Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
Наш подлинно-православный пастырь.
Десятилетие прославления св. прав. Иоанна Кронштадтского:
1964-1974 г.г.
В наше лукавое время, когда слуги грядущего Антихриста прилагают все свои усилия, чтобы подлинное Православие подменить и заменить «Православием» фальшивым, «Православием» только по имени, появилось не мало и «пастырей», которые носят только имя «православных», а подлинной силы и духа Истинного Православия отвергаются. Именно такие лже-пастыри и заполнили собою кадры живоцерковного и обновленческого «духовенства» у нас на Родине.
Но «Живая Церковь» и «обновленчество» не были признаны верующим русским народом, который почувствовал сердцами своими всю их фальшь, и блистательно провалились на русской почве, прекратив свое официальное существование. Однако, дух «живоцерковничества» и «обновленчества» не умер, а продолжал и до ныне продолжает жить и у нас, на порабощенной безбожниками Родине, и за границей, среди всех православных поместных церквей, заразившихся этим тлетворным духом, не без самого старательного содействия все тех же, конечно, слуг грядущего Антихриста.
Эти лже-пастыри модернисты и экуменисты, вместо Истинного Православия проповедующие и настойчиво пропагандирующие лже-православие, льстящее всем греховным страстям и порокам падшего человека, стремящееся во всем «идти в ногу» со временем и примирить христианина с «мiром, во зле лежащим», под всевозможными лукавыми благовидными предлогами, всюду теперь захватывают бразды правления в современных православных поместных церквах, стремятся играть везде главную руководящую роль и часто имеют успех, ибо искусно и хитро изображают из себя якобы ревнителей Православия.
А действительная цель их — подменить Истинное Православие «православием» фальшивым, добиться, чтобы, по выражению Христа-Спасителя, «соль обуяла» (Матф. 5, 13) — потеряла свою соленость, утратила свой дух и силу. Это — особый род борьбы с Церковью.
Вот живыми и непосредственными свидетелями какого ужасного предприятия мы являемся! Всеми способами ведется сейчас в мiре страшная борьба с верой Христовой!.. И путем фальсификации и подлогов!
И на фоне этого поистине самого жуткого, более жуткого, чем открытое безбожие и богоборчество, кошмарного явления, грозящего в корне уничтожить наше Святое Православие, разложив его извнутри, особенно ярко светят нам истинные пастыри Христовой Церкви, не продавшие душ своих врагам нашей святой веры. И среди них, конечно, в первую очередь, великий всероссийский пастырь — святый праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, 145 лет со дня рождения которого ныне 19-го октября по ст. стилю мы вспоминаем, празднуя одновременно в этот же день и его тезоименитство и его торжественное прославление нашей Русской Православной Церковью Заграницей ровно 10 лет тому назад в 1964 году.
И как характерно, что прославила его только одна наша Русская Зарубежная Церковь, и признано это прославление отдельными немногими лицами во всех других поместных православных церквах! И пусть никто из не признавших это прославление правильным и законным не оправдывается какими-то чисто-формальными доводами. Формальная сторона дела тут не причем! Вся сущность разного отношения к прославлению нашего великого праведника лежит в том, что отношение к нему в наше время стало как бы пробным камнем отношения к Истинному Православию, критерием «православности» того или другого человека.
Кто не любит нашего всероссийского праведника и не желает признавать его прославления в лике святых Российской Православной Церкви, тот тем самым показывает, что он не любит Православия, потому что св. праведный Иоанн — подлинно-православный пастырь, он — живое воплощение Православия в его силе и действии.
И недаром, совсем не напрасно наш великий праведник так любил восклицать: «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» Ведь он в себе самом носил и постоянно ощущал всю несравненную силу и духовную мощь этого чудного, животворного, Божественного Православия — Православия подлинного, Православия истинного в резкое отличие от всей той лукавой фальши, которая еще в его дни выдавала себя за Православие, не будучи в действительности таковым.
И в самом деле. Как бы ни хулили нашего великого праведника те люди, которые ввергли нашу несчастную Родину в кровавую пропасть лютого безбожия и даже попав заграницу, еще не протрезвились, духовное величие его и вполне заслуженная слава для каждого безпристрастного и здравомыслящего человека неоспоримы и самоочевидны. Но откуда это величие и слава нашего дивного пастыря, приобретшего мiровую известность. Ведь перед ним преклонялись и глубоко его почитали даже многие иностранцы и иноверцы, испытавшие на себе силу его молитв и чудесного предстательства пред Богом.
Откуда это?
От Святого Православия.
Родившийся 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии (на крайнем севере России) св. праведный Иоанн был сыном бедного, но благочестивого причетника Илии Сергиева и его особенно глубоко благочестивой супруги Феодоры. Он — плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святым Православием. Вместе с молоком матери он с ранних младенческих лет впитал в себя дух истинного православного благочестия. А о своем дальнейшем духовном воспитании сам о. Иоанн вспоминал так: «С ранняго детства родители приучили меня к молитве и своим собственным примером сделали из меня религиозно-настроеннаго мальчика. Мой отец брал меня постоянно в церковь, и я всей душой полюбил общественное богослужение, особенно хоровое пение».
С детства получив крепкую духовную опору в молитвенной атмосфере своего родного сельского православного храма, будущий о. Иоанн получил потом самое основательное духовное воспитание и научно-богословское образование в наших русских православных духовных школах — в Архангельском Духовном Училище, Архангельской Духовной Семинарии и С.-Петербургской Духовной Академии.
Отсюда можно видеть, что о. Иоанн был действительно нашим русским православным пастырем, и вот где источник его величия и всей его славы!
И он сам это всегда глубоко сознавал и никогда ни в чем не выступал от своего собственного имени, ничего не приписывал лично самому себе, а только почивающей на нем благодати священства, которой удостоила его наша Святая Православная Церковь.
«О, братие» — так говорил он в своей замечательной беседе со священниками нижегородской епархии в 1901 году: «нам много дано от Господа Бога благодати, и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы. Вот, досточтимые сопастыри, так я служу для славы Божией, для прославления Церкви Христовой и распространения веры православной».
«Вера Христова православная», так умиленно восклицает о. Иоанн в своем вдохновенном дневнике: «сколько в тебе открыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез Животворящую Тайну Причащения! Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа Животворящего!...
Сколько в тебе благ, вера святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная! Какая неистощимая житница! Какой источник живой воды Духа Святаго! Какое светозарное солнце всем, во мраке житейской ночи ходящим! Какой от тебя источник благоухания, святыни, нетления! Какая чудная ты соль земли!.. для нас, земных человеков, гнилостью греха зараженных до костей и мозгов!
Благодарим Господа за такое небесное, святое, жизненное сокровище! Научи нас всех, Владыко, жить достойно такой веры, такого упования!..» («Мысли о Церкви», стр. 271).
И все это мы видим наглядно в лице самого нашего дивного пастыря, который был действительно как бы живым воплощением всех этих неоценимых сокровищ Православия! И разве есть на Западе что-либо подобное тому, что явил в себе наш великий всероссийский праведник, столь яркий выразитель духа истинного Православия, ревностный и непоколебимый столп и поборник истинной православной веры и Церкви?!
Ничего похожего! Наш о. Иоанн — явление совершенно исключительное, из ряда вон выходящее.
Но его сделала таким наша Православная Церковь, и это нам необходимо всегда помнить: вне Православия такое явление было бы совершенно немыслимо, о чем свидетельствует сам о. Иоанн.
Мы знаем, что о. Иоанн ко всем относился с большой, истинно-пастырской любовью и всем благодетельствовал — и римо-католикам, и протестантам, и мусульманам, и иудеям, над всеми совершал чудеса исцелений, но в то же время постоянно учил и проповедывал, что спасающая Истина — только в Православии, ибо все остальные исповедания «содержат Истину в неправде».
«Ни одно исповедание христианской веры, кроме православнаго, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению», так учил о. Иоанн: «потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми Богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь» («Мысли о Церкви», стр. 13-14).
Что могут сказать на это решительное утверждение величайшего праведника нашего времени, несомненная святость которого и близость к Богу засвидетельствована многочисленными чудесами, все современные модернисты, либералы, «экуменисты», которые любят самоуверенно и самонадеянно заявлять, что «Бог Один», а потому все веры одинаковы и равноценны и что поэтому безразлично к какому вероисповеданию принадлежать, лишь бы «быть хорошим человеком?»
Вся изумительная жизнь св. праведного Иоанна невольно заставляет преклоняться перед его учением, как перед непререкаемым авторитетом, а между тем он говорит: «Вне Церкви нет спасения, нет духа благодати» (стр. 8).
А где истинная Церковь, на это мы находим указание в безпристрастной истории: та, которая доселе хранит неизвращенным подлинное учение Христово, проповеданное св. Апостолами, без всякой примеси позднейших человеческих мудрований.
«Та вера есть истинная», учит св. Иоанн, «которая ежедневно и непрестанно истребляет в человеке верующем всегубительный грех, очищает его, освящает, просвещает, обновляет, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду, преследования, пытки, казни (католическая) или которая приводит к лжемудрованию, к господству растленнаго разума над Божественным Откровением, к отвержению иерархии, таинств, постов и почти всего того, что Дух Свитый, действовавший в св. Апостолах и св. Отцах, установил для нашего спасения (протестантизм» (стр. 30-31).
«Безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере», так утверждает на основании опыта св. Иоанн, а потому: «Строго держись единой истинной веры и Церкви», решительно завещевает он нам.
Самое Богослужение нашей св. Православной Церкви, отличающееся необыкновенно-возвышенной небесной красотой, проникновенностью и назидательностью глубокого своего содержания свидетельствует о несравненном превосходстве св. православной веры над всеми другими исповеданиями.
«Где есть такия молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви?» спрашивает св. прав. Иоанн и тут же отвечает: «нигде» (стр. 38)
И мы видим теперь, как многие иноверцы восхищаются нашим православным Богослужением, нашим древним церковным пением, нашей иконописью.
Ясно и убедительно вскрывает св. Иоанн в своих «Мыслях о Церкви» ложь римо-католицизма и протестантизма.
«Самое вредное дело в христианстве», говорит он о римо-католицизме, «есть главенство человека в Церкви, например, папы и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей, величайших, гибельных для душ человеческих, выдумала католическая папская церковь — в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в Богослужении, в мертвящих злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам. И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств «ad maiorem Dei gloriam» — к большей, якобы, славе Божией» (стр. 44).
Еще более резко обличает св. Иоанн ложь протестантизма:
«Лютеранство, прикрываясь именем христианской веры, есть в действительности отвержение веры, поблажка чувственности, с отвержением постов, монашества или жизни девственной, посвященной исключительно на служение Богу, поблажка лжеименному человеческому разуму с его философскими бреднями и его боготворение, отвержение божественнаго авторитета Вселенских Соборов и Св. Отцев, дерзкий разрыв с Вселенской Церковью и Ея Главою Христом — самочинное сборище, прикрывающееся именем «церкви» очищенной, реформированной» (стр. 38).
«Кто не в Церкви», поясняет св. Иоанн: «тот не со Христом и общения с Богом ни здесь на земле, ни там на небе, иметь не будет. Поэтому необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос» (стр. 52).
А вот и заключение из всех этих мыслей, которое делает св. Иоанн, подводя итоги всему вышесказанному:
«Православная Церковь превосходит все церкви неправославныя, во-первых, своею истиною, своим православием, соблюденным и завоеванным Кровью Апостолов, иерархов, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению — ровным, прямым и верным путем; что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию» (стр. 38).
И вот, будучи таким ревностным, подлинно-православным пастырем, св. прав. Иоанн пламенно предостерегал русских людей от все более и более распространявшегося у нас индифферентизма к вере, безверия и нигилизма, грозя неизбежной карой Божией. Не внял русский народ своему великому пастырю, и эта страшная кара Божия, как мы видим, разразилась.
Что же теперь остается нам делать?
Внять призыву нашего дивного праведника-пророка:
«Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию, в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть завтра же последует тебе, человек, суд Творца» (Слово 15 апреля 1907 года).
«Братие-други! Любите Церковь: в Церкви ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущаго Источника Духа Святаго... О, какое благо — Церковь!
О, веруйте, веруйте не словами только, но делами — во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякой добродетелью!» («Мысли о Церкви», стр. 20).
Исключительно-грозное переживаемое нами время особенно властно требует, чтобы мы оставили свое упорство, свою теплохладность и всякие неразумные увлечения и последовали призыву нашего великого подлинно-православного пастыря — пророка нашего злокозненного времени. Без этого — нечего нам ждать впереди!.. кроме самого ужасного...
к оглавлению