Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
Крест Христов – орудие спасения нашего.
«Ты — Божественная победа, Ты —
соделование нашего спасения, Ты —
верным соодоление, и Божественная
Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя
Тя освяти!»
(Тропарь 4-й песни канона). |
Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим великое таинство искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы.
Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола.
Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября — в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.
Побуждая верующих прославлять Крест Господень, св. Церковь в этот день радостно восклицает в своих песнопениях:
«Днесь Крест воздвизается, и мiр от лести свобождается, днесь Христово Воскресение обновляется, и концы земли радуются...»
«...приступим и приимем просвещение, веселие и спасение, и оставление, хваление Господеви приносяще...»
«Подъимем с радостию преблаженный Крест, в церквах и градех сей предложенный, и поклонимся, да долгов приимем оставление...» «сей возведе из ада род человеч ада велми пленив, врага низложив, демонов гордыню до конца погуби».
«Днесь ликуют с лики ангельскими человецы, ибо бранящее средоградие крестом разорено, во едино вся яве совокупи...»
«Крест Божественный се предсияет в концех. Сей возведе из ада род человеч… и спасает зовущыя, умири мiр и просвети души нашя».
«Соделал еси спасение посреде земли, Боже, крест и воскресение ихже ради нас спасл еси, Блаже и человеколюбче, всесильне Господи, слава Тебе!»
«Кресту верных спасению покланяюся..»
«Победоносно явися на страсти и бесы, днесь знамение креста...»
«Лучезарная облистает сияния крест честный, и просвещает верно покланяющыяся ему днесь, освящая души наша и телеса».
«Жизнодательный крест предлежащ, зрим световидную зарю препосылает благодатей: приступим и прием просвещение, веселие, и спасение, и оставление, хваление Господеви приносяще».
«Оружие древле жизни, блаженное древо даровася хранити, за преслушание первозданнаго Адама: крест же сему путь сотвори».
«...Поклонимся вси пресвятому кресту Жизнодавца Христа, имже мiр весь освящается».
«Да кропит вся земля радование... днесь обожена всечестным крестом...»
«Победотворное оружие непобедимое, преславный кресте...»
«Умерщвляется змий лукавый ныне, иже тьмы начальник, сияния не терпя, еже облистает живоносный крест...»
«Воскликните языцы, воспойте, играйте колена, и пойте Богу, давшему креста нерушимое утверждение, еже ныне предлежит: вси вернии радуемся, яко того ради благая приемлюще».
«Умерщвляется смерть, и уморяется тление, бесовстии полцы отбегают победный и страшный днесь предлежащ видяще крест Христов...»
«Воспевающе Тя Бога, и Царя и Господа, яко даровал еси нам крест стену нерушиму, егоже ныне облобызаем радостию, и лютых отбегаем».
«...Мне, глаголет (св. Ап. Павел), хвалитися да не будет, токмо во едином кресте Господни, на немже страдав, уби страсти. Того убо и мы известно да держим, крест Господень, хвалу вси: есть бо нам спасительное сие древо, оружие мира, непобедимая победа».
«Спасительному древу поклонимся, кресту пресвятому... источающ нам освящение и жизнь».
Особенно важный тропарь канона, говорящий об освобождении человеков от клятвы силою крестной смерти Христовой:
«О неизреченнаго Твоего, Христе, снития, и неизглаголанных благих! воплотися, и распят быв, смерть прием, и решиши человеки от клятвы, источив нетление на треблаженнем древе, препрославленный крест сей во веки».
«Пресвятый крест, Божественную победу, жизни начальника, лести потребителя, днесь похвалим крест всесвятый Господень, бесов губителя, и варваров прогонителя, царей победотворца и покровителя».
«Тленни от преслушания быхом, Божия заповеди преступницы явльшеся: сего ради смерть прииде человеком. Темже безсмертие процвете днесь победный крест Христов, егоже целуем».
«Се древо пресвятое, крепкая надежда верным радость предлежит, обличая тьмы начальника: сему поклонимся, вернии, с веселием».
«Начало благословения, и утверждение христиан и стена, и твердое заступление, и клятвы избавление явися нам древо вожделенное, оружие непобедимое: просвети и освяти нас...»
Особенно сильно, ярко и образно об искуплении нас от греха, проклятия и смерти силою креста Господня говорит первая стихира на поклонение кресту, которая всегда поется в то время, когда верные лобызают крест после троекратного поклонения ему по изнесении его на середину храма:
«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори.
Приидите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.
Приидите, вся отечествия языков, крест Господень песньми почтим: радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление, о тебе бо вернейшии царии наши хвалятся»...
А вот такое же яркое свидетельство о том же и в третьей стихире:
«Днесь Владыка твари, и Господь славы, на кресте пригвождается... и вся терпит Мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мiр от прелести, яко благоутробен».
Все эти песнопения, как и многие другие песнопения в честь креста Господня в иные дни празднования Кресту, убеждают нас в том, что искупление человеческого рода от греха, проклятия и смерти совершено не чем иным, как именно крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа и Его смертию на кресте за нас, унаследовавших «клятву Адамову». — «Слава, Господи, кресту Твоему честному!» учит нас взывать поэтому Св. Церковь.
к оглавлению