Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
ОБЪЕДИНИМСЯ ВСЕ
ВОКРУГ КРЕСТА ХРИСТОВА!
«Приидите вси языцы, Благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда...»
«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на Немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...»
«Приидите, вернии, Древу поклонимся, Имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы...»
«Приидите, вся отечествия языков, Крест Господень песньми почтим...»
Так взывает к нам св. Церковь в своих песнопениях в честь великого праздника Всемiрного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, еще задолго подготовляя нас к торжественному празднованию его, — начиная уже с дня 1-го августа по ст. ст.
Последуем же все этому пламенному призыву нашей Матери-Церкви: отрешившись от засасывающей, как трясина, и губящей нас мiрской суеты, сплотимся вокруг дивного и спасительного знамения Креста Господня, «имже бысть вечная правда», — священного и дорогого для нас знамения нашего искупления и вечного спасения, знамения неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду!
Ныне, когда на наших глазах воздвигнуто такое гонение на св. Крест, пусть даже и не всегда открытое и явное, а часто прикрытое и тайное, — когда даже называющие себя «христианами» не хотят знать Креста и позволяют себе глумиться над ним, когда лица, носящие звание «епископов» говорят, что Крест должен быть удален из христианских храмов, — проявим исповеднически всю силу нашей любви и преданности этому «оружию непобедимому», которого «устрашаются демонския полки» и коим «диавол всеконечно низвержеся» (как поется в праздник Воздвижения).
Ведь эта, явная или тайная (все равно!), ненависть ко Кресту Господню в наши дни, это удивительное «отталкивание» от Креста, которого почти не увидишь теперь (в полную противоположность первым временам христианства) нигде — ни внутри, ни снаружи на жилищах христиан, ни на местах их вечного упокоения, ни даже на зданиях, претендующих на именование себя «христианскими храмами», чрезвычайно характерна. Равным образом, и желание как-то скрыть Крест, замаскировать его, где изображен он, или представить его в каком-то кощунственно-искаженном виде, — говорит нам о многом, открывая нам глаза на время, в какое мы живем.
В самом деле, разве не есть все это — стремление «тайны беззакония» (2 Солун. 2, 7), так нагло вздымающей в наши дни голову, совсем отнять от нас, христиан, Крест, это «оружие непобедимое», чтобы обезоружить нас — сделать беззащитными и безпомощными пред лицом диавола, который так явно и очевидно (только слепой может этого не видеть!) сошел уже к нам, по предречению Слова Божия, «в ярости великой, зная, что немного ему остается времени» (Апок. 12, 12)?
Будем совершенно трезво смотреть на окружающую нас сейчас действительность! Разве было когда-нибудь в прошлом, в истории человечества, такое время, когда бы на таких огромных территориях с многомиллионным населением, в грандиозных государственных масштабах, велась такая упорная и систематическая борьба против веры в Бога и в существование духовного мiра вообще? И, вместе с тем, никогда еще мiр не стоял так далеко от истинного христианства, как в наше время, хотя бы уста многих, еще не отрекшихся от него формально, и разглагольствовали о нем весьма красноречиво, но — вне всякого сомнения! — лукаво, притворно и лицемерно. Подлинно, язычники первых веков христианской эры, даже из числа лютых гонителей христианства, были несравненно ближе к христианству, нежели многие современные отступники от христианства, хотя бы они внешне с ним окончательно и не порывали, притворно представляя себя «христианами» и даже «ревнителями Церкви», будто бы призванными ее как-то «обновить», «модернизировать», в согласии с «духом времени», якобы ради большего успеха ее миссии в мiре.
«Теплохладность», принимающая те или иные формы и внешний вид, и есть главный бич нашего времени, подрывающий в корне истинное христианство.
«О, если бы ты был холоден, или горяч!» говорит нам Сам Господь: «но как ты тепл, и не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3, 15-16).
Этот «модернизм», порождаемый этой «теплохладностью», и стоит теперь во главе тех диавольских прельщений, от которых и предостерегал нас Сам Господь Иисус Христос, когда говорил о «последних временах» (см. Матф. 24, 4-12; 23-26). Об этих же прельщениях неоднократно предупреждали и предостерегали от них христиан и свв. Апостолы, утверждавшие, что особенно сильны будут эти прельщения и обольщения именно в «последние дни», когда люди «будут верить лжи» (2 Солун. 2, 9-12).
Такая тактика темной силы, желающей овладеть человеком, вполне понятна!
Кто пойдет за диаволом, если он станет являться людям в своем естественном, отвратительном, отталкивающем виде?
Вот он и «преобразуется во Ангела светла», по слову св. Апостола, а равным образом, подражая своему господину, и «служители его принимают вид служителей правды» (Коринф. 11, 14-15).
Ныне мы и являемся свидетелями целого мощного движения, основанного на этой диавольской лжи, которой склонны верить далекие от истинного христианства современные люди.
Это — объединительное движение, пропагандирующее объединение всех религий и народностей, всеобщий «мир на земле и благоволение в человецех».
Как оно соблазнительно и прельстительно для многих, уставших от взаимной борьбы, войн и вражды!
И как это кажется привлекательным, особенно когда это прикрывается высоким идеалом «христианской любви»!
Но вокруг чего призывают объединяться нас эти «объединители» и «миротворцы»?
Вокруг Честного и Животворящего Креста Господня, спасшего падшее грехом человечество и примирившего согрешивших людей с их Творцом и Отцом Богом?
Вокруг Божественной Истины, принесенной на землю Воплотившимся Единородным Сыном Божиим и запечатленной пролитой Им на Кресте Его безценной Кровью?
Вокруг основанной Им Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, увенчанной этим дивным знамением нашего вечного спасения и безмерной любви Божией к нам, падшим грешникам?
Увы! нет, нет и нет!
Это — какое-то странное и непонятное, противоестественное «объединение», в котором нет правды Божией, нет даже простой логики и здравого смысла, ибо оно хочет «объединить» необъединимое — свет и тьму, белое и черное, правду и ложь, добро и зло, Христа хочет соединить с Велиаром.
А ведь Слово Божие ясно говорит: «Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме? кое же согласие Христови с Велиаром? или кая часть верну с неверными? или кое сложение Церкви Божией со идолы? Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся!» (2 Коринф. 6, 14-17).
Мы имеем великое счастие и милость Божию принадлежать к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая во всей полноте и неповрежденности сохраняет до нашего времени подлинное учение Христово о вере и благочестии, апостольское преемство и все благодатные таинства, необходимые для спасения.
Как же можем мы оставить нашу чистую и неповрежденную веру и Церковь и пойти на какое-то противоестественное соединение с отпавшими от истинной Церкви латинянами и протестантами, нежелающими отказаться от своих заблуждений? А ведь такое именно «соединение» ныне и пропагандируется!
Не будет ли это сплошной фальшью? каким-то обманом?
Ведь в истинной Церкви Христовой все совершается «единым сердцем и едиными усты»...
Но это еще не все!
Замышляется ведь и гораздо более широкое «единение» — с иудеями, мусульманами, язычниками и даже атеистами, причем и от них нисколько не требуется, чтобы они предварительно отказались от своих заблуждений. С иудеев снимается всякая вина и ответственность за их упорное неверие в пришедшего к ним Мессию — Христа-Спасителя, злобное, ожесточенное неверие, пригвоздившее Его ко Кресту. А атеизм возведен даже в ранг «веры», законность которой вполне признается, наравне со всеми другими «верами», и с атеистами находят теперь нужным считаться еще более, чем с людьми верующими, боясь оскорбить их безбожные чувства.
Вот как далеко зашло дело!
Но что особенно страшно это то, что во главе всей этой акции «объединения» и «миротворчества» стоят высокие христианские иерархи, в том числе и православные.
В своем ли они уме, — хочется спросить их, — или они просто-напросто продались врагам Христовой веры и Церкви?
И нечего тут прикрываться какой-то «высшей дипломатией», какой-то лукавой туманной «философией», а надо смотреть на вещи просто, как они есть.
Идет повальное предательство нашей святой веры и Церкви, отступление от веры, предреченное Словом Божиим, измена Кресту Господню, на котором совершено наше вечное спасение.
И вот происходит сейчас среди людей «отсеивание».
Одни, которые признают всю полноту Истины Христовой в нашем святом православии и идут, не мудрствуя лукаво, прямым и честным путем спасения, указываемым нам Святою Церковью.
Другие, которые, как бы ни называли они самих себя, не признают фактически этой истины и участвуют так или иначе, прямо или косвенно, в этом так называемом «экуменическом» движении, направленном, вне всякого сомнения, к установлению условий, благоприятствующих воцарению Антихриста, который свою «истину» противопоставит Истине Христовой.
Антихрист ведь не сразу, мгновенно и неожиданно для всех, откуда-то из-под земли явится, а будет выдвинут вот такими именно массами людей, отступившими от единой Истины Христовой.
Отсюда всем благоразумным и благонамеренным, подлинным христианам, должна быть ясна необходимость — предупреждать и предостерегать всех, следуя завету великого Отца Церкви святителя Кирилла, Архиепископа Иерусалимского, который говорит: «Будь осторожен, человек! Знаешь признаки Антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложнаго не принял он за истинное» (Творения, стр. 210).
Как же смотреть после этого на тех людей, особенно на пастырей Церкви, которые и сами молчат об этом и от других требуют молчать?
Не есть ли это явный знак, что они сами участвуют в этом антихристовом движении?
С кем же мы, в конце концов; со Христом-Спасителем и Его Божественным Евангелием, под знамением Честного и Животворящего Креста Его, или мы ждем «прогресса человечества» на земле и, признавая св. Евангелие, в лучшем случай, только номинально, душою с теми, кто строит грядущее царство Антихриста с его мнимым «миром» и «благоволением в человецех»? ведь эта вера в «прогресс», или благоденствие человечества здесь на земле идет совершенно вразрез с учением Слова Божия, которое учит о блаженстве праведников в будущей жизни, говорит о «новом небе и новой земле», «Новом Иерусалиме», а этой нынешней нашей земле предрекает гибель от огня, вместе со всеми «делами» ее (2 Петр. 3, 10-13).
Христос пришел для того, чтобы спасти мip (Иоан. 12, 47). И задача основанной им Церкви — вечное спасение людей. Все, что ставит себе какие бы то ни было иные цели, сколь бы хорошими они ни казались, чуждо Истинной Церкви Христовой. А то, что отвлекает от нее, прямо враждебно Христу и делу нашего вечного спасения — губительно для нас, а потому вовсе неприемлемо.
Поэтому будем тверды и прямолинейны в нашем неуклонном и непоколебимом стоянии за истинную веру и Церковь Христову, не поддадимся никаким лукавым прельщениям слуг грядущего Антихриста, как бы ни преобразовывались они в «служителей правды», не позволим увлечь себя «философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мipa, а не по Христу» (Колос. 2, 8).
Последуем призыву Самого Господа, глаголющего: «Изыдите от среды их и отлучитеся!» (2 Коринф. 6, 17).
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Псал. 1, 1),
Вот, что должно быть ответом нашим на все приглашения принять участие в таком «объединении!»
Единственное приличествующее нам, православным христианам, вожделенное и спасительное для нас единение — это внутреннее духовное единение наше в лоне Истинной Церкви. Объединимся же все, в это лукавое время всеобщего шатания и всяческого предательства, и крепко сплотимся вокруг дарованного нам Христом-Спасителем дивного спасительного знамения Честного и Животворящего Креста Господня, всем сердцем взывая к нему:
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
к оглавлению