Переписка
Ответ отца Олега о святости царя Николая II
Здравствуйте, о.Олег.
Я много лет читаю материалы Вашего сайта и у меня возникло недоумение по одному вопросу.
В «Религиозном разоблачении Климова» Вы пишете:
«Царь Николай совместил в своей смерти два вида этой святости и поэтому справедливо может именоваться как страстотерпцем, так и мучеником, как и его сын Алексей. Главное же то, что есть достаточное число свидетельств о посмертной помощи святого царя мученика и страстотерпца, а это было главным основанием для его канонизации РПЦЗ в 1981 г.»
И во многих своих ответах называете Николая II cвятым и мучеником. А в статье «Измышлизмы на поприще церковной истории» пишете:
«Если и можно говорить о страстотерпчестве, то только в отношении Государя Николая. Однако у нас нет оснований для причисления Николая Александровича и к лику святых страстотерпцев...С церковной точки зрения у нас нет никаких оснований причислить убиенного царя Николая и членов его семьи к лику святых мучеников...»
«Посмотрим с этой стороны на возможную святость царя Николая Александровича и прочих убиенных от безбожников членов дома Романовых. К сожалению, до сих пор нет (кроме «бабушкиных» пересказов) достоверных и несомненных признаков из числа перечисленных мной выше в отношении царя Николая и других Романовых, кроме Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Исав одной строчкой голословно сообщил на веру его словам о якобы «многочисленных» чудесах по молитвам царя и прочих членов его семьи...»
«Если бы царь Николай Александрович не подписал своего отречения и за это был бы убит, то он стал бы святым мучеником»
«Я не говорю, что он не святой, и не говорю, что он святой.»
«Не мог святой и угождающий Богу человек, а тем более царь православный, довести вверенный ему Богом народ и Державу до такой сокрушительной погибели! И если жизнь царя Николая Второго не привела его к святости, то как могла привести его к ней смерть, пусть даже мучительная? Никак!»
Я не могу понять, у Вас изменилось отношение к Николаю II? Он не святой мученик?
Александр.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Здравствуй, Александр.
Отношение к какой-то личности, особенно – известной в истории, и оценка ее деятельности у нас могут меняться по мере узнавания новых фактов. Только свидетельство от Бога, удостоверенное Им со всей несомненностью, может поставить окончательную точку в истинной оценке того или иного человека.
Я лично царя Николая не встречал и не общался с ним или его душой. Все, что я узнавал о нём, было написано другими людьми. Но оценка людей имеет значение лишь тогда, когда она подтверждена и засвидетельствована от Бога.
Сложность оценки личности царя Николая Александровича для человека, живущего в наше послесоветское время, состоит в том, что он олицетворяет собой царскую идею вообще, а эта идея противопоставляется всему тому известному нам по истории России и мира богоборческому ужасу, который произошел и продолжает происходить после крушения Российского царства и церкви.
Прийдя в свое время после мертвящей «МП» в умирающую РПЦЗ, я, как и многие другие наши современники, принял от неё и «правду» про последнего царя. А царь Николай Александрович был на то время в РПЦЗ уже канонизирован и причислен к лику святых. Приняв это верой, я и исповедывал эту чужую правду. Однако Бог, не хотящий оставить меня в неведении и ошибочном исповедании в отношении последнего царя, подвиг меня заняться более тщательным исследованием личности и деятельности этого царя. Получив много новых знаний по этой теме, имея свой отрицательный опыт попыток установления молитвенного и духовного контакта с царем Николаем, я вынужден был пересмотреть оценку его деятельности и внести поправки. Это и отражено в моих трудах, выставленных в разное время на нашем сайте.
Несомненно то, что последний русский царь был ритуально убит и замучен врагами Бога и Церкви, но как это в совокупности со всеми прочими его прижизненными деяниями и ошибками сказалось на его посмертной участи – мне доподлинно неизвестно. Все сообщения отдельных лиц о посмертных явлениях царя для меня есть лишь плод их воображения. Никаких достоверных и несомненных свидетельств от Бога (кроме пророчеств некоторых святых) у меня нет. Эти благие пророчества согласуются только лишь при принятии откровения о воскрешении царя Николая Богом и даровании ему возможности заслужить в продленном промыслом Божьим его земном служении подлинную святость.