Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
ТРОИЦЫНЫ ДНИ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ.
Исключительно благоприятно прошли эти дни в этом году. Была тревога: сможет ли Владыка Аверкий возглавить, как обычно, наше торжество? Вопреки категорическим запретам врачей Владыка прибыл постоянным возглавителем всех богослужений был епископ Лавр, но Владыка Аверкий неизменно был в храм и то и дело включался в богослужение, не проявляя никаких, самых малейших, признаков своего нездоровья в частности, даже как то особенно выразительно и углубленно раскрывая в поучениях, предлагаемых им на каждом богослужении, сущность переживаемого наши времени и какое место в нем занимает наш монастырь и неразрывно с ним связанная семинария.
Чрезвычайно блaгoпpиятнa была погода не было ни жары ни дождя. Уже с вечера, накануне первого дня Троицы, храм был полон, и проявлял народ нарочитую молитвенность. Так было и все дни народу значительно прибавилось, но молитвенность только усиливалась, превращая все множество людей в единство молитвенного устремления, которое особенно ярко и сильно ощущалось, когда, по обычаю монастырскому, хор после «Иже Херувимы», сходил с клироса и соединялся с народом: весь храм пел всю дальнейшую службу, и молитвенный подъем естественно доходил до своего предела, охватывая всех, но сохраняя полную выдержку нечто незабываемое!
Причастников было исключительное множество. Повышенная молитвенная настроенность собравшихся естественно находила себе выражение и в желании очистить свою душу в таинстве Святого Причащения подлинный то был праздник духа.
Непосредственно после, Литургии началась вечерня. О ней так сказал в своем слове Владыка Лавр:
«О преклоняющих свои сердца пред Богом и колена, Господу помолимся».
Скоро на вечерне, которую мы совершим сейчас после Литургии, мы с вами услышим это моление Святой Церкви и затем, по ее призыву, впервые после праздника Святой Пасхи, склонимся коленопреклоненно в наших молитвах к Богу.
На церковном языке нынешний праздник называется Пятидесятницей, потому что Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, ниспослал от Бога Отца Духа Святого на Своих Апостолов в пятидесятный день по Своем Воскресении.
О самом событии сошествии Святого Духа повествует подробно апостольское чтение сегодняшнего дня, которое мы с вами слышали в начале Литургии.
На всенощных бдениях мы часто с вами слышим слова церковной песни: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Да, действительно, Святым Духом мы оживотворяемся, возвышаемся к святости Его. Подобно тому, как всякое растение тянется к солнцу, к свету, к теплу, так и наша душа и наш дух жаждет Бога, ищет веяния Его Духа, стремится к небу, в горний мир.
Все мы с вами сподобились принять благодать Святого Духа в таинстве Миропомазания, но своими греховными делами мы отгоняем от себя эту благодатную и живительную силу.
Теперь же мы с вами на вечерни услышим молитву: «О преклоняющих свои сердца пред Богом и колена, Господу помолимся». Это впервые после праздника Святой Пасхи, Святая Церковь повелевает нам преклонить колена во время чтения трех молитв, в которых мы будем просить Господа даровать нам благодать Святого Духа, как Он в сегодняшний день ниспослал ее Своим Апостолам в Сионской Горнице.
Слушая коленопреклоненно эти молитвы, будем от всего сердца взывать к Богу: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Блаий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» .
После окончания вечерни вышел с крестом Вл. Аверкий. Всех приглашая к трапезе, он с трогательной теплотой приветствовал собравшихся, являя ту благодатную духовную близость, которая, милостью Божией, связывает монастырь с его паствой.
Столы были разставлены во всех возможных помещениях, очень обширных, в частности, и в особом огромном здании недавно сооруженном архимандритом Пантелеимоном, и все же в главной столовой пришлось некоторым трапезовать во вторую очередь …
Как всегда то бывало, после трапезы превратилась вся окружающая местность в радостное взаимообщение всего духовно породнившегося множества молящихся. Шли, конечно, и беседы паломников с личным составом монастыря, тоже естественно высыпавшимся наружу. Понемногу совершался разъезд тех, кто прибыли на эту лишь нарочито торжественную службу. Но очень значительная часть, большая, чем то бывало обычно, оставалась в монастыре и на следующие дни …
Второй день Св. Троицы Духов День был нашим престольным праздником. Народу было по прежнему очень много теперь уж никто, за какими-нибудь редкими исключениями, не думал об отъезде. Молитвенность как бы только усиливалась втягивались все больше молящиеся в храмовую молитву в условиях монастырского благолепия, духовно-проникновенного. Утешением и для постоянных участников монастырского богослужения была непривычная атмосфера многочисленного церковного народа, поглощенного молитвенным вниманием. Вечером было малое повечерие с каноном Святому Духу. Нижеследующее слово произнес Владыка Аверкий:
«Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие …»
Так взывает к нам в самом начале сегодняшнего богослужения Святая Церковь. Это значит: «Будем праздновать Пятидесятницу, и пришествие Духа!»…
В пятидесятый день по Своем Воскресении Господь Иисус Христос, исполняя Свое обещание, данное Своим ученикам и Апостолам на Тайной Вечери, ниспослал им Духа Святого, и с той поры Дух Святый пребывает в истинной Церкви, и через нее сообщается всем истинно-верующим. В истинной Церкви приходится в нынешнее время, братие и сестры, это особенно подчеркивать, ибо никогда еще не были столь напряженными в мире стремления, вместо истинной Церкви Христовой, создать «лжецерковь» ту «лжецерковь, которая в Апокалипсисе возлюбленным учеником Христовым Иоанном изображается в виде жены-блудницы, седящей на красном драконе. Как нам в нынешнее время понятен этот страшный образ! Как страшна сама эта лжецерковь, и как мы должны опасаться того, чтобы не очутиться нам, вместо истинной Церкви Христовой, в лоне этой лжецеркви! А это так легко при нынешних безчисленных соблазнах, при той страшной сатанинской лжи, которая повсюду сеется в современном мире!
Для того, чтобы получить благодать Святаго Духа, без которой нет и не может быть вечного спасения, необходимо принадлежать к Истинной Церкви Христовой, которая одна только есть сокровищница благодати Святаго Духа.
Дух Святый Он «жизни Податель»: от Него исходит вся жизнь он дает жизнь всем тварям, как эту временную земную жизнь, так, в особенности, вечную безсмертную жизнь всем людям.
«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне» (утрен. антифон 4 гл.).
Празднество в честь Сошествия Святаго Духа есть вместе с тем и празднество в честь Сей Пресвятой Троицы, Которая Вся принимала самое деятельное участие в домостроительства нашего спасения спасения человеческого рода.
Вот почему так велик, так славен нынешний праздник, именуемый Троицыным-днем!
Один из наших духоносных святителей выразился однажды дерзновенно так: «Велик и славен праздник Рождества Христова; несравненна слава праздника праздников и торжества торжеств Светлого Воскресения Христова, но ни от одного, ни от другого не было бы нам никакой пользы, если бы не сошел ныне Дух Святый».
Вот, какой это великий праздник, возлюбленные о Господе братие и сестры! И как не праздновать его нам светло и радостно, умоляя Духа-Утешителя, чтобы Он пришел к нам и вселился в наши души, как учит нас молиться Святая Церковь, не только сегодня, но и постоянно во всех ежедневных молитвах: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!» Ибо благодать Святого Духа тем велика и важна для нас, что она очищает нас от всякой греховной нечистоты. Единственное зло в мире, мешающее нашему спасению, это грех, омрачающий наши души, оскверняющий нас и делающий нас неспособными к вечной, блаженной, нетленной жизни, уготованной нам любящим Богом-Отцом, ради крестных заслуг нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Дух Святый уврачевывает все наши греховные язвы и делает нас «новою тварью», способной для вечной нетленной жизни. Аминь.
к оглавлению