Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Заступница Усердная.
ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЮ И ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ ЕГО.
Тот не русский человек, кто не чтит всем сердцем своим «Заступницу усердную рода христианского», как именовала наша Российская Православная Церковь Пречистую Матерь Божию, столько раз, на протяжении всей русской истории, чудесно спасавшую русский народ от гибели. Нет возможности исчислить подробно все эти поразительные случаи так их много! Но стыдно русскому человеку не знать хотя бы самые главные из них.
Все ли современные русские люди знают, какое великое событие вспоминается 22-го октября по старому стилю (4 ноября по новому) и почему в этот день установлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери Казанской?
Увы! В суете мирской порядком забыт этот великий и радостный праздник, и даже считающие себя «русскими патриотами» едва ли смогут ответить на этот вопрос.
А между тем, в этот день решалась судьба России быть ей или не быть, и в положительную сторону решило этот тяжелый вопрос не что иное, как заступничество Божией Матери.
Страшную эпоху переживала Русская Земля в начале XVII столетия так называемое «Смутное Время». Прервалась царская династия Рюриковичей, и наступила полная разруха, безвластие и анархия. С севера вторглись в пределы Русской Земли шведы, которые захватили уже Новгород, первопрестольная столица наша Москва была вероломно захвачена поляками, подчинившими своей власти и целый ряд других городов. И поляки и шведы замыслили окончательно покорить себе всю нашу Родину Святую Русь и поставить над нею своего царя. То тут, то там появлялись самозванцы, выдававшие себя за убиенного царевича Димитрия, якобы чудесно спасшегося. По всей стране безчинствовали разнузданные разбойничьи шайки, происходили грабежи, насилия и убийства.
Смута и безначалие были столь велики, что большинство русских людей, в жажде скорейшего прекращена междоусобиц и кровопролитий, соглашались уже на поставление царем польского королевича Владислава. Но верные сыны России и Церкви не могли допустить того, чтобы чужеземец и иноверец стал бы повелителем православного русского народа.
И вот от заключенного поляками в Москве Святейшего Патриарха Гермогена и от иноков Троице-Сергиевой Лавры полетели во все концы Русской Земли грамоты, призывавшие русских людей мужественно и дружно подняться на спасение Веры и Отечества.
«Здесь корень царства», писалось в этих грамотах: «здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображенная св. Евангелистом Лукою».
В ответ на эти призывные грамоты со всех концов нашей обширной страны стали собираться и двигаться по направленно к Москве для ее освобождения целые полки и вольные дружины. Первое такое ополчение успеха не имело. Тогда в Нижнем Новгороде, по пламенному призыву Косьмы Минина-Сухорука составилось новое ополчение.
«Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятые Богородицы!» так взывал он к своим согражданам: «заложим жен и детей, но освободим Отечество!» Этот столь высоко-патриотический воодушевленный призыв воспламенил многих. Во главе нового ополчения стал заслуженный старый воин князь Димитрий Михайлович Пожарский, человек глубоко-верующий. Но в начале казалось, что и это ополчение не будет иметь успеха: войско не имело содержания, не было даже оружия, между воинами и вождями не наблюдалось необходимого единодушия.
И только, когда все земные надежды пали, небесная помощь свыше самым чудесным образом не замедлила проявить себя, по горячим молитвам искренно-верующих русских людей.
Прибывшая из Казани, по кличу кн. Д. Пожарского, рать привезла с собой чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, который постоянно пребывал в лагере ополченцев. Перед этим образом непрерывно возносились самые пламенные моления, обращенные к Пречистой Матери Божией, Заступнице Усердной рода христианского.
И вот эти-то моления и были, наконец, услышаны Пречистою Девою, и Она простерла Свой милостивый покров над страждущей Русской Землей.
К этому времени поляки уже уморили голодом плененного ими Первосвятителя Русской Церкви Святейшего Патриарха Гермогена, но в кремле томился плененный ими же другой маститый святитель Архиепископ Арсений, который и явился вестником небесного милосердия к Русской Земле.
Он был одержим тяжким болезненным недугом. И вдруг в полночной тишине келлия его просияла необыкновенным светом, среди которого он увидел славного печальника Русской Земли преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского.
«Арсений!» сказал ему преподобный: «ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена!»
Как бы в подтверждение истинности этих слов, здравие и телесные силы мгновенно вернулись к изнемогавшему уже старцу. А радостная весть эта скоро проникла за стены города к осадившим Москву православным воинам и воспламенила сердца их неустрашимым мужеством. Призывая на помощь Святейшее Имя Заступницы рода христианского, христолюбивое воинство устремилось на освобождение Кремля, и враги не устояли и бежали из Москвы.
Благодарное воинство совершило торжественный крестный ход в освобожденную столицу, неся во главе его чудотворную икону Казанской Божией Матери, по молитвам перед Коей и совершилось это дивное чудо избавления от врагов первопрестольной столицы.
А навстречу этому крестному ходу вышел, встретив его во вратах кремля, святитель Арсений, несший сохраненную им в плену другую великую историческую святыню русского народа Владимирскую чудотворную икону Божией Матери.
Произошло это дивное чудо спасения России 22 октября 1612 года, почему в этот день и был установлен всероссийский праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Казанской, сверх праздника Ее чудного явления 8 июля.
Какое огромное количество чудотворных икон Божией Матери было у нас по всей нашей необъятной Матушке Святой Руси, и от каждой из них видели наши русские люди множество знамений и дивных чудес! И с каждой почти из этих икон так или иначе связано то или иное значительное событие нашей русской истории.
Неудивительно поэтому, что Родина наша благоговейно именовала себя «Домом Пресвятые Богородицы».
И никогда не посрамляла Она, Заступница Усердная рода христианского, возлагавшихся на Нее горячих упований и благочестивых надежд, но притекала на помощь и избавляла от великих зол и бед.
Так было в течение многих столетий.
Но вот появились у нас на Руси иные веяния, пришедшие с Богоотступнического Запада, где впервые возникло всякого рода вольнодумство, дошедшее постепенно до полного безбожия и отрицания всего возвышенного и святого с обоготворением самого человека и его самых низменных страстей и пороков. Но это изгнание Бога из жизни и кощунственное поставление на место Бога самого человека не только не послужило на пользу человеку и не возвысило его, а наоборот унизило до последней степени, сравняв его с безсловесными животными.
Эта губительная безбожно-материалистическая идеология, пересаженная на «черноземную» русскую почву, принесла, как мы видим теперь, самые ужасные кровавые плоды, вплоть до полной утраты человеком самых естественных прав на жизнь и самое элементарное и законное проявление свободы личности, дарованной человеку Его Творцом Богом.
Моральную ответственность за возникновение этой подлинно-сатанинской идеологии несет тот, кто кощунственно наименовал себя «наместником Сына Божия» с его столь неосновательными претензиями на «непогрешимость» и на абсолютное господство в Церкви Христовой, а первыми вдохновителями этой идеологии явились возставшие против папы римского, но одновременно совсем порвавшие с Церковью протестанты.
Эта богоборческая в существе своем идеология, прикрывавшаяся в начале именем Христовым, а затем постепенно окончательно-распоясавшаяся и открывшая свое подлинное лицо, у нас на родине со всей злобной яростью обрушилась на почитание Той, Которая, по промыслу Божию, стала Виновницей нашего спасения чрез вочеловечение от Нее Сына Божия Спасителя мира, Господа нашего, Иисуса Христа.
И вот страшно сказать! Еще в середине прошлого столетия пошли у нас кощунственные хулы на исконную Заступницу русского народа Матерь Божию Пречистую.
Об этом так писал наш великий богослов подвижник и наставник благочестия св. Феофан Вышенский Затворник:
«Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и на дела Его гласные. В какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас: ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы!» (Собр. писем, вып. VII, стр.206).
Вот и причина того страшного кровавого бедствия, которое постигло нашу несчастную заблудившуюся родину в 1917 году!
Не захотели мы, чтобы Родина наша продолжала оставаться «Домом Пресвятые Богородицы», а потому и лишились естественно Ее покрова и заступничества, который так ярко и очевидно проявлялся прежде во всей нашей многовековой истории.
Ведь как характерно и знаменательно то, что как раз перед несчастной для нас Русско-Японской войной какими-то злоумышленниками-безбожниками была похищена и, по-видимому, уничтожена чудотворная икона Божией Матери Казанская, по горячим молитвам перед Коей была так чудесно спасена Русская Земля от ужасов и разрухи Смутного Времени!
Перестали мы ценить дивный чудодейственный Покров нашей Заступницы Усердной вот и докатились в результате до подлинно-апокалиптических ужасов неистового богоборческого кровавого большевизма. И конца-краю всему этому не видно, конечно, только потому, что все еще нет настоящего образумления и покаяния среди сбитых с толку духовно-заблудших русских людей.
И когда не стало оплота истинной веры в мире Православной России, и весь мир ныне, как это весьма осязательно ощущается теперь, оказался на краю гибели, готовый низринуться в страшную пропасть.
Прискорбно только очень, что и сейчас, когда является все больше и больше жутких симптомов надвигающейся общей гибели, едва ли не большинство русских людей пребывают в какой-то совершенно непростительной духовной слепоте. Ослепляемые грубым своекорыстием и погоней за созданием своего личного земного благополучия, они, видя, не видят, и, слыша, не слышать, и сердцем не разумеют, всего того, что произошло у нас на родине и происходит сейчас во всем мире.
Увы! не только обыкновенные рядовые русские люди, но даже некоторые из пастырей не видят (или только делают вид, что не видят!), что большевизм сгубившему нашу родину и теперь грозящий гибелью всему миру, против которого они направляют стрелы обличения, есть не более, как только производное зло только родное детище того мирового зла, которое, прикрываясь разными благовидными лозунгами, благотворительностью и лицемерно-добрыми делами, творит дело сатанинское, подготовляя весь мир к принятию врага Христова антихриста.
Они напоминают того наивного белого генерала эпохи нашей гражданской войны, который однажды обронил такие неразумные слова: «Хоть с дьяволом, но против большевиков!»
Разве можно идти с диаволом для того, чтобы побороть диавола?
Ведь это же совершеннейший абсурд, на что указал еще Сам Господь Иисус Христос, сказавший, когда книжники и фарисеи, клевеща на Него, твердили, что Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского: «Как может сатана изгонять сатану?» (Мк.3,23).
А эти люди хотят уверить нас, что они «антикоммунисты» и «борятся с большевизмом», выступая в тесном союзе с служителями мирового зла, породившего коммунизм и насадившего у нас большевизм!
Тут даже иной раз трудно и понять: что это: глупость или сознательный обман, введение в заблуждение с злонамеренной целью наивных людей, верящих более красивым словам, чем делам?
Одними, даже самыми красноречивыми обличительными словами коммунизм не победить, если он все время получает для себя мощную поддержку со стороны мирового зла и если сами «борцы с коммунизмом» находятся в тесном дружественном союзе и порою даже в материальной зависимости от того же самого мирового зла!
Вот какую печальную картину, смотря трезвыми очами, приходится наблюдать в наше лукавое время и вот почему так неосновательны надежды, на какое-то скорое и чудесное спасение нашей родины и с ней всего мира, если так будет продолжаться, без мысли о подлинном искреннем покаянии и всецелом обращении от суетных эгоистических земных интересов к Богу и нашей Заступнице Усердной, Которую мы, вместо благодарности, подвергли напоследок, в лице многих спятивших с ума русских людей, кощунственным хулам и поруганию, а теперь заграницей кадим одновременно и Ей и служителям мирового зла, в надежде что-то получить от них, заслужив их благоволение.
О, безмерное лукавство и иудино своекорыстие, уготовляющее нам только конечную погибель и вечные муки ада!
Бежим от этого ужаса, братие, и «притецем» лучше «к тихому сему и доброму пристанищу … покрову Девы … ускорим на молитву и потщимся на покаяние», вопиюще Ей от глубины сердца:
«Заступнице Усердная, Мати Господа Вышняго!... всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице!... Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим!» Аминь.
к оглавлению