Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
VI. О значении и о Божественном достоинстве Имени Иисус
Имеборцы считают Имя Иисус меньшим всякого имени и приравнивают его к именам других Иисусов
Отделяя неотделимое Имя Божие от Самого Бога и отвергая живую веру в Имя Божие, не допуская именовать Имя Божие Самим Богом, имеборцы с особенною яростию восстают против Божественного достоинства Имени Иисус. Это Имя уже тем более недопустимо почитать Самим Богом, что Имя Иисус не есть исключительная принадлежность Сына Божия, но оно есть обыкновенное человеческое имя и, следовательно, должно быть, по их мнению, равночестным и тем именам «Иисус», которые принадлежали, например, Сыну Сирахову, Навину и другим. Возражая против Божественного достоинства Имени Иисус, они говорят, что сие Имя уже потому не может быть признаваемым имеющим Божественное достоинство, что оно есть самое младшее из имен Иисус Христовых, младшее, нежели «Сын Божий», младшее, нежели «Господь», и проч., ибо сравнительно недавно наречено было Ему Ангелом, при зачатии, как человеку, и, следовательно, есть «имя меньше всякого имени» и относится лишь до человеческого естества Богочеловека. Посему и в молитвах говорится: это Имя не должно быть предпочитаемо другим Именам Христовым, а наоборот. Тем же более называют они крайнею ересью и даже «хлыстовщиной» веру в то, что Имя Иисус есть Сам Бог Иисус Христос!
Смешивать имена не должно
У кого из святых отцов нашли они такое уничижительное учение о Имени Иисусове? Пусть покажут нам изречения хотя одного отца Церкви, который подобно им выражался бы о Имени Иисусове. Но это они сделать не в силах, ибо Церковь несомненно признает Божественное достоинство Имени Иисусова, как то мы ясно могли заключить из приведенных выдержек о молитве Иисусовой; также хотя Иисусами назывались и другие Иисусы, но Церковь не допускает смешивать тех Иисусов с Именем Иисуса во Христе.
Свидетельство о сем Православного Катихизиса
Так, в Православном Катихизисе, напечатанном в Москве при царе Михаиле Феодоровиче и перепечатанном в 1874 году, о Имени Иисус мы читаем: «Исус толкуется Спас, или Спаситель, сиречь Избавитель, понеже спасл есть нас от грех наших, и от всякаго дела греховнаго, и от скверны и мучения дияволскаго, и смерти, и муки вечныя и ада преисподняго избавил есть нас. Вопрос: Чесо ради онии иже прежде Христова рождества в ветхом законе, три мужие названи быша Исусами, ихже глаголет Писание, Исус Наввин, Исус Сирахов, Исус Оседеков, еда убо и тии избавители быша? Ответ: Того ради еже они суть образ и подобие Исуса Истинного Господа нашего Исуса Христа быша, понеже Исус Наввин, иже бе воевода сильный, поправый супостаты сынов Израильтски и введе Израиля в землю обетованную, Исус же паки Сирах учитель бе премудр в бывшем веце, а Исус Иоседек бе священник соверши церковь Божию; тако и Христос Истинный Исус, силою Своею поправый ненавистника рода человеча, и верующих в Онь в землю живых, сиречь во Царство Небесное, введе Божественною силою и крепостию Своею, и Евангелием вселенную просвети, и идолослужения тьму далече отгна, сего ради имена сия три Имени Исусову уподобляются Избавителю, а не избавители, толкует же ся Исус "Бог избавит ", занеже тем самем Имянем довольно разумети даша, еже невозможно бе никоему от них избавляти, точию Единому Самому Богу, Иже плоть человечю приемшему, и бысть роду человечю истинный Исус Избавитель. Сие есть Имя Исус, емуже поклоняется и припадает всяко колено, небесных и земных и преисподних. Сие есть Имя Исус, егоже аще кто призывает без сомнения духом и истинною, спасен будет... Сие есть Имя Исус, егоже подобает всем верным присно имети в сердцех и во устнех, во всех делех своих по Апостолу Павлу глаголющему: аще что творите, словом или делом, вся во Имя Господа Исуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Имянем имамы избавление прияти и вся враги наша противная победита» [116].
То же Иоанна Златоуста
Святой Иоанн Златоуст в слове на поклонение Честному Животворящему Кресту говорит: «Афанасий Святый в слове ко Антиоху сице глаголет: прекланяяй колене во Имени Иисусове, и прекланяяй колене кресту, оба знаменуют и почитают искупление. Крест бо орудие спасения, Иисус же нарицание спасения (то есть идея спасения. Прим. иеросхим. А.) имена суть. Имя Иисус являет Спасителя, древо или знамение Креста, тогоже Спасителя и спасение бывшее возвещает» [117]. Итак, видите, что сила креста заимствуется от силы Имени Иисус, ибо есть выражение той же Божественной Истины Спасения человека Богом, которая выражается Именем Иисус.
Кирилл Иерусалимский
Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Един есть Господь Иисус Христос: Имя Чудное, непрямо предвозглашенное Пророками. Ибо Исайя Пророк говорит: "се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду" (Ис. 62, 11). Словом же Спаситель переводится еврейское слово Иисус... Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божией силою, и сказал Иосифу: "Не убойся прияти Мариам, жены твоея: рождшееся бо ся в ней, от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши Имя Ему Иисус". И объясняя причину сего наименования, вслед за сим говорит: "Той бо спасет люди Своя от грех их" (Мф. 1, 20-21). Рассуди же, каким образом, еще не родившись, имеет люди Своя, если бы не был и до рождения?» [118].
Имя Иисус предвечно
Очевидно, что Имя Иисус предвечно нарек Себе Сын Божий, столь же предвечно, сколь предвечен был предвечный совет о спасении человека, имевшего пасть, ибо Тот, Кто на сем совете словом Своим изрек Имя Свое, очевидно тем самым и соизволил принять это Имя и, следовательно, оно и принадлежало Ему прежде всех век.
Св. Димитрий Ростовский о сем говорит: «Наречено же бысть во Обрезании обоженному Младенцу Имя Иисус, еже принесеся с небесе Архангелом Гавриилом в то время, егда благовести о зачатии Его Пречистей Деве Марии, прежде даже не зачася во чреве, сиесть, прежде даже не соизволи Пресвятая Дева словесем Благовестниковым... Сие Имя спасительное Иисус, прежде всех век в Троическом Совете бе предуготовано, написано, и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же аки безценный бисер во искупление рода человеческаго от сокровищ пренебесных принесено, и Иосифом во откровение всем подано, безвестная же и тайная премудрости Божия в Имени том явлена. Сие Имя аки солнце мир облиста, глаголющу Пророку: "возсияет вам, боящимся Имене Моего, Солнце правды" (Мал. 4, 2). Аки миро благовонное вселенную облагоуха: "Миро (рече) излияно имя твое" (Песн. 1, 2), не в сосуде удержано... но "излияно"... Безвестна бе сила Имене Иисусова, в Совете Предвечном аки в сосуде сокрываема. А яко с небес на землю то Имя излияся, абие аки миро ароматно благоуханием благодати... исполни вселенную: и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 11). Явлена сотворися Иисусова Имене сила, ибо дивное то Имя Иисус, удиви Ангелов, обрадова человеков, устраши бесов... и от Самаго того Имене трясется ад, колеблются преисподняя... благочестия же возсиявает свет, и просвещает всякаго человека в мир грядущаго. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено покланяется, небесных, и земных, и преисподних... Облобызаем убо тя любезно, о сладчайшее Имя Иисусово! Покланяемся усердно пресвятому Имени Твоему, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе... Молим же... того ради пресвятаго Имене Твоего... излей на нас богатую Твою милость. Услади сердце наше Самим Тобою, Иисусе. Защити и огради нас всюду Именем Твоим, Иисусе. Знаменай и печатлей нас, рабов Твоих, тем Именем, Иисусе, да и в будущий век Твой обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепое Имя Твое, Иисусе, славити и вбспевати будем во веки, аминь» [119].
Имя Божие и имена человеческие совершенно различны
Итак, после приведенных слов святых отцов, возможно ли согласиться с новыми мнимыми Богословами, которые не видят в Имени Иисус ничего иного, кроме обыкновенного человеческого имени, и которые это Имя Иисус во Христе приравнивают именам Иисусов других людей?! Думаем, что если бы пламеневшие ревностию о Имени Иисусовом древние святые богословы услыхали бы нынешних лжеучителей, так уничижающих Имя сладчайшее и пребожественное Иисус, то они, не терпя подобной хулы, разодрали бы ризы свои и трижды прокляли бы хулителей.
Имя Иисус есть воистину «Имя Чудное». Чудное оно тем, что, обладая всеми свойствами человеческого имени, оно в то же время обладает и всеми свойствами Имени Божия.
Три основных свойства имен человеческих
Каковы же суть свойства имени человеческого? Имени человеческому присущи следующие три свойства: 1) необходимость его для человека, 2) неотъемлемость его от человека и 3) всеобъемлемость им всех существенных и прочих свойств и действий человека.
Необходимость человеку иметь собственное имя установление есть Божественное, ибо Сам Бог нарек имя Адаму при сотворении его, и не потому, чтобы он имел нужду иметь собственное имя для сообращения с другими людьми, ибо он был тогда один на земле, но по необходимости для души иметь собственное имя, такой же необходимости, как например, всякой книге иметь заглавие. Бог, наименовав первозданного «Адамом», дал ему право именовать все прочие твари и также жену свою. Так это Божественное установление наречения собственного имени человеку перешло и во все последующие роды, причем важность сего акта наречения имени новорожденному всегда сознавалась и бывала обставлена обрядами и торжествами. Аврааму Бог заповедал сопровождать наречение имени обрезанием, а в Новозаветной Церкви Дух Святой научил нарекать имя вместе с оглашением и вместе с таинством крещения.
Другое свойство имени человеческого есть его неотъемлемость, имя продолжает принадлежать человеку не только в сей жизни, но и по смерти. Хотя перемены имен в сей жизни и допустимы, но все-таки то имя, с которым душа человека перешла в вечность, есть ее вечная принадлежность. В этом нас убеждает то, что имена Святых очевидно принадлежат им и доселе, ибо они, будучи призываемы по именам своим, внимают нам и духовно сообщаются с нами во именах своих. Также и Господа Иисуса Ангелы и по воскресении Его продолжали называть Иисусом, и Сам Господь, явившись Павлу, сказал: «Аз есмь Иисус» (Деян. 9, 5). Также и в древности Бог, являясь патриархам, именовал Себя: «Аз есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова», из чего ясно следует, что не только души Авраама, Исаака и Иакова, столь любезные Господу Богу, что Он изволял именовать Себя по ним, были живы, но и имена их продолжали принадлежать им в вечности. Также и душе Лазаря имя его несомненно продолжало принадлежать даже в аду, ибо, как только Господь воззвал его по имени: «Лазаре, гряди вон» он, тотчас познав свое имя, повиновался и воскрес.
Третье свойство имени человеческого есть его всеобъемлемость. Имя так же объемлет одним именованием и все существо, и все присущности, и свойства, и особенности, и действия человека, как заглавие книги объемлет собою все свойства самой книги и всего, что в ней написано, и даже того действия, которое производит книга на читателей. Так, под заглавием собственного человеческого имени известно бывает другому человеку все то, что он знает о сем человеке, и хотя бы два человека и назывались одним и тем же собственным именем, но человек с именем каждого соединяет в представлении своем и все, что знает о нем, почему, когда относит, например, имя Иоанн к Предтече, то объемлет сим именованием все, что знает о Предтече, а когда относит имя Иоанн к Златоусту, то объемлет им все, что знает о Златоусте. Но Богу известны все свойства и действия каждого человека в совершенстве, и если человек о другом человеке знает как бы только несколько отрывочных страниц из его книги жизни, то Бог знает каждую букву и черту в ней, и все это неотделимо от заглавия сей книги жизни, то есть неотделимо от собственного имени человека, объемлет им всего человека со всеми его делами, словами и мыслями, со всеми его желаниями, обстоятельствами жизни и пр. Поэтому, например, поминая на проскомидии имена усопших, неведомых нам людей, мы как бы именуем заглавия неизвестных нам, но доподлинно известных Богу книг жизней этих людей, и Бог, хотя у Него множество бесчисленных и Иванов, и Петров, и Павлов, однако знает, что мы именно об этом Иване и Петре и Павле просим, а не о другом, и творить сему Ивану и Петру и Павлу милость, изглаждая черные страницы жизни из его книги.
Имя Иисус
Таково свойство и Имени Иисус. Хотя множество было на свете Иисусов, но Тот Иисус, Которого мы подразумеваем, именуя Имя Его, отнюдь не равен другим Иисусам, и Имя Его объемлет всего Его со всеми Его свойствами Божескими и человеческими. Поэтому, хотя и несознательно призовешь Имя Господа Иисуса, то все-таки будешь иметь Его во Имени Своем и со всеми Его Божественными свойствами, как книгу со всем, что в ней писано, и хотя призовешь Его как человека, но все-таки будешь иметь во Имени Иисус и всего Бога. Итак, видите, какую страшную ошибку делает архиепископ Антоний, приравнивая в № 15 «Русского Инока» Имя Иисус во Христе именам других Иисусов!
Свойства Имени Божия мы уже исследовали во 2-й главе и приводили свидетельство св. Тихона, что Имя Божие заключает в Себе Божественные свойства: единосущие, духовное существо, истину, и пр., и поэтому этого повторять не находим нужным. Нам остается только доказать, что и Имя Иисус есть воистину Имя Божие, а не только собственное имя человеческое.
Истинность Имени Божия
Главное свойство Имени Божия есть истинность Его. Бог по преизбытку благости Своей, желая осчастливить словесные существа познанием некоей доли Его совершенств, ради этой цели и мир создал видимый и невидимый, дабы, создав разумную словесную тварь Ангелов и человеков, открыть ей Имя Свое отчасти. Ради этого писалом [120] мироздания и миробытия и Своим Богооткровенным словом открьл Он твари имена свойств Своих, которые вместе взятые и составляют именуемое словесной тварью Имя Божие.
Все мироздание вкупе, и всякая точка мира, все бытие мира вкупе, и всякое мгновение миробытия восхваляют Имя Господне и написуют его пред очами человеков и Ангелов: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Слава же, здесь называемая, и есть Имя Божие. «И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть» (Пс. 49, 6). Сия «правда» Судии и есть познание Имени Божия. «Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем» (Пс. 68, 35). «Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо Истину Твою в Церкви Святых» (Пс. 88, 6). Истина Божия и есть Имя Его, также и чудеса Божий, которые суть Слава, или, что то же, Имя Его. «Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его» (Пс. 96, 6). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет... Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть [121], дух бурен... да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того Единаго, исповедание Его (то есть Имени Его) на земли и на небеси» (Пс. 148, 1, 3, 7-8, 13). Но что же во всех этих псаломских словах подразумевается, как не прославление словесной тварью Имени Божия, познаваемого из дел Его, ибо возможно ли для твари бездушной и бессловесной хвалить Господа? Очевидно, хвалить Имя Господне могут только человек и Ангел, которые созерцают Имя Премудрости и Всемогущества Божия написанными на страницах книги мироздания; поэтому и восклицает Давид: «Камо пойду от Духа Твоего? и от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад тамо еси, аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо Рука Твоя наставит мя и удержит мя Десница Твоя... Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна Дела Твоя, и душа моя знает зело» (Пс. 138, 7-10, 14). Этими словами Пророк говорит как бы так: Господи, взираю кругом, и все, и небо, и земля написуют мне Имя Твое: Преблагий, Всесильный и Премудрый; и куда ни обращу взора моего, нигде не могу избежать того, чтобы не читать на всем Имя Твое написанное! Помыслю ли о небесных Силах, и они учат меня вопиять: «Свят, Свят, Свят, Господь Сил!» Проникну ли умом до самых глубин моря и до необитаемых краев земли, и там вижу, что на них излиялась премудрость Твоя, и не оставлены они вездесущим промыслом Твоим, так что и они гласят величие Имени Твоего. Обращу ли взор на себя и на род человеческий, зрю неизреченное Твое Имя: «Долготерпеливе, Многомилостиве! Любоблаже!», ибо о сем Имени Твоем вопиет история всех веков человечества, столь жестоковыйного и неблагодарного к Тебе, и столь милуемого и ущедряемого Тобою. Помяну ли дни древние, и паки чту Имя Твое в дивных Твоих чудесах, о которых свидетельствует Писание и Предание, и восклицаю: «Преславне, Творяй чудеса!» Помыслю ли о начальнике зла диаволе и о бездне адовой, в которую Ты низверг с неба самое светлое и самое славное из тогда бывших созданий Твоих, превратив его свет во мрак и его дивную красоту в несказанное уродство, и заключив его там с третью подчинившихся ему бывших Ангелов, определенных оттоле «на суд мучимых блюсти», читаю Твое Имя: «Страшный и Справедливый». Взираю ли на мир, который весь во зле лежит, читаю Имя Твое: «Всемогущий и Премудрейший, зло самим злом погубляющий», как о сем сказано: «Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела» (Пс. 7, 16)... Но и еще доселе не закончено написание Имени Божия, имеет еще написаться имя Нестерпимо-Славного и Страшного и Святого, и это Имя восчувствует во всей силе Его всякая словесная тварь о г начала создания жившая, как все ангельские чины и святые человеки, так и все грешные люди, и все бесы! Ибо тогда, когда в одно мгновение мириады светил небесных, из которых каждое из себя представляет необъятный огненный океан, соединятся во едино «озеро огненное», среди которого, как малейшая капля воску, растает земля, когда в то же мгновение сила Божия, возвещаемая чинами ангельскими «труба Архангельская»
возвратит души человеческие в истлевшие тела их, которых все атомы соединятся в один миг воедино с душою, когда бесчисленные мириады людей, воскреснув в преображенном теле, темном или светлом, предстанут на Суд, когда явится, окруженный бесчисленными мириадами Ангелов и Святых Тот, Которого распяли, и Тот, о Коем писано: «на главе Его венцы мнози: имый Имя написано, еже никтоже весть, токмо Он Сам» (Апок. 19, 12), и узрят Его те, которые «Его прободоша», и восчувствует всякое существо пребезмерную и пренеизреченную славу и страх Имени Его, тогда «восплачутся вся племена земная» восплачутся о нечувствии своем к познанию Имени своего Искупителя и Благодетеля, которое Он старался открыть им во время земной их жизни, но они сами того познать не хотели! Тогда вострепещут, откровенно видя безмерную славу Господа Иисуса, даже Ангелы и Святые, и для них будет нестерпимым зреть откровенно толикую славу Имени Господня! Тогда в несказанном отчаянии воскрежещут зубами бесы и отчаяннейшие грешники...
Итак, написание Имени Божия пред очами твари продолжается еще доселе и скончается в день Страшного Суда, после которого исполнится сказанное, что Бог, открыв свойства Свои в ту меру, какую благопредопределил, утвердит вселенную, «яже не подвижится».
Но из всех страниц мирописания Имени Божия одна страница есть и самая страшнейшая, и самая славнейшая, и самая краснейшая это та страница, на коей написалось Имя Иисус. Написалось оно сперва устами Архангельскими Деве Марии и Иосифу, написалось и возвестилось в ночь Рождества Христова благовествовавшим Архангелом Родившегося и Имя Его Вифлеемским пастырям и ликами Ангелов, воспевавших Имя Его. Нареклось Имя Иисус в день Обрезания Господня и написалось каплями излиянной при сем Божественной Крови и первыми младенческими слезами Спасителя мира. Проповедалось сие Имя Симеоном Богоприимцем и Анною Пророчицею. Прославилось сие Имя устами двенадцати и семидесяти Апостолов, творивших Им чудеса еще при земной жизни Господней. Оправдалось, наконец, сие Имя в день вольных страданий и написалось кровавым потом Господним в Гефсимании и оплеваниями у Анны и Каиафы, и кровными ручьями во время бичевания, и наконец, написалось еще и преславнее тростью Креста, омоченною в Боготворящей Крови Владычней. Так возвестилось и оправдалось Божие Имя Иисус. Так проявилось недоведомое свойство недомыслимого человеколюбия Божия. «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8, 32), о котором и Сам Господь свидетельствует: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет» (Ин. 3, 16). Сие свойство человеколюбия Божия именно и выражается Богооткровенным Именем Иисус. Эта-то истина, выражаемая таинственно Именем Иисус, и являет собою истинное и самое славное свойство человеколюбивого Бога нашего, почему и Имя Иисус, выражая сию великую Богооткровенную Истину, уже перестает быть именем только человеческим, но становится воистину Именем Божиим и постольку славнейшим всех других именований Божиих, поскольку славнейшее открывается этим Именем Свойство Божества. Итак, будучи по справедливости в сказанном смысле Именем Божиим, Имя Иисус и обладает всеми теми свойствами Имени Божия, которые именует, как мы видели выше, св. Тихон, что Имени Божию принадлежат и единосущие, и присносущие, и вседержительство, и духовное существо... (см. во 2-й главе).
Так, св. Иоанн Златоуст в Беседе на псалом 8-й, останавливаясь на словах: «Яко чудно Имя Твое по всей земли», относя эти слова к Имени Иисуса Христа, говорит: «Что оно чудно по существу своему, это несомненно» [122]. Также, в Беседе на Пс. 112, останавливаясь на словах: «Хвалите Имя Господне», говорит: «Оно достохвально (то есть Имя Иисусово. Прим. иеросхим. А.) по самому существу своему» [123].
Итак, как видите, Имя Иисус по самому существу своему есть Сам Бог, но не есть оно сама неименуемая сущность, как в том оклеветывают нас некоторые, будто мы это утверждаем, прочь такое хуление! но оно есть истина, единосущная Триипостасной Истине. Имя Иисус есть Богооткровенная Истина, то есть словесное действие открывшего сию Божественную Истину Божества, и следовательно, Сам Бог, как то установила Церковь о действии Божества.
Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге
О том, что действительно Имя Иисус имеет такое глубокое сокровенное значение и не есть произвольное собственное человеческое Имя, свидетельствуют и Писание, и Сам Господь, и Ангелы, и Пресвятая Богоматерь.
«Совет Превечный открывая, поет Святая Церковь, предстал Архистратиг Отроковице, благовествуя ей великую весть. Какую же весть и какой Совет? Весть о сбытии того, что предрешено было на Предвечном Совете, а именно: о воплощении Бога Слова и о именовании Его Иисус. Эту двойную весть и возвестил Архангел Гавриил дважды: Деве Марии и Старцу Иосифу и по повелению Божиему открыл им смысл Имени Иисус, то есть ту Божественную Богооткровенную Истину, паче реши Самого Бога, которая в сем якобы человеческом Имени таинственно сокрывалась. И это Архангел сделал не произвольно, но очевидно по повелению Божиему, почему этот смысл Имени Иисус есть, по всей справедливости, Истина Богооткровенная о Боге.
Итак, Архангел Деве Марии сказал: «Радуйся Благодатная, Господь с тобою... и зачнеши во чреве, и родиши Сына» это есть определение первой части Предвечного Совета; вторая же часть Предвечного Совета гласит: «Я наречеши Имя Ему Иисус» (Лк. 1, 28, 31). Затем, раскрывая то благовестие, которое сокрывалось в тайном смысле Имени сего, раскрывая ту величайшую истину, предопределенную от времен превечных Богом, что Бог во плоти избавит людей Своих, истину, которую впервые благовестил Бог Адаму и Еве в день их изгнания из рая и потом многократно таинственно предвозвещал чрез Патриархов и Пророков, Архангел сказал Деве: «Сей будет Велий», то есть Господь, и потому, следовательно, и достоит Ему называться Иисусом, что это Имя в сокровенности своей и значит Господь «и Сын Вышняго наречется», то есть потому-то и подобает Ему именоваться Иисусом, что сие Имя и значит, по тайному смыслу своему, Сын Вышнего; «и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33), и эти слова значат, что Он есть Христос, и Мессия, почему и подобает Ему именоваться Иисус, ибо сие Имя имеет и этот смысл в тайной сокровенности своей. Так же точно поступил Архангел Гавриил и тогда, когда явился во сне Иосифу: возвестив ему о благодатном и непорочном зачатии сына, он объявил также и Имя Его Иисус, и не только объявил, но тут же, дополнительно к смыслу, раскрытому им Деве, раскрыл оный и Иосифу и сказал: «Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21); это значит, что потому именно и назвать следует Его Иисусом, что это Имя значит Спаситель, или Избавитель, «Той бо спасет», и Бог «людей Своих от грех их». Продолжая дальше свое благовестие Иосифу, Архангел раскрыл, что все сие есть исполнение предреченного чрез Пророка Совета Божия, что Богомладенец родится от Девы и что Имя Его будет значить «Еммануил», то есть «С нами Бог», или, что то же, «Иисус». Итак, видите ли, какой глубокий смысл сокрывался во Имени Иисус? Видите, как многозначуше сие Имя, выражающее собою все именования Христовы: Господь, Сын Вышнего, Бог, Помазанник, Царь вечный, Христос, Мессия, Спаситель, Еммануил. Видите также, как важно было людям ведать сию тайну Имени Иисус, о которой Бог повелел Архангелу дважды пояснить столь многое и Иосифу, и Деве Марии; и о чем Евангелисты по воле Божией возвестили и нам.
О том, что воистину Имя Иисус и значит «Сын Вышняго», засвидетельствовал и Сам Господь Иисус Христос: когда Петр, по вдохновению Божиему, на вопрос Спасителя, за кого почитают Его ученики, ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16), тогда Господь, похвалив Петра, запретил открывать людям, что Он есть Истинный Иисус, то есть что Он есть Тот, Коего Имя Иисус и значит Сын Бога Живаго: «Тогда запрети Иисус учеником Своим, да никомуже рекут, яко Сей есть Иисус Христос» (Мф. 16, 20). Итак, видите: Петр назвал Господа «Христос, Сын Бога Живаго», а Господь подтвердил, что Его Имя есть воистину Иисус Христос. Следовательно, оба речения по смыслу тождественны, почему, если вы из обоих речений отымете слово «Христос», то останутся два равнозначущих речения: «Иисус» и «Сын Бога Живаго»!
Такова была тайна Божественного Имени Иисус. Но, поколику Божественность Самого Иисуса должна была храниться в тайне до скончания Им дела искупления человеков, потолику в тайне должна была храниться и истинность Божественная Имени Его. Но тем не менее, о этом смысле Имени Иисус со дня зачатия радовалась и величала Бога Дева Мария, ликовали о сем Имени Ангелы, благовестили старец Симеон и пророчица Анна и священник Захария, все они торжественно воспевали Имя Иисус! «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 46). Но что же этими словами говорит Дева, как не: «Величит душа Моя Иисуса и возрадовался дух Мой о Иисусе Моем!» ибо сей смысл таинственного Имени Иисус и раскрыл Богородице Архангел. Что Матерь Божия в этих словах именно и подразумевала Имя Иисус, то подтверждают следующие слова Ее: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его» (Лк. 1, 49) этими словами величает Дева Господа Бога за исполнение на ней первой части Предвечного Совета о воплощении Бога от Нее, а, во-вторых, величает вторую часть Предвечного Совета о даровании миру Имени Иисус.
О сем Имени Иисус пророчески благовестил и Захария, когда по рождении и обрезании Предтечи отверзлись немые за неверие уста его, он называл пророчески Иисуса по смыслу тождественными сему Имени именами: «Господь Бог Израилев», «Рог Спасения», «Отрок Его», «Спасение», «Милость», «Мессия», обетованный Аврааму, «Избавление», «Вышний», «Милосердие ради Милости Бога Нашего», «Посещение свыше», «Просвещение во тьме сидящих», «Путь мира» (Лк. 1, 68-79). Также и Архангел, явившись в Рождественскую ночь пастырям Вифлеемским, благовозвестил о Имени Иисусове: «Се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). «Спас», «Христос» и «Господь» и есть смысл Имени Иисус, и сие истинное Божие Имя истинного Бога, явившегося во плоти, и есть предмет ликования Ангелов, почему явившиеся сонмы ангельские и воспели вновь сие Имя Иисус словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14); «Вышний Бог», «На земли мир» (то есть примирение с Богом согрешившего человека), «В человецех благоволение» что же есть по смыслу своему иное, как не Имя Иисус!
О том, что Имя Иисус есть слава Святой Троицы и что это Имя пророчески воспевал Царь-Пророк Давид в Псалме 95: «Воспойте Господеви, благословите Имя Его», и что это Имя воспели и Ангелы словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14), свидетельствует Златоуст в Беседе на Пс. 95 и говорит: «Когда же эти слова были сказаны? (то есть Ангельское славословие. Прим. иеросхим. А.) Когда создан был Храм, то есть воплотился Христос. При Его рождении эти слова и воспели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песнопению, Пророк называет трижды Господа (то есть пророчески Имя Иисус. Прим. иеросхим. А.), желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому Пророк и присовокупил: «Благословите Имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святого Духа, потому что Имя Троице Бог. (Слышите и Имя Отца и Сына и Духа Святого, и Иисуса Христа есть Бог! Прим. иеросхим. А.) Это Имя и благословили возвестившие нам новую песнь ангелы» [124]. Итак, слышите ли, что прославление Имени Иисуса Христа есть прославление Имени Отца и Сына и Святого Духа, и наоборот; потому когда, например, Церковь говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», то это то же самое, что сказать: «Слава Иисусу Христу»; так же точно если сказать: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», то это то же, что сказать: «Во Имя Иисуса Христа».
Итак, видите ли, какая величайшая Божественная Истина сокрыта в тайном смысле Имени Иисус, которое по праву принадлежало только единому Истинному Иисусу Христу, все же другие Иисусы отнюдь не могли оправдать смысла сего наименования. Премудрость Божия, измыслив великое Имя Иисус и изволяя сокрыть великий Божественный смысл и истинность его по отношению ко Спасителю в тайне, промыслительно попустила, дабы это имя нарекали на чадах своих и другие люди и дабы это Имя сделалось бы среди людей обыкновенным и общечеловеческим; но при всем этом оно по истине смысла своего есть воистину Имя Божие, не младшее других Имен Божиих, ибо все Имена Божие суть лучи единого вечного Имени, и не меньшее других Имен Божиих, как то хульно осмеливаются утверждать имеборцы, которые по близорукости ума своего не видят в Имени Иисус ничего более, кроме человеческого имени.
Но не так мудрствует о Имени Иисусовом Церковь, она нарицает Имя Иисус именованием «Боголепным», то есть тем именем, каким и подобало быть названным в человечестве Богу: «Приидите, Владыки, и славная Христова именования во святыни торжествуим, Иисус бо боголепно наречеся днесь» [125].
«Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь» [126].
«Возопий: се Дева имать во чреве Избавителя мира и родит в вертепе, и будет Имя раждаемаго Иисус, Бог с нами, Еммануил Саваоф» [127].
Имеющие уши да услышат и еще одно свидетельство св. Димитрия Ростовского о Имени Иисусове, а не имеющие ушей, или затыкающие их подобно «аспиду глуху» да постыдятся сих слов Российского Златоуста и да перестанут хулить Имя Иисус как имя только человеческое.
Имя Иисус св. Димитрий Ростовский называет «царствующим». «Царское Имя Иисус, ибо на небе и на земле царствующее» [128].
[116] Великий катихизис. Псков, 1874. Л. 3 об. —4 об.
[117] Цит. по: Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры. Догмат 2-й, о знамении честнаго Креста. Ч. 1. Гл. 4. Изд. Киево-Печерской Лавры, 1730. С. 204-205.
[118] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 10-е Огласительное Слово, 12 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 119.
[119] Св. Димитрий Ростовский. Месяц Ианнуарий. В первый день, слово на Обрезание Господне // Книга житий святых на Месяц Ианнуарий. М., 1888. Л. 3-5 об.
[120] Писало (церковнослав.) (Иер. 17, 1). перо или другое орудие для письма (Ис. 8, 1)
[121] Голоть {церковнослав.) лед.
[122] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на псалмы. 8 // Полное собрание творений. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 92.
[123] Там же. Беседы на псалмы. 112, С. 322
[124] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Собеседования о псалмах. 95 // Полное собрание творений. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899. С. 926.
[125] Канон на Обрезание Господне, песнь 9, тропарь 2 // Минея. Кн. 5. Ч. 1. Январь. Издание Московской Патриархии, 1983. С. 22.
[126] Там же, песнь 8, тропарь 1. С. 21.
[127] Канон предпразднства Рождества Христова (20 декабря). Песнь 3, Богородичен // Минея. Кн. 4. Ч. 2. Декабрь. Издание Московской Патриархии, 1982. С. 92.
[128] Св. Димитрий Ростовский. Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца Января, в 1 день // Творения. Изд. Сойкина. Спб., 1910. Т. 1. С. 583.
[129] Златое сочинение Самуила, мароккского раввина иудейского. Прибавления. Письмо раввина, обратившегося в христианскую веру. Изд. Киево-Печерской Лавры, 1829. С. 21-24.
[130] Там же. С. 31-35.
[131] Там же. С. 31-35.
к оглавлению