Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 1
к оглавлению
Правило веры.
Не только мы, православные христиане, но и весь мiр, еще считающий себя христианским, с датой 6-го декабря связывает память одного из величайших и наиболее почитаемых святых Христовой Церкви святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Нет такого другого угодника Божия, которого бы так все чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Несомненная святость его засвидетельствована безчисленными чудесами, совершенными им, как при жизни, так и после смерти, вплоть до самого нашего времени. Поистине нет такого другого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Христова Николая. Чтят его поэтому не только христиане, но даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям во всех бедах и напастях. А особенно нежно и свято чтил его наш православный русский народ, считая его как бы «своим», родным, с особой любовью нарекая имя его новорожденным и посвящая ему многочисленные храмы, воздвигаемые по всему лицу земли Русской.
Откуда же такая великая слава святителя Христова Николая? В чем его сила и величие, чем он так покоряет и привлекает к себе сердца человеческие?
Тем, что он, в полном смысле слова, был «правилом веры» христианской, как именует его в своих песнопениях Св. Церковь, то есть образцом истинно-христианской жизни. Он в точности исполнил на себе завещание св. Апостола, обращенное к пастырям: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).
На нем буквально исполнилось замечательное пророчество, которое, по особому, конечно, вдохновению от Бога, изрек посвящавший его в сан пресвитера Епископ Николай Патарский:
«Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим. Счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем. Он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих».
И действительно: вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов рукополагавшего его епископа. От самой юности своей он весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, мужественно защищал несправедливо обиженных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся и слабых в вере, он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям.
Прославляя святых угодников Божиих, Св. Церковь делает это для того, чтобы воодушевить нас на подражание им. Прославляя св. Николая, как «Правило веры», Св. Церковь желает, чтобы мы, следуя его примеру, как «правилу», или образцу, подражали ему в подвигах его христианской добродетельной жизни.
Делаем ли мы это?
Сколько слышно в настоящее время красивых, но безплодных, а зачастую и лицемерных слов о гуманности, человечности, справедливости, всеобщем благополучии, сытости и довольстве, которые так обильно расточают тщащиеся быть вождями и руководителями жизни народов, но совсем не видно дела, того настоящего, подлинного дела христианской любви и благочестия, которым так прославился и к которому так горячо зовет нас самою жизнью своею столь почитаемый всеми и так хорошо всем известный святитель Христов и Чудотворец Николай.
Если мы действительно хотим блага себе и всему человечеству, то для всех нас, а в особенности для тех, кто стоит во главе общественной церковной или государственно-гражданской жизни, этот всенародный и общепризнанный святой должен был бы быть высшим идеалом как личной жизни, так и общественной деятельности. Для этого нужно только взять житие его, внимательно прочитать, изучить его, глубоко запечатлеть его в своем сердце и составить по нему программу своей жизни, твердо решившись, в надежде на благодатную помощь Божию, никогда не отступать от нее.
Тогда только и можем мы надеяться, что преобразится и к лучшему переменится вся наша современная жизнь, являющая ныне столь печальную картину всеобщего религиозного и нравственного разложения и упадка и тем самым неизбежно влекущая человечество к его конечной гибели.
Из жития св. Николая мы прежде всего узнаем, что еще с детских лет и ранней юности своей он избегал отроческих шалостей и забав, любил воздержание и уединение, часто посещал храм Божий, углублялся в чтение Священного Писания и большую часть времени проводил в молитвах, избегая суетного времяпрепровождения и пустых бесед. В таких наклонностях и настроениях воспитывали его благочестивые родители.
Так ли и у нас воспитывают детей своих?
Св. Николай горячо предан был Св. Церкви своей и пламенно ревновал о славе ее и о чистоте св. веры православной. Он не мог терпеть, чтобы в его присутствии поносили святую веру и унижали Имя Божие. Кротчайший и смиреннейший, исполненный благости и любви к людям, он не мог, однако, выдержать богохульства еретика Ария, унижавшего достоинство Сына Божия, и, не думая о последствиях, в порыве ревности о Господе, ударил его (это очень не нравится либералам, отвергающим поэтому даже самую действительность этого события). Поступок его был оправдан чудесным знамением: в видении пред очами некоторых епископов Господь Иисус Христос подал св. Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на плечи его архиерейский омофор.
Так ли и мы готовы всегда ревностно и безбоязненно отстаивать свою св. веру от поругания и поношения ее безбожниками и еретиками? Не случается ли иногда в наше время, что люди, считающие себя христианами, спокойно и равнодушно позволяют в своем присутствии глумиться над верою в Бога, кощунственно издеваться над Церковью и ее установлениями, благочестивыми обычаями и традициями? Допустимо ли, по малодушию и «страха ради иудейска», молчать, когда мы обязаны мужественно возвысить свой голос в защиту подвергаемой хулению святыни? Ведь «молчанием предается Бог».
Св. Николай всегда первым являлся в храм Божий к Богослужению и последним уходил из него. Эта привычка, как известно из его жития, послужила как раз поводом к избранию его в архиепископы Мир Ликийских.
Так ли и мы всегда спешим попасть в храм Божий еще до начала Богослужения и дорожим возможностью простоять все Богослужение полностью до конца? Не бывает ли с современными христианами чаще, что они страшно боятся опоздать на какое-нибудь увеселение, зрелище или светское собрание, а в храме Божий намеренно опаздывают, чтобы не утруждать себя долгим в нем стоянием?
В частной жизни своей св. Николай был необыкновенно прост и невзыскателен: одежду он носил самую скромную и простую, пищи вкушал немного, соблюдал все церковные посты.
Так ли и мы удовлетворяемся самым простым и скромным и так ли бываем невзыскательны в своих жизненных потребностях? Не бывает ли в среде современных христиан и христианок, наоборот, стремления к приобретению роскошных и изысканных одежд, причем непременно «по последней моде»? Не служат ли у нас эти одежды предметом тщеславия и превозношения перед другими, не имеющими возможности приобрести себе такой дорогой и роскошной одежды? Не любят ли современные христиане услаждать себя изысканной и лакомой пищей, употребляя ее в гораздо большем количестве, чем это необходимо для поддержания сил и здоровья? А уж о соблюдении постов в наше время и говорить трудно: это многими теперь считается излишним и ненужным и даже будто бы вредным для здоровья, хотя современная медицина свидетельствует как раз о противном. Да и мало кто знает теперь, какие и когда установлены Св. Церковью посты!
Но особенно прославился святитель Николай своим необыкновенным милосердием и сострадательной любовью ко всем страждущим и бедствующим, ко всем нуждающимся в помощи и утешении людям, почему так и чтил его всегда православный русский народ, глубоко воспринявший в свое сердце заповедь Христову о милосердии и любви к ближним, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим наименованием ту основную черту его высокой христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.
Все свое имущество, все свое богатое наследство, полученное им от родителей, св. Николай употреблял на дела подлинной благотворительности и христианского милосердия. Многих людей спас он от греха и пороков своею помощью, причем всегда старался благотворить тайно так, чтобы, как учит Христос-Спаситель, «левая рука не знала, что делает правая» (Матф. 6, 3).
Так ли и современные христиане поступают, употребляя свои доходы и имущества, или хотя бы материальные избытки, на помощь нуждающимся?
Не бывает ли чаще наоборот, что люди, носящие святое имя христиан, щедро расходуют свои средства на всякие греховные прихоти и удовольствия, развлечения и увеселения, и равнодушно проходят мимо людского горя и несчастия? Охотно бросают иной раз громадные деньги на какой-нибудь вздор, служащий удовлетворению страстей, а на добрые дела жалеют дать даже гроши, а если и дают, то непременно так, чтобы все об этом знали и восхваляли их за мнимое добросердечие и безкорыстие.
Истинно-христианская благотворительность есть лишь та, которая проистекает от милостивого, состраждущего людям сердца.
«Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему», говорит величайший праведник и благотворитель нашего времени приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский: «если ея нет в сердце; потому, при подании милостыни, всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовию, от искренняго сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них» («Моя жизнь во Христе» т. 2, стр. 79).
«Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жалением, с лукавым оком и несытым сердцем, все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню», говорит о. Иоанн в другом месте своего замечательного дневника (т. 1, стр. 209)... «Нужно подавать с любовию, с уважением к лицу ближняго, доброхотно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому» (там же).
В нынешнее время редко можно встретить такую настоящую, от глубины любящего сердца происходящую благотворительность. Она почти полностью заменена так называемой общественной благотворительностью.
Но обладает ли эта «общественная» благотворительность качествами, которыми должна отличаться истинная христианская благотворительность? Есть ли в ней настоящая христианская любовь и милосердие к страждущим, есть ли подлинное самоотвержение, пожертвование своими личными благами, ради блага ближних, есть ли стремление благотворить тайно, так, чтобы левая рука не знала, по слову Христову, что делает правая?
Увы! ничего этого мы в ней не видим, а наоборот часто встречаем холодность, сухость, жесткость, «официальность» и более или менее ярко обнаруживаемое превозношение своим занятием, которое становится как бы профессией, питающей гордость и тщеславие, толкает на искание славы и известности, почета и уважения в обществе.
А если мы обратимся к источникам, из которых большею частью теперь почерпаются средства для этой «общественной благотворительности», то тут дело обстоит еще хуже.
Балы и вечера, зачастую весьма нескромные и недостойные истинных христиан увеселения и развлечения, да еще нередко в кануны воскресных и праздничных дней, когда место христианам в храме, за Богослужением, и даже иногда во дни поста, дни покаяния и молитвы вот основной источник этого «общественного благотворения»! Без этого, видите ли, денег от современных христиан на добрые дела получить невозможно.
Какой ужас!
Да разве это благотворение?
Как бичевал и обличал в своих словах и поучениях такую мнимую «благотворительность» исполненный подлинной любви и милосердия к людям наш великий пастырь-благотворитель приснопамятный о. Иоанн, через руки которого проходило в год, по самому скромному подсчету, не мене одного миллиона рублей, которые он все употреблял полностью на добрые дела.
Вот как говорит он об этом в своем дивном вдохновенном дневнике:
«О нынешних благотворениях. Ты полною мерою вкушаешь блага земныя, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше: значит, делаешь добрыя дела без малейшаго самоотвержения. Не велики дела твоих благотворений.
А то, что еще есть? Какия благотворения мнимыя? С благотворительной целью делают увеселения, то есть прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже ближнему и Богу.
Да это господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. Не «сотворим злая, да приидут благая» (Рим. 3,8).
«Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете! Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете» (Лук. 6, 25)! («Моя жизнь во Христе» т. 2, стр. 113).
Вот какой строгий суд вынес наш столь авторитетный для нас величайший праведник нашего времени и подлинный благотворитель о. Иоанн Кронштадтский нашим современным «благотворителям»!
Не следует ли серьезно прислушаться к этому авторитетному мнению и призадуматься, вместо того, чтобы с гордой заносчивостью и самомнением отвергать голос христианского благоразумия, как это у нас обыкновенно делается? Не свой гордый, превозносящийся разум будем ставить на первое место, а разум Матери нашей Святой Церкви, в лиц ее великих, прославленных и Богом и людьми духоносных служителей, каковыми в древности был Св. Николай Чудотворец, а в наше время столь плодотворно подражавший ему в подвиге пастырского служения приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский.
Их высокому примеру и богомудрым наставлениям и будем следовать!
Надо также помнить, что всякая такая «общественная благотворительность», которая «связывает» и «обязывает», может быть не только не христианской, но даже анти - христианской: Антихрист ведь будет величайшим общественным благотворителем, и путем именно такой «благотворительности» приобретет влияние, а затем и полноту власти над всем человечеством, столь падким на «благотворения».
Вообще, крайне необходимо знать, что всякое «доброделание» и всякая «нравственность», оторванная от истинной веры в Бога и от послушания Св. Церкви, не только не спасительны, а даже губительны, поскольку они творятся «во имя свое», а не во Имя Божие. Только то добро есть истинное добро, которое делается, как у нас говорили, «Христа ради». А иначе все труды наши будут всуе, сколь бы мы не льстили самим себе и не ублажали сами себя, и как бы не хвалили и не превозносили нас люди, делающие это обычно притом далеко не безкорыстно.
И, наконец, еще одна, чрезвычайно-важная черта в св. Николай, черта, почти совсем утраченная современными людьми и даже многими из числа занимающих высокие престолы священства.
Св. Николай никогда не раболепствовал перед сильными и славными мiра сего. В нем в высокой степени было развито чувство правды Божией, чувство высшей справедливости. Смиренный сердцем, но сильный духом, он мужественно выступал против представителей гражданской власти, когда она попирала правду, в защиту невинно-обиженных и неправедно-осужденных. Не устрашился он жестоких гонений языческой власти, претерпев темничное заключение за веру; не побоялся он выступить и против несправедливых поступков сменившей языческую новой христианской власти, вплоть до принятия самых решительных мер, когда, как известно из жития его, он выхватил из рук палача меч, уже занесенный над головами невинных жертв, а в другой раз чудесным образом принудил самого Императора Константина пересмотреть свой приговор и помиловать оклеветанных военачальников.
Таков был этот дивный угодник Божий! Его необыкновенная, сияющая по всей вселенной слава, или, выражаясь светским языком, «популярность», уже сама по себе ярко свидетельствует о жизненности и истинности нашей святой православно-христианской веры, «правилом», или образцом которой он был.
Казалось бы: какой простой выход из создавшегося тяжкого международного положения, из того безнадежного нравственного тупика, в какой зашло современное человечество, так живо, как никогда, ощущающее близость своей неминуемой гибели, перестать кощунственно делать из св. Николая какого-то легендарного шутовского «Деда-Мороза», или «Санта-Клоса», раздающего подарки детям, а, вместо этого, серьезно заняться воспитанием детей в духе той веры, которую с детства исповедывал св. Николай, старавшийся потом всю свою жизнь проводить в строгом соответствии с ее требованиями.
В этом и только в этом единственное спасение для человечества. А без этого наивно ждать в будущем чего-либо хорошего!
Но что этому мешает?
к оглавлению