Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 1
к оглавлению
Православие и признаки современного отступления от него.
«... Не имамы бо зде пребывающаго
града, но грядущаго взыскуем»
(Евр. 13: 14). |
В этих словах св. Апостола Павла вся сущность подлинного Христианства, или Православия, так одушевленно принятого русским народом при св. князе Владимире, сроднившегося с его духом и как бы вошедшего в его плоть и кровь.
И в самом деле. Через все Слово Божие красной нитью проходит мысль о кратковременности и бренности нашего земного существования, о том, что не должны мы чрезмерно привязываться к этой грешной земле со всеми ее тленными и ничтожными благами, но всеми своими мыслями, чувствами и желаниями должны постоянно устремляться в ожидающую нас будущую жизнь жизнь вечную.
И все истинные христиане всех времен и всех народов, помышляя о том, что мы только «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11: 13), всегда исповдывали, что «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» и непрестанно «воздыхали, желая облечься в это небесное жилище» (2 Кор. 5: 1-2). Хорошо помня слова Христовы: «ЦАРСТВО МОЕ НЕСТЬ ОТ MIPA СЕГО» (Иоан. 18: 36), они не ставили себе специальной задачей устроения Царства Божия на земле, зная, что эта «земля и все дела па ней сгорят» (2 Петр. 3: 10) и что «НАШЕ ЖИТИЕ НА НЕБЕСЕХ ЕСТЬ, ОТОНУДУЖЕ И СПАСИТЕЛЯ ЖДЕМ, ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» (Фил. 3: 20).
Вот почему христиане первых веков, когда еще так сильна была вера, с особой напряженностью ожидали открытия этой будущей вечной жизни. Живя здесь на земле только телом и не прилепляясь ни к чему земному, они духом жили уже в горнем мiре, всем внутренним существом своим устремляясь, по заповеди Апостола, туда, «ИДЕЖЕ ЕСТЬ ХРИСТОС ОДЕСНУЮ БОГА СЕДЯ» (Кол. 3: 1-2). Выражением этой горячей веры в ожидающую нас будущую нетленную жизнь и поныне являются заключительные слова Символа Веры, по изволению Духа Святого принятого Церковью на Втором вселенском Соборе в Константинополе; «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ».
Уповая на эту «жизнь будущаго века», целые сонмы святых мучеников радостно шли на страшные муки и умирали за имя Христово, а, когда окончился период таких явных гонений на христианство, множества преподобных добровольно отрекались от всех тленных и суетных благ земной жизни, чтобы еще здесь на земле проводить отрешенную от всего земного жизнь «небесных человеков» подготовляя себя тем самым к достойному переходу в жизнь будущую.
«Невозможное для человеков дело», говорит великий наставник христианского подвижничества преп. Иоанн Лествичник, «чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни» (6: 24). Поэтому-то все подлинные подвижники христианского благочестия и разделяли убеждение, что «как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» (он же в 6: 4). Вследствие этого они и любили повторять изречение премудрого Сираха: «ПОМИНАЙ ПОСЛЕДНЯЯ ТВОЯ, И ВО ВЕКИ НЕ СОГРЕШИШИ» (7: 39). Главными предметами постоянного сосредоточенного размышления для всех желающих жить истинно-христианской жизнью Святые Отцы поставляют четыре последних, ожидающих человека: СМЕРТЬ, СУД, РАЙСКОЕ БЛАЖЕНСТВО И АДСКИЕ МУКИ.
По мысли Св. Отцев, живущий на земле христианин должен не ублажать себя, а наоборот трезвенно внушать себе мысль об опасности своего положения. «Над тобою меч правды, под тобою ад, готовый пожрать тебя, впереди смерть, сзади множество грехов, по правую и левую стороны толпы злобных врагов: ТЕБЕ ЛИ БЫТЬ В БЕЗПЕЧНОСТИ?» вот какие образы внушает нам напечатлевать в своем сознании великий подвижник и наставник христианского благочестия отец Российской Церкви св. Тихон Задонский.
Каждую ночь, при совершении полунощницы, Св. Церковь влагает нам в уста умилительное песнопение «СЕ ЖЕНИХ ГРЯДЕТ В ПОЛУНОЩИ, И БЛАЖЕН РАБ ЕГОЖЕ ОБРЯЩЕТ БДЯЩА...», напоминая этим о необходимости постоянно помышлять о Втором Пришествии Христовом и готовить себя к нему. Мыслью об этом великом и страшном «дне Господнем» действительно только и жили всегда все истинные христиане, видя в нем осуществление всех своих упований. Чрезвычайно характерно, что молитвою о скорейшем наступлении этого дня заканчивается весь кодекс наших новозаветных священных книг: «ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!» (Апок. 22: 20).
Таков дух подлинного Христианства веры Апостольской, веры Отеческой, веры Православной!
Таким именно настроением и были преисполнены души православных русских людей, на протяжении столетий, почему и называлась наша Родина СВЯТОЮ РУСЬЮ.
Под влиянием тесного сближения с Западом явились у нас другие прямо-противоположные настроения, что, как мы видим, и повлекло за собой столь роковые для нашей Родины и всех нас последствия.
Еще св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорил о появлении в его время «духа антихристова», который он противополагает «духу Христову». Сущность этого «духа антихристова», в отвержении Божества Иисуса Христа и в стремлении привязать людей к «мiру лежащему во зле» с его похотями (I Иоан. 4, 1-5, 5, 19; 2, 15-18). Еще в Ветхом Завете, конечно, по наущению врага человеческого рода, было совершенно извращено представление о Царстве Мессии, и большинство иудеев, ко времени явления Христова в мiр, ожидало в лице Мессии земного царя, который дарует им чисто-земные блага и удовлетворит их земные вожделения. Совершенно подобно этому и в Новом Завете тот же вселукавый враг, желая отвлечь христиан от помышления о будущей, нетленной, вечной жизни и приковать их помыслы к земле, стал внушать им идею устройства Царства Божия здесь на земле. Отсюда так называемый «хилиазм» ложное истолкование слов Таиновидца о тысячелетнем царствовании праведников со Христом, отсюда же все те извращения Христова учения на Западе, которые явно направлены на то, чтобы ослабить живую веру христиан в будущую жизнь и убедить их обратить свое главное внимание на устроение своей земной жизни. В этом смысле перетолковано все евангельское учение о кончине мiра и о Втором Пришествии Христовом, а крайние протестантские секты дошли постепенно уже до полного отрицания безсмертия души и веры в будущую жизнь. Этой вере они противопоставляют веру в «прогресс» в «Царство Божие на земле» со всеми земными благами и «достижениями науки и культуры». При этом как бы забывается неизбежный для каждого человека конец смерть. Впрочем, изобретаются средства для «победы над смертью» и, несмотря на все неудачи в этой области, все еще не теряется надежда, что такие средства будут найдены, и тогда, мол, человек будет жить на земле и наслаждаться жизнью вечно.
Это и есть тот самый «дух антихристов», который начал борьбу с духом Христовым еще в Апостольские времена, а «ныне», по словам Епископа Феофана (Вышенского Затворника), «начинает господственно водворяться среди нас» в мiре («Слова на праздничные дни» стр. 262). Этот заразительный тлетворный дух, охвативший сначала Запад, в результате его отступления от подлинного христианства, перешел и к нам на Восток, вследствие слишком неосмотрительного сближения нашего с антихристианской западной «культурой». Страшные, гибельные последствия этого для нашей Родины известны.
Слава Богу, немало русских людей, под впечатлением кровавой катастрофы, постигшей нашу Родину, отрезвилось и прозрело! Но «дух антихристов», вдохновляемый самим «отцом лжи и человекоубийцей искони» (Иоан. 8: 44), конечно, не прекращает своей гибельной работы и находит все новые и новые пути для того, чтобы захватить в свои льстивые сети все большее и большее число современных людей. Ныне он, не без успеха, стремится искоренить подлинно-христианское мiровоззрение и насадить, вместо него, прямо-противоположное мiровоззрение, в нужных случаях прикрывая его видимостью христианского. Ведь его конечная задача создать в мiре благоприятные условия для явления личного Антихриста, который, как показывает самое его имя, будет не просто «противник Христов», но и мнимый «Христос», лже-Христос: он и руководит тем мiровым процессом, который у св. Апостола Павла назван «ОТСТУПЛЕНИЕМ» (2 Сол. 2: 3).
И если мы действительно верим в Евангелие, верим всем боговдохновенным предречениям апостольским, если мы верим в «жизнь будущаго века» и желаем спастись «от рода сего развращеннаго» (Деян. 2: 40), то должны трезво смотреть на все происходящее в мiре на становящуюся все более и более удушливой нравственную атмосферу и на все усиливающийся процесс «отступления». Иначе мы не будем подготовлены к тому, чтобы избежать, по слову Евангелия, всех бедствий грядущих на вселенную «И СТАТИ ПРЕД СЫНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ» (Лук. 21: 36).
Ничем не обоснованный, глубоко противный Слову Божию, розовый оптимизм и опасен и преступен, ибо духовно разоружает христиан и внушает им безпечность, в то время как Христос Спаситель многократно и настойчиво внушал Своим последователям необходимость «БОДРСТВОВАТЬ НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И МОЛИТЬСЯ» чтобы не быть застигнутыми врасплох.
«Дух антихристов», дабы отвлечь христиан от спасительного для них помышления о кончине мiра и Втором Пришествии Христовом, льстиво, как и все, что исходит от отца лжи диавола, пользуется даже словами Писания: «О ДНИ ЖЕ ТОМ И ЧАСЕ НИКТОЖЕ ВЕСТЬ» (Матф. 24: 36), но при этом хитро умалчивает о других знаменательных словах Христовых: «ТАКО И ВЫ, ЕГДА ВИДИТЕ СИЯ ВСЯ ВЕДИТЕ, ЯКО БЛИЗ ЕСТЬ, ПРИ ДВЕРЕХ» (Матф. 24: 33). Мы и не должны и не собираемся вовсе гадать «о дне и часе», назначая точные сроки, но закрывать глаза на слишком уж очевидные признаки близости конца, вопреки ясному повелению Христову распознавать знамения времен, не смеем, и тешить себя и других совершенно несбыточными мечтами о каком-то светлом будущем человечества здесь на земле, вразрез с учением Слова Божия, не можем.
Высказывается мысль, что и в прошлом не раз бывали времена тяжелые, когда многие ожидали кончины мiра и Второго Пришествия Христова, но тем не менее ожидания эти не сбылись, и мiр продолжает существовать доселе. Но кто знает: быть может, действительно мiр был уже близок к своему концу, но, за покаяние людей, Милосердный Господь дал ему отсрочку. Вспомним, как св. пророк Иона, по повелению Божию, пошел в Ниневию проповедывать: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», но ниневитяне, начиная с самого царя, принесли Богу искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, жалея этот великий город, отменил свое определение об его гибели. (Ион. 3: 2-10).
Видим ли мы теперь примеры такого покаяния, сколько-нибудь похожего на покаяние ниневитян?
И не есть ли это самый характерный признак приближения последних времен и конца мiра, что об этом конце никто не хочет говорить и думать?
Столь же характерным признаком, как об этом свидетельствует в своем толковании на 2-ое послание к Солунянам святитель Феофан Затворник, является и то, что жизнь современных людей, не исключая считающих себя христианами, и даже священнослужителей, совершенно разошлась с Церковью. В храмах возглашается одно, а в жизни и говорится и делается совсем другое. Так, в храме постоянно возносится моление о даровании нам «доброго ответа на Страшном Судищи Христовом», а в жизни многие и слышать не хотят о Страшном Суде, говоря: «зачем пугать людей? к чему сеять панику?»
Но в таком случае зачем и читать Евангелие? Или уж мы дошли до такого состояния окамененного нечувствия, что только по обязанности или из приличия читаем Евангелие, а сами не придаем никакого значения тому, что в нем говорится?
Всем таковым, не хотящим вспоминать о кончине мiра и Страшном Суде приведем на память прещения Божии, которые изречены через св. пророка Иеремию на лживых пророков: «ОНИ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ ПРЕНЕБРЕГАЮЩИМ МЕНЯ: МИР! МИР! КОГДА НЕТ МИРА. И ВСЯКОМУ ПОСТУПАЮЩЕМУ ПО УПОРСТВУ СВОЕГО СЕРДЦА ГОВОРЯТ: «НЕ ПРИДЕТ НА ВАС БЕДА». ГОСПОДЬ САВАОФ ГОВОРИТ О ТАКИХ ПРОРОКАХ: «НЕ СЛУШАЙТЕ СЛОВ ИХ: ОНИ ОБМАНЫВАЮТ ВАС, РАЗСКАЗЫВАЮТ МЕЧТЫ СЕРДЦА СВОЕГО» (Иерем. 23: 16-17).
Дабы не уподобляться этим лживым пророкам-оптимистам, мы должны исповедывать и, не стыдясь, во всеуслышание проповедывать только чистое, безпримесное учение Слова Божия, уясняя его авторитетами святых и духоносных мужей древних и новых времен.
А это учение, вопреки мнению разного рода современных либералов, модернистов и обновленцев, ясно гласит, ЧТО МIР ИДЁТ К СВОЕМУ КОНЦУ, И МЫ, ХРИСТИАНЕ, ДОЛЖНЫ НЕ БОЯТЬСЯ ЭТОГО И «НЕ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ», А УСИЛЕННО ГОТОВИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ СВОИХ, ЧТОБЫ ДОСТОЙНО, КАК ПОДОБАЕТ ИСТИННЫМ ХРИСТИАНАМ, ВСТРЕТИТЬ ЭТОТ КОНЕЦ И БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ДАТЬ ДОБРЫЙ ОТВЕТ НА СТРАШНОМ СУДИЩИ ХРИСТОВОМ.
Вся наша надежда и все наше упование не на антихристов «прогресс человечества» и не на продление этой греховной, утопающей в похотях прелестных, земной жизни, а на ОТКРЫТИЕ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ, «В НИХЖЕ ПРАВДА ЖИВЕТ» (2 Петр. 3: 13).
В празднуемый ныне нами праздник нашего великого Просветителя и Духовного Отца св. равноап. князя Владимира вспомним, что решающим для принятия св. Православной веры моментом, вызвавшим у него глубокий вздох, было то, когда, ученый греческий монах-философ в заключение своей беседы показал ему картину Страшного Суда.
Это спасительное помышление о неизбежно ожидающем нас конце все мы, по наставлению св. Апостола, должны напечатлеть в своем сердце, дабы «ЯВИТЬСЯ ПРЕД НИМ (Господом, грядущим судить живых и мертвых) НЕОСКВЕРНЕННЫМИ И НЕПОРОЧНЫМИ В МИРЕ» (2 Петр. 3: 14) и «НАСЛЕДОВАТЬ УГОТОВАННОЕ НАМ ЦАРСТВИЕ ОТ СЛОЖЕНИЯ MIPA» (Матф. 25: 34).
к оглавлению