Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
Св. прав. Иоанн Кронштадтский – Пророк Божий, посланный России на вразумление.
К десятилетию Прославления.
Св. праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, был не только идеальным, подлинно-православным пастырем, «пастырем добрым», который не переставал болеть душой и глубоко скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от Матери-Церкви с ее спасительными правилами и установлениями.
Он явил собою обреченной, нечестивой России образ пророка Божия, проповедующего Истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию. Будучи сам, в своей личной жизни, живым примером кротости и смирения, незлобия и любви ко всякому человеку, св. Иоанн пламенно негодовал на все те вольнодумные либеральные течения, чрез кои безбожие и нечестие подкапывались под Православие и Россию. «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мiра Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству!...» так многократно и горячо взывал он к русским людям, безумно влекшим свое Отечество в погибель:
«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам и России!»
И в самый день рождения Государя Императора Николая Александровича 6-го мая 1907 года, хотя тогда и был период сравнительного затишья, грозно предрекал:
«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению!»
Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство русское ныне так разслабело, обезсилило, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля столько веков. Вот отчего Царство наше колеблется... Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мiра за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мiр прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мipa он совсем сделается трупом или дымящейся головней, которая совсем истлеет от последнего страшного всеобщего огня: «ибо земля и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда» (2 Петр. 3, 10-13).
Достопримечательно, что, говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, св. Иоанн всегда соединял с этим предречение о приближающейся кончине мipa, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде.
Вот как говорил он в своем слове 30 ноября 1906 года — в день памяти св. Апостола Андрея Первозванного:
«Современный мiр обуяло неверие, безбожие — он впал в слепоту, покорился зверским страстям плоти; люди возомнили о себе, как о богах, и отвергли Бога — погрузились во тьму и мерзость всяких беззаконий и погибают снова безобразной смертью. Нужен снова Искупитель, но Он придет уже не спасать, а судить изолгавшийся, и обезумевший от неверия мiр и — страшен будет суд Его хулителям Его».
В слове на Благовещение 25 марта 1906 года наш великий пастырь необыкновенно красочно изображает страшное нравственное разложение нашего русского общества, особенно бичуя нашу лживую печать, и грозит гибелью нашей Родине-России и Страшным Судом Божиим.
«Вера слову истины», так говорил он, «Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестою великою державою в мiре подлунном, в большинства изолгалась — для нея не стало ничего святаго и досточтимаго, кроме своего лукаваго пера, нередко пропитаннаго ядом клеветы и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся — учащим и самих учащих — подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует, — ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящия дела и судят о политике; все желают автономии; едва не всякий ребенок мнит быть автономом; даже средния и высшия духовно-учебныя заведения позабыли о своем назначении — быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; уже не говорю о том, что не стало у нея веры в Церковь, возродившей нас для Бога и небеснаго отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством, расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало, и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! — полно глумиться над Богом; полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мip и воздать каждому по делам. Теперь мы еще празднуем Благовещение Архангела, а может быть скоро услышим грозную весть: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща»...
В том же духе говорил св. Иоанн и в неделю Крестопоклонную 5 марта 1906 года:
«Как относятся наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели, учащаяся молодежь к святому и животворящему орудию нашего спасения — Кресту? Они не хотят чтить Креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя, значит, переучились, и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую; возгордились сатанинской гордостью и забыли Того, Кто, будучи Богом, «смирил Себе» ради нас «до смерти и смерти крестной» (Фил. 2, 8), чтобы дать нам образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избежит страшнаго праведнаго суда Его — вечнаго огня и ужаснаго тартара. Впрочем, недоучки и переучки не верят в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мiра, по которой будто бы произошло все само собой, верят бредням еретика Толстого и подобным ему безверов, коим нет числа, а не Богу Истинному, а потому живут и действуют так, как-будто никому не будут давать отчета и ответа в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти...
По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, — ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры (Апостасия), хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом или святынею...
«Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления котораго домогается известная публика) — и тогда откроется беззаконник (антихрист), котораго Господь Иисус убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите — за, что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие Истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду — а теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати и в жизни».
А вот поистине пророческие слова св. праведного Иоанна, в точности исполнившиеся, к несчастию, на наших глазах:
«В последнее время Русское Царство сделалось царством неслыханных и нечаянных ужасов — мятеж крамольников опустошает Русскую Землю, и «злодеи угрожают превратить престолы сильных» (Премудр. Сол. 5, 24), и на место их хотят возсесть сами...
Что же было бы с Россией, если бы эти «самодержцы» воцарились в России?
Не забудьте, что этими «самодержцами» стали бы и инородцы и иноверцы, враги России и веры Православной, которые намереваются лишить церкви исконнаго благолепия, небоподобнаго Богослужения, лишить их имуществ и свободы, и совсем закабалить и русских и веру их, а свои «веры» сделать господствующими»... (Слово 21 октября 1906 года).
Кто может сказать, что это не исполнилось? А почему? И на это отвечает наш Боговдохновенный пророк о. Иоанн:
«Безумны и жалки интеллигенты наши, утратившие по своему легкомыслию и недомыслию веру отцов своих, веру — эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и — отечество наше!» (там же).
Вот как обличал св. Иоанн нашу обезумевшую интеллигенцию, которая, потеряв веру, довела Россию до гибели:
«Тем именно и страдает ныне русское общество, что в нем нет веры во Христа, нет твердости веры и убеждений христианских, что оно помешано на всяких «свободах», превратно понятых, творит всякия несуразности, нелепости, и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно, по своей разнородности и разноверности и взаимной враждебности.
«Всепагубно правление многих; един да будет царь», говорит древний мудрец» (Слово 6 декабря 1906 года).
«Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древния царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие, за свои беззакония»... И предрекая надвигающуюся кару Божию, св. Иоанн по-отечески, правда, но все же смело обличал даже верховную нашу власть:
«Виновно и высшее правительство, потворствовавшее безпорядкам... безнаказанность в России в моде, ею щеголяют. А оттого непрестанныя у нас аварии с морскими и даже Императорскими судами... Везде измена, везде угрозы жизни и государственному имуществу.
Так и впредь будет при слабом управлении!
Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?!
Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов!»
Увы! не внял русский народ в целом этим грозным предостережениям посланного ему Пророка Божия, и разразилась над ним страшная кровавая катастрофа, в которой жестоко пострадали все классы и слои русского общества, в том числе и, в первую очередь, и те которые ее вызвали. Вся Русская Земля была залита потоками крови миллионов русских людей и реками слез осиротевших.
Да! «Бог поругаем не бывает!» (Ефес. 5, 7), и всякое беззаконие рано или поздно должно понести свое возмездие, по закону Высшей Божественной Правды.
Что же нам делать теперь?
И на это находим ясный ответ в словах нашего Пророка:
«Обратись к Богу. Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может» (Слово 8 сент. 1906 г.).
А вот и еще его призыв:
«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости, и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов!»
Слышите ли, русские люди, что говорит наш Пророк, в точности предрекший наше страшное несчастие? И то, что так изумительно точно исполнилось его предречение, должно убеждать нас в истинности всех его слов — в том, что нет другого пути спасения для России, кроме того, какой он нам указывает.
«Апостасия», или Отступление, по его словам, уже наступила и, если русский народ не принесет Богу искреннего покаяния, всем нам ничего другого не остается, как только ожидать появления Антихриста, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.
Итак, «скорее с покаянием к Богу!» зовет и ныне всех нас наш великий праведник и Пророк св. Иоанн.
к оглавлению