Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     71     72     73     74     75     76     77     78     79     80     ...  
к следующей страницек следующей странице


«Уголок Святой Руси».

Праздник Пятидесятницы, или Троицын-день, как его обычно называли у нас в народе, является престольным праздником Св. Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк. На этот праздник ежегодно стекается в монастырь множество богомольцев — обычно несколько сотен со всех концов Северной Америки, в последние годы особенно много из Канады, из Калифорнии, а нередко — даже из Южной Америки, из Европы, а бывало — и из Австралии и Новой Зеландии. И вот под впечатлением того, что они видели и слышали в монастыре, начиная с уставных богослужений и кончая всей бытовой обстановкой и общением с братией, они дали Св. Троицкому монастырю выразительное наименование — «Уголок Святой Руси», широко распространившееся по всему русскому зарубежью.

Это, конечно, весьма высокая похвала для монастыря, которая должна, однако, побуждать братию не гордиться ею, а всеми силами стараться быть достойными ее. Вместе с тем это название ясно указывает, в чем верующие русские люди, разсеянные ныне по всему свету, видят главную ценность Св. Троицкого монастыря.

В том, что в нем сохраняется дух, язык и традиции прежних русских монастырей, украшавших некогда нашу родину — Святую Русь. А Святая Русь это не мечта, не воображение, как почему-то думают некоторые недоброжелатели нашего православного отечества, и среди самих русских, которых можно назвать «непомнящими родства», и среди враждебно настроенных к нам иностранцев. Святая Русь была, жила и продолжает еще жить в душах многих русских людей, не отрекшихся от своего русского имени, от всего своего родного святорусского прошлого. И это вовсе не есть какой-то греховный «национализм» или какая-то «политика», неуместная в Церкви и религиозной жизни, как любят утверждать это некоторые современные лже-мудрецы, отвергающие право на существование Русской Церкви за пределами нашего порабощенного теперь лютыми богоборцами отечества. Нездоровый и действительно греховный национализм, называемый обыкновенно «шовинизмом», был всегда глубоко чужд душе каждого истинно-русского православного человека. Любовь к России, к русскому народу, к нашему многовековому историческому прошлому у нас самым тесным образом связана с любовью к истинно-христианской вере — к св. Православию, которое духовно воспитало русский народ и дало ему подлинно-великую православную русскую культуру, перед которой преклоняются лучшие, наиболее возвышенно-настроенные люди всего мiра. Русский человек еще от времен своего Просветителя св. равноапостольного Князя Владимира так глубоко воспринял сердцем св. православную веру, что для него «Православие» и «Русскость» стали как бы синонимами — однозначащими словами. И только неосторожное, чрезмерное сближение с давно-отпавшим от Православия Западом вызвало губительную трещину в сознании русского человека и, в конце концов, привело к той ужасной кровавой катастрофе, которая постигла Русскую Землю.

Разсеяние православных русских людей по всему свету, конечно, имеет и провиденциальное значение. Только теперь на Западе стали по-настоящему знакомиться с св. Православной Верой и Церковью от русских беженцев, не потерявших еще своей веры и не ушедших от своей Русской Церкви «на страну далече». И вот мы наблюдаем весьма отрадный факт принятия многими уже иностранцами и иноверцами св. православной веры. Но тут есть одна опасность, о которой всегда необходимо помнить и их предостерегать.

Главная добродетель православно-христианской веры есть смиренномудрие. И вот потому, чтобы стать православными по-настоящему, по духу, а не только формально, надо принимать Православие смиренно, а не с горделивым сознанием своей «хорошести», с превозношением достоинствами своего собственного «я», а наоборот — с сознанием своего ничтожества, своего глубокого убожества и искренним желанием учиться, чтобы стать не по имени только, а и по духу православным. Для этого надо глубоко проникнуться подлинным духом Православия — не модернизированного, не реформированного, а Православия истинного.

Это нелегко дается иностранцу, принимающему св. Православие, поскольку он родился, жил и воспитан в совсем иной обстановке, с иным духом, более или менее Православия чуждым. Вот почему такому принимающему св. Православие иностранцу весьма важно не только не пренебрегать почти тысячелетней православной русской культурой с ее языком и бытом, а наоборот всячески знакомиться и духовно сближаться с ней. Ведь у себя, оставаясь замкнутым в своей национальной среде и сторонясь православной культуры и православного быта, он Православию не научится и не сможет стать настоящим православным по духу, что самое важное, ибо Православие, это не одни лишь голые догматические истины, а дух и жизнь, как учил Сам Господь Иисус Христос о преподанном Им Своем Божественном учении (Иоан. 6, 63). Здесь весьма существенно отметить, какое сильное влияние в благотворном смысле может оказать русская культура: многие иностранцы, заинтересовавшиеся русской культурой и начавшие изучать ее, приходили чрез это изучение к Православию и нередко становились православными, да еще какими ревностными — даже более многих современных русских людей.

И наоборот: утративший свою «русскость» православный русский человек часто теряет и свое православие, легко изменяя ему и переходя в иные веры, а то и вовсе становится безверным, что нам весьма часто приходится наблюдать заграницей. Те, кто заграницей «обезличились», потеряли свое русское лицо, слившись с окружающей их средой, или совсем отпадают от Православной Церкви или сохраняют только чисто-формальную принадлежность к ней, становясь более или менее чуждыми св. православной вере, ее духу, ее вековым установлениям, обычаям и традициям.

Подобное же печальное явление мы видим здесь в США и у других православных, особенно у греков, состоящих в официальной церкви юрисдикции константинопольского патриарха, ставшего на путь всяческого модернизма, а потому легко теряющих дух подлинного Православия, который свято хранят греки, живущие у себя в своей родной стране. В храмах у них, вместо древних стасидий, мы видим длинные скамьи, перегораживающие все пространство внутри, с пением соединяется музыка, исполняемая на органе, и многое другое, что невольно коробит православную душу. Не анекдот, а действительный факт, пережитый одной русской семьей в одном таком греческом храме. Еще сравнительно молодые муж и жена, вынужденные поселиться в американском городе, где была только одна православная церковь — греческая, хотели Великим постом поисповедаться и причаститься св. Таин. Пошли в эту церковь. И что же? церковный сторож повел их к своему священнику, почему-то прямо через алтарь в его кабинет, примыкавший вплотную к алтарю. Жена смущалась, зная, что женщинам проходить через алтарь не разрешается, но он настоял на том, чтобы она прошла. Священника они застали в кабинете, сидящим в штатском костюме за столом и курящим папиросу. Когда он спросил их о цели их прихода и услышал, что они хотят исповедываться, он, продолжая сидеть в прежней позе и продолжая курить, небрежно сказал: «Ну, исповедуйтесь!» Они так растерялись, что не знали, как выйти из такого положения, и сказав, что придут в другой раз, буквально в ужасе бежали от такого странного духовника, который собирался так их исповедывать. И много чего другого, в подобном же роде, приходилось нам видеть и слышать, начиная с совершенно светского образа жизни, который ведут здесь духовные лица, и кончая устройством балов и вечеров с танцами в самом же помещении храма в полуподвальном этаже, обычно по субботам, вместо воскресного всенощного бдения.

Все эти и подобные им многочисленные явления указывают на полную утрату подлинного духа Православия у этих людей, утративших свою православную культуру и свой исконный исторический православный быт, тесно связанный с Православной верой и Церковью.

Вот почему нам, православным русским людям, так важно и необходимо, оказавшись заграницей, не терять своего национального русского лица, не порывать со своей тысячелетней православной русской культурой, не растворяться в окружающей нас иностранной среде, а бережно и любовно хранить свой родной православный быт, свои многовековые национальные обычаи и добрые традиции, если мы хотим остаться действительно православными, а не превратиться в каких-нибудь «епископалов восточного обряда», как остроумно и метко выражался наш покойный Владыка Архиепископ Виталий, заложивший Св. Владимирский Храм-Памятник, с той целью, чтобы он был маяком, указывающим всем русским людям их исторический святорусский путь жизни.

«Православная Русская Культура» и «Святая Русь» это — не пустые, ничего не значащие слова, а это именно то, что укрепляет нас, живущих в чуждой нам среде, и помогает хранить св. Православную Веру, завещанную нам нашим великим Просветителем св. равноапостольным Князем Владимиром.

Весьма характерно и то, что иностранцы, принимающие Православие, но в то же время чуждающиеся православной русской культуры, свысока смотрящие на нее и считающие, что им, как не-русским, можно пренебрегать ею, очень часто сбиваются с пути, начинают изобретать какое-то свое собственное «православие» и создают даже свои своеобразные «секты», в которых ничего православного, кроме названия, нет. Такие случаи нам хорошо известны.

В силу всех этих вышеуказанных фактов и соображений, нам чрезвычайно важно беречь наш Свято-Троицкий монастырь, именно как «уголок Святой Руси», ибо если он перестанет быть таковым, и от Православия в нем может постепенно ничего не остаться, и сделается он воистину «солью обуявшей», чего да не будет!

А опасность велика! Старшие братия, еще помнящие нашу прежнюю Святую Русь и носящие в себе более или менее дух православной русской культуры, стареют, дряхлеют и уходят в иной мiр, а смены очень мало, слишком недостаточно для того большого дела внутренней и внешней миссии, которую Св. Троицкий монастырь жертвенно и самоотверженно выполняет, помышляя отнюдь не о каких-либо своих личных интересах и выгодах, а исключительно о торжестве истинной веры и Церкви в современном Богоотступническом мiре — о торжестве Святого Православия, которому одному только наша братия преданно и беззаветно служит.

Вот в нынешний великий день нашего престольного праздника мы и обращаемся ко всем православным русским людям, которым дорога наша св. православная вера, с горячим призывом — вступать в ряды нашего духовного воинства, поборающего за Св. Православие, пополнять нашу братию, у кого действительно есть ревность о славе Божией, о Христе- Спасителе нашем и об истинной вере во Христа и добрая воля, самоотверженно, не ища «своих си», послужить нашей Святой Церкви — Церкви истинно-православной, среди всего этого ужасающего духовного мрака, все более и более окутывающего весь современный мiр.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     71     72     73     74     75     76     77     78     79     80     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2022 Церковь Иоанна Богослова