Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 1
к оглавлению
Как проведем мы этот Успенский пост? (1960 г.).
Сегодня 1-го августа, по нашему православному календарю, наступает Успенский пост. Служит он для нас духовной подготовкой к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в подражание Ее собственному посту, которым Она готовила Себя к исходу из этой земной жизни, и продолжается всего две недели.
Архиерейский Собор прошлого 1959 года объявил нынешний 1960-ый год «годом покаяния». В связи с этим, мы почитаем долгом напомнить всем православным русским людям призыв Пастырского Совещания, состоявшегося в этом году в Свято-Троицком монастыре:
...«Нам предстоит Богородичный Успенский пост, обычно подготовляющий нас к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Все ли всегда соблюдают этот пост во всей строгости, все ли говеют и причащаются св. Христовых Таин в этом посту?
Божия Матерь плачет о нас, предчувствуя страшную кару Божию, которую мы накликаем на себя своей безпечностью, своей нераскаянностью, своим окамененным нечувствием. Отметим же ныне, в этом покаянном году, пост перед Успением общим всенародным говением, чтобы затем достойно приступить к Причащению Св. Христовых Таин в праздник Успения. Вот к чему зовет ныне православных русских людей наше Пастырское Совещание» (См. «Православная Русь» № 12 от 15/28 июня 1960 г.).
Что же мы? Отзовемся все на этот призыв или нет? проведем ли этот пост, как учит нас наша Св. Церковь, в усиленных молитвах и всестороннем воздержании от страстей душевных и телесных в трудах истинного покаяния? Будем ли мы говеть по-настоящему, как полагается, и приступим ли в чувствах сердечного сокрушения, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, к великим Таинствам Исповеди и Св. Причащения?
Дадим себе, прежде всего, ясный отчет в несомненной, казалось бы, для всех здравомыслящих людей истине: от того, решимся ли мы коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему, зависит все наше дальнейшее будущее и здесь, в этой земной жизни, и, что особенно важно, там в ожидающей всех нас жизни вечной.
Правда, слава Богу, еще многие из нас, православных русских людей заграницей, говеют говеют ежегодно Великим постом, а кое-кто и в другие посты; в том числе и Успенским постом. Но всегда ли это говение, предпринимаемое иногда только по привычке, по традиции, унаследованной от благочестивых предков, бывает настоящим говением тем именно покаянием, которое от нас требуется, какого ждет от нас Бог?
Разве можно назвать «говением» приход с опозданием к началу Божественной литургии, поспешную исповедь во время самой литургии, с вынужденным отрывом священнослужителя от ее совершения или участия (при соборном служении), и чисто-механическое, без самоуглубления, без должного самоиспытания (по заповеди Апостоласм. 1 Кор. 11 28), принятие Страшных Христовых Таин?
Сколь многие приходят теперь на исповедь без достаточной проверки своего внутреннего мiра и даже, как сами они в этом откровенно признаются духовнику, не знают, в чем им каяться. «Грешен, как все» или: «грешен обыкновенными человеческими грехами», говорят они обычно, без должного сознания всей глубины и тяжести своих грехов и, конечно, без намерения оставить или изменить свою греховную жизнь. И выслушав разрешительную молитву, считают, что ими все требуемое исполнено, со спокойной совестью идут к св. Чаше, а затем столь же спокойно, без внутренней борьбы с собой, продолжают уже вошедшую в привычку свою прежнюю греховную жизнь.
Все это еще не есть истинное покаяние, которого ждет желающий обращения грешника от заблуждения пути его Милосердный Господь Бог кающихся.
Истинное покаяние предполагает прежде всего тщательное самоиспытание, внимательную проверку своей совести, своего внутреннего мiра, путем сопоставления его с Законом Божиим, установление своей греховности, без малейшей доли какого бы то ни было самооправдания, глубокое сердечное сокрушение о своих грехах и решительное осуждение их, соединенное с самым твердым намерением загладить свои грехи противоположными им добрыми делами и не повторять их более.
«Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», говорит великий наставник духовной жизни преп. Иоанн Лествичник (Сл. 5-е). Там, где нет намерения коренным образом исправить свою жизнь к лучшему, нет и истинного покаяния. Самое греческое слово «метанiа», которое переведено у нас, без передачи тончайшего оттенка мысли, в нем заключенного, словом «покаяние», означает «перемену» полное, коренное изменение мыслей, чувств и желаний человека, внутреннее его духовное перерождение. Потому-то покаяние и называется еще «вторым рождением» или «вторым крещением» (см. «Чин исповедания» в Требнике).
Вот какого покаяния ждет от нас Господь! Он желает, чтобы мы, православные русские люди, коренным образом изменили свою жизнь стали как бы новыми, другими людьми, лучшими во всех отношениях, чем мы были до сих пор.
Без такого покаяния, коренного изменения к лучшему нашей теперешней жизни, тщетны все наши надежды на какое-то лучшее будущее, на наше спасение, на спасение и возрождение нашей несчастной Родины-России.
В чем же каяться нам православным русским людям на чужбине?
О! много есть, в чем нам каяться.
Каяться надо прежде всего в общечеловеческих грехах, сличая свою жизнь с требованиями Закона Божия, хотя бы по 10-ти заповедям. (А для этого нужно, конечно, хорошо знать эти 10 заповедей, чем увы! не могут похвалиться нынешние наши поколения). Многие русские люди совсем перестали вменять себе в грех даже самые явные и очевидные нарушения этих 10-ти заповедей, считая такие нарушения чем-то обычным, повсюду распространенным, а потому якобы и извинительным. Они не знают мудрого отеческого изречения о том, что «не спасет нас множество грешащих»: хотя бы и все грешили вокруг нас, это не послужит нам в оправдание наших собственных грехов.
Но помимо этого, есть у нас и свои особенные, специфические грехи, за которые несомненно строго взыщет с нас Бог, если мы в них по-настоящему не покаемся.
Ведь мы сыны и дщери Святой Руси, мы имеем великое счастье исповедывать единую истинную, единую спасающую Святую Православную Веру. Нам так много дано. А кому много дано, с того много и взыщется (Лук. 12, 48).
Главный и основной наш грех в том, что мы будто забыли, что находимся на чужбине, «на стране далече», и стали чувствовать себя здесь в изгнании и разсеянии, «как дома». Многие из нас увы! уже не хотят давать себе отчета в том, почему мы находимся заграницей, вместо того, чтобы утешаться жизнью в родной стране, и стараются примириться с этим своим положением, слиться вполне с окружающей нас жизнью «ассимилироваться», рабски подражая во всем людям, среди которых мы живем, и думая лишь о том, как бы получше устроить в новых условиях свое материальное благополучие, свой «благобыт», с готовностью пожертвовать ради этого даже своими духовными ценностями, вплоть до самой своей веры.
Впрочем есть среди нас и такие, которые мечтают о спасении и возрождении России и о возвращении на Родину и даже создают здесь разного рода политические и патриотические организации с этой целью, периодически устраивая собрания и организуя съезды. Но и они, в большинстве случаев, грешат тем, что не хотят понимать, почему именно стряслась над нашей Родиной такая страшная катастрофа, и продолжают жить заграницей с теми же мыслями и чувствами, с теми же настроениями, которые как раз и привели ее к этой катастрофе. Они не хотят произвести в себе единственно-спасительной коренной перемены не хотят по-настоящему покаяться. А потому все их, иногда, быть может, и очень благие и искренние намерения и стремления остаются плодом мертво-рожденным ни к чему не приводят да и никогда ни к чему положительному не приведут, оставляя у всех только горький осадок разочарования.
Вся жизнь современных христиан во всем совершенно противоположна тому, чего требует от нас истинное христианство. Люди, носящие звание «христиан», в нынешнее время, в большинстве случаев, даже не думают, к чему обязывает их это звание и нисколько не стараются об исполнении евангельских заповедей, ведя образ жизни вполне языческий. А потому никак нельзя сейчас жить, «как все». Ныне более, чем когда-либо в прошлом, необходимо помнить изречение св. Апостола Иакова: «Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).
Современную разсеянную и легкомысленную светскую жизнь никак немыслимо совместить с христианством. Это две вещи, друг друга взаимно полностью исключающие. Нет никакого «минимума» христианства, который будто бы можно как-то примирить с современной распущенной светской жизнью, ставящей себе единственной целью получить как можно больше жизненного комфорта и всякого рода удовольствий и наслаждений.
Кто хочет по-настоящему каяться, тот должен решительно оставить это лукавое мудрование современности. Или или? Никакой середины нет и быть не может. Или мы сыны Божии, или мы «сыны противления», «сыны погибельные». Постоянно развлекаться, ходить по ресторанам и кинематографам и прочим местам увеселений все это совершенно противно истинному христианству, и этого, конечно, не станет делать тот, кто твердо решил принести истинное, а не наружное только и лицемерное, покаяние Богу.
С этой точки зрения, неугомонная стихия безчисленных балов и вечеров, спектаклей и всякого рода увеселительных встреч, хотя бы и под предлогом «благотворительности», в которую так погружена наша эмигрантская жизнь, особенно здесь в Америке, идет совершенно вразрез с истинным покаянием.
Самое ужасное, что в жизнь современных людей вошла ложь и весьма прочно в ней водворилась. Современные христиане лгут перед Богом, лгут друг перед другом, лгут даже... перед самими собой. Они постоянно «играют роль», стараясь представлять собою то, чем в действительности они не являются. Заботятся лишь о внешнем благоприличии, «внутреннюю презрев Богообразную скинию» (по выражению Великого канона).
И не в том еще главная беда, что не хотят исполнять заповедей Христовых и безстрашно попирают уставы Церкви, а в том, что и мыслят совсем не по-христиански, всячески себя во всем своем недолжном поведении и умонастроении оправдывая.
Самолюбие и гордыня заправляют буквально всем всей современной жизнью.
Но самое страшное, конечно, это не просто грехи против нравственности, которые в той или иной мере всегда имели место в жизни людей, а тот основной грех современности, который еще никогда прежде не проявлял себя с такой силой, никогда не охватывал столь широкие круги людей, даже из числа называющих себя христианами, никогда так дерзко не подымал голову, мощно увлекая за собой даже тех, которые, по-видимому, хотели бы противостоять ему, но не находят в себе сил идти против общего течения.
Это грех Апостасии, или Отступления.
И весьма нередкое явление теперь: люди заявляют себя христианами, иногда даже служителями Христовой Церкви, а в действительности они отступники: они уже продали свою душу грядущему Антихристу и принимают деятельное участие в грандиозной работе, идущей сейчас по всему мiру подготовке царства Антихристова на земле.
И вот, что особенно больно и горько. Многие русские люди не только продолжают жить заграницей теми настроениями, которые привели Россию к большевизму, но под влиянием окружающей их отступнической иностранной и инославной среды, пошли еще дальше, полностью включившись в стремительный процесс Апостасии. Для таких покаяние особенно трудно: без особого воздействия на их души благодати Божией может быть даже недостижимо.
Этот грех особенно обольстителен, ибо он сулит весьма многое и деньги, и карьеру, и все земные блага и вместе с тем он очень искусно умеет скрывать себя под личиной самой благовидной внешности.
Кто действительно, а не на словах только, хочет покаяться, тот должен явить полное послушание св. Церкви во всем в ее учении и практике, в ее многовековой традиции, основанной на Священном Писании и Священном Предании, на учении Святых Отцев, столпов Православия и подвижников христианского благочестия; тот должен решительно отказаться от всяких исполненных гордыни самоуверенных претензий что-то в Церкви «реформировать», что-то «исправить», «влить» какую-то «новую, живую струю» и т. п. Никаким новшествам, никакому модернизму не может и не должно быть места в нашей Церкви, тем более модернизму, отдающему веянием противохристианских идей нынешнего лукавого века, хотя бы внешне они и прикрывались видимостью идеалистических стремлений, вроде экуменического объединения всех вероисповеданий, или всемирного государства с единым всемирным правительством во главе.
«Не все то золото, что блестит», говорит хорошая русская поговорка. А мы, христиане, должны знать, что сам Сатана, когда ему это нужно, «принимает вид Ангела света», а потому неудивительно, «если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15).
Кто хочет по-настоящему покаяться, тот должен со всей решимостью порвать опутывающие его сети современного мiра, с такой неудержимой стремительностью погружающегося все более и более в бездну Апостасии, откуда уже нет выхода.
Так вот что должны сознать мы в себе, православные русские люди, если только мы действительности стремимся к истинному покаянию, если мы искренне желаем спасения себе и нашей Родине-России, а с нею и всему человечеству, всему мiру, ибо, как это для каждого должно быть теперь ясно, судьбы всего мiра в настоящее время самым тесным образом связаны с судьбой нашей Родины-России.
Но горе нам, если в нас заговорит чувство гордого самооправдания: если мы не захотим признать за собою всех вышеперечисленных вин. «Гордость и самооправдание», по учению Святых Отцев: «помрачают ум» (Аввы Дорофея вопросы и ответы: воп. 82).
«Берегись гордости и самооправдания», учил великий старец Иоанн-Пророк: «ибо они препятствуют покаянию» (Там же, отв. 82).
К сожалею, есть среди нас русские люди, которые не только не сознают всей глубины своего падения, но, по какому-то непонятному обольщению, склонны даже к каким-то безпочвенным восторгам, самолюбованию и уверению себя и других, что все обстоит благополучно.
Такое настроение совершенно чуждо истинного христианства. Мы должны не ублажать сами себя, а произносить над собою строжайший суд. Убаюкивание своей совести, к которому приводят безпочвенные восторги, есть величайшее зло, в корне пресекающее всякую возможность истинного покаяния.
Истинное покаяние предполагает прежде всего смирение смирение полное и безоговорочное перед евангельскими заповедями, перед канонами и законоположениями церковными, готовность всецелого и безусловного подчинения им. Истинное покаяние совершенно чуждо каких бы то ни было претензий или самостных притязаний оно к сознанной в себе греховности неумолимо. Тогда только оно может быть действенно и спасительно.
Что же? Встанем мы на путь такого, настоящего покаяния? Будем ли мы проводить по-настоящему этот наступающий Успенский пост? Решимся ли мы самым коренным образом изменить к лучшему всю нашу жизнь?
Или будем по-прежнему «благодушествовать», несмотря на все предостережения свыше, пока не ударит неизбежно приближающийся грозный час возмездия Божия, когда мгновенно рушится весь наш нынешний «благобыт» и постигнет нас страшная погибель не только временная, но и вечная.
Да не будет!...
к оглавлению