Христос. (Итак, этими словами бл. Василий доказывает, что ношение Христа в себе есть ношение Имени Его в сердце своем.) Сие же знамение бе на посрамление неверных, во уверение же всем верным, яко всяк на святом крещении приемлет внутрь себе Христа.
Сего ради святии отцы повелевают нам, во-первых, очищаться от страстей умносердечным призыванием Имени Иисус-Христова противу всякого помысла злого, брани страстной и прилога вражиего. И такая молитва не должна быть бесчувственной и лишь по привычке глаголемой, но должна быть исполненной сердечного чувства; без сердечного же чувства творимую молитву Иисусову и мертвой молитвой назвать не грешно. Так, положив начало пребывать в разумном внимании (то есть следить бдительно за всеми появляющимися в уме помыслами и не допускать их до ума своего) и молении (то есть всегдашнем призывании против всякого помысла Имени Иисусова), да пребудем твердо до самой смерти, неослабно борясь с ратующими против нас врагами и страстями нашими; и, как научают нас святые отцы, хотя, несмотря на бдительность и молитву нашу, враг все-таки будет успевать наносить нам тысячи язв каждый день, мы однако да не отступим от сего живоносного делания, то есть призывания Иисуса Христа (то есть Имени Его), сущего в сердцах наших.
Таковых (прилежно и беспрестанно занимающихся призыванием Имени Иисуса Христа) Бог, если усмотрит в этом пользу для души нашей, возводит на высоту созерцательной умной молитвы. Но некоторые (не ведая, что созерцательная молитва есть дар Божий) пытаются своими собственными усилиями взойти на степень созерцательной молитвы, мня, что она в руках хотящих достичь ее обретается, за что их по справедливости можно назвать легкомысленными. Другие же, уведав, что не все, но немногие сподобляются дара созерцательной молитвы, ослабевают в подвиге делательной молитвы Иисусовой и начинают нерадеть о беспрестанном призывании Имени Иисусова; но так как без сего призывания невозможно человеку избежать действия страстей и сосложения ума своего с лукавыми помыслами, то таковые и подпадают под власть страстей, за что и имеют быть истязаны в час смерти и воздадут ответ на Страшном Суде за то, что нерадели о призывании Имени Господня... Таковым следует разуметь, что за то, что по немощи нашей мы не сподобились достичь степени созерцательной молитвы, мы осуждены не будем; но за то, что мы не блюли ума и сердца своего от диавола и злых помыслов, имея возможность противиться им и побеждать не собою, но страшным именем Христовым имеем воздать слово Богу за то, что, нося Христа внутри себя по дару святого крещения, не умели или, вернее, не желали научиться, как призвать Того (то есть Имя Иисусово) на помощь в час брани. И именно за это и укоряет нас Апостол, говоря: не весте ли, "яко Иисус Христос в вас есть? разве... неискусни есте" (2 Кор. 13, 5): то есть не умеете действовати умом в сердце Имя Христово». (Видите, какое ясное утверждение, что Имя Иисус-Христово, исповедуемое в сердце, и есть Сам Иисус Христос.) [86].
«Носящий же Меч сей или Глагол (то есть Имя Иисусово) в уме своем, внимая внутренне помыслам своим, знает, когда нападает на него мысленно враг, и тогда обращает сей меч против злых его прилогов и страстей и помыслов, и молится против сих действий вражеских молитвою Иисусовой, также молится и в случае впадения в грех, прося прощения о Имени Иисусовом» [87]. «Но, о времене нашего! Многие и чуть ли не все носят сей Меч за един токмо обычай, а не на каковую бранную потребу! Не стараясь научиться, как обращать сей меч против лица вражиего и пожигать врагов сим пламенным оружием, как огнем, но пользуются сим мечом неразумно и плотски, а не действительно, то есть тянут лишь четки, за «славу» одну лестовку, а за кафизму три, и тем и довольствуются, ограничиваясь лишь внешнею молитвою. Множайшие же и совершенно отложив в сторону сей глагол Божий, паче же рещи пламенное оружие, охраняющее врата сердечные, довольствуются (в своей духовной жизни) лишь одним псалмопением, канонами и тропарями» [88].
Бл. Василий
В предисловии на книгу бл. Исихия бл. Василий, приводимый Паисием Величковским, говорит: «"О единой же сей краткой и пятьми словесы исчисляемой молитве, по Апостольскому гласу: 1) Господи 2) Иисусе 3) Христе 4) помилуй 5) мя, написа первый Святый Исихий двести глав, ничтоже иное приложив в тех, точию едино ума блюдение и сию священную молитву Иисусову". "Толикое бо бе Святым о сем священном делании радение, яко и молитися повелевают за неведующих сего умного света сердечного, просвещающегося Именем Христа Бога нашего"» [89].
В той же главе он говорит, что в умном делании прекрасное оружие против страстей есть память смертная, воспоминание ужаса осуждения на Страшном Суде и вечности ужасного мучения и, с другой стороны, воспоминание блаженств Царствия Небесного, но все эти роды умного делания не могут сравниться с призыванием умносердечным Имени Иисусова: «Хотя и эти воспоминания в тех, кои ими победили нечувствие свое, имея силу утолять похоти плоти и отражать злые помыслы от души, но Имя страшное Иисус-Христово большую и несравненную имать силу, всех сих потребляти от сердца и ума. Поэтому эти воспоминания следует сопрягать с деланием умной молитвы, и они придают молитве сугубую крепость и успешность: наипаче же от молитвы сами яко свет сияюще, прогонимей сущей тме от ума и мгле страстей Именем Иисус-Христовым» [90].
В предисловии к Нилу Сорскому сей же бл. Василий говорит, что, хотя святые отцы и уставляют добрым и благоговейным мужам очищать свои сердца единым исполнением заповедей Христовых, имея как крепчайшее оружие против страстей страх Божий и память Божию, но сие действенно лишь для добрых неокамененных сердец: «нечувственным же и окамененным, аще и самая та геенна или Сам Бог чувственно открыется, никаковаже наведет им страха». Также и для новоначальных сие одно умное делание, то есть памятование Бога, со страхом Божиим трудно исполнимо, ибо ум новоначальных, упражняемый в сей памяти, скоро притупляется, и так же избегает их ум мыслить о Боге и о страхе наказания за несоблюдение заповедей, как избегает пчела курения дыма. Поэтому, хотя памятование заповедей Божиих и страха наказания и весьма полезно есть в час брани, но святые отцы изобрели сверх сих и еще одно прекраснейшее средство, могущее весьма помогать немощным (то есть беспрестанное призывание против помыслов и страстей Имени Иисусова). Поэтому, если первое умное делание можно уподобить ручной мельнице, то, если с сим первым деланием человек соединит и беспрестанное призывание Имени Иисусова, то оно уподобится мельнице водяной: подобно тому, как вода сама собою движет и колесо, и жерновный камень, так «и пресладкое Имя Иисусово с памятию Бога ту суща (то есть сущего во Имени Иисусовом) всеисполненне живущего во Иисусе (то есть в имени Иисус) подвижет ум в молитву, о немже великий в богословии Исихий, назнаменуя [91], глаголет: "душа, благодеема и услаждаема от Иисуса, с радостию некоею и любовию и со исповеданием Благодателю хвалу воссылает, благодарящи и призывающи Того с веселием"» [92]. В приведенном в сей же книге письме архимандрита Александра этот последний некоему имущему намерение принять монашество пишет: «Постарайся обрести Иисуса Христа... в сердце своем... Мы все до единого ищем Иисуса Христа по разным местам, не ведая того, что Он всегда внутри нас находится. Всемогущий Бог да озарит сердце твое и укажет тебе место, идеже обитает Иисус Христос» [93]. Это сердечное место, в коем следует стоять вниманием и молитвою и в коем подобает искать, так сказать, Христа в носящем Его Имени Иисусовом, есть верхушка сердца, которая лежит под левым сосцем [94].
Богородица делательница созерцания молитвы
Начало Иисусовой молитвы св. Симеон Солунский, как мы видели, возводит к самим Апостолам, но начало созерцательной умной молитвы, по свидетельствам Нила Сорского и Нила Синайского, приводимым Паисием, восходит до первозданного человека в раю; величайшей же делательницей сей созерцательной молитвы была Пречистая Дева Мария, как то свидетельствует св. Григорий Палама, приводимый Паисием Величковским. Не это ли побудило Святую Деву воскликнуть вечные слова: «И свято Имя Его!» (Лк. 1, 49), скажем мы от себя? Ибо Та, Которая, имея совершеннейший дар созерцания, созерцала Бога в Именах Его из творения и из Писания Ветхого являемых, сколь же еще обширнейшую дверь к созерцанию обрела во Имени Иисус, которое возвестил Ей Архангел! Уверовав в благовестие Архангельское, что Она зачала Сына Божия, Господа Своего и Христа Своего Иисуса, Пресвятая Богородица несомненно все время содержала в уме и в сердце Своем сие Имя, еже «паче всякаго имене», и первая познала величие и сладость его, почему и воскликнула: «И Свято Имя Его», то есть в Имени Его Он Сам.
Борьба, которую выдержал Паисий Величковскии за молитву Иисусову
Паисию Величковскому, как великому проповеднику молитвы и Имени Иисусова, пришлось претерпеть немало поношении за Имя Иисусово, по неложному свидетельству Самого Господа, предсказавшего ученикам Своим, что они все гонимы будут «Имени Моего ради». Впрочем, противники о. Паисия не восставали тогда против Божественного достоинства и силы Имени Иисусова, но отрицали по грубости ума своего Богоугодность безмолвной молитвы, отстаивая ревностно гласную молитву, установленную в церковном Богослужении. Так как занятие умною Иисусовой молитвой, при неумелом и неосторожном ведении его, ведет весьма часто к прелести и к тяжким падениям, то эти печальные случаи еще больше восстановляли врагов против о. Паисия, которого они винили во всем этом и даже жгли его книги. Подобно тому, как ныне восстали имеборцы против книги об Иисусовой молитве о. Илариона и против автора ее, так и против Добротолюбия и против о. Паисия восстал «един инок, философ суеумный, увидев, что некоторые, ревновавшие не по разуму о сей молитве, вследствие их самочиния и невежественного наставления неискусных наставников впали в некую прелесть, то сей философ до того вооружился по действию диавольскому хулою на сию святую молитву, что несравненно превзошел тех древних треклятых еретиков хулителей этой молитвы Варлаама и Акиндина, столь страшные и срамные хулы вознося как на молитву сию святую, так и на делателей ее и ревнителей, что и целомудренному слуху человеческому они нестерпимы (сравни писанное в № 15 «Русского Инока» за 1912 г.). На ревнителей сей же молитвы он (то есть сей, именуемый философом, но по всему судя некий архиепископ или митрополит) воздвиг такое превеликое гонение, что некоторые, всё оставив, прибежали в эту страну и ныне здесь богоугодно живут в пустыне, другие же бывшие ревнители, будучи малоумны, согласившись с ним, дошли до такого безумия от развращенных его слов, что и некоторые свои отеческие книги (понимай Добротолюбие) потопили в реке, привязав к ним камень. И до такой степени распространились его хулы, что некие (понимай игумены) запретили под страхом клятвы читать святые отеческие книги (то есть об умной молитве Добротолюбие).
Когда же сей хулитель (то есть гонитель архиепископ) задумал, не довольствуясь устными хулами, предать их писанию (то есть написать хульную книгу против молитвы Иисусовой), тогда наказанием Божиим ослеп на оба глаза, тем и пресеклось его богоборное намерение» [95].
У о. Паисия Величковского о умной молитве в главе первой говорится: «Вестно убо да будет, яко сие Божественное священныя умныя молитвы делание дело бяше непрестанное древних Богоносных Отец наших... На предреченное убо сие Божественное умное сердечнаго рая делание и хранение никтоже от правоверных дерзнул когда похулити», но все древние отцы имели это умное делание в великой чести и относились к нему с крайним благоговением, как к делу, преисполненному всякой духовной пользы. Но так как чрез это умное делание (призывание сердечное Имени Иисусова) монашество, «избрав благую часть», с неотторжимою любовию сидело у ног Иисусовых, в совершенстве благодаря сему преуспевая в делании Его заповедей и бывая светом всему миру и просвещением, то диавол, начальник злобы и враг всякого благого дела, истаевая завистию, употребил все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и истребить, если можно, от лица земли. Так, во-первых чрез истребление святоотеческих книг руками сарацин; еще же и порочил всегда умное делание, вводя неких неискусных самочинников в прелесть, дабы примером их погибели, которая произошла не по вине умной молитвы, но по вине их возношения, побуждать хулить умную молитву и отвращать от спасительного сего дела не имеющих достаточного рассуждения. Но не довольствуясь всем этим, диавол обрел еще в италийских странах Калабрийского Змея, предтечу антихристова, еретика Варлаама, по гордости своей во всем подобного диаволу, и вселившись в него со всею своею силою, подвиг его на хулу против православной веры, как о том подробно пишется в Постной Триоди, в Синаксаре на вторую неделю св. Великого Поста. Сей Варлаам дерзнул отвергать священную и умную молитву, многоразлично хуля ее, и устно и письменно, как о том пишет иже во Святых Отец наш Симеон, Фессалоникский архиепископ, которого мы здесь и приводим: «Сей окаянный Варлаам множайшая и на священную молитву хуляше же и писаше, и на Божественную еже на Фаворе благодать же и осияние. Не уразумев заповеди: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17) да и как постигнуть ее тому, кто суетствует умом и находится в мечтаниях своих в союзе с гордым, то есть диаволом, ниже поняв слов Апостольских: "помолюся духом, помолюся же и умом" (1 Кор. 14, 15), ни слов: "воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви" (Еф. 5, 19), ни "посла Бог Духа Сына Своего", то есть благодать, "в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче" (Гал. 4, 6), и "хощу пять словес умом моим глаголати... нежели тмы словес языком" (1 Кор. 14, 19), он поэтому и отверг умную молитву, особенно оке призывание Господне, (то есть Имени Иисусова), которое есть исповедание Петра, проповедовавшего: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16), и предание Самого Господа, глаголюща в Евангелии: "Аще просите от Отца во Имя Мое, даст вам" (Ин. 15, 16), и "Именем Моим бесы ижденут" (Мк. 16, 17), и прочая. Понеже и Имя Его "есть Живот вечный" (Ин. 17, 3), сия бо рече "писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его" (Ин. 20, 31); и Духа Святого подательно есть призвание Христово: "Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3), рече и тьмами о сем» (то есть, что призывание Имени Иисусова и есть Сам Бог, что отвергал Варлаам).
Но что же успел, восклицает о. Паисий, продолжая речь о Варлааме, началозлобный змий с сыном погибели треклятым еретиком Варлаамом, которого он наустил на хулу противу умной священной молитвы? Возмогло ли его злохуление (то есть отметание Божественного достоинства Иисусовой молитвы и происходящих от нее созерцаний) омрачить свет этого умного делания, которое он было надеялся до конца истребить? Отнюдь (не возмогло), но болезнь его обратилась на главу его... Благодаря ревностной защите Божественного достоинства умного призывания Имени Иисус Христова св. Григорием Паламою «сей Варлаам еретик со Акиндином и всеми своими единомысленниками трижды анафеме предадеся; но и доныне от тояжде Церкви на всякое лето в Неделю Православия с прочими еретики проклинаем бывает сице: «Варлааму и Акиндину, и последователем их, и преемником их анафема трижды»\ (Слышите, имеборцы, высказывающие ныне хуления, тождественные с Варлаамовыми, на Имя Иисусово!)
Зрите зде, о друзи, дерзающие хулити умную молитву, «кто был первый ее хулитель; не еретик ли Варлаам, трижды от Церкви анафеме преданный и имеющий проклинаться во веки (впрочем, в России этот чин анафемы ныне сократили и о Варлааме особо больше не упоминают, но на Востоке сей чин соблюдается нерушимо [96] . Прим. иеросхим. А.)! Не сообщаетесь ли и вы своими злохулениями сему еретику и его единомысленникам? Не трепещете ли душою вашею подпасть подобно им церковной клятве и быть отчужденными от Бога? Не ужасаетесь ли тем, что, восстав против этого священнейшего дела, вы вашим злохулением, соблазнив неутвержденных в разуме ближних ваших, подпадаете под страшное прещение Евангелия Божиего? Не боитесь ли слов Апостольских: «Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго» (Евр. 10, 31), и за это быть казненным и временно, и вечно, если не покаетесь?
Но какую же благословную вину [97] нашли вы, чтобы считать себя вправе хулить сию пренепорочную и треблаженную вещь? Я совершенно недоумеваю: призывание ли Иисусово мнится вам быти не полезно? но и спастися о ином несть возможно, точию о Имени Господа нашего Иисуса Христа» [98].
И в другом месте: «также и прочие богоносные отцы в своих учениях, исполненных премудрости Божией, описывая сию святую молитву, изъявляют о действии оной и происходящей от нее неизреченной духовной пользе и преуспении в получении Божественных дарований Духа Святого. И кто же не разжжется восклицает о. Паисий ревностью Божией к беспрестанному деланию сей священной молитвы, видя, к какому небесному сокровищу небесных добродетелей она приводит подвижника! Дабы ей Всесладчайшего Иисуса в душе и сердце своем всегда сокровиществуя (то есть призыванием Имени Его. Прим. иеросхим. А.), непрестанно в себе поминать Вседражайшее Имя Его, неизреченно этим к любви Его разжигаясь (Пс. 25, 2). Хотящие же со Сладчайшим Иисусом любовию быть соединенными, те, оплевав вся красная мира сего, и наслаждения, и телесное упокоение, ничего не восхотят иметь в жизни сей иного, кроме всегдашнего упражнения в сем делании молитвы (то есть в призывании Сладчайшего Имени Иисусова. Прим. иеросхим. А.) в селе райском (то есть в сердце. Прим. иеросхим. А.)» [99].
Таково проповедание великого подвижника прошлого века о Имени Иисусовом, исповедуемом и призываемом и глаголемом в умносердечной молитве! Таковы и его страшные обличительные слова против хулителей и противников молитвы умной и Имени Иисусова! Имеющий уши слышати, да слышит.
Епископ Игнатий Брянчанинов
Таким же ревностным проповедником Имени Иисусова и умной молитвы является и позднейший великий делатель оной и духовный писатель епископ Игнатий Брянчанинов. Приведем выдержки из его сочинений, относящиеся до Имени Иисусова.
«Преподобный Антоний Великий завещает, говорит епископ Игнатий Брянчанинов, непрестанное памятование Имени Господа нашего Иисуса Христа. "Не предавай забвению, говорит он, Имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай Его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос"» [100].
«Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу» [101].
«Моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное. Установлено оно... Самим Сыном Божиим и Богом... Господь Иисус Христос установил моление Его Именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу Имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное Имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. "Еже аще что просите, сказал Он святым Апостолам, от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во Имя Мое, Аз сотворю" (Ин. 14, 13-14)... О, какой дар; Он залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим Иисус-Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собою Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства» [102]. «Величие Имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческою простотою и верою» [103].
«Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою к Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса» [104].
«Исповемся Имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем Имя Твое святое» (Пс. 137, 2-3). Святой Давид исчисляет чудные действия страшного и святого (Пс. ПО, 9) Имени Иисусова... Ради Имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов... "Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради Имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша Имене ради Твоего" (Пс. 78, 9). Ради Имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом опять молится Давид: "Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих" (Пс. 53, 3-4). Силою Имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным» [105]. «Во Имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос жизнь (Ин. 11, 25), и Имя Его живое: оно оживотворяет вопиющих им к Источнику Жизни, Господу Иисусу Христу. "Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею" (Пс. 142, 11); "не отступим от Тебе; оживиши ны, и Имя Твое призовем" (Пс. 79, 19). Когда силою и действием Имени Иисуса услышана будет молитва, когда низойдет Божественная помощь к человеку, когда отражены будут и отступят от него враги, когда сподобится он отпущения грехов... тогда последует подаяние, во Имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности. "Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящимся Имене Твоего" (Пс. 60, б)» [106].
«В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отвсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой "бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная", говорит преподобный Григорий Синаит. Душа болезнует, как болящая и рождающая, по Писанию (Сир. 48, 21): "Живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра», то есть Иисус проходит, как свидетельствует Апостол, "даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным" (Евр. 4, 12), проходит, истребляя греховность из всех частей души и тела» [107].
«"Се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо" (Лк. 2, 34)... между познавшими и не познавшими Его... "Немы да будут устны льстивыя, глаголющия на Праведного" и на великолепое Имя Его "беззаконие, гордынею" своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними "уничижением" (Пс. 30, 19) чуда Божия» [108].
Таково свидетельство о Имени Иисусовом великого подвижника последних времен. Как видите из последних его слов, ему тоже довелось переносить немалое гонение ради исповедуемого им Божества Имени Иисус-Христова. Одним из противников его святоотеческого исповедания был даже и Вышенский затворник епископ Феофан, которому по богатству ума не давалось сокровище простоты сердечной, а ею только и познается Бог по Имени Иисус.
Преп. Серафим Саровский
Преподобнейший во святых пустынник Саровский Серафим, великий чудотворец, от своих молитвенных опытов говорит: «Чтоб приять и узреть в сердце свет Христов, надобно сколько возможно отвлечь себя от видимых предметов; предочистив душу покаянием, добрыми делами и верою в Распявшегося за нас, закрыть телесные очи. погрузить ум внутрь сердца, где вопиять призыванием Имени Господа нашего Иисуса Христа; тогда по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному находит человек в призываемом им Имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения. Когда чрез таковое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссияет Свет Христов, освящая храмину души своим Божественным осиянием, как говорит пророк Малахия: "И возсияет вам, боящимся Имене Моего, Солнце Правды" (Мал. 4, 2). Этот Свет есть вместе и Жизнь по евангельскому слову: "В Том Живот бе, и Живот бе Свет человеком" (Ин. 1, 4) [109].
О. Иоанн Кронштадтский
Итак, видите, как святоотеческое исповедание Божественного достоинства Имени Иисусова и учение о священной молитве Иисусовой дошло нерушимо и до отцов наших! Так же нерушимо исповедание и учение сие дошло и до нас, слышавших то же благоговейное учение о Божественном достоинстве Имени Иисусова и молитвы Иисусовой и от нашего недавно отшедшего отца Иоанна Кронштадтского: «Знаю я свою духовную нищету... Именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него мертв душевно» [110] «Христос чрез усердную молитву вселяется в души верующих... и... живет в них: "или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте" (2 Кор. 13, 5). "Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа" (1 Кор. 6, 19)... Бог есть Дух, простое Существо. А Дух чем проявляет Себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог как простое Существо не состоит из ряда или из множества мыслей, или из множества слов или творений, но Он весь в одной простой мысли Бог-Троица, или в одном простом слове Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огнь, проникает каждое слово: каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовью. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух, или Троица, или Господь, Господи Боже, Господь Саваоф, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» [111].
«Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает Вездесущий и вся Исполняющий, Единый и Нераздельный Господь" [112] ... Имя Господа или Богоматери... или святого да будет... вместо Самого Господа, Богоматери... или святого; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к... сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь —Дух Везде сый и все наполняющий; Имя Богоматери есть Сама Богоматерь, Имя Ангела Ангел, святого святой. Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое ты сам с душою и телом; так и святые: призови их имя ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом ее, а сам человек, сущность человека, или внутренний человек его, есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя посредством телесного органа. И так Имя Бога и святого есть Сам Бог и святой Его. Но как Бог есть Дух препростой и вездесущий, а святые все в Боге почивают, то сообщение молитвою веры со всеми святыми (есть) самое удобное дело, легче сообщения с людьми, с нами живущими» [113].
Заключение
Таково непреложное учение Православной Церкви о том, что молитва деется о Имени Божием.
Таково и непреложное основание молитвы умносердечной Иисусовой Имя Иисусово, благодаря которому эта молитва «Иисусовою» и называется. Но некто, отметая нужду частого призывания Имени Иисусова, выражается так: «Достигшие чистой молитвы руководятся одной только силою из Сущности Самого Бога, а при такой молитве Имя Иисус пребывает в бездействии, и даже о сем Имени в этом состоянии человека вовсе не упоминается»... По опыту ли ты это сказал или по твоему воображению?! Из всего Добротолюбия, коего мы привели малые выдержки, ты должен был бы заключить совершенно обратное, ибо всеми отцами Добротолюбия повторяется та же мысль, что при восхищении сердца в молитве оно исключительно обладаемо бывает Именем Иисус, «яко прилепши самому тому божественному действу, якоже вопити часто: Иисусе мой, Иисусе мой»" [114] «Положить другого основания для моления Именем Иисуса, кроме положенного, невозможно: оно есть Сам Господь наш, Иисус Христос, Богочеловек» [115].
[76] Блаж. Симеон, архиепископ Солунский. О священной молитве, 2-4 // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 443-446.
[77] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 8, § 6 // Полное собрание творений. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 578-579.
[78] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. Слово 68. М., 1890. С. 190.
[79] Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Слово 27, 61. Сергиев Посад, 1908. С. 227.
[80] Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 8-10, 13, 21-22 // Добротолюбие. Т. 5. С. 311-315, 337.
[81] Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Слово 21, 7. Сергиев Посад, 1908. С. 142.
[82] Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 25,49, 50 // Добротолюбие. Т. 5. С. 339, 371-374.
[83] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим, 4. О безмолвии и молитве, 2 // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 218, 227-228.
[84] «Словесство (говорение) всякого человека находится в персях его», поясняет преподобный Никифор.
[85] Никифор уединенник. Слово о трезвении и хранении сердца // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 250-251.
[86] Житие и Писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 89-95 (в русском изложении).
[87] Там же. С. 90 (в русском изложении).
[88] Там же. С. 89 (в русском изложении).
[89] Там же. С. 111-112.
[90] Житие и Писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 105.
[91] Назнаменовати (церковнослав.) указывать.
[92] Житие и Писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 115-116 (за исключением мест, заключенных в кавычки, дано в свободном изложении с комментариями иеросхим. Антония).
[93] Там же. С. 272.
[94] Там же. С. 85.
[95] Житие и Писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 214-215 (в свободном изложении с комментариями иеросхим. Антония).
[96] Исключение из чина Православия пространных анафематствований еретиков, почти неизвестных в России, было произведено в 1749 году (см.: К. Никольский. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую Неделю Великого поста (историческое исследование о чине Православия). Спб., 1879. С. 36).
[97] Благословная вина (церковнослав.) достаточное основание.
[98] Житие и Писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 164-167 (другой перевод).
[99] Там же. С. 191-192.
[100] Св. епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 3. СПб., 1905. С. 192.
[101] Там же. С. 193.
[102] Там же. С. 234-235.
[103] Там же. С. 240 (у иеросхимонаха Антония (Булатовича) «величие Имени "Иисус"»).
[104] Там же. С. 241.
[105] Там же. С. 242-243.
[106] Св. епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 3. СПб., 1905. С. 243.
[107] Там же. С. 249-250.
[108] Там же. С. 233-234.
[109] Там же. С. 304.
[110] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. М., 1899. С. 6.
[111] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. СПб., 1893. С. 126-127, 131.
[112] Там же. С. 197.
[113] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 2. СПб., 1893. С. 237-238.
[114] Каллист, Патриарх Константиноградский. Образ внимания молитвы // Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения. Часть 4. Б. м., б. г. Л. 148.
[115] Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 3. СПб.,1905. С. 310.
к оглавлению