Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 1
к оглавлению
Оцерковление – наше спасение.
"Днесь храм одушевленный и Великого Царя
в храм входит, Тому уготоватися в Божественное
жилище: людие веселитеся".
(Стихира Входа во храм Пресв. Богородицы). |
«Днесь храм одушевленный и Великого Царя» Пречистая Отроковица Мария входит в храм Господень во Иерусалиме для того, чтобы «Тому (то есть, Господу) уготоватися в Божественное Жилище: людие веселитеся!» так, радостно, призывая всех к веселию, поет Св. Церковь в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 ноября по нашему православному календарю.
Это было исполнение обета над Пречистой Отроковицей Марией обета, который дали ее благочестивые родители св. праведные Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи безплодными и глубоко скорбя об этом, они слезно молили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Богу. Молитва их была услышана. Господь даровал им дитя Отроковицу Марию, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень. По особому откровению Божию, сам первосвященник Захария встретил Пречистую Отроковицу и ввел Ее во Святая-Святых, это таинственное обиталище славы Божией, куда и сам он мог входить лишь однажды в год, а более никто из смертных.
Сами Ангелы поразились необычайностью этого события, как поется об этом в праздничному песнопении: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая-Святых».
Для чего все это было нужно?
Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святых, в этой таинственно-благодатной тишине храма, в постоянной ничем неразвлекаемой сердечной молитве, Она могла духовно созреть, дабы стать достойным сосудом воплощения Сына Божия сделаться чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное рождение от Нее Божественного Искупителя Господа Иисуса Христа.
Вот почему этот праздник считается преддверием праздника Рождества Христова, как бы открывая вход к нему, вследствие чего с этого дня мы на всех праздничных службах слышим радостное рождественское песнопение: «Христос рождается славите! Христос с небес срящите». Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно говорится: «Днесь благоволения Божия предображение... в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»...
Великое событие рождения в мiре Сына Божия и искупления Им грешного человечества стало возможным только потому, что избранная орудием для этого Отроковица была введена в храм и получила воспитание в храме.
Так вот, следовательно, сколь велико воспитательное значение храма Божия!
Он делает людей святыми он настолько перерождает греховную природу человека, что делает его способным ко вселению в него Самого Бога!
И это неудивительно.
«Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский: «Ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе».
«В церкви мы вытрезвляемся от мiрскаго обаяния», говорит он же: «от опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!»
Искренняя молитва соединяет человека с Богом. Но нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как в храме Божием, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там «самый воздух святой», по выражению одного из наших богомудрых архипастырей.
Недаром Богоносные Отцы наши издревле именовали храм «училищем благочестия».
Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в благодатной обстановке храма, сделалась Сама «Одушевленным Храмом Божиим», как именует Ее Св. Церковь, ибо в Нее вселился и от Нее вочеловечился Единородный Сын Божий.
Но и все мы, христиане, призваны к тому, чтобы сподобиться благодатного вселения Божия стать одушевленными храмами Божиими. В этом как раз и заключается наше назначение цель нашей жизни. Об этом ясно и неоднократно учит нас Слово Божие.
«Вы бо есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16).
«Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).
Духовная природа, так же как и физическая, не терпит пустоты. Дух Божий не может обитать в душе, оскверненной всякими нечистотами греховными страстьми и похотьми. И если мы не позаботимся очистить душу, достойным образом приуготовив ее для вселения в нее Духа Божия, то в нее неизбежно вселится враг Божий диавол, вместе с споспешниками своими, злыми бесами.
Вот где причина того страшного беснования, которое происходило и продолжает происходить на нашей несчастной Родине, а в значительной степени, хотя, может быть, не столь приметным для всех образом, и повсюду теперь во всем мiре!
Храмы Божии и все, что происходить в них церковные молитвы, священнодействия и благодатные таинства, имеют своим назначением очищать наши души от всякой греховной скверны и нечистоты и делать их храмами Божиими, достойными жилищами Духа Божия.
Итак, храм Божий безусловно необходим нам для того, чтобы мы сами могли становиться одушевленными храмами Божиими.
Вот почему безумно поступают все те, кто пренебрегают храмом Божиим, кто ленятся посещать совершаемые в нем Богослужения, не принимают участия в обще-церковной молитве и таинствах и думают, что можно обойтись без храма, что посещение храма дело неважное и необязательное.
Такие люди, по всей справедливости, могут быть названы духовными самоубийцами, ибо они сами себя лишают величайшей радости жизни в Боге и отдают себя в руки врага Божия диавола, неизбежно, в таких случаях, вселяющегося в их души. Уделом их будет вечная смерть та «смерть вторая», о которой говорит в своем «Откровении» возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, вместе с диаволом и всеми его служителями, вверженными в «озеро огненное» (Апок. 20, 10-15).
Единственный путь спасения для нас это путь оцерковления всей нашей жизни.
Это жизнь в Церкви.
А жизнь самой Церкви немыслима без храма и совершаемого в нем Богослужения без обще-церковной молитвы и таинств. Если частую молитву каждого отдельного верующего Св. Отцы называют «дыханием души», то общественное Богослужение, совершаемое всем собором верующих, есть как бы дыхание всего церковного организма всего Тела Церкви. Как дыхание необходимо для всех членов обыкновенного телесного организма, ибо оно оживляет их через кровь, которая постоянно очищается получаемым ею из воздуха кислородом, так постоянное участие в Богослужении совершенно необходимо для всех членов Тела Христова Церкви, ибо оно точно также духовно оживляет их чрез получаемую путем церковной молитвы и тайнодействий благодать Святого Духа. Кто не участвует в Богослужении, тот духовно умирает, отпадая от Церкви, как отмирает и отсекается от телесного организма тот член, в котором прекращается кровообращение, как отсекается засохшая ветвь от лозы, по образному сравнению Господа (Иоан. 15, 6).
С этой точки зрения, вполне понятно, почему в древности лица, пропустившие подряд три воскресных литургии, отлучались от Церкви.
Но, конечно, подлинное оцерковление жизни, которое необходимо для спасения, не состоит в одном внешнем посещении Богослужений и формальном принятии церковных таинств.
«Оцерковить» свою жизнь это значит сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить всю свою жизнь в полном согласии с таким сознанием.
Образец такой подлинно-оцерковленной жизни мы находим в основанной св. Апостолами первой христианской общине в Иерусалиме. Вот какими чертами описывает эту жизнь книга Деяний Апостольских:
«Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... были вместе и имели все общее... каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2, 42-47)... «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32-35).
Это полная противоположность эгоистической бездушной жизни современного мнимо-христианского мiра, но это и не «коммуна» современных «благодетелей» человечества социалистов и марксистов-коммунистов, столь лживо, как это ясно показал их опыт в нашей несчастной России, обещавших устроить «рай на земле».
Вся суть в той благодати Божией, которой преисполнены были первые христиане, и без которой нет и не может быть ничего хорошего для людей и немыслимо самое главное спасение.
А эта благодать Божия подается в храме чрез единодушную церковную молитву и принятие церковных таинств.
Вот почему так важен и нужен храм Божий; вот почему Богослужение в нем должно совершаться истово и уставно, а не кое-как, с небрежением; вот почему все верующие должны принимать в ней участие «единем сердцем и единеми усты», как призывает нас к этому сама св. Церковь, а не быть только праздными зрителями и безучастными слушателями, к тому же ничего не понимающими из того, что в храме происходит, а потому нередко скучающими, как это часто теперь бывает, и тяготящимися его продолжительностью.
Задача привлечения всего верующего народа к самому живому и сознательному участию в Богослужении это одна из основных задач современного христианского пастыря, ревнующего о спасении душ своих пасомых, это вопрос жизни и смерти!
К сожалению, страшно это сказать, но это так! мы являемся сейчас свидетелями грозного процесса всеобщего расцерковления расцерковления не только личной жизни современных христиан и современного христианского общества, но даже попытки расцерковления самой Церкви, путем обращения ее в обыкновенную светскую организацию, служащую чисто светским, мiрским, но не духовным целям и интересам.
Эта страшная, убийственная для подлинно-христианской жизни, попытка имеет в настоящее время весьма многогранное выражение: пастыри христианские стремятся завоевать себе право стать вполне светскими людьми, со светским внешним обликом, со светским образом мыслей, настроением и поведением, служа не Богу, а сильным и славным «мiра сего», с полной готовностью всячески попирать и евангельские заповеди и церковные каноны; до последней степени урезанное и небрежно, на скорую руку, совершаемое Богослужение отходит на второстепенное место, а на первое место выступает чисто-светская «общественная жизнь» с неизменными «банкетами», «пикниками», «танцевальными вечерами» и «балами» и тому подобными, весьма нескромными и просто неприличествующими христианам увеселениями и развлечениями, которые нередко официально устраиваются от имени Церкви и «в пользу церкви», даже в дни поста и в кануны воскресных и праздничных дней, и т. п.
Это расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что «соль обуевает» и, по слову Христа-Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Матф. 5, 13).
В сознание современных людей «кем-то» усиленно внедряется мысль, что Церковь и Богослужение, как и все церковные правила и установления, предназначены для духовенства и монахов, а для светских людей все это необязательно и может служить даже помехой в деле служения их на пользу человеческому обществу.
Пропагандирующие такие идеи с крайней враждебностью относятся к истинным пастырям, ревнующим об оцерковлении своих пасомых, стараются клеветать на них, подрывать, где только возможно, авторитет их, противопоставляя им других пастырей, готовых идти на все уступки, на все компромиссы с мiром сим, во зле лежащим, под лукавым предлогом «церковной экономии», забывая слова Христовы о «соли обуявшей».
Но ведь этот путь расцерковления и омiрщвления и есть как раз тот самый «путь широкий и пространный», которым, по словам Христовым, «идут многие» и который «ведет в погибель». А путь оцерковления жизни, хотя этот путь и кажется иногда «тесным и узким», а потому «немногие находят его», зато есть путь, «ведущий в жизнь» к общему нашему назначению вечному спасению (Матф. 7, 13-14).
А потому не будем озираться по сторонам и считаться с современным «общественным мнением», а пойдем этим прямым и верным путем, не боясь оказаться «в меньшинстве», ибо не напрасно последователей Своих Христос-Спаситель называл «малым стадом» (Лук. 12, 32).
Будем всем сердцем своим стремиться оцерковить нашу жизнь жить в Церкви, чтобы удостоиться быть в этом «малом стаде» и улучить уготованное нам благостью Божиею вечное спасение.
к оглавлению