Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци

Книга скорбных песнопений

(перевод Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян)




к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     31     32     33     34     35     36     37     38     39     40     ...  
к следующей страницек следующей странице


Глава 34



Слово к Богу из глубин сердца



1

И днесь прими мечты обездоленной души моей
И сообразные признания мои
Тебе, о Боже, что в слове вмещаешь всё.
Те, о коих я прежде сказал,
Их вторично [Тебе] хочу показать.
Представ с письменным разъяснением
Пред собравшимися толпами племен
И с толкованиями для народов.
Я принес как дар
Эти просьбы свои и моления,
Кои, изложенные ниже,
Определяются как восхваления.

* * *

Мольбы, возносимые во время торжественной проповеди, [с помощью] коих, примирившись, Дух Божий снизойдет на помощь.


2

Умоляю я неизменную, всемогущую власть Духа Всесильного
Ниспослать росу милости мне и облагодетельствовать,
[Запечатлев] в душе и мыслях, властвующих над чувствами моими,
Всеблагую милость наищедрейшей доброты Твоей.
И вспахай Ты разумное поле ожесточившегося плотского сердца моего,
Дабы семена духовные Твои смогли дать плоды.
Исповедуем, что благодаря премудрому бытию Твоему
В нас расцветают и множатся всякие дары;
Рукополагаешь Ты апостолов, вдохновляешь пророков,
Обучаешь вардапетов, одаряешь словами немых
И отверзаешь закрытые уши глухих.
И соплеменник Твой, Единосущный Отцу Перворожденный Сын,
Сотворив все то с помощью Твоей,
Тебя Богом назвал, истинно равносущным Отцу.
Даруй Ты и мне, грешному, [дар] смело вещать
О животворящей тайне благовестия Евангелия Твоего —
Следовать за быстролетным ходом мыслей
Безбрежных ристалищ Тобою вдохновленных заветов.
Когда ж я приступлю к началу торжества толкования слова,
Пусть снизойдет на меня милосердие Твое,
Вещая мне своевременно о том, что достойно, полезно и угодно Тебе
Для славы Твоей божественной, во хвалу Тебе
И для свершения возведения церкви вселенской.
И простри надо мной вожделенную десницу Свою,
Укрепи меня, даровав милосердие Свое.
Отврати от рассудка моего мглу тьмы забвения,
Развей вместе с тем мрак грехов моих,
Дабы чувствами мне и разумом вознестись
Из сей жизни земной в высь [небесную].
Просвети вновь во мне зарождение
Светозарного чуда постижения божественности Твоей, о Всемогущий,
Чтоб был бы я, как Образец Благой,
Достоин усвоить и обучить слушателей набожных.
И слава Тебе во всем и от всех
Вместе с Отцом Твоим — Вседержителем,
С Сыном Единородным и Благодетельным,
Ныне и присно, во веки веков. Аминь!

* * *

А определение исповедания веры в Единосущную Святую Троицу — милость дарующий канон сей жизни — я преподношу и провозвещаю таким образом: О Троице неизменной новое, Богом вдохновленное сочинение, определенное в Никее как Символ Веры

3

Исповедуем мы и веруем, обожествляем и поклоняемся
Равнославному Единству, Всесвятой Троице.
Божественность неизреченная, приснодобрая, вездесущая,
Равнопочтенная, для полета крыльев мысли недосягаемая.
Превыше [любого] образца, не имеющая равных [Себе];
Беспредельная в пространстве, превосходящая рубежи,
[Бывшая] еще до сотворения века, до неограниченных существ
И до сонмов тварей; неизъяснимо славословляемая,
Величием щедрейшим навеки увенчанная;
Утвердитель времени и тех, кто был создан во времени,
Сама управляющая причинами и удобно располагающая
Видимых и невидимых.
Не измеряемая именем, не отличаемая званием,
Не уподобляющаяся качеством, не взвешиваемая количеством,
Не устраиваемая по примеру, не объяснимая состоянием,
Не распространяющаяся, будучи неполной,
И не ограничивающаяся, будучи совершенной.
Никогда не пойманная и нигде не видимая.

4

Отец добрых [дел], Держатель всех [тварей],
Бог всего, что есть в небе и на земле,
Кроме Слова единственного, коим властвует он
Создатель, дающий дыхание всем, кроме Духа —
Ипостаси, с [помощью] которой и создал Он всё.

5

Одна из прославленных равновеликих грозных [сил] —
Троицы Лиц,- снизошедших с высей сюда в глубину, —
[Тот], кто испокон [века] неотделим был от глубины,
Оставаясь неотъемлемой [частью] славы престола,
Никогда не лишенный Лика Родителя Своего,
Войдя в обитель чрева Девы простою [природой Своей],
Вышел оттуда составною [частью], плотью, по сути неопределенной,
Совершенный человечностью и беспредельный Божественностью,
Единый Сын Бога Единого и Единородный Первенец
Богоматери — Девы Богородицы.
Творец, сотворенный, чтоб быть Человеком Истинным, Первенцем,
Но не по подобию бывших земнородных,
А новый и дивный, величественней царей, какого не было в веках.
И не был создан он во времени, Первенец, по псалмопевцу,
Превыше всех царей земли; непорочным соединением
Уподобившийся нам по плоти, по образцу души и тела, либо золота и пламени,
Или же, говоря яснее, света с воздухом, неизменно и неотделимо.
Он Сам пришел доброхотно на смертный крест, как Непорочный Агнец,
На заклание ведомый,и подготовил могущественным самовластием
Спасение созданий Своих.
Измученный живым естеством [Своим] был положен во гроб неотделимым Божеством;
Трехдневно захороненный, проповедал отчаявшимся узникам
Преисподней ада и указал [им] обновление и свет.
И, завершив страстями спасительное таинство [вочеловечения], возродился как Бог,
И, влекомый крыльями ветров, поднялся к херувимам,
И укрылся облаком неисповедимости,
И, вознесшись превыше неба всего,
Воссел торжественно на престол Свой,
Как первонаследник, равный Отцу,
От которого Он вовсе не удалился,
Не утратил обретенное [естество человечье]
И не истощил собственную [Славу Божественности].
С чем да придет на суд возмездия
Потаенное узнать, взвесить мерой истинно праведной,
Чего все мы ждем, о чем молимся,
Веруя во всем власти предержащей Его над всеми,
Что воистину лишь одно от [Отца] Единого
И славою своей равно [Духу] Единому, обожествленному навек.

6

Прославляем присно и благословляем
Вместе с Сыном и Отцом
И ипостась их — Дух Всемогущий, Истинный, Совершенный, Святой,
[Тот], что создал из ничего все сущее вокруг —
Также самодейный и равновластный Тем Двум
В царстве нетленном и беспредельном:
Это — первопричина- [Отец] и сосуществующее грозное слово – [Сын],
А также и самый Дух вознесшийся.
Самодержец добрый, [всем] раздающий дары Отцовы,
Дабы прославлять Имя Единородного Славного,
Кто возвестил законы, воодушевил пророков,
Дуновением единоплеменника запечатлел в апостолах
Явился в образе голубя на Иордане,
Чтобы возвеличить Славу Пришедшего,
Воссиял в писаниях евангелистов,
Породил прозорливцев, усилил мудрецов,
Умножил учителей, [венценосцев] помазал на царство,
Всепомоществовал царям, назначил попечителей,
Завещал спасение, пожаловал дары, подготовил к покаянию
Нас, в смерть Христа крестившихся,
Очистил так для обитания Своего.
[Все], что сотворили Отец и Сын, то сделал Дух Святый,
И сам Он — Бог воскуряемый, как покоривший всё во всём.

7

Перечисление первым [из Ликов] Троицы
Не означает [вовсе], что [Лик Сей] выше Другого.
Или же упоминание после [Другого]
Не означает, что он нижайший из [Себе] подобных.
Или же разговор об одном [Лике] не вызывает путаницы,
А разделение Трех [не приводит] к отделению воли,
Ибо Отец не был бы возвеличен всеми,
Коль не было у него силы слова,
Точно так же, если б не было Духа при нем,
Был бы он немым, безжизненным, обессилевал от воли любого.
Слово же, не будь оно известно через Имя Отца,
[Было б] сиротой, либо покинутым, либо же ничто, порожденное смертным.
А также и Дух: не будь ознаменован он причиной Своей,
Бродил бы, как нечто бесславное,
Подобно какому-то дыханию, не причисляемому [к живым].
Если же кто дерзнет в словопрениях оторвать Отца от слова Его —
Говоря, что некогда не было [слова], —
И клеветой, отрицающей слово,
Вообразит, что почтил величие [Владыки] Верховного
Или принизил [дух] изливаемый,
Не видя природы духа, чем привнесется бытие чуждое,
Иль какие-то изменения, замутняющие
Безупречную Славу Союза Троицы Святой, —
Таковых, как лютых бесов и звероподобных врагов,
Символом веры, как камнями пращи,
Отвергнув, прогоним мы прочь;
Закроем путь им к притвору церкви — жизни вратам,
Предадим анафеме их вместе с бесами.
Прославим же Троицу Святую в сопричастном равновластии
Славословием единодушным и сообразной благостройностью,
Благословляемую и прославляемую в небесах и на земле
Сонмами первенцев, собраниями земнородных [тварей] словесных
Во веки веков. Аминь!

8

Днесь вопль дум сокровенных,
Воплощенных в этой книге,
Я вознесу всеслышащим ушам Твоим, Боже Великий,
Лишь вооружившись ими, вступлю я в беседу,
Но вовсе не затем, что для Славы Твоей
Ты нуждаешься в [звуках] гласа моего,
Ибо еще прежде, чем все сотворить,
Прежде появления неба и его прославителей бессмертных
И разумных [существ], из земли сотворенных,
Ты сам был уж прославлен совершенством Своим;
А затем, чтоб почтить меня, отлученного,
Дать обратиться мне с речью [к Тебе],
Дабы вкусить неизреченного благоволения Твоего.
Однако что за польза обращаться к Тебе: «Господь Адонай»,
По царскому велению Твоему — закону жизни, —
Но не исполнять заповедей, преподанных Тобой!
Я себя — золотые скрижали вещие,
Заветам Твоим посвященные,
Перстом Божьим начертанные, —
Сам вымарал, вернее же, разбил их,
И написать стараюсь ныне второе подобие их
Печальными красками.
Как часто воссылал я к Тебе молитвы горячие,
Кои не были записаны в скорбных песнях сих,
И посему внемли, всеблагий, этим речам и всем тем [мольбам]:
Пусть пребудет мольба моя с молитвой просительной,
Сочетается пусть с нею.
Может быть, тогда хлеб из теста пресного, смешанного с елеем,
Дарованный [людьми] чистыми, послушными воле Твоей,
Будет поднесен на стол Славы Твоей.

9

Но Ты, Благодетель и Человеколюбец во всем,
Единый Христос Единого Бога державного, всемогущего [Сын],
Ты побеждаешь милосердием и состраданием попечения Своего,
Не только весь [род] человеческий, единосущный мне,
Коему присуще беспокойство и множество противоречий,
Но и ангелов непорочных,
А наипаче — праведников, вскормленных в святости,
Одним из коих Илия был, коему видения грозные
Трех видов явились на горе Хорив:
Землетрясенье великое, ветр сильный и огнь всесожигающий;
А твоя всепрощающая кротость
[Проявилась] в нежном веянии тихого ветра,
Ибо Ты, как написано, — Единственный, кто милости хочет.
И хотя [некоторых] из нас признали угодными [Богу],
И они добрыми делами своими обрели иной образ — небесный,
Но все же и они земнородны, избранники [рода] людского;
А Ты, добрый по сути своей, быть жестоким не можешь,
Ты, благословляемый всеми, — спасение полное,
Ты — совершенный покой, безмятежность всего [сущего],
Снадобье целебное для всех недужных,
«Источник воды живой», согласно Иеремии.
Обратись ко мне и помилуй меня, о Всеблагий Бог.
Ты так жаждешь, алкаешь спасти меня,
Что даже бдящим [силам] небесным,
Бессмертным и благословляющим,
Ты даровал для спасения человечества
Вовек неотъемлемо некий [сан] первосвященника и исповедника,
Чтобы они от лица нас, земнородных [людей],
Умоляли б Тебя, милосердие благословенное,
Постоянными молитвами о примирении моем, [меня], отверженного.
«Умилосердься над Иерусалимом», —
И это полно светозарного смысла:
Благовествуя притчею этой,
Что по примеру Иерусалима [земного]
Они просят Тебя, [чтобы] явлением Своим, о Великий,
Ты умилосердился над [Иерусалимом] небесным
И восполнил примкнувшими к Тебе
Опустелые места падших ангелов.

10

Воистину Ты услышал, о Милосердный, внял [мне], о Царь,
Приклонил ухо, о жизнь и надежда,
Уразумел, о Небесный [Владыка],
Уважил, Всесильный, призрел, Тайноведец,
Увидел, о Заступник, проявил сострадание, о Неизреченный,
Склонился, о Всевышний, снизошел, Страшный,
Явился, Неизреченный, сжался, Беспредельный,
Был измерен, о Неисповедимый, сгустился, о Луч,
Вочеловечился, о Бестелесный, стал осязаем, Безмерный,
Обрел форму, о не имеющий свойств,
Воистину исполнил мольбы молящихся.
Ты сам стал для меня, несчастного, словами бдящих [сил],
Добрым ходатаем, посредником живым, заклатью бессмертной,
Жертвоприношением беспредельным,
Даром чистоты, неистребимой жертвой всесожжения, чашей бездонной.
Так пусть же, Милостивый, Человеколюбивый, Благословенный,
Вечно совершается надо мной, согрешившим,
Благая воля Твоя животворящая, о Достохвальный и Долготерпеливый,
Тебе подобает слава вечная. Аминь!

к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     31     32     33     34     35     36     37     38     39     40     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова