Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус
к оглавлению
II. Свидетельства Священного Писания и Святых Отец о том, что Имя Божие есть воистину Сам Бог
Утверждения имеборцев
Имеборцы не допускают называть Имя Божие Самим Богом, и не допускают приписывать ему Божественного достоинства, признавая, следовательно, подобно Варлааму, Богом только самое Существо Божие и не допуская называть Богом и действие Божества. Почитания Имени Божия за Самого Бога они отнюдь не признают, и инок Хрисанф, например, в № 4 «Русского Инока» назвал такое исповедание «пантеистизмом», или повсюдубожием, в № 5-м «воплощением имени в сущность Божества». В № 15 «Русского Инока» архиепископ Антоний решительно называет веру во имя Господне, как в Самого Господа «хлыстовщиной», причем, как видно, поводом к такому названию послужило лишь то, что отец Иоанн Кронштадтский весьма часто повторял в своих творениях, что Имя Божие есть Сам Бог, и эти же слова о. Иоанна повторяет и о. Иларион в книге своей «На горах Кавказа», и так как некоторые из мнимых последователей о. Иоанна прельстились хлыстовщиной, то архиепископ Антоний почитает возможным приписать к ним и о. Илариона и других исповедников Имени Господня. (Чудимся такому смешению понятий! Хлыстовщина одним из необходимых условий своего существования имеет многолюдство, пустынник же о. Иларион проповедует уединение и умную молитву, чуждую всякой чувственности). Итак, попросим же противников наших показать нам, у кого из святых отцов нашли они такое определение, что Имя Божие не подобает чтить как Самого Бога? Мы смело утверждаем, что ни у одного из святых отцов подобного умаления Божественного достоинства Имени Божия отнюдь нет.
Наоборот, у святых отцов мы весьма часто встречаем прямое и косвенное исповедание Имени Божия Самим Богом, без отделения свойств Божиих от существа Божия и именования Бога по сим свойствам от Самого Бога.
Сущность Божия неименуема, но энергия Его может быть именуема
Постараемся же доказать, что Имя Божие есть отнюдь не простое человеческое текучее слово, но Дух и Живот, слово живое и действенное. Бог неименуем, то есть сама сущность Божества пребывает недоведомой и непостижимой для умов тварных и невыразима словом тварным; но поелику человеческая душа создана по образу и подобию Божиему, то есть обладает свойствами, подобными тем, коими обладает Бог, то свойства Божий могут быть именуемы человеком, и Бог бывает именуем человеком по известным ему о Боге свойствам, которые Сам Бог открыл человеку или из творения Своего, или в слове Своем. Одно из свойств Божиих есть истинность Его, и, следовательно, всякое слово истины есть действие словесное Самого Бога и, следовательно, как действие Божие и Есть Сам Бог (смотри 5-е определение против Варлаама). Всякое слово истины о Боге как истина Богооткровенная, как слово Божие не есть истина отвлеченная и безжизненная, но есть истина живая «Духовное Существо», как, ниже мы увидим, называет Имя Божие святитель Тихон, есть истина о Триипостасной Истине и Сам Бог. О том, что истина есть одно из главных свойств Божества и что Бог Триипостасный воистину может быть называем нами Триипостасной Истиной, ясно свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: «Аз есмь Истина» (Ин. 14, 6), и «Пославый Мя (Отец) истинен есть» (Ин. 8, 26), и Дух Святой есть «Дух истины» (Ин. 16, 13), «И уразумеете Истину, и Истина свободит вы» (Ин. 8, 32).
Истина о Боге есть энергия Его и, следовательно, Бог
Итак, если Бог есть Триипостасная Истина, именуемый так по одному из главных свойств Его, подобно тому как Он же есть: «Триипостасная Любовь», то всякое слово истины Богооткровенной людям что же есть иное, как не действие словесное Триипостасной Истины! Итак, следовательно, поелику всякая Богооткровенная истина в слове и во Имени Божием пребывает неотделимою от Триипостасной Истины, Коей она есть действие, то посему всякое Божие слово и Божие Имя обладают Божественными свойствами: есть Слово живое и действенное, Премудрость Отчая, есть Дух животворящий и боготворящий. «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть» (Ин. 6, 63). «Аз, яже слышах от Него (Отца), сия глаголю в мире... и о Себе ничесоже творю, но якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю... Аз, еже видех у Отца Моего сия глаголю... Аще вы пребудете во словеси Моем... уразумеете Истину, и Истина свободит вы» (Ин. 8, 26, 28, 38, 31-32). Как слово, выражающее мысль, пребывает в мысли, и мысль, выражаемая словом, пребывает в слове, так взаимно пребывают и Отец в Сыне, и Сын во Отце: «Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю; Отец же во мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10-11). Все приведенные слова Спасителя нашего ясно свидетельствуют исповедуемую нами истину, что всякое Его слово, а, следовательно, и всякое Богооткровенное Имя Божие есть словесное действие Божества, в коих пребывают: Отец мыслью, Сын словом и Дух Святой жизнью.
Неименуемая сущность Божия именуется наименованием энергий Божиих
Но вот имеборцы, находя у св. Григория Богослова и у св. Иоанна Дамаскина слова, что сущность Божия неименуема, исходя отсюда, приходят к заключению, что, следовательно, и Имя Божие отнюдь не имеет Божественного достоинства, ибо не есть самая сущность Божества, забывая то, что Божественным достоинством обладает не только сущность Сущего, но и свойства и действия Сущего. Но мы признаем Божественное достоинство Имени Божия, ибо, именуя Бога по откровенным Им нам свойствам Его, мы хотя и не именуем самой сущности Сущего, но имеем эту сущность Сущего неотделимо в именуемых свойствах Божиих.
Хотя мы для именования Бога и пользуемся словами человеческими, находя в свойствах своих и в существе своем образ и подобие Божества, но этими человеческими словами выражаем истины вечные о Боге. Так, св. Афанасий Великий говорит: «Хотя невозможно нам понять, что такое Божия сущность, однако мы, слыша слова: «Отец», «Бог», «Вседержитель», понимаем, что не иное что сим означается, но сама сущность Сущего» [24].
Также и св. Григорий Нисский говорит, что все имена Божий, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Сущего, «ибо пророчество... говорит: Аз Господь (Ис. 42, 8): сие Мне Имя вечное (то есть имя Сый. Прим. иеросхим. А.) и память родов родом (Исх. 3, 15); и еще в другом месте говорит: Аз есмь Сый (Исх. 3, 14), и у другого Пророка: Яко милостив Аз есмь (Иер. 3, 12). И тысячами других имен, означающих высоту и боголепие, святое Писание умело наименовать Бога; почему в точности дознаем из сего, что когда скажешь одно которое-либо имя, этим одним безмолвно произносится весь список имен. Ибо если именуется Господом, не предполагается этим, что не принадлежат Ему другие имена; напротив того, в одном имени именуется всеми именами» [25].
То же свидетельствует и св. Симеон Новый Богослов: «В отношении ко всем именам Божиим, коими Бог именуется по свойствам, общим для всех трех Лиц, одно и то же Имя или свойство созерцается в каждом Лице и во всех трех. Так, например: если назовешь (Бога) Свет, то и каждое Лицо есть Свет, и все три опять суть един Свет» [26].
В другом месте сей же святой говорит: «Бог неизъясним, непостижим, неисследим... Неприступен, невидим, неизглаголан, недомыслим для всех от Него созданных тварей... но Он, как человеколюбивый и многомилостивый, сжалился над невежеством нашим и настолько снисшел к немощи нашей, сколько требовалось, чтобы мы познали, что Святая Троица есть Единый Бог совершенный, Коему подобает благочестно поклоняться во Отце и Сыне и Святом Духе... Все Божественное Писание... явно открывает о Боге... что Бог сый и присно сый есть триипостасен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Творец и Промыслитель всяческих, вседовольный, преестественный, и что Он столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечой... Впрочем, тот, кто сподобился мало некако узреть Бога... не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным Своим тайнам» [27].
Различие наименований человеческих и наименований Божиих
Говоря о том, что различные наименования Божия суть Сам Он, именуемый ими Бог, св. Симеон говорит: «Един есть Бог во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи Свет неприступный и предвечный, который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали (то есть Господом, и Благим, и пр., и все эти имена суть Свет. Прим. иеросхим. А.), и не только именуется, но и действенно производит то в нас (то есть просвещает души наши, призываемый. Прим. иеросхим. А.), как научили нас опытно тому наученные... Хотя и о нас говорится многое подобное (то есть и людей именуют и благими, и премудрыми, и Иисусами, и отцами, и сынами. Прим. иеросхим. А.), но о нас говорится, как о людях, а о Нем, как о Боге... Слова человеческие (то есть имена, коими именуют людей, и идеи обыкновенные, как например, отец, сын, дух, любовь, Иисус Навин и др. Прим. иеросхим. А.) текучи и пусты. Слово же Божие есть живое и действенное. Равным образом и истина Божия (то есть истина о Боге, выражаемая во именах Божиих. Прим. иеросхим. А.) есть паче ума и слова человеческого Бог непреложный, сый и живый» [28].
Видите, какое ясное свидетельство великого и святого Богослова, что те имена, коими мы именуем Бога, хотя и берем мы их из понятий и слов человеческих, но когда мы относим их к Богу, то они и суть непреложно Бог сый и живый. Слышите ли свидетельство святого Богослова, что Имя Божие не только есть свет, но и производит в нас действие света, то есть не только бездушно именует Бога светом, но низводит с собою и Самого Бога в души наши, и, следовательно, есть Сам Бог, будучи словесным действием Божества и обладая Божественными свойствами.
Св. Василий Великий, толкуя, почему Имя Божие именуется «святым», говорит: «Имя же Божие называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах (то есть буквах. Прим. иеросхим. А.) имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие (по которому Бог именуется. Прим. иеросхим. А.) и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается» [29]. То есть свята всякая истина и всякая идея о Боге, как то мы говорили выше, ибо сия истина и есть Сам Бог как действие Триипостасной Истины, почему и называется Имя Божие «святым».
Имя Божие обладает свойствами Божиими
Итак, какое же может оставаться сомнение в том, что Имя Божие есть Сам Бог, когда Господь столь ясно говорит: «Аз есмь Истина» (Ин. 14, 6) и следовательно, не ясное ли дело, что и Истина Моя есмь Аз? «Бог бе Слово» (Ин. 1, 1) и следовательно, и слова Слова суть Бог? «Слово Твое Истина есть» (Ин. 17, 17). «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть» (Ин. 6, 63), то есть обладают Божественными свойствами и следовательно, суть Сам Бог. «Жив будет человек... о всяком глаголе Божий» (Лк. 4, 4). «Аз рех: бози есте; аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть» (Ин. 10, 34). Всеми этими текстами непреложно устанавливается догмат о том, что слова Божий обладают свойствами Божества и имеют Божественное достоинство. Но может быть, кто-либо возразит: да, мы согласны с тем, что слова Божий обладают свойствами Божества и имеют Божественное достоинство, но из сих текстов не видим, что это относилось бы также и к Имени Божию. На это мы ответим: под словами Божиими в приведенных текстах подразумеваются также и имена Божий, ибо откровение Богом человеку истины о Себе есть главизна всего Слова Божия к людям. Одной из главных целей воплощенного домостроительства Божия было то, чтобы открыть людям имена: «Иисус», «Отец», «Утешитель», «Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух», как о том ясно свидетельствует Сам Господь: «Явих Имя Твое человеком» (Ин. 17, 6). «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа... сказах им Имя Твое, и скажу» (Ин. 17, 3, 26).
Имя Божие есть Истина Живая
Последними словами Господь свидетельствует нам, что Имя Божие есть не только истина, которую Он открыл о Боге и о Себе, но есть Истина присноживая и действенная, ибо во Имени Божием и Своем Он сам всегда будет нам именовать таинственно Отца и Бога (скажу) вместе со Духом Святым, ибо никто от человек одним действием своего ума и слова не в силах сознательно и истинно именовать Бога, но так наименовать Бога в силах человек лишь по действию Слова и Духа Святого. Ибо Отца никто не знает, «токмо Сын, и емуже аще волит Сын открытия (Мф. 11, 27), и Господа Иисуса Христа никтоже может сознательно и истинно нарещи, как только действием Святого Духа: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12, 3) из чего твердо знай, что когда сподобляешься сознательно именовать Имя Иисусово, то сие именование и есть действие Святого Духа, и есть Сам Иисус со Отцем и Святым Духом. Итак, видите ли, что познание человеком Бога не есть действие и возможность одного ума человеческого, но есть действие Самого Божества, как о том свидетельствует и св. Симеон Новый Богослов: «Тот, кто сподобился мало некако узреть Бога... имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным Своим тайнам» [30]. Итак, зреть Бога значит иметь в себе всего Бога, но зреть Невидимого как же возможно иначе, как не в сознательном исповедании которого-либо имени Его? Созерцание Бога как же возможно иначе, как не в созерцании умом которого-либо из именуемых свойств Божиих? Следовательно, сознательное именование Бога и есть Сам Бог.
Писание свидетельствует, что Бог послал Сына Своего на землю не только, чтобы явить Имя Свое человекам, но еще и чтобы прославить его. «Благословен Грядый во Имя Господне!» (Лк. 19, 38). То есть благословен Иисус, грядущий прославить Имя Господне! И в то время, как отроки Иерусалимские восклицали эти слова и «Осанна Сыну Давидову!» Господь возвел очи Свои к небу и сказал: «Отче, прослави Имя Твое! Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Этими словами Господь ясно показал, что Он есть не только Слово Отчее, но и Имя Отчее, и что прославление Его воскресением по вольной крестной смерти есть прославление Имени Отчего. Что это так надо понимать, свидетельствуют и последующие Его слова ученикам на просьбу Филиппа: «Покажи нам Отца, Господь отвечал: видевый Мене, виде Отца» (Ин. 14, 8-9). Также и пророк Исайя ясно именует Сына Божия Именем Божиим: «Се Имя Господне идет!» (Ис. 30, 27). Также Господь, в первосвященнической молитве ко Отцу, говорит: «Отче... прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя... Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю; и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого» (Ин. 17, 1-5). Не ясно ли, что слова, сказанные при входе во Иерусалим и в этой молитве ко Отцу, имеют смысл тождественный, и что, следовательно, когда Господь просил Отца прославить Имя Его, то этим просил, дабы Отец прославил Сына Своего, то есть Его Самого. «Дела, яже Аз творю о Имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне» (Ин. 10, 25). «Прииде час, прослави Сына Твоего!» И воистину, в преславные часы страстей открыл Господь воочию всей словесной твари ангелам и человекам преизбыточествующую славу безмерности Божиего человеколюбия, которое проявилось в том, что Отец «тако возлюби мир», что предал Сына Своего Единородного Иисуса на поношения, заплевания, поругания, заушения, биения, бичевания, распятие и смерть. В те часы страстей Иисус, приняв нестерпимые муки волею, безвинно, от рук людей, Им облагодетельствованных, покрыл воистину пребезмерною славою Себя и преславным сделал Имя Свое, и воистину оправдал наименование Себя Иисусом. Воистину тогда оправдалось на деле, что «Бог любы есть» (1 Ин. 4, 8) и что Иисус есть «Бог-Избавитель». Поэтому-то на просьбу Сына: «Прослави Имя Твое», Отец отвечал: «И прославих и паки прославлю». То есть Отец как бы говорит так: «Уже прославил Я Сына Моего, Который есть Имя Мое, множеством чудес, являющих Божество Его и прославляющих Имя Мое в человеках, но и паки явлю Божество Иисуса, воскресив Его из мертвых, и, прославив Сына Моего, прославлю Имя Мое».
Видите, какой глубокий и многозначительный смысл имеет понятие Имени Божия!
Имя Божие Сын Божий
Имя Божие есть Слово Божие, именующее неименуемую сущность Божию; Имя Божие есть и слава Божия, ибо слава Божия есть Сын Божий; Имя Божие в человеках есть то Имя, которое открыл в слове Своем Сын Божий, и есть как бы луч неименуемого Имени: действие Божиего Слова и Само Бог.
Но, может быть, кто возразит нам: вы новое учение выдумываете! Где у святых отцов сказано, что Сын Божий есть Божие Имя? Ей, сказано. Мы уже приводили выше слова пророка Исайи, который назвал Сына Божия Именем Божиим (Ис. 30, 27). Постараемся же и еще яснее показать, что под именем Слово Божие подразумевается и понятие Имя Божие.
Мы знаем, что человек называется «словесною тварью» и создан «по образу и подобию» Божиему, нося в душе своей подобие триипостасности Божества: в уме, слове и духе и в нераздельности сих трех. Все, что ведает ум, то именует и слово, и чего не в силах наименовать слово, того не в силах постичь и ум человеческий. Итак, слово человеческое именует как все то, что вне человека известно уму человека, так и все то, что в самом человеке известно уму человеку, то есть ум человеческий в слове именует все известные ему свойства свои, что и составляет истинное имя человека. Приравнительно к этому и Слово Божие, рождаемое умом Отчим, отображает в едином, простом, непостижимом Слове все сущее в мысли Отчей. Следовательно, Слово Божие, во-первых, отображает в слове Своем все свойства неименуемого Божества, ибо можно ли допустить то, чтобы Ум Отчий не ведал бы свойств Своих всех? И можно ли допустить, чтобы Слово Отчее отображало Собою не все сущее в уме Отчем? Но именование свойств Божиих что же есть иное, как не Имя Божие? Человек, которому Бог несколько открыл свойства Свои, именует по ним Бога, Слово же и Сын именует все неименуемые свойства Божий и поэтому, будучи неизреченным Отчим Словом, есть и неименуемое Божие Имя. Но почему же Иоанн Богослов назвал Сына Божия не Именем Божиим, а Словом Божиим? Потому, что слово есть понятие более всеобъемлющее, нежели имя. Понятие слова объемлет собою и имена, и глаголы. Так, например, под человеческим словом мы подразумеваем как все те имена сущностей, которые ведает человечество, так и все те словесные действия, коими человек изъявляет волю свою. Подобно этому и в Боге: Словом Божиим мы именуем и Имя сущности Сущего, и словесное изражение [31] (то есть имя) воли Его, или словесное действие Его, то есть и Имя Божие, и Глагол Божий. О том, что Сын Божий именует неименуемую сущность Божию, свидетельствуют слова Его: «Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф. 11, 27). Но для Слова знать что же значит иное, как не именовать! О том, что действие или энергия Слова в предвечности состояла в созерцании или именовании Отца, говорит Иоанн Дамаскин: «Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтоб произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости», Он создал мир видимый и невидимый [32]. Из этих слов Дамаскина следует, что Бог в предвечности довольствовался созерцанием Самого Себя, то есть действие Его Ипостасей было направлено к Самому Себе: «Слово бе к Богу» (Ин. 1, 1). Так, Отец, рождая присно Слово и отражая в Нем Свои совершенства, созерцал в Нем Себя; Слово же, присно рождаясь от Отца и присно именуя Его, созерцало совершенства Отца; Дух же Святой, присно исходя от Отца, вместе с рождаемым Словом исполнял Собою Слово. Так самодовлел Бог предвечно в именовании Самого Себя в Слове, почему у Евангелиста Иоанна Богослова и сказано, что «Слово бе к Богу». Но Бог по благости Своей возжелал дать познать несколько совершенства Свои словесной твари и, создав ее, раскрыл ей постепенно в творении Своем и в Слове Своем некий луч пресиянного Своего Имени. Но что же есть сей луч Имени совершенств Божиих, как не умное и словесное действие Самого Божества? Что же есть Богооткровенное Имя Божие, как не Сам Бог? Поэтому и говорится в Писании, что Имя Божие «свято и страшно есть» (Пс. 110, 9), потому именно, что оно и есть Сам Бог как луч сияния Его славы; но конечно, неименуемое Имя, то есть полнота славы Божественных совершенств, которую ведает лишь Сын, еще безмерно святее и страшнее, подобно тому, как самое солнце нестерпимо светлее каждого из своих лучей. Поэтому у Зигабена, в примечании к толкованию приведенного стиха, и приводятся слова Златоуста: «Имя Христово свято, поколику творит бесчисленные чудеса (то есть Сам Бог и Сила Божественная. Прим. иеросхим. А,)... Свято Имя Его и страшно, то есть исполнено великой поразительности и удивления. А если Имя Его страшно, то не гораздо ли более само существо» [33].
Что значит наименование Сына Божия печатью»?
Все сказанное нами здесь о том, что Слово Божие по всей справедливости и безошибочно может быть называемо и Именем Божиим, подтверждают и святые отцы. Так, в молитве иерейской на «Достойно и праведно есть» в литургии св. Василия Великого Сын Божий именуется: «Печать равнообразная, в Себе показуя Тя Отца, Слово Живое, Бог Истинный». Печати, существовавшие при Василий Великом, были печати именные; следовательно, что же иное выражает этим словом св. Василий Великий, как не то, что Сына Божия он именует Именем Отца. В самой печати трудно прочесть врезанное в нее имя, но на оттиске оно читается ясно и понятно, подобно сему и во Отце совершенства Его непостижимы, но в Сыне, как в оттиске, они явились каждому и каждый может прочесть имя совершенств Отчих. Итак, Сын Божий есть Имя Божие, равнообразное Отцу, и Бог Истинный.
Тождественно с этим наименовал св. Григорию Неокесарийскому Сына Божия св. Иоанн Богослов, когда на прилежные молитвы св. Григория Матерь Божия, явившись с Иоанном Богословом, повелела последнему изложить ему символ веры в Святую Троицу: «Един Господь, Единый от Единого... выражение и образ Божества» [34]. Итак, не ясно ли, что этими словами Сын Божий именуется Именем Божиим, ибо словесное выражение и образ что же есть иное, как не имя. Сын Божий есть Слово и Дух, следовательно, иным выражением и образом, кроме словесного, быть не может.
Согласно с этим говорит и св. Григорий Богослов: Сын Божий именуется «Словом... потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму... потому что изъявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому (то есть как наименование к именуемому. Прим. иеросхим. А.), потому что и определение (то есть именование. Прим. иеросхим. А.) называется словом. (Итак, этими словами св. Григорий Богослов совершенно подтверждает те мысли, которые мы выразили выше, что Сын Божий есть и Слово Божие, и Имя Божие. Прим. иеросхим. А.). Ибо сказано, что познавший... Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное изражение (то есть имя. Прим. иеросхим. А.) Отчего естества» [35]. В этом тексте словом «познавший» св. Григорий заменяет слово в Евангельском тексте видевший: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).
Так и в другом месте говорит о Сыне и Слове сей же святой: «Един есть Бог иной, но не иной по Божеству, сие Слово оного Бога, живая печать Отчая» [36]. Этими словами св. Григорий ясно именует Сына Божия Именем Божиим, в смысле именословной печати Отца.
И еще в другом месте св. Григорий Богослов говорит, что Сын именуется: «.Образом... ибо сама природа образа состоит в том, чтоб быть подражанием первообразу и тому, чьим называется он образом» [37]. Но что же есть словесный образ, как не имя? Итак, вот до какой недосягаемой высоты восходит понятие о неименуемом Имени Божества] Итак, из всего вышесказанного ясно и несомненно, что неименуемое Имя Божие есть Сын Божий, именуемые же имена Божий суть как бы лучи этого неименуемого Имени и имеют неотделимое от неименуемого Имени Божественное достоинство. Поэтому святые отцы и говорят об Именах Божиих, именуемых человеками, что «святы сами по себе», и, следовательно, исповедывают этими словами Божественное достоинство их, ибо святым по Себе и значит быть Богом. Так, о сем прекрасно сказано у св. Кирилла Иерусалимского: объясняя первое прошение в молитве Господней «Да святится Имя Твое», он говорит: «Имя Божие по естеству свято, хотя говорим или не говорим сие» [38]. В другом же месте, толкуя слова литургийного возгласа «Святая Святым» и «Един Свят, Един Господь Иисус Христос», он о Самом Господе Иисусе Христе говорит: «действительно Он един свят, свят по естеству» [39]. Видите, какое отождествление Божества Имени Божия с Самим Богом, ибо, по словам св. Кирилла, и Бог, и Имя Его суть едины святы по естеству.
Постепенность откровения Богом имен Своих твари
Сущность Божества неименуема; но Бог с самого начала миробытия стал открывать словесной твари имена свойств Своих чрез Сына Своего, «Имже вся, и мы тем» (1 Кор. 8, 6). Итак, во-первых, Бог написал имена свойств премудрости и всемогущества Своего псалом Своего миротворения и миробытия. Затем открыл Бог многие имена Свои Духом Святым чрез Пророков, и однажды с горы Синайской вслух всего народа Израильского во гласе трубном и в пламени огненном возгласил Имя Свое и десять заповедей Своих: «Аз есмь Господь Бог твой» (первая заповедь). Наконец, напоследок сих дней «глагола нам в Сыне» Имена Своих ипостасей и Имя Сына Иисус, и заветы Свои. Эти Богом открытые людям имена хотя не именуют самую сущность Божию, которая непостижима и неименуема, но суть имена свойств ипостасей и свойств существа Божия; поелику же существо Божие неотделимо от свойств Его, потолику и в именах Божиих, во именуемом свойстве мы имеем все существо Вездесущего Бога. Так невместимо вмещается в едином слове Имени Божия вездесущная сущность Божества, не ограничиваясь им и ничем сущим. О сей таинственной Божественности Имени Божия св. Иоанн Златоуст повелевает не мудрствовать лукаво, но принимать дословно, что писано в писаниях, чтобы верить во Имя Божие и во Имя Господне, «в послушание веры»: «Не сказал (Ап. Павел) для исследования и доказательства, но в послушание. Мы посланы, говорит он, не умозаключения составлять, но передать то, что нам вверено. Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Чему же уверовали? О имени Его. Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как оно творило и чудеса. "Во Имя Иисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи" (Деян. 3, 6)» [40]. Слышишь, какое ясное свидетельство, что само Имя Божие и Имя Господне обладает Божественной силой и есть сама Божественная Сила, требующая веры в Себя, как в Самого Бога.
Возрождение крещаемого совершается силою Имени Божия
Еще более неопровержимое доказательство того, что Имя Божие есть Сам Бог и требует веры в Себя, как в Самого Бога, мы видим в том, что пакибытие и воссоединение человека с Богом в таинстве крещения совершается ничем иным, как призыванием Имени Божия, с верою во Имя Господа Иисуса Христа и Имя Отца и Сына и Святого Духа, как в Самого Бога. «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1, 12). Эти слова именно и относятся к таинству крещения, как то толкует св. Симеон Новый Богослов.
Еще определеннее выражается об этом св. Феофилакт Болгарский, что таинство крещения деется силою призываемого Имени Божия, которое есть Бог; толкуя, почему в Деяниях говорится, что Ап. Петр крестил уверовавших в день Пятидесятницы Именем Иисуса Христа, а в другом месте Господь повелевает крестить во Имя Отца и Сына и Святого Духа, говорит: «Церковь мыслит Святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во Имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы Имя Отца было не Бог [41], и Имя Сына не Бог, и Имя Святаго Духа не Бог, то следовало бы сказать: "во Имя Бога Иисуса Христа", или даже просто только "в Сына ". Но он (Петр) говорит: "во Имя Иисуса Христа ", зная, что Имя Иисуса есть Бог, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа» [42].
Прочие таинства совершаются тоже силою Имени Божия
Также и св. Кирилл Иерусалимский о св. крещении говорит, что при совершении его «каждый был вопрошаем: верует ли во Имя Отца и Сына и Святого Духа?» [43]. О помазании же крещаемых перед крещением святым елеем говорит, что сила сего елея заимствована им от призванного над ним Имени Божия, почему елей с такой же силой, как Имя Божие, опаляет и отгоняет вражескую силу: «как дуновение святых и призвание Имени Божия, подобно самому сильному пламени, жжет и прогоняет демонов, так и сей заклинательный елей призыванием Бога и молитвою приобретает такую силу, что не только, сожигая, изглаждает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого» [44]. В Слове о миропомазании сей же святой говорит, что и его сила происходит не от иного чего, как от призванного над ним Имени Божия: «Святое Миро сие, по призвании (то есть по призвании над ним Имени Божия при освящении его. Прим. иеросхим. А.), не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным» [45]. Также и о таинстве св. причащения сей святой говорит: «Хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания (то есть Имени Божия в предварительных молитвах и Имени Духа Святого в словах: "преложив Духом Твоим Святым", и Имени Иисуса Христа в крестном именословном знамении. Прим. иеросхим. А.) хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровию Христовою» [46].
Тождественно свидетельствует и св. Златоуст, что таинства деются Божественной силой призываемого в таинствах Имени Господня. В примечании к толкованию псалма 110, ст. 9 «свято и страшно Имя Его», Зигабен, толкуя, что это Имя есть Имя Христово, приводит следующие слова Златоуста: «Как же Имя Его страшно? Его трепещут бесы; страшатся болезни; Его силою (употреблявшие ее) апостолы исправляли всю вселенную; Его употреблявший вместо оружия Давид низложил оного врага; Им совершены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении святых тайн» [47], [48].
Неименуемый Бог именуется Сыном
О неименуемости существа Божия тварию и о именуемости сего неименуемого существа Сыном и Словом св. Кирилл Иерусалимский в 6-м огласительном слове говорит: «О Боге сказуем (то есть именуем во именах Его. Прим. иеросхим. А.) не все то, что должно сказать (сие ведомо Ему единому), но только что вмещает человеческая природа и что может понести наша немощь. Что такое Бог, сего объяснить не можем... В отношении к Богу высокое для нас ведение признаться в своем неведении. Посему "возвеличите Господа со мною и вознесем Имя Его вкупе" (Пс. 33, 4)... "Бога никтоже виде нигдеже" (Ин. 1, 18)... Ангелы видят Бога, не каков Он Сам в Себе есть, но сколько они вмещают. Ибо Сам Иисус говорит: "Не яко Отца видел есть кто: токмо Сый от Бога, Сей виде Отца" (Ин. 6, 46)... Видеть же, как надлежит, может только с Сыном Дух Святой, потому что Он вся испытует, ведает и глубины Божий (1 Кор. 2, 10), равно как и Единородный Сын вместе с Духом Святым ведает Отца, сколько должно. Ибо сказано: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще Сын откроет (Мф. 11, 27)... потому что Единородный Сын, как и Дух Святой, имеют общение в Божестве Отца. Прежде лет вечных (2 Тим. 1, 9) Рожденный бесстрастно ведает Родшего, и Родший ведает Рожденного... Для благочестия достаточно нам сего одного знать, что есть Бог, Бог Единый, Бог Сый и Сый вечно... Бог Многоименный и Всемогущий, не имеющий в существе Своем ничего разнородного. Ибо, если именуется Благим, Праведным, Вседержителем, Саваофом, то не бывает посему различен и инаков..., Бог Предведец сущего, Он Свят, Он Вседержитель, всех превосходит благостью, всех больше, всех премудрее. Мы не в состоянии изобразить ни начала, ни образа, ни вида Его... Для нас трудно слышать далее Имя Его» [49]. Итак, что же говорит этими словами св. Кирилл Иерусалимский, как не то самое, что говорит и св. Симеон Новый Богослов, то есть что хотя Бог неименуем по Существу Своему человеком, но именуем Сыном, и что хотя Имя Существа Его неизвестно, и непостижима человеческому уму сущность Божества, но человек должен довольствоваться познанием тех имен Божиих, кои ему известны, и эти имена суть Сам Бог, ибо для верующей души Божие Имя даже слышать трудно, то есть страшно.
Святой Кирилл в другом месте еще яснейшее приводит доказательство того, что Имя Божие есть Сам Бог: «Господь говорит Моисею: "Аз предъиду пред тобою славою Моею (то есть это сказал Сын Божий Моисею в ответ на его просьбу показать ему Его Самого. Прим. иеросхим. А.), и воззову о Имени Господа пред тобою" (Исх. 33, 19). Он Господь, какого же призывает Господа? Видим, как прикровенно преподал благочестивое учение об Отце и Сыне? Потом далее, слово в слово, написано: "И сниде Господь во облаце, и предста ему тамо... и призва (то есть Сын Божий. Прим. иеросхим. А.) Именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен. И правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды, и грехи" (Исх. 34, 5-7). Потом, вслед за сим, Моисей, приникнув и поклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: «да идеши Господи с нами ( 9)» [50]. Видите, какое отождествление призывания Имени Божия и видения Бога: Моисей просил явиться ему Бога, а Сын Божий исполнил эту просьбу, наименовав Бога! В ответ на просьбу явиться ему, Господь изрек Имя: «Господь, Господь, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен» и проч., и наконец, присовокупил Господь еще и следующие многознаменательные слова: «Не бо поклонитеся богом иным, ибо Господь Бог ревниво Имя, Бог ревнив есть» (Исх. 34, 14). Слышите ли, что Бог-Слово именует Себя Именем ревнивым!
Имя Божие неотделимо от Бога
Из приведенных выдержек святых древних отцов совершенно ясно и несомненно видно, что они во Имени Божием не иное что видели, но Самого Бога, и в представлении своем имели Имя Божие неотделимым от Самого Бога. Можно было бы и еще привести много святоотеческих свидетельств, но думается, что и приведенных более чем достаточно для установления тех положений, которые мы утверждаем, что Имя Божие обладает достоинством Божественным и есть Сам Бог как словесное действие Божества. Для установления какой-либо истины почитается достаточным одного или двух свидетельств святых отцов, но здесь мы привели премного больше. Итак, мы смело можем утверждать на основании приведенных святоотеческих слов, что древняя христианская Церковь единомысленно веровала, что Имя Святой Троицы и Имя Иисуса Христа суть Сам Бог. Докажем же, что сия вера пребыла неизменною и до последних дней и приведем слова новейших прославленных святых.
Свидетельство св. Тихона Задонского о Божественности Имени Божия
Св. Тихон Задонский говорит: «Имя Божие само в себе как свято, так славно и препрославлено есть; того ради от нас не требует прославления нашего... (не отвлеченная идея! Прим. иеросхим. А.) Сии собственные свойства открывает нам Дух Святой в Слове Своем» [51]. Видите, какие Божественные свойства равно всегда, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своея... издает в созданиях... Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может... Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Единому собственные, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и прочая. (Слышите, что говорит святой угодник Божий, что Имя Божие есть духовное существо, а присущи, по словам св. Тихона, Имени Божиему: единосущие, присносущие и всемогущество, и прочие все свойства Божий. Итак, какое же может оставаться сомнение в том, что и вся Церковь Православная единомысленно с св. Тихоном до самого последнего времени веровала, что Имя Божие обладает Божественным достоинством и есть Сам Бог.
Свидетельство о том же предмете о. Иоанна Кронштадтского
Выразителем этого же учения Церкви о Имени Божием явился и приснопамятный великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадтский: «Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: "не возмеши Имене Господа Бога твоего всуе" (Исх. 20, 7). Или: "защитит тя Имя Бога Иаковля" (Пс. 19, 2). Или: "изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему" (Пс. 141, 8). Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли весь всецело, и в то же время везде, во всей твари. Потому призови только Имя Господне: ты призовешь Господа, Спасителя верующих, и спасешься. "Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасется" (Деян. 2, 21). "Призови Мя... в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя" (Пс. 49, 15)» [52]. «Имя Господа есть Сам Господь Дух везде сый и все наполняющий, Имя Бога (всемогущего)... есть Сам Бог... Дух препростой и вездесущий» [53]. «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном Имени Троица или в Имени Господь, в Имени Иисус Христос [54]. «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому то есть, что Имя Его есть Он Сам, Единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах... Само это бесконечное, простое Существо может быть некоторым образом обнято одною нашею мыслью, одним словом» [55]. «Заметь, как Господь присно с тобою на всяком месте, в образе и подобии Своем, сущем в тебе: мыслишь ты Отцом, говоришь Словом, действуешь в Духе Святом. Что воздух и свет для тела, то мысль или Бог Отец для души; что пища для тела, то Слово для души; что дыхание и теплота, то Дух Святый» [56]. «Бог есть такое духовное Существо, говорит еще негде о. Иоанн Кронштадтский, Который есть везде, Который силою Своею содержит в бытии все существующее, Который есть на всяком месте, на всякой даже невообразимой линии пространства, и Сам содержит неограниченно всякое пространство, словом Бог есть Сый, то есть Един Сущий, Един, Который есть. Вездесущие Божие есть пространственное и мысленное, то есть везде Бог в пространственном отношении и везде в мысленном». Но вот имеборцы, не допуская того, чтобы Бог был существом Своим во Имени Своем, доходят даже до отметания вездесущия Божия! Так, инок Хрисанф в 19 номере «Русского Инока» высказывает ту мысль, что «во всем сущем Бог пребывает не по существу» [57]. Значит, выходит, что существо Божие везде, кроме только всего сотворенного Им, ибо во всем сущем Его быть не может!? Очевидно, имеборцы смешивают два понятия: пребывание в твари существа Божия, и приобщаемость Ему твари. Сущность Божия неприобщаема твари, но тем не менее пребывает везде и всюду и во-первых, конечно, и во Имени Своем.
В каких смыслах должно утверждать Божественность Имени Божия?
Так как Имя Божие есть понятие многозначащее, то выразимся определеннее, в каком смысле исповедуем мы Божество Имени Божия в нем. Мы видели, что в самом высоком смысле своем Имя Божие есть Слово Божие, есть неименуемое Имя Божества, обладающее всеми Божественными свойствами. Во-вторых, в именуемых Именах Божиих мы почитаем их Божественное достоинство, ибо они суть истинные лучи истинного неименуемого Имени и, поелику суть словесное действие Божества, обладают Божественными свойствами. Впрочем, этих Божественных свойств: единосущия, присносущия, Духовного Существа и прочего мы не приписываем тем буквам, которыми условно выражается Божественная Истина, но лишь самому слову истины. Поэтому, когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя Божие есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слога, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божие, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем.
[24] Св. Афанасий Александрийский. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно, 22 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 1. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 429 (неточная цитата).
[25] Св. Григорий Нисский. О блаженствах. Слово 4 // Творения святых отцов, издаваемые при МДА. Т. 38. Ч. 2. М., 1861. С. 411-412.
[26] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. Слово 59. М, 1890. С. 73.
[27] Там же. С. 99-101 (Слово 61).
[28] Там же. С. 107-108 (Слово 62).
[29] Св. Василий Великий. Беседы на псалмы (Пс. 32, 21) // Творения. Ч. 1. Изд. 3-е. М., 1891. С. 233.
[30] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. Слово 61. М, 1890. С. 101.
[31] Изражение (церковнослав.) изображение.
[32] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 2. О творении. СПб., 1894. С. 45.
[33] Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, греческого философа и монаха, изъясненная по святоотеческим толкованиям. (Пс. 110, 9). Киев, 1898. С. 888 (первое предложение приведенной цитаты принадлежит не св. Иоанну Златоусту, а Евфимию Зигабену).
[34] Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. I. СПб., 1882. С. 116.
[35] Св. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе // Творения. Ч. 3. М., 1844. С. 99.
[36] Св. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Песнопения таинственные. Слово 1 О началах // Творения. Ч. 4. М., 1844. С. 216.
[37] Св. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе//Творения. Ч. 3. М., 1844. С. 99.
[38] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 5-е Тайноводственное Слово, 12 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 298.
[39] Там же. С. 300. (5-е Тайноводственное Слово, 19).
[40] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 1, § 3 // Полное собрание творений. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 492-493.
[41] У иеросхим. Антония (Булатовича) написано: «Если бы Имя Отец было не Бог»
[42] Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Новый Завет. СПб., 1911. С. 40 (толкование на Деян. 2, 38).
[43] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 2-е Тайноводственное Слово, 4 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 287.
[44] Там же. С. 286 (2-е Тайноводственное Слово, 3).
[45] Там же. С. 290 (3-е Тайноводственное Слово, 3).
[46] Там же. С. 284 (1-е Тайноводственное Слово, 7).
[47] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на псалмы. 110 // Полное собрание творений. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 309.
[48] Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, греческого философа и монаха, изъясненная по святоотеческим толкованиям. (Пс. 110, 9). Киев, 1898. С. 888.
[49] Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 6-е Огласительное Слово, 2, 5-7, 9 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 71-76.
[50] Там же. С. 117 (10-е Огласительное Слово, 8).
[51] Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 2. Статья 3. Гл. 2. О прославлении имени Божия. § 313-314 // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. М„ 1889. С. 64-65.
[52] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 2. СПб., 1893. С. 309-310.
[53] Там же. С. 238.
[54] Там же. С. 422.
[55] Св. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. СПб., 1903; репр. издание: М., «Правило веры», 2000. С. 10-12. «Там же. С. 69.
[56] Там же. С. 79.
[57] Из письма с Кавказа к некоему русскому монаху на Афон // Русский Инок. 1912. №19. С. 57-59.
к оглавлению