И.К.Сурский
Отец Иоанн Кронштадский.
к оглавлению
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовию».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе»
Святой праведный кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, прославленный в лике святых угодников Божиих в 1990 году Русской Православной Церковью, был дарован Богом нашему Отечеству, можно сказать, в самый канун трагического поворота в исторической судьбе Российской державы, как одно из последних предупреждений Божественного милосердия. Однако, пророческие слова и служение отца Иоанна не были услышаны теми, к кому он взывал, и не приняты так, как должно, всей церковной полнотой. Потоки клеветы, насмешек, откровенной брани со стороны «передовой части» русского общества обрушились на праведника, а это свидетельствовало о полном и сознательном отпадении самозванных духовных вождей русского народа от Бога и его спасительных путей. Необычайный духовный облик отца Иоанна, неслыханное обилие чудес, изливавшихся буквально на весь мир — православный, инославный, и даже нехристианский — все указывало на великое значепие служения кронштадтского пастыря, должно было придавать особенный вес его словам.
Первый том предлагаемой вниманию читателя книги впервые увидел свет в 1938 году в среде русских эмигрантов, осевших на гостеприимной земле древней Сербии. Ее автор, а точнее, «составитель», Я. Б. Ильяшевич, был председателем белградского «Общества памяти отца Иоанна Кронштадтского», инициатива воссоздания которого на сербской земле принадлежала приснопамятному сербскому патриарху Варнаве, искренним участием и добротою заслужившему глубокую признательность русских изгнанников. Скромный служащий Министерства юстиции, Ильяшевич, проживая в Петербурге, в течение многих лет имел счастье знать и общаться с батюшкой Иоанном, и многократно при жизни угодника Божия, да и после его кончины, испытавший силу его молитвенного предстательства перед Богом, начиная свой труд, тем самым решился на подвиг. В основу книги легли многочисленные свидетельства очевидцев чудесной помощи отца Иоанна. Большинство из этих людей местом своего пребывания на чужбине избрали единоверную и близкую по духу Сербию. Но в адрес председателя белградского общества памяти отца Иоанна Кронштадтского со всех концов обширного русского рассеяния поступали драгоценные воспоминания о почившем батюшке. Спеша отдать долг благодарной памяти отцу Иоанну, делились своими рассказами видные иерархи и священники, монашествующие и простые миряне. Самим разнообразием своего социального положения они наглядно иллюстрировали то всенародное почитание, которым был окружен батюшка и удивительную широту его влияния на российское общество. В ткань книги вплетались разнообразные фрагменты прижизненных публикаций об отце Иоанне, а также личные воспоминания автора дополняли повествование, придавая ему большую убедительность и искренность.
Эта книга создавалась в беспримерной нищете и неприкаянности эмигрантского жития, писалась на кухонном столе вечерами после трудного рабочего дня человеком, не имевшим ни малейшего литературного опыта, а самое главное, не обладавшим средствами для ее издания. Но труд, благословенный Богом, втуне пропасть не может. В рукописи книга стала известна архиепископу Иоанну (Максимовичу), горячему почитателю Иоанна Кронштадтского, затем появились жертвователи на ее издание, доброхоты, в тесных условиях нищенской изгнаннической жизни не жалевшие последнюю копейку на богоугодное дело. Сам автор-составитель по непритворному смирению и в доказательство горячей любви к любимому батюшке принял псевдоним «И. К. Сурский», по имени скромной северной реки, на берегах которой прошло детство сына бедного сельского причетника Иоанна Ильича Сергиева.
Первый том сразу по выходе был замечен и горячо принят самыми разными кругами русской эмиграции, проживавшей не только в Европе, но и в Америке. Благодарные отклики на него шли отовсюду.
Появление книги побудило многих очевидцев чудес, совершенных батюшкой, прислать новые свидетельства автору. Супруги Сикорские, семейство которых отец Иоанн посещал, бывая в Киеве *, финансировали издание второго тома книги, появившегося в Белграде уже во время второй мировой войны в 1941 году.
* — Здесь уместно упомянуть, что именно отцу И. Сикорского, финансировавшего второй том книги, и всемирно известного конструктора вертолетов, видному профессору психиатрии Сикорскому принадлежит знаменитая характеристика отца Иоанна с точки зрения врача-психиатра, где батюшка описывается, как редчайший тип совершенно гармоничной, уравновешенной и здоровой во всех отношениях личности.
К сожалению, тираж второго тома почти полностью пропал в военное лихолетье, разделив судьбу «Путей русского богословия» о. Георгия Флоровского и «Воспоминаний принца Ольденбургского».
Труд И. К. Сурского, на первый взгляд, продолжает давнюю традицию житийных сборников, включавших жизнеописание святого, соединенное с описанием его прижизненных и посмертных чудес, — и книга буквально следует этой схеме. Но видно, исключительность личности отца Иоанна столь велика, что влияние этой неординарности, необычности распространяется на все, так или иначе с ним связанное. Оценивая книгу Сурского по общепринятым профессиональным литературным меркам, неизбежно убеждаешься и в неумелости, безыскусности авторского слога, в отсутствии систематичности в размещении свидетельств и множестве других подобных огрехов — но воистину «любовь покрывает множество грехов» - и любовь автора к почившему батюшке явила чудо. Сквозь незамысловатые описания встреч с отцом Иоанном, чудес, явных и неявных, совершенных угодником Божиим, во многом благодаря неприкрашенной фактической достоверности описываемых событий, светоносный облик всероссийского пастыря начинает сиять так ослепительно ярко, источает такую теплоту любви и благодати, что перед этими скромными страницами меркнут самые искусные и вдохновенные жизнеописания отца Иоанна. Книга И. К. Сурского необъяснимым образом дает понять, как велико было значение служения кронштадтского пастыря, убедиться в неимоверном изобилии даров Духа Святого, которыми он был наделен.
Роль работы Сурского в церковном почитании о. Иоанна Кронштадтского в русской диаспоре трудно переоценить — никакие исследования не могли так просто и убедительно засвидетельствовать святость блаженно почившего пастыря. Первое издание книги быстро разошлось, и она была переиздана в 1979 г. фототипическим способом в Америке, и ныне известна за пределами нашей Родины почти повсеместно. Условия безбожной власти в России делали невозможным гласное упоминание имени праведника. Память о батюшке в церковном пароде сохранялась вопреки всем усилиям стереть его святое имя из сердец русских православных людей. И хотя сделать это богоборцам не удалось, сегодня всем нам необходимо осознание величия того дара, который был ниспослан нашему Отечеству в лице праведного пастыря-чудотворца, и который сохраняет свое значение и доныне.
В наши дни Бог и Его Церковь торжеством общецерковного прославления праведного отца Иоанна обращают наша молитвенное сердечное внимание к его огненным словам и пророческому пути. От того, как мы используем этот дар, во многом зависит будущее нашей многострадальной Родины, зависит исполнение знаменитой молитвы отца Иоанна о России:
«Отче наш, иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!»
. . . . . . . . . . . .
И сие буди!
ОТЕЦЪ IOАННЪ КРОНШТАДТCKIЙ
Том I.
Отдел I. Жизнеописание.
Отдел II. Прозорливость, исцеление и разные чудотворения.
Отдел III. Учение о. Иоанна о Церкви, беседы его с пастырями, обличения русского народа и пророчества о судьбах России...
БЕЛГРАД
1938
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие во Христе братья и сестры, сообщившие мне изложенные в этой книге случаи проявления силы Божией через о. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, обращаюсь к Вам с почтительнейшей просьбой простить меня, если в переданных мною рассказах Ваших я не точно изложил подробности обстановки, места, времени того или другого из описанных случаев; многие из них переданы мною с Ваших слов по памяти, при этом я старался точно рассказать главным образом самый факт проявления той или другой силы Божией через о. Иоанна, как например: его чудотворения, исцеления, прозорливость, предсказания и т. п.
Вместе с тем усерднейше прошу Вас сообщить по адресу Председателя Братства о. Иоанна Кронштадтского Ильяшевича, Югословия, Белград, ул. Жоржа Клемансо, 44, Ваши замечания, исправления и дополнения к тому или другому описанному мною случаю, чтобы я мог в следующем издании настоящей книги напечатать о них точнее.
Книга эта содержит собрание материалов для предстоящего прославления величайшего угодника Божьего чудотворца, пророка и учителя Церкви Отца Иоанна Кронштадтского.
Книга разделена на три отдела: в 1-м помещено жизнеописание о. Иоанна, во 2-м собраны еще нигде не опубликованные случаи разнообразных проявлений через него силы Божьей — исцелений, прозорливости и других чудотворений, в 3-м — особо важные мысли о. Иоанна о Церкви, беседы его с пастырями, грозные обличения русского народа и пророчества о судьбах России.
Я, автор книги, — не сектант Иоаннит, а лицо Обер-Прокурорского Надзора Правительствующего Сената Империи Российской. Одновременно в Петербурге я был Членом Правления и Секретарем существовавшего в России «Общества в память Отца Иоанна Кронштадтского». С о. Иоанном я познакомился 50 дет тому назад, будучи еще воспитанником Императорского Училища Правоведения.
С того времени я старался присутствовать на службах о. Иоанна в разных храмах Петербурга и в Андреевском соборе в Кронштадте.
Последние 20 лет жизни о. Иоанна я внимательно следил за его чудотворениями, другими проявлениями через него силы Духа Святого, за его проповедями и вообще за всем, что касалось о. Иоанна.
Он облагодетельствовал меня чрезвычайной милостью, которую выпросил мне у Бога краткою молитвою, поэтому я являюсь особенно горячим ревнителем памяти его. В течение 50 лет я собирал сведения об о. Иоанне, как при жизни его, так и после блаженной кончины и продолжаю собирать до сего дня.
Все это я, автор книги, написал для того, чтобы читатели могли с полным доверием отнестись к написанному.
И. К. Сурский
ВВЕДЕНИЕ
Когда я был отроком, я спрашивал у матери моей: «почему в наше время нет чудес, как было в первые века христианства?»
Мать моя была верующая и набожная, но дать мне удовлетворительный ответ на этот вопрос не могла.
Вскоре после этого, когда я стал уже входить в юношеский возраст, в Петербурге стала распространяться молва об исцелениях по молитвам Протоиерея Кронштадтского Андреевского Собора о. Иоанна Ильича Сергиева.
Молва эта распространялась столь быстро, что вскоре уже все знали о. Иоанна Кронштадтского, по молитвам которого исцелялись самые безнадежные больные и прозорливость которого заставляла трепетать людей, встречавшихся с ним.
Разнообразнейшие проявления Силы Духа Святого через о. Иоанна стали столь чудесны и многочисленны, а писания его столь Богодухновенны, что слава о нем быстро облетела всю Русь и перекинулась за ее пределы, особенно в Англию, Северо-Американские Соединенные Штаты и отдаленнейшие уголки Азии.
Теперь я понимаю, что чудеса прекратились потому, что не было на свете человека достойного того, чтобы в него вселилась Всесвятая Троица и через него творила чудеса такой человек, то и чудеса возобновились и возобновились с необычайной силой.
В 18-летнем возрасте я впервые поехал в Кронштадт к о. Иоанну. Там я обратился к его псаломщику, которому дал 10 рублей и он провел меня в алтарь правого придела Андреевского собора, где я ожидал отца Иоанна.
Отец Иоанн действительно вошел в этот алтарь, но, увидев меня, обошелся со мною сурово, дал мне несколько наставлений и велел выйти из алтаря.
Когда я был уже взрослым, о. Иоанн неоднократно бывал у моих родителей, где служил молебны.
Со своей стороны я также нередко ездил в Кронштадт к отцу Иоанну с членами моей семьи и с друзьями моими протоиереями Тройским и Прудниковым, тоже прозорливым старцем и молитвенником, весьма любимым о. Иоанном, бывшим во время Турецкой войны лейтенантом Черноморского флота. Останавливались мы в Доме Трудолюбия, выстроенном о. Иоанном, ходили к ранней обедне, причем я постоянно стоял в алтаре. После обедни мы ходили к о. Иоанну в гости и он угощал нас чаем.
Очень часто видел я о. Иоанна в подворье Леушинского женского монастыря, что на Бассейной улице в Петрограде, выстроенном по его благословению. Отец Иоанн любил служить в Иоанно-Богословской церкви этого подворья и часто туда приезжал. Я жил через два квартала от этой церкви и друг мой Гронский (сначала диакон, потом священник и, наконец, протоиерей и настоятель этой церкви), зная мою любовь к о. Иоанну, забегал ко мне сказать: «завтра батюшка служит, приходите!»
При жизни о. Иоанна я многократно получал великие милости по его молитвам. А после преставления его я получал эти милости по молитвам у его гробницы. Когда же прекратилась возможность молиться у гробницы о. Иоанна, я стал молиться ему всюду и везде, продолжая получать великие милости Божии, и чувствую совершенно ясно его личное руководство мною в прославлении Бога в нем.
Чудесные и разнообразнейшие проявления великой силы Божией через о. Иоанна за 53 года его священнослужения Богу и страждущему человечеству столь многочисленны, что можно без преувеличения сказать, что в каждой третьей русской семье Вам расскажут какой-нибудь случай чудесной помощи или прозорливости о. Иоанна.
Хотя в Сербии приютились преимущественно жители южной полосы России, не бывавшие у о. Иоанна в Кронштадте, но тем не менее и здесь мне рассказали много поразительных проявлений силы Духа Святого через о. Иоанна. Когда же я разослал циркуляр о печатании этой книги, то получил из всех концов вселенной немало весьма ценных сведений об о. Иоанне, за что и приношу горячую признательность.
«Отец Иоанн Кронштадтский — самое значительное явление в русской Церкви конца XIX и начала XX века», так начинается статья под заглавием «Встреча с о. Иоанном Кронштадтским, по поводу столетия со дня его рождения», помещенная в № 1630 газеты «Возрождение» от 18 ноября 1929 г.
Да, отец Иоанн — бесспорно, самое значительное явление не только в русской Церкви, но и во всей православной Церкви, всего славянства и всего Христианства нашего времени.
Поэтому было бы непростительно, если бы современники о. Иоанна, бывшие живыми свидетелями дивных дел Божиих, проявленных через него, не позаботились оставить человечеству описания испытанных ими на себе или виденных ими чудесных проявлений силы Духа Святого.
Ничто так не действует на людей, как примеры, будь то хорошие или дурные.
Пока русские люди были воспитаны на чтении Евангелия, Деяний и Посланий Апостолов и Четьи минеи, то, даже по свидетельству иностранных историков, русские люди поражали своим благочестием.
Когда же книги Жития Святых постепенно заменились романами и преимущественно скабрезными, то на них и воспиталось поколение без веры в Бога, без любви к отечеству, распущенное, развратное, без всяких принципов, со стремлением к власти и деньгам, с убеждением, что только то хорошо, что мне приятно и выгодно, а до других, до отечества мне дела нет, — поколение слабое духом — безвольное.
Что же из этого получилось? А получилось то, что мы пережили и продолжаем переживать.
Немцы давно поняли, что так воспитывать нельзя и в немецких школах был главный предмет «Жизнеописание благочестивых и великих людей». Хотя немцы протестанты и не молятся святым, но в этом предмете были жизнеописания: Апостолов, Вселенских Великих Учителей, в том числе Chriisostornus'a (Иоанна Златоустого) и других святых, а также Фридриха Великого, Мольтке, Бисмарка и пр.
Какие же плоды получились в Германии от такого воспитания — легкий разгром Франции в 1871 г., невероятная солидарность, сплоченность и храбрость в Великой войне, в которой они одержали множество отдельных побед и которая окончилась не в их пользу только благодаря России и тому, что под конец против них воевал весь мир.
Господу Богу было угодно сосредоточить в моих руках значительное количество воспоминаний об о. Иоанне и рассказов о его благотворениях, чудесах, прозорливости, пророчествах и других поразительных проявлениях через него силы Духа Святого.
Ввиду всего изложенного я и счел своим нравственным долгом послушаться внутреннего голоса совести моей, которая властно повелевала мне не откладывая, немедленно взяться за перо и, помолясь, изложить все, что я знаю и слышал об о. Иоанне.
«Тайну Цареву хранити добро, дела же Божия открывати славно».
Слова Архангела Рафаила старцу Товиту (Тов. 12, 11).
«Не скрывай словесе Божия, но возвещай чудеса Его!»
(Вторник Страстной седмицы на вечерни стих).
Сам Господь Иисус Христос, когда исцелил бесноватого, в котором был легион, и исцеленный просил Его, чтобы быть с НИМ, не дозволил ему, а сказал: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя».
И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус, и все дивились (Евангелие Марка, гл. 5, ст. 18-20).
Огромное благотворное влияние, которое оказывало на людей чтение Жития Святых, несомненно окажет на читателя и настоящая моя книга, т. к. в ней описано житие преславного угодника Божия о. Иоанна и рассказано множество поразительных чудес и Богодухновенных мыслей его.
Я глубоко убежден, что чтение этой книги доставит величайшее утешение и духовную радость верующим; колеблющихся обратит на путь спасения, а совершенно неверующих заставит призадуматься: они ощутят в тайниках душ своих страх Божий и в конце концов также придут к Богу.
Немногие, вероятно, имели счастье прочитать книги об о. Иоанне, изданные в России, а молодое поколение не успело их прочесть. В зарубежье же эти книги представляют библиографическую редкость.
Поэтому, если Бог позволит и благословит, я посвящу первый отдел этой моей книги жизнеописанию отца Иоанна, основанному на вышеупомянутых книгах, на слышанном мною от других лиц и на личных моих воспоминаниях.
_________
к оглавлению