Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
“Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей”.
«Пятидесятницу празднуем...»
Такое великое обетование дал однажды Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни (Mатф. 16, 18). Но исполнил его только после Своей крестной смерти, преславного Воскресения из мертвых и Вознесения на небо — в великий день Пятидесятницы, когда Дух Святый в виде огненных языков, ниспосланный Им от Бога Отца, сошел на Его святых учеников и Апостолов. Тогда-то и явилось на земле «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1), или ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. Вот почему, по всей справедливости, некоторые и называют праздник Пятидесятницы, или день св. Троицы, поскольку вся Святая Троица принимала участие в этом великом событии, «днем рождения Церкви Христовой».
«Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» — торжественно и радостно поет в этот день св. Церковь, объясняя глубокий смысл и значение для нас происшедшего события. Только благодаря сошествию Духа Небеснаго мы увидели «свет истинный», «обрели веру истинную» и стали покланяться Святой Троице, все три лица Которой — Отец, Сын и Святый Дух принимали деятельное участие в деле нашего спасения от греха, проклятия и смерти — от власти диавола и вечных мук адских. Основанная Христом-Спасителем Церковь, приявшая, по благоволению Бога Отца, благодатные дары Святаго Духа, стала с тех пор сокровищницей этих благодатных даров и раздаятельницей их для всех уверовавших во Христа, как Сына Божия, и вступивших в лоно Его истинной Церкви — Церкви, не людьми основанной, но Им Самим, и не людям служащей, но Ему Единому, как Спасителю нашему и Богу.
Это — Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. неизменно хранящая Божественное учение Христово, без всяких человеческих искажений и измышлений — Церковь Православная, то есть правильно славящая Бога, как Он Сам нас научил и заповедал хранить это учение неповрежденным, общая за это пребывать с нами до скончания века (Mатф. 28, 20). И мы веруем и твердо знаем, что поскольку мы остаемся верны этому неповрежденному учению евангельской веры и благочестия, или жизни, согласной с этой верой, Господь Иисус Христос действительно незримо пребывает с нами и хранит Свою Церковь неодолимой вратами адовыми, несмотря на все тяжкие испытания и скорби, какие приходится претерпевать Ей от этого мiра, во зле лежащего, как Он Сам предупредил нас, сказав: «В мiре скорбни будете», но тут же изрек и утешение для нас в этих скорбях: «Но дерзайте, яко Аз победих мiр» (Ин. 16, 33).
Христос сказал: «Созижду Церковь Мою»... но не сказал: «церкви» во множественном числе. Следовательно, Он создал только одну Церковь, которая от Него и ведет свое происхождение, но не от людей. Эта Церковь одна и единственная, и ей именно дано великое обтование, что «врата адова не одолеют ей».
Христос не создавал всего этого обилия и разнообразия «церквей», существующих ныне на земле, как латинства, или римо-католицизма, протестантства, с его безчисленными разветвлениями — лютеранства, кальвинизма, реформатства, англиканства, пресвитерианства, баптизма, адвентизма и т. д. и т. д. Все это создано людьми, притом нередко в самое позднейшее время, начиная с 16-го века, а Христос создал только одну Церковь — Православную и хотел бы, чтобы все люди в полном единомыслии и единодушии принадлежали к ней, как Он Сам молился об этом в Своей Первосвященнической молитве Богу Отцу: «Да будут вси едино: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17, 21).
Где нет единомыслия и единодушия, там не может быть и единства — не может быть единой истинной Христовой Церкви.
В этом мы можем вполне убедиться, читая постоянные призывы Слова Божия к такому единомыслию и единодушию, как, например: «Будьте единомысленны» (Рим. 12, 16); «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филип. 2, 2) и много других мест.
И предрекая, что будут между христианами «разномыслия» (1 Кор. 11, 19), Слово Божие абсолютно нигде этих разномыслий не одобряет, а наоборот — сурово их порицает и осуждает, говоря: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римл. 16, 17-18).
И тот же святой Павел прямо и решительно говорит: «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат. 1, 8). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галат. 1, 9).
И какие могут быть «разногласия» или «разномыслия» у христиан, если только они — истинные христиане?
Ведь у всех у нас «Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4, 5-6), а потому мы должны стараться хранить «единство духа в союзе мира», ибо у нас «одно тело и один дух, как мы и призваны к одной надежде нашего звания» (Ефес. 4, 3-4).
Вот именно те, которые хотели «служить не Господу Иисусу Христу, а своему чреву», то есть низменным страстям своим, и внесли разномыслие и разногласие между христианами и разсекли нешвенный хитон Христовой Церкви, внесли безчисленные разделения и создали свои собственные организации, которым незаконно присвоили название «церквей».
Добрая, быть может, в начале сама по себе, идея так называемого «экуменизма», как стремление вернуть всех христиан к утраченному единству, вскоре же была совершенно опорочена, как только «экуменисты» перестали искать истинную Церковь Христову на земле, которую, по слову Христа-Спасителя, «врата адова не одолеют», и задались недоброй целью — создать какую-то новую, свою собственную «церковь», которая бы внешне и чисто-искусственно объединила бы всех со всеми их заблуждениями и отступлениями от Христовой Истины. Тем самым они возвели кощунственную клевету на Самого Основателя Истинной Церкви Господа Иисуса Христа, якобы не исполнившего Своего обетования о том, что созданной Им Церкви «врата адова не одолеют». Из их претензии создать свою новую «церковь» совершенно логично следует, что «врата адова» одолели Церковь, созданную Христом-Спасителем, почему они и должны создать какую-то новую «церковь».
Но для нас, верующих несомненно во Христа и убежденных в непреложности всех Его обетований, совершенно ясно, что эта создаваемая экуменистами новая «церковь» будет вовсе не «церковь», а лже-церковь Антихриста, поскольку они хотят противопоставить ее Истинной Церкви Христовой, которая существует и будет существовать до скончания века. Эта истинная Церковь и есть наша Православная Церковь, на которую теперь с особенным ожесточением нападают, желая уничтожить ее, слуги Антихриста, подготовляющие скорейшее воцарение его в этом мipе.
Эти слуги Антихриста ведут в настоящее время борьбу «не на жизнь, а на смерть» с Истинной Христовой Церковью не только со вне, но и изнутри, совращая и привлекая всеми средствами и способами на свою сторону священнослужителей и особенно иерархов, вплоть до самых высоких санов, которые, как предрек об этом еще св. Апостол Павел: «говорят превратно» (Деян. 20, 30), отступая от подлинного христианства, отвергая самую его сущность и даже безстрашно становясь на службу лютым врагам Христовым, дабы, в ущерб истинной вере и Церкви, выполнять их задания, направленные к искоренению веры и низвержению Церкви.
Вот почему мы стоим теперь пред лицом такого страшного факта, что далеко не все, что именует себя «православной церковью» есть действительно настоящая Православная Церковь, а не одна лишь лукавая подделка, афишировка, чтобы вводить в заблуждение наивных и доверчивых, не умеющих разбираться во всех современных лукавствах людей!
Истинная Церковь это есть сокровищница и раздаятельница благодати Духа Святаго — той Божественной благодати, без которой невозможно вечное спасение человека. Каков же главный признак, по которому мы можем отличить истинную Церковь от существующего в наши дни множества лже-церквей?
Дух Святый, сошедший на Апостолов в день Пятидесятницы, по словам Самого Господа Иисуса Христа, обещавшего еще на Тайной Вечери ниспослать Его, есть прежде всего «Дух Истины» и был послан ученикам Господа для того, чтобы «наставить их на всякую истину» (Ин. 16, 13), а потому и истинная Церковь Христова, сообщающая верующим благодать Святаго Духа, есть та, которая хранит, исповедует и проповедует Истину. Там же, где, вместо Истины провозглашается ложь, в догматическом ли учении или в нравственном или в смысле всякой неправды вообще, там, конечно, нет истинной Церкви, там нет и благодати Божией, спасающей человека, а только одна внешняя видимость, кощунственный обман.
О появлении такой безблагодатной лже-церкви на земле предрекал еще в прошлом столетии наш великий подвижник благочестия, ученый богослов и духовный наставник и писатель святитель Феофан Вышенский Затворник, когда писал:
«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступление истинное» (Толкование на 2-е послание к Солунянам, стр. 492).
Не видим ли мы уже теперь, в переживаемые нами страшные дни явно-ширящегося отступления от Христа, признаки такого поистине жуткого явления? И не только в так называемом «инославии», но и в самом Православии, от которого остается только одна ширма, одно название? Вспомним старую русскую поговорку: «Не все то золото, что блестит».
И пусть нас обвиняют в чем угодно, вплоть до какого-то якобы сектантства или раскола, мы нисколько не должны этим смущаться, ибо мы хотим сохранить верность Христу-Спасителю до конца и принадлежать к основанной Им истинной Церкви, в. которой только и можем обрести благодать Божию и чрез нее вечное спасение. Измышляемые лукавством людей, отступивших от Христа, лже-церкви или экуменическое объединение всех этих лже-церквей для нас не более, как безблагодатные сонмища, к которым мы, по своей христианской совести, принадлежать не можем и не хотим. А истинная Церковь Христова, не изменившая Христу, исповедующая и проповедующая одну чистую Истину без всякой примеси диавольской лжи останется неодолимой вратами ада и пребудет до скончания века сего и Второго Пришествия Христова, хотя бы число принадлежащих к ней и умалилось до чрезвычайности. Но ведь это так и должно быть, ибо Сам Христос назвал эту сохранившую Ему верность до конца истинную Церковь «малым стадом», сказав, что когда Он снова придет, то едва ли обрящет веру на земле» (Лк. 12, 32; Лк. 18, 8).
Отсюда ясно видно, что не в «большинстве» дело, а в хранении Истины, а кто будет гнаться за большинством, легко может потерять Истину, отступив от нее вместе с этим «большинством».
Неужели, кому-нибудь мало-мальски знающему учение нашей Святой Церкви, все это может быть не ясно?
Трудно поверить этому! Кто этого будто бы не понимает, тот, видимо, сознательно участвует в процессе Отступления от Христа и имеет задание и других вовлекать в этот процесс Отступления. Поэтому таких людей надо бояться, всячески сторониться и не иметь с ними никакого общения, так как поддерживающий с ними общение и даже только приветствующий их, по учению Слова Божия, «участвует в злых делах их» (2 Иоан. ст. 9-11).
«Имеющий уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 15).
к оглавлению