Монашеское делание
Сборник поучений Святых отцов и Подвижников Благочестия
к оглавлению
Борьба с тщеславиеми гордостью. Смиренномудрие
св. Феодор
Славолюбие... бывает... по причине неиспытания и неведения первого блага и истинной славы.
св. Нил Синайский
Тщеславный монах бесплатный работник несвт труд, а награды не получит.
бл. авва Фаласий.
Тщеславию свойственно действовать напоказ; а гордости уничижать других и гневаться.
св. Иоанн Лествичник.
Когда бес тщеславия видит, что подвижник
приобрел, хоть малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в мир, говоря:
“иди на спасение погибающих душ”.
св. Ефрем Сирин.
Если хочешь препобедить тщеславие, не люби
похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседания, ни предпочитания, а
напротив того, люби, чтобы порицали и безчестили, возводя на тебя ложь: и укоряй
сам себя, что ты грешнее всякого грешника.
свт. Григорий Палама.
Затем беспокоит ли тщеславный помысл? А ты
наедине и пред судом своей совести приведи себе на память Господень совет о сем
в Евангелии, говорящий: не ищи показывать себя превосходящим других;
добродетели, насколько имеешь, совершай втайне, имея в виду только Бога и будучи
видим только Им одним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
бл. авва Фаласий.
Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел, а
гордость прогоняется никого неуничижением.
св. Антоний Великий
Не надевай одежды, которою мог бы ты величаться и хвалиться.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Что в поведении братии не принято в общий обычай
и не делается всеми, то со всем старанием надо отклонять, как дело хвастливое, и
того, что может сделать нас заметными среди других и что, поелику мы одни то
делаем, может стяжать нам славу у людей, всячески избегать.
ев. Иоанн Лествичник
Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст
и люблепие бесчестия, средина отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а
кониц (если только есть конец в бездне) без смущения при других делать то, что
служит к безчестию.
Кто пленен гордостию, тому необходимо нужна
чрезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства к спасению
его безуспешны.
св. авва Дорофей
Смирения два, также как и две гордости. Первая
гордость есть та, когда кто укоряет брата, осуждает его и безчестит, как ничего
не значущего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не
постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, которая
гордится против Самого Бога и приписывает себе свои подвиги и добродетели, а не
Богу, как будто он сам собою совершил их, своим знанием и умом, а не помощию
Божиею. Из сего видеть можно, в чем состоят и два смирения. Первое смирение
состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее и по всему превосходнее
себя, или почитать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы свои
подвиги приписывать Богу. И это есть совершенное смирение Святых.
Сильная борьба страстей попущается за возношение
наше и за мнение о себе и о своем разуме, также и за уничижение других:
врачевство оным есть смирение, всегдашнее самоукорение.
св. авва Дорофей
Гордость же бывает мирская и монашеская.
Случается также, что иной и смиряется для славы.
Все сие относится к монашеской гордости.
св. Иоанн Лествичник
Где совершилось грехопадение, там прежде
водворилась гордость; ибо гордость есть предвестница падения.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Таков закон правды Божией, что кто нераскаянно
надымается гордостным превозношением сердца, тот предается на посрамление
гнуснейшей плотской срамоте, чтоб, будучи уничижен таким образом, он
восчувствовал, что если он оказывается теперь так оскверненным, то это потому,
что прежде не хотел сознать глубочайшей и важнейшей нечистоты от гордостного
превозношения, и чтоб, сознав это, возревновал очистить себя от той и другой
страсти.
св. Марк Подвижник
Праотцы наши владели домами, имели богатство,
имели жен, заботились о детях и вместе с
тем, по причине своего ненасытимого смиренномудрия, беседовали с Богом; а мы
удалились от мира, презрел богатство,
оставили домы и, думая, что пребываем с Богом, бываем поруганы бесами за возношение.
св. Иоанн Лествичник
Раздражительность есть знак великого возношения.
св. Варсонуфий и Иоанн
Безвременно сделать что-нибудь есть исполнение
своей воли, и происходит от кичливости.
св. Ефрем Сирин
Если хочешь препобедить гордость, что ни
делаешь, не говори, что делается сие собственными твоими трудами или
собственными твоими силами, но постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь
ли на голой земле, поешь ли псалмы или кладешь много поклонов, говори, что при
Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и не
моим старанием.
св. Иоанн Лествичник
Людям гордого нрава полезнее всего быть в
повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее и прочитывать
повествования о пагубных последствиях гордости и сверхъестественных уврачеваниях от оной.
св. авва Дорофей
Каждый молящийся Богу: “Господи, дай мне
смирение”, должен знать что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь
оскорбить его.
св. Серафим Саровский
Тот, кто считает себя повинным пред Богом и
покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и безчестие в
отношении себя со стороны других.
свт. Григорий Палама
Многие называют себя грешниками и говорят так и
в действительности таковы; но сердце-то испытывается безчестием.
св. Амвросий Оптинский
Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет.
св. Марк Подвижник
Если бы старались о смиренномудрии, то не было
бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами,
приключается нам за возношение наше.
Древний Патерик
Убегающий полезного искушения убегает жизни вечной. Кто даровал святому Стефану такую славу, какую он стяжал чрез побивших его камнями?
св. Варсонуфий и Иоанн
Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного;
ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому
что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце.
ее Ефрем Сирин
Все от Бога и благое и скорбное; но
одно по
благоволению,
другое по домостроительству,
третье по попущению. По
благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтоб живущие
добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в
прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не
обращаемся.
ст. Макарий Оптинский
Источник благости не может источать из себя
никаких других волн, кроме благостных; не понимая коих, человек часто ропщет на
Всеблагого.
св. Симеон Новый Богослов
Кто, будучи безчестим или досаждаем, сильно
болит от этого сердцем, о том ведомо да будет из сего, что он носит древнего
змия в недрах своих.
ст. Макарий Оптинский
Желающие себя исправить и побеждающиеся
страстьми, смотрительно искус сей приемлют, чтобы смиряли себя хотя невольно, и
сим благодать Божию к себе привлекали.
Из богословской диссертации
В истории Церкви имеется следующий рассказ. Одна
христианка попала на необитаемый остров и там пребывала 40 лет в подвигах
молитвы, поста и великих лишений. С приставшим к острову кораблем она вернулась
на материк. Найдя одного из великих старцев, она рассказала ему про свои
пустынные подвиги. Выслушав, старец спросил её:
А можешь ли ты принимать
поношения, как благовония?
Нет, отче, отвечала смущенная подвижница.
Тогда
ты еще ничего не приобрела за все 40 лет твоих подвигов.
сх. стиархимандрит Гавриил
Скорби же и напасти о. Тихон (Гавриил) переносил
не только с терпением о Христе, но и с обильной пользой для себя. Внимая себе,
он ясно научился видеть, что человек ничто, и в борьбе с пороками и страстями
бывает победителем лишь настолько, насколько смиряет себя и приемлет помощь от
Бога. Да и относительно скорбен он воспитал взгляд, что они бывают посылаемы
людям, когда им грозит падение от разленения плоти или духа или от разнежения.
Поэтому он мужественно переносил все испытания и уже сознательно смирялся перед
Богом по чистой бескорыстной любви к Нему, ибо на опыте познал, что только
“Дух животворит” (Ин. 6,63).
Древний Патерик
Блаженный архиепископ Феофил пришел некогда на
гору Нитрийскую. К нему пришел и авва горы. Архиепископ говорит ему:
Что нашел
ты, отче, лучшего на пути сем? Старец отвечает ему:
Постоянно обвинять и
осуждать себя. Архиепископ говорит ему:
Действительно нет другого пути, кроме
сего. Старец был спрошен:
Как некоторые говорят, что
мы видим видения ангелов? Старец отвечал:
Блажен тот, кто всегда видит грехи
свои.
св. Симеон Новый Богослов
Глубина смирения сей спасительной жертвы должна быть измеряема мерою грехов.
игумен Никон
Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее всех человеков.
cв. Варсонуфий и Иоанн
Если станешь непрестанно осуждать себя самого,
то сердце твое сокрушится и обратится к покаянию.
Будем всегда обвинять самих себя: в этом и
состоит победа. И для решимости удалиться в пустыню, как сказали Отцы, есть три
условия, которые если кто соблюдет, то может жить и между людьми, и в пустынях,
и куда ни пойдет, а именно:
укорять себя,
оставить волю свою позади себя,
и почитать себя ниже всей твари.
Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека.
Вменять себя ни во что, значит ни с кем не
сравнивать себя и не говорить о (своем) добром деле.
Смирение состоит в том, чтобы считать себя
землею и пеплом на деле, а не на словах только и чтобы говорить: кто я такой? И
кто считает меня за что-либо? Я ни с кем не имею дела.
св. Никита Стифат
Смирение состоит не в наклонении выи, или в
распущении волос, или в одеянии неопрятном и бедном, в чем многие поставляют всю
суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа, как сказал Давид:
“дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь,
Боже (Пс. 50, 19).
св. Антоний Великий
Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах.
игумен Никон
Если человек не видит своих грехов, это не
значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и
в слепоте духовной. Через самооправдание мы
лишаем себя возможности к росту духовному.
Нужно свои падения и свою ветхость использовать
как средство для приобретения смирения. Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически познает свою порчу, свое
безсилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побежденный
грехами, он наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадает к
Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии
самому победить грех и будет умолять Господа:
“Боже, если хочешь можешь меня
очистить (как говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать...
Господи,
научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою”. Тут человек
познает и великое милосердие Божие к падшему
человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него
грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает
бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что “близ Господь к
сокрушенным сердцем”, что Он воистину врач душ наших, и прочее и прочее. И таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная премудрость Божия, как и во всем, во всем.
С гордостью человек не может спастись. При
наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным
падением, подобно демонам. Поэтому в течение
всей жизни Господь дает человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих
страстишек и раб диавола. Вот почему до смерти Господь не позволяет вырвать
плевелы, чтобы не повредить пшеницы. Это значит, что человек без недостатков с
одними положительными качествами обязательно возгордился бы. Если теперь с
малыми добродетелями мы находим возможность гордиться, то что же было бы, если
бы для нас еще здесь открылась вся слава
обоженной души? Даже апостол Павел нуждался в отрицательной помощи
ангела-сатанина, пакости дающего, дабы не превознестись. О нас же и говорить
нечего.
свт. Григорий Палама
Итак, в этом оказывается Божия премудрость и
сила: победить через немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез
бедность.
св. Максим Исповедник
То, чтобы себя самого считать причиною искушения
есть свойство долготерпения. А может быть, и в самом деле так есть (то есть что
причина в нас). Ибо много из случающегося с нами случается в научение нас, или
во очищение прошедших грехов, или в исправление настоящего нерадения, или в
предотвращение будущих падений.
игумен Никон
Правильно идущий путем духовным, начинает видеть
в себе больше и больше грехов, пока наконец
духовным зрением увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует
всем сердцем, что он грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя
Божие, и только как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной
взывает: Боже, милостив буди мне грешному. Находясь долгое время в таком
душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел
мытарь. Если же человек считает себе хорошим, и отдельные, даже тяжкие грехи
случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние
обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват то это устроение есть
ложное, это состояние явной или скрытой прелести, от чего да избавит всех нас
Господь.
Все дурное, все страсти, все бесовские козни,
все скорби и страдания все побеждается смирением. А проявляется смирение тем,
что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу:
“Достойное по делом нашим приемлем помяни мя Господи во Царствии Твоем”. Вот
если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа,
ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном.
Если же хоть пороптали на кого, то надо еще более смиряться и сказать:
Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь меня спасти. Если хочешь, можешь меня очистить”, сказал потерявший
всякую другую надежду исцеления прокаженный и тогда услышал от Господа: “Хочу,
очистись”, и Господь, прикоснувшись к нему, исцелил его. Так и мы, до глубины души поняв свое бессилие и нищету духовную,
обратимся к Господу, к Единственному Спасителю нашему и из сердца сокрушенною
скажем Ему: "Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти", и получим
ответ от Распявшегося за нас Господа: “хочу, очистись”. Ответ этот ясно
услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной
жизни, как и разбойник без ропота висел еще на кресте до вечера в ужасных
муках.
“Правильного или неправильного обличения
отвергающийся, своего спасения отвергается”. У кого отверзается зрение для
видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души,
которая постоянно источает всякие грехи, больше того даже добрые дела и те
пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится
на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он
“естественно” (а не искусственными приемами) смирится, и “естественно”
перестанет осуждать других и оскорбляться на обиды. Он только видит и в других
такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастью. Тогда
перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе судить, ибо все
находятся в падении, с одной стороны, а с другой “лживы мерила человеческие”,
как бы ни старались быть объективными. Как может тогда человек оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться,
если кто обвинит его в том, в чем как будто
он не виноват, когда мы имеем без числа
самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию,
покрывающему наши грехи.
Все люди вмеют неоплатный долг пред Богом.
Никакие подвиги не могут оплатить долга, Сам Господь говорит, что если сотворите
(все повеленкое вам, то есть все заповеди) считайте себе рабами непотребными,
которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы,
постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не
искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги не несли. Всегда мы рабы
неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и “включает” в Царствие
Божие.
Вот почему искание высоких духовных состояний
запрещено святыми отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен
сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет
само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь. Если в подвижнике
нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, такой
подвижник обязательно находится в прелести.
Явный грешник скорее может смириться и прийти к
Богу и спастись, чем наружные праведники.
св. Исаак Сирин
Ходи пред Ботом в простоте, а не в мудровании
ума. За простотою следует вера: а за утонченностью и изворотливостью мудрования
самомнение; за самомнением же удаление от Бога.
Из летописи Серафима-Дивеевского монастыря
А по соседству обязанности келейного исправлял
иногда брат Павел. Старец (св. Серафим Саровский) отличал его доверием и
говаривал: Брат Павел за простоту своего сердца без труда войдет в Царствие
Божие: он никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает
собственные грехи и свое ничтожество.
св. Иоанн Лествичник
Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по
мере смирения.
св. Исаак Сирин
Смиренномудрый никогда не останавливается
посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул, не обращает
внимания на слова, беседы, клики и рассеяние чувств, ему желательно не то, чтоб
иметь у себя многое и быть в непрестанных делах, но чтобы во всякое время быть
свободным, не иметь забот, чтобы помыслы его не исходили вне его. Ибо уверен он,
что если вдастся во многое, то не возможет пребыть без смущения помыслов; потому
что при многих делах бывает много забот и сборище помыслов многосложных; а чрез
это отверзается дверь страстям, удаляется тишина рассудительности и заключается
дверь мира. Поэтому смиренномудрый охраняет себя от всего многого; и чрез это
во всякое время бывает в тишине, в покое, в
мире, в скромности, в благоговении.
св. Григорий Синаит
Первое из всех руководств к смирению есть
молчание, из которого рождается смиренное о себе думание.
Древний Патерик
Старец сказал: Если приобретешь молчание, то
не считай себя совершившим добродетель, но говори: Я недостоин и говорить.
св. Исаак Сирин
Странническая жизнь, нищета и пребывание в
уединении вот от чего рождается смирение и очищается сердце.
Древний Патерик
Сказал еще авва Пимен: душа ничем так не
смиряется, как если кто будет воздержным в пище.
св. Антоний Великий
Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в
сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ее.
св. авва Исайя
Если, совершая службы свои (молитвенные
последования), совершаешь их в смиренномудрии, как недостойный, то они приятны
Богу; если же при сем взойдет на сердце твое и помянешь, как другой (в эту пору)
спит или нерадит (о сем деле), то труд твой безплоден.
св. Иоанн Лествичник
Кто слаб телом и наделал много тяжких
беззаконий, тот да шествует путем смирения и родственных с ним добродетелей; ибо
иного спасения не найти ему.
свт. Феофан Затворник
Были люди, которые одним смирением без подвигов
спаслись; а без смирения никто не спасался и не спасвтся.
св. Амвросий Оптинский
В ошибках же каяться и смиряться, но не
смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано, и никому не приносит
пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но в сущности
составляет только душевный бред.
игумен Никон
Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния это
не признак смирения, а гордости.
свт. Феофан Затворник
Когда есть смущение в душе, чего бы оно ни
касалось, не верьте душе в ту пору: все врет, что ни говорит.
св. Варсонуфий и Иоанн
Помыслу же, который хвалит тебя за что-нибудь,
говори: плавающие в море и во время тишины
не забывают, что они находятся еще в пучине, но всегда ожидают бури, опасностей
и потопления; случившаяся же на краткое время тишина не приносит им полной
пользы, потому что они считают себя безопасными лишь тогда, когда придут в
пристань. (Случалось же) со многими и то, что и при самом входе в пристань
корабль их утопал.
Чрез сохранение совести в отношении к ближнему
рождается смиренномудрие.
Никогда не должно предпочитать свою волю воле
брата своего.
св. авва Исайя
Щадение (небиение, неуязвление) совести ближнего
рождает смиренномудрие.
ст. Макарий Оптинский
Ближних видеть лучшими себя; ни в чем их не
укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать, как посланные от Бога ко
уврачеванию наших душевных болезней.
свт. Феофан Затворник
Лучше всячески воздерживаться и от суждений,
чтоб не попасть в осуждение, то есть не ходить около огня и сажи, чтоб не
ожечься и не очерниться. Скорее переходить надо на осуждение и укорение себя.
св. Антоний Великий
Никому ни по какой причине не выставляй на вид
каких-либо его недостатков.
Никому не ставь в укор его немощей. Не осуждай никого из смертных, чтоб
Бог не возгнушался молитвами твоими.
св. Исаак Сирин
Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей.
св. авва Дорофей
Иное дело злословить, а иное осуждать или
уничижать. Злословить, значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил,
или погневался, или другое что недоброе сделал. Вот такой позлословил брата, то
есть сказал страстно о его согрешении. А осуждать, значит сказать: такой-то
лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес
приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а
это тяжкое прегрешение.
Иногда мы не только осуждаем, но и уничижаем
ближнего; ибо иное есть осуждать и иное уничижать. Уничижение есть то, когда
человек не только осуждает, но и презирает другого, гнушается им и отвращается
от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо
пагубнее.
св. Иоанн Лествичник
Судить есть бесстыдное похищение сана Божия; а
осуждать есть погубление души своей.
св. Варсонуфий и Иоанн
Вопрос брата :
Терплю оскорбление от некоего:
что мне делать? Ответ старца
Делай ему добро.
св. Максим Исповедник
Когда уразумеешь, что как ты искушаем бываешь,
так и брат твой искушается; то искушаемому брату прощай, а искушающему диаволу,
желающему ввести тебя в ненависть к брату искушаемому, противостой, не
поддаваясь его козням.
игумен Никон
Ведь в больницах не осуждают друг друга за ту
или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями грехами.
Древний Патерик
Брат спросил старца, говоря:
Что есть
смиренномудрие? Старец отвечает ему:
То, чтобы ты благодарил делающему тебе
зло. И брат говорит:
А если кто не достигнет в эту меру, что сделает?
Пусть
бежит, избравши молчание.
св. Варсонуфий и Иоанн
Люби особенно искушающих тебя. Если вникнешь, то
найдешь, что они-то и приводят нас в преспеяние.
Со смущением ничего не говори, потому что зло
добра не рождает. Но потерпи, пока по мысл
твой успокоится, и тогда скажешь мирно. Все делающееся со смущением и
беспокойством и излишнее проистекает от демонов.
игумен Никон
Уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало
(потом выиграете много раз больше).
св. Антоний Великий
Во всем поведении своем и взаимообращении с
другими усвой себе приемы бедного нищего.
св. Исаак Сирин
Все дни жизни своей, куда бы ты ни пришел,
почитай себя странником, чтоб быть тебе в состоянии избавиться от вреда,
порождаемого вольностью в обращении.
св. Варсонуфий и Иоанн
Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу
в обращении, которая губит души усвоивших ее.
Древний Патерик
Рассказывал авва Лот: Был я однажды в келье
аввы Агафона; тогда пришел к нему брат и сказал:
Я хочу жить с братиями, скажи
мне, как жить с ними? Старец отвечал ему:
Как в первый день, когда придешь к
ним, так и во все дни твои веди себя пред ними, как странник, и не будь вольным
в обращении. Подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в
келье.
св. Антоний Великий
Приучи язык свой говорить: прости мне, и
придет к тебе смирение.
св. авва Исайя
Как недостойный и идиот всегда молчи, да и
вообще не говори без нужды.
ст. Симеон Благоговейный
С сокрушенным сердцем припадай к ногам всей
братии, как ничтожный, безвестный и совсем будто не сущий.
св. Антоний Великий
Бойся сделаться известным по какому-либо из дел
своих.
св. авва Исайя
Не желай быть другом славных мира сего, чтобы
слава Божия не оскудела от тебя.
Монах смиренномудрый и добродетельный таит свои
добродетели, как богач сокровища.
св. Симеон Новый Богослов
Смотри, не разори своего дома, желая построить
дом ближнего.
св. Варсонуфий и Иоанн
Если видишь кого утопающего в реке, не подавай
ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собою, и ты не утонул бы вместе с ним;
но подай ему жезл свой, и тогда, если возможешь извлечь его хорошо; если же
нет, то оставь в руках его жезл свой, и ты спасешься. Бог не требует, чтобы ты сверх силы своей делал добро ближнему.
св. Антоний Великий
Твердо знайте, что ни преуспеть, ни возрасти и
сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не
будете, если не будете повиноваться отцам вашим.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Господь никому не открывает пути к совершенству,
кроме руководимых к оному духовными Отцами.
св. Григорий Синаит
Невозможно кому-либо самому научиться художеству
добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом, как учителем. Ибо самому
по себе, а не по совету преуспевших действовать самомнение наводит или лучше
порождает. Если Сын ничего от Себя не творит, но как научил Его Отец, тако
творит (Ин. 5,1920), и Дух будет говорить не от Себя (Ин. 16, 13): то кто
помыслить может, что достиг такой высоты
добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве?
св. Антоний Великий
Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в
опытности старца и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать
его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с
Словом Божиим.
св авва Дорофей
Отцы говорят, что в духовной жизни, пребывать в
келлии есть половина и посещать Старцев также половина.
Древний Патерик
Старец сказал: живущий в послушании духовного
отца имеет награду большую того, кто живет в пустыне, уединившись.
св. Варсонуфий и Иоанн
Если бы не молитвы Отцов, то ты не мог бы и
одного года пробыть в монастыре, разумея это о монашестве.
cв. авва Дорофей
Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не
имеющих наставника в пути Божием.
св. Нил Синайский
Лютуют демоны на тех братии, которые отличаются
повиновением своему авве, и скрежещут на них зубами, потому что с повиновением
они сопрягли и безпопечительное отречение от мира.
св. Феодор Студит
Знаете, как много засад у диавола и как
хитросплетенны свти его, и что никто не избавится от них иначе, как чрез
исповедание помыслов и желаний, с верою к руководителю своему, сопровождаемою
смирением и послушанием.
св. авва Дорофей
Враг любит полагающихся на свой разум; потому
что они помогают ему, и сами себе строят козни. Я не знаю другого падения
монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того или
от того падает человек; а я не знаю другого падения, кроме того, когда человек
следует сам себе. Увидишь ли падшего, знай, что он последовал самому себе. Нет
ничего опаснее, нет ничего гибельнее сего.
св. Антоний Великий
Монах, если можно, должен спрашивать старцев о
всяком шаге, который делает в келлии своей, и о всякой капле воды, какую
выпивает.
св. Варсонуфий и Иоанн
Не делать ничего без вопрошения и совета.
Кто помышляет делать что-либо хорошее от себя, а
не спрашиваясь у Отцов, тот не следует закону и ничего не сделал законно. А кто
делает с вопросом, тот исполняет Закон и Пророков; ибо вопрощать есть знак
смирения.
св. авва Дорофей
О тех, которые открывают свои помышления и
поступки и делают все с советом, говорит Премудрый: “спасение есть во мнозе
совете”. Не говорит: “в совете многих”, чтоб с каждым совещаться, но что
должно совещаться обо всем, конечно с тем, к кому имеет доверие, и не так, чтоб
одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться;
такому и есть верное спасение “во мнозе совете”.
св. Антоний Великий
Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не
приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Не молчать о своих помыслах; ибо скрывающий свои
помыслы пребывает неисцелен.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Ничто столько не радует бесов, как утаивание
своих помыслов от духовных Отцов своих.
ст. Симеон Благоговейный
Каждодневно должно исповедовать всякий помысл
духовному отцу своему, и что он будет говорить тебе, принимать то как из уст
Божиих с полным убеждением (в истине того непреложной); другому же никому не
передавать, что-де спросил я отца моего о том-то и том-то, и он ответил мне то и
то; и тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это, и что мне делать
во уврачевание себя? Потому что это суть слова неверия отцу своему и пагубны для
души. Это наиболее случается обычно с новоначальными.
св. Серафим Саровский
Первое помышление, являющееся в душе моей, я
считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а
только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи,
когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом, в таких случаях всегда делаются ошибки.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Кто истинный ученик, тот пребывает послушным
своему Авве во всем до смерти, и все, что ни делает его Авва, он обращает себе в
назидание, не смея рассуждать о повелеваемом ему или сказать: зачем это? Для
чего это? Иначе он был бы не учеником Аввы, но судиею.
Ты должен слушаться во всем, хотя бы тебе и
казалось, что дело будет не безгрешно. Авва, который назначает тебе оное,
понесвт и грех твой, ибо с него взыщется ответ за тебя.
Не должно без повеления ходить куда бы то ни
было; потому что то, что мы делаем по своим помыслам, неугодно Богу. А когда по
повелению идешь, тогда в том, что исполняешь повеление пославшего, заключается и
молитва и угождение Богу, Который сказал: “Я сошел с небес не для того, чтобы
творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Ин. 6,38).
св. Симеон Новый Богослов
Кто верует, что в руке пастыря его находится его
жизнь и смерть, тот никогда не воспротиворечит.
св. Варсонуфий и Иоанн
Когда не можешь вопросить онаго Старца, то
надобно трижды помолиться о всяком деле, и после сего смотреть, куда
преклоняется сердце, хотя на волос, так и поступить; ибо извещение бывает
заметно и всячески понятно сердцу.
свт. Феофан Затворник
То только послушание и действует плодотворно на
образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим
соображениям. Если что делается по влечению сердца, какое тут послушание? Тут
своя воля и свой вкус. Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не
смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать
благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда
послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на Свое попечение
слушающегося, и блюдет его.
св. Варсонуфий и Иоанн
Потрудись во всем отсекать свою волю, ибо это
вменяется человеку в жертву.
Отсечение своей воли есть кровопролитие.
св. Феодор еп. Едесский
Наблюдая за иноками, видели мы ясно и
затвердили, что на подвизающихся в послушании отцам сильно злобствуют враги
нашей жизни, бесы, скрежеща на них зубами своими и всякие против них злоумышляя
козни. И чего они не делают, чего не внушают, чтоб отторгнуть их от отеческих
недр? Выставляют предлоги к непослушанию, будто благословные, устрояют
неудовольствия, возбуждают неприязнь к отцу, его наставления представляют
обличениями, а обличения как стрелы изощренные вонзают в сердце.
ст. Симеон Благоговейный
Тoму духовнику, которому исповедался ты вначале,
старайся пребыть верующим несомненно до самой смерти своей. Ибо если ты презришь
его и перейдешь к другому, то подпадешь многим искушениям, начнешь таким же
образом осуждать и всех других, и сам себе угладишь путь в пагубу.
св. Иоанн Лествичник
Благоразумный послушник, если и мертвых будет
воскрешать, и дарование слез получит; и избавления от браней достигнет, всегда
думает, что это совершает молитва отца его духовного.
Добротолюбие
Терпение. Оно столько нужно подвижнику, что коль
скоро его нет, то и сам он никакой цены не имеет. Так хвалили братия святому
Антонию одного монаха. Когда монах сей пришел, святой Антоний захотел испытать
его, перенесвт ли он оскорбление и, увидев, что не переносит, сказал ему:
Ты
похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками.
бл. авва Фаласий
Терпение есть трудолюбие души.
св. Антоний Великий
Все хотящие быть принятыми в первый чин, не
иначе могут этого достигнуть, как смирением; так как вначале то, что свергло с
неба, было движение гордости. Итак, если не будет в человеке крайнего смирения,
смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душею и телом, то он Царствия
Божия не наследует.
св. Варсонуфий и Иоанн
Смирение же есть сокращенное спасение, ибо
сказано: смярихся и спас меня Господь” (Пс. 114, 5).
смирение является колесницей восшествия к Богу.
игумен Никон
Так без смирения всуе все добродетели человека.
(Без него, то есть без смирения, в душу войдет гордость, а с нею семь бесов, то
есть все страсти). При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом, человеку
станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека
гордостью. Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню,
равносильно победить весь грех.
Мерою духовного роста человека является его
смирение. Чем выше духом человек, тем он смирнее. И наоборот, чем смирнее, тем
выше.
св. авва Дорофей
Душа, когда смиряется, тогда приносит плод, и
чем более приносит плода, тем более смиряется. Он того Святые, чем более
приближаются к Богу, тем более видят себя грешными.
ст. Макарий Оптинский
Смиряться и познавать брань сопротивного.
Древний Патерик
Еще сказал авва Антоний (Великий):
Я видел все
сeти диавола, распростертые на земли, и, вздохнувши, сказал:
Кто же обходит
их? И услышал голос, говорящий:
Смиренномудрие.
Во всех случаях будем прибегать к смирению, ибо
смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Очевидно же, что
находящемуся на высоте удобно падать.
Прежде всего смирись пред Богом.
св. Григорий Синаит
Два есть смирения, как говорят святые отцы:
почитать себя низшими всех и Богу приписывать добрые дела свои. Первое есть
начало, второе конец.
св. Исаак Сирин
В смиренномудром никогда не бывает поспешности,
торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он
в покое. Ничего такого нет, что могло бы его изумить, привести в ужас, потому
что ни в печалях не ужасается он и не изменяется, ни в веселии не приходит в
удивление. Но все его веселие и радование в том, что угодно Владыке его.
св. Никита Стифат
Ино смиреннословие, ино смирение и ино
смиренномудрие. Смиреннословие и смирение проявляются подвизающимися во всяком
злострадании (в произвольных лишениях) и во внешних трудах добродетели, так как
они все обращаемы бывают на делания и занятия телесные, почему при них душа, не
всегда бывая в твердом благонастроении, при встрече искушения, смущается. А
смиренномудрие, дело некое сущи божественное и великое, бывает в одних тех, кои
наитием Утешителя переступили уже средину, то есть далеко прошли вперед
кратчайшим путем добродетели, посредством всякого смирения.
Когда придет к тебе глубокое смиреннословие,
тогда высокоречие отойдет от тебя. Когда смирение вкоренится в глубине сердца
твоего, тогда и смиреннословие всякое отпадет от тебя. Когда свыше обогатишься
смиренномудрием, тогда и внешнее смирение и смиреннословие языка упразднятся в
тебе, по слову Апостола Павла: “когда же настанет совершенное, тогда то, что
отчасти, прекратится” (1 Кор. 13, 10).
свт. Игнатий Брянчанинов
Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный
всецело из Евангелия, от Христа.
св. Исаак Сирин
Смиренномудрый не смеет и Богу помолиться или
просить чего-либо и не знает, о чем молиться: но только молчит всеми своими
чувствами, ожидая одной милости и того изволения, какое изыдет о нем от лица
достопокланяемого Величия.
св. Иоанн Кронштадтский
Во всем, что существует и происходит, Господь
полновластный Хозяин.
к оглавлению