Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
Истинное христианство есть несение креста.
"Иже хощет по Мне ити, да отвержется
себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет".
(Марк. 8, 34). |
Всякий другой взгляд на христианство, как противный учению Самого Божественного Основателя христианства, чужд истинного христианства и является антихристианским. Об этом живо напоминает нам третья неделя Великого поста, именуемая Крестопоклонной.
«В неделю третью постов поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста, вины ради сицевы: понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и ниспадающе, — предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико подобает нам Его ради деяти, облегчая же болезни наша предложением Владычних скорбей, и воспоминанием и упованием — Крестом Славы: яко бо Спас наш на крест возшед, прославися... сице подобает и нам деяти, да и спрославимся Ему»...
Так понятно и убедительно объясняет нам Синаксарий (поучение, читаемое после 6-й песни канона) недели Крестопоклонной глубокий смысл и назидательное значение древнего церковного обычая — выносить Честный и Животворящий Крест Господень для поклонения, ради утешения и духовного подкрепления кающихся, как раз в середине поста св. Четыредесятницы.
Напоминая постящимся о страданиях и крестной смерти Господа, Крест Господень, торжественно прославляемый среди церкви, воодушевляет верующих и вливает в них новые благодатные силы для продолжения подвига поста и молитвы. Одновременно этим нам внушается: если Господь нас ради распят, то не должны ли и мы, ради Него и во Имя Его, отречься от мiрских сластей, удовольствий и наслаждений, поскольку они препятствуют подвигам христианского благочестия, и все претерпеть ради Него, как Он все терпел ради нас?
«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотския уды в постех и молитвах и молениих» (из трипеснца 3-й седмицы), подтверждая эту именно мысль, так поет св. Церковь.
Вместе с тем, это поклонение Кресту Господню среди поста св. Четыредесятницы напоминает нам и о приближающемся Светлом Празднике Воскресения Христова — и о том, что, если мы со Христом страждем и сраспинаемся, то с Ним и прославимся; если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
Иными словами, Неделя Крестопоклонная должна напоминать нам, что истинное христианство есть несение креста и что мы, христиане, если не напрасно носим это имя, должны быть крестоносцами.
Об этом ведь и учит совершенно ясно и непререкаемо в евангельском чтении этого дня Сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8, 34).
Эту же великую истину подлинного (а не фальшивого, современного лже-христианства!) христианства раскрывают нам и изъясняют в своих посланиях свв. Апостолы.
«Аще (вы) добротворяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, — на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2, 20-21) — так учил христиан св. Апостол Петр.
О христианстве именно, как о подвиге, ясно учит и св. Апостол Павел: «всяк подвизаяйся от всех воздержится», говорит он, а «потому и я», ставя себя в пример христианам, «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим (негоден, недостоин) буду» (1 Коринф. 9, 25-27).
Как Христос страдал за нас и чрез эти страдания вошел в славу Свою, так и мы, если хотим быть Его истинными последователями, должны страдать за Него, в течение всей нашей временной земной жизни, для того, чтобы потом войти в вечную славу Его в ожидающей нас будущей вечной жизни.
Это — аксиома истинного христианства, которой упорно не хотят знать современные «реформаторы» христианства, стремящиеся путем разных модных «экуменических» течений переделать христианство «на свой лад», приспособить его к своему извращенному вкусу... превратив истинное христианство в антихристианство. Вот почему они обыкновенно вовсе не постятся и даже других учат и настраивают не поститься. Им хочется блаженства еще здесь на земле, но они, конечно, никогда его не дождутся ни здесь, ни, тем менее, «там». Это — люди, в сущности, совершенно чуждые истинного христианства, хотя они и сами себя считают и поклонники их рекламируют, в качестве величайших авторитетов и «столпов» богословия. Не для них столь утешительное изречение св. Апостола: «недостойны страсти нынешняго времене (ничего не стоят нынешние временные страдания) к хотящей славе явитися в нас (в сравнении с тою славою, которая откроется в нас)» (Римл. 8, 18).
Почему же, однако, для истинного христианина неизбежен такой путь страданий?
А вот почему!
Что значит «быть христианином», или «идти за Христом»?
Это значит — быть искренним и нелицемерным исповедником Его Божественного учения, любить Его более всех и всего на свете, строить жизнь свою сообразно с Его святыми заповедями, ревновать о славе Имени Его и стараться и других людей приводить к Нему.
Но поскольку «мiр весь во зле лежит» (1 Иоан. 5, 19), такой путь христианина, как показывает каждодневный житейский опыт, неизбежно связан с самыми разнообразными и весьма многочисленными искушениями, скорбями и страданиями, иногда столь болезненно-мучительными, как бы распятие на кресте.
Вот эти-то многоразличные искушения, скорби и страдания, происходящие от собственной греховной природы человека, от других людей и от врага человеческого спасения — диавола и составляют собою тот крест, который должен смиренно, кротко и безропотно нести каждый, желающий быть истинным христианином.
Великий пост, который ежегодно предлагает нам проходить св. Церковь, как поприще покаянного подвига, и есть, в сущности, как бы символ обязательного для нас течения истинно-христианской жизни, а, вместе с тем, и ежегодное упражнение в подвиге этой самой истинно-христианской жизни. И как Великий пост приводит нас к светлой радости Воскресения, так и наш личный подвиг в несении нами своего креста за Христом приведет нас, если только законно будем подвизаться (см. 2 Тим. 2, 5), к вечной нескончаемой радости «в невечернем дни Царствия Христова» — к вечной нетленной Пасхе в чертогах райских.
Не для утех и не для развлечений живем мы на земле!
Как учат нас наставники христианского благочестия, нынешнее наше пребывание на земле есть состояние епитимии, которую несем мы за наши безчисленные грехи.
«Выбросьте вы из головы», говорит наш великий российский светильник Епископ Феофан Вышенский: «будто можно путем утешной (то есть: полной утех) жизни стать тем, чем подобает нам быть во Христе. Утехи, если и бывают у истинных христиан, то совершенно случайно: отличительный же характер жизни их (то есть истинных христиан) суть страдания и болезнования, внутренния и внешния, произвольныя и невольныя... Можно сказать так: утешность есть свидетельство непрямого пути, а скорбность — свидетельство пути праваго» («О покаянии», стр. 200-201).
Так ведь именно и учили свв. Апостолы первых христиан, проповедуя «яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
«Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело», учит великий столп истинного христианства вселенский учитель св. Иоанн Златоуст: «свойственно это тем, которые обрекли себя диаволу: это он, он самый, изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворцев, этою язвою поражает целый город. Чего Павел велел бегать (Ефес. 5, 4), — я разумею пустословие и шутки, — то диавол убеждает любить; и что в этом есть самого худшаго, то бывает поводом к смеху»... (Том VII, стр. 69).
«Путь Божий», говорит другой великий наставник христианской жизни преп. Исаак Сирианин: «есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается (в геенне огненной). Богу неугодно, чтобы безпечным был тот, кто Ему предал себя всем сердцем. Попечение же его должно быть об истине. А из сего познается, что под Божьим он промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали» (стр. 157-58), И это потому, как объясняет он же, что «невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль».
Из вышесказанного должно быть совершенно ясно, что жизнь безпечная, легкомысленная, с постоянным исканием удовольствий, развлечений и увеселений, есть жизнь антихристианская. А потому и все те, которые устраивают такие развлечения и увеселения, стремясь отвлечь христиан от несения креста, особенно же когда это делается в часы молитвы и богослужения и во дни поста, творят дело антихристианское.
С какой великой скорбью говорил об этой мании развлечений, охватившей русский народ перед революцией, наш великий всероссийский пастырь приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский, грозно предрекая за это самые тяжкие последствия для России, что, как мы видим, и исполнилось.
«Настоящая жизнь», пишет он в своем дивном дневнике «Моя Жизнь во Христе»: «не шутка и не игрушка, а между тем люди обратили ее в шутку и игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности, играют праздными словами. Соберутся в гости, сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе; соберутся в театр, и там лишь забавляются и действующия лица и смотрящие на их действия; иные забавляются своими умственными дарованиями, человеческими слабостями или добродетелями, способностью хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею и питием, употребляя в излишестве, вместо того, чтобы употреблять их только для необходимаго насыщения; забавляются одеждами своими, забавляются лицами своими; забавляются детьми своими, вместо того, чтобы воспитывать их в вере и благочестии и страхе Божием. Вся жизнь у них забава. Но горе забавляющимся!» (том II, стр. 130).
«Удивительная болезнь явилась нынче», говорил он же в своей замечательной беседе с сопастырями в г. Сарапуле в 1904 г.: «это — страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечения — это уже общественный порок, общественная страсть!»
Скорбя об этой губительной страсти, влекшей русский народ в погибель, наш великий пастырь горячо призывал пастырей бороться с нею: «Вот куда должно направить пастырям свои силы», говорил он: «они должны внести в жизнь утраченное ею содержание — возвратить людям смысл жизни... Пастыри должны от этих пагубных развлечений охранить наш народ... Пастыри должны быть на высоте своего призвания!»
Что же, после этого, остается сказать нам о современных «модерных» пастырях, которые и сами нередко увлекаются этими развлечениями, теперь еще более нескромными и духовно-вредными, и даже иногда для своих пасомых их устраивают... под наивно-лукавым предлогом привлечения их таким путем к Церкви!
Ничего другого нельзя сказать о них, кроме сказанного о таких людях Самим Господом Иисусом Христом: «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Матф. 18, 7) и «уне (лучше) есть ему, да обесится (если бы ему повесили) жернов осельский на выи его (мельничный жернов на шею), и потонет в пучине морстей» (Матф. 18, 6).
В наше, столь нездоровое духовно время эти легкомысленные развлечения и увеселения, лукаво прикрываемые громкими словами о «благотворительности» и «культурно-просветительной деятельности» (надо же чем-то оправдать себя!), так захватили всех, не исключая даже дряхлых старцев и стариц, которым давно уже пора было бы подумать о подготовке себя к вечности и, в соответствии с этим, о совсем другом образе жизни, — что у многих, как на это жаловался в печальную предреволюционную эпоху святитель Феофан: «только и дела, что ныне — бал, завтра — театр, там — гуляние, да веселое чтение и беседа — переход от одних приятностей к другим. А о главном — о том, как достигнуть того, чем должен быть всякий христианин, и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни? Горит ли свеча на ветре? Спеется ли жизнь от приемов яда? Нет! Хочешь добра себе — брось утехи, вступи на крестный путь покаяния, перегори в огне самораспинания, закались в слезах сокрушения сердечнаго и станешь золото или серебро или камение драгое, и будешь взят в свое время небесным Домовладыкою на украшение Его пресветлых и премiрных чертогов». («О покаянии», стр. 201-202).
Другого пути спасения нет!
Так именно, как учат нас свв. отцы и наставники духовной жизни, и жила прежде, на протяжении веков, наша матушка Святая Русь, а когда перестала жить так, то и стряслась над нею страшная безпримерная в истории катастрофа.
Теперь, такая же страшная гибель готовится уже всему мiру.
Но — увы! — так изолгались и излукавились люди, так обезчувствели и окаменели сердцами своими, что эта нависшая над нашими головами неизбежная гибель мало кого трогает — мало кто отдает себе в ее реальности ясный отчет.
А когда говоришь об этом — и не от себя, а опираясь на непререкаемый, казалось бы, авторитет Слова Божия и учения свв. Отцев, современные люди, даже из числа считающих себя «христианами» и притом «православными», или вовсе не хотят слушать или обижаются и сердятся, весьма наивно и несерьезно доказывая «законность» своего преступно-легкомысленного, антихристианского образа жизни.
Настолько чуждо стало современным «христианам» понимание христианства, как несения креста, что многие из них даже боятся изображения Креста Господня, как якобы предвещающего несчастие, и в суеверном страхе бегут от него. И, конечно, далеко не случайно, а в полном соответствии с такими духовно-нездоровыми настроениями, изображение Креста Господня, этого великого знамения нашего спасения, постепенно совсем исчезает из современной жизни. Нет его даже на многих зданиях, претендующих на именование себя «христианскими храмами», нет его и на местах упокоения усопших. Вместо него, в большой моде теперь совсем иные символы и эмблемы, которые наполняют собою все, будучи изображаемы даже на самых малозначительных вещах и предметах.
Чем объяснить это?
Объяснение может быть только одно — все более и более расширяющаяся в мiре «тайна беззакония» (2 Сол. 2, 7) — всемiрная «апостасия» («отступление» — см. там же 2, 3), проникшая уже во все уголки современной жизни, начиная с самых ее верхов, задающих общий тон. Слугам грядущего Антихриста, подготовляющим благоприятные условия для скорейшего его воцарения, необходимо постараться отвлечь все мысли и чувства людей, все их настроения, переживания и стремления от Креста Господня, направив их в совсем другом направлении — в план чисто-земной жизни, с ее удовольствиями и наслаждениями и с полным забвением об ожидающей нас вечности.
Именно в эту сторону направлено теперь и все течение современной «церковной» и «богословской» мысли, проповедующей «прогресс» человечества, все замыслы «экуменистов» с их «Царствием Божиим» на земле, новейшая политика папского престола с его «Вселенским Собором» — лишь бы только внушить людям «ненужность» несения креста, подменив тем самым истинное христианство лже-христианством — одною видимостью христианства без его внутреннего содержания.
На такой именно «платформе» и готовится сейчас «объединение всех христиан» и даже «всех религий», в котором такое деятельное участие принимают ныне папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I.
Что же нам делать?
Необходимо прежде всего прозреть всем, кто еще к этому способен, у кого духовные очи не ослеплены еще окончательно пристрастиями мiра сего, денежными подачками, карьерными стремлениями и, просто, обещаниями спокойной, приятной, веселой и привольной жизни. Прозреть и сознать всю пагубность этого современного антихристова направления, став на путь решительного и безкомпромиссного исповедничества, которому учит нас великий отец Церкви и вселенский учитель св. Григорий Богослов:
«Когда дело идет об явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» (Творения, ч. I, стр. 192).
Имеяй уши слышати, да слышит!
к оглавлению