Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци

Книга скорбных песнопений

(перевод Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян)




к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     61     62     63     64     65     66     67     68     69     70     ...  
к следующей страницек следующей странице


Глава 61



Слово к Богу из глубин сердца



1

Как употребить мне все те речения псалма,
Кои, как укоризна и как проклятие,
Вечно [противостоят] мне?
Как же воспевать их, не переставая, на арфе своей?
Ибо, воистину, как уподобить могу я
Сияние Сего Блаженного – себе, осужденному,
Говоря вместе с Ним:
«Сердце развращенное не придет ко мне»?
Как пересказать мне
Следующие после этого грозные стихи,
Кои так верно отражают жизнь законоведца,
Воина, царя и светского повелителя,
[Занятия], кои были крайне угодны и [жителям] небесным,
Как, пересказав, не отчаяться в жизни
Мне, проповедующему Евангелие, и ученику новых [законов],
Не причастному вовсе к благим порядкам?
Как, в согласии с праведником справедливым,
Вооружиться мне, как речено в притче,
Против грешников, чтобы быть готовым
С раннего утра смерти их предать,
Коли члены тела своего я и розгами не проучил?
Как присоединиться мне к доблести [Давида] великого,
Дабы истребить нечестивцев града Господня,
Коль не уничтожил сам я изъяна, проросшего в душе у меня?
Как же я солгу тому, кто знает и сокровенное,
[Говоря], мол, «И пепел я, словно хлеб, поел»,
Коль не прибавил я [даже] мутной капли волнений моих.
К чистым родникам слез [псалмо] певца,
Как скажу я с ним, что питье свое я со слезами смешал,
Слезами своими омочил я постель свою?
Какие [грехи] мне себе приписать, мне, умершему в грехах,
Когда боголюбец [Давид] от всего сердца
Прегрешения предков своими почел?
Мол: «Согрешили мы вместе с отцами нашими,
Стали грешниками и преступниками...»
И так доходит до конца псалма;
Что воистину [сказано]
Скорей обо мне, нежели об Израиле.
Как дерзну причислить себя ко благим,
Коли не прибег я к тем средствам и снадобьям целебным,
Кои почитаемы родом человеческим:
Отвращение к пище, дабы до смерти голодать,
Частое умерщвление плоти, дабы изнурить душу,
Согласно избранным верой язычников и иудеев
[Канонам] своеобычным.
Как же правда моя пребудет вовеки,
Коль я вовсе ничего еще не совершил?

2

И дабы не наскучить замедленной речью,
Я постараюсь здесь ее сократить.
Что могу сказать я взамен слов,
Напетых боговдохновенным голосом псалмопевца Давида,
Который сказал, мол: «Всем сердцем своим ищу я Тебя»?
Как же вместе с ним нечто большее могу я сказать,
Мол: «От всякого злого пути удерживаю я ноги свои»?
Как со сказанным вместе и сие вознести,
Мол: «В сердце своем сокрыл я Слово Твое,
Чтобы не грешить перед Тобою»?
Как вместе с сонмом святых
Суетность мою выдать за свершения,
Мол: «Из заветов Твоих я уразумел
И возненавидел все дурные пути»?
Как смиренного праведность с ложью моей,
С постоянным клятвопреступлением моим совместить?
Обещая с преданным вместе: «Я клялся хранить
Праведные суды Твои и исполню»?
Зачем повторять мне, как ангелу смерти,
Заветные слова кары роковой,
Мол: «Далеко от нечестивых спасение»?
Как мне, кто воистину зол,
Причислить себя к праведникам тем,
Коим те блага воздаются от Господа,
Извращая слова этого стиха,
Мол: «Господь благотворит к тем, кто праведен сердцем»?
Как приписать мне себе, прегрешившему,
Краткое воздаяние беспристрастное.
Мол: «Совращающегося насильно берут с собой
Те, кто творит беззаконие»?
Как приложить мне богоносного славу
К себе, опозоренному, повторяя [слова] его,
Мол: «Господи, не возносилось сердце мое
И не возрадовались очи мои» –
И все, о чем затем рассказывается там?
Ужели слово, что неизреченней плоти,
Почитать поощрением мне, отчаявшемуся?
Мне, кладу геенны, говорить вместе с тем,
Кто был освящен Божественным Духом,
Мол: «С начала же Ты видел, что нет коварства на устах моих»,
С первых слов предвоспевая псалму
И до полного завершения речи моей?
Как же, согласный с сообществом людей дурных,
Я, муж смерти и сын погибели,
Скажу [устами] благодатного: «Мне ли не возненавидеть
Ненавидящих Тебя, Господи?» –
И следующее за этим в том же порядке?
Как по великому доверию [Давидову],
К радости (сего] мужа великого,
О душа моя, вселенной печаль,
Тебя, неискушенную, мне возвеличить?
Представить ли Тебя вместе с [душою Давида] увенчанного,
Мол: «Испытай меня, Боже, и посмотри,
Есть ли нечестие в руках моих» –
И остальное, следующее за этим,
Как я сам, будучи [грешником],
Стану молиться о жизни других,
Присоединив голос свой к тем, кто уповает на Бога:
«Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого и от человека дурного...»?
Как осмелиться мне вместе с [Давидом) прославленным
Богу молиться, мол: «Ты – надежда моя и участь моя на земле живых»?
Как я, словно сподвижник ристателя, поднося венец победы царю,
Стану возносить несравненную мольбу-молитву,
Мол: «Будут мне служить праведники Твои, когда Ты воздашь мне»?

3

Достоин хвалы смысл духовный [псалма]
И повторяет деяния Господни –
Когда поучал тот искусителя, –
Где, пренебрегши всеми, он выбирает
Одну [лишь] первопричину бытия,
Сказавши, мол: «Блажен народ,
У которого Господь есть Бог».
Велика и возвышенна Благодать сия,
Прозорлива смелость, блаженства исполненная,
[Когда говорит он], мол:
«Святые Твои да прославят Тебя».
Вожделенно также свойство
Стремления к духовной сопричастности:
Уповать на Бога и в том твердо стоять,
Ликуя словами псалма,
Мол: «Господь исполняет волю боящихся Его».
И завершает речи свои
Горестными и радостными [словами],
Сообщая, мол: «Хранит Господь всех любящих Его,
А всех нечестивых истребит Господь»,
И в завершающей главе псалтыря – книге напевов,
Как бы показывает пример последнего воздаяния праведникам и грешникам.
Созвучны друг другу и напевы последующие:
Ибо если «смиренных принимает Господь
И унижает нечестивых до [самой] земли»,
То сколько же бедствий впереди [ждет] меня?
А коли Господь благоволит к народу святому
И прославляет смиренных спасением,
То где обрету я твердость,
Я, лишенный благоволения?
А если Бога славословят, как Бога, святые Его,
То к кому же я, чуждый святости, буду причислен?
А если близ прежде воспетых [псалмов]
Помещу я памятник укоризны себе,
Мол: «Любите Господа, святые Его,
Ибо Господь ищет преданность
И вдвойне воздает высокомерным»,
В каком же сонме окажусь я сам,
Плененный тайнами изобретателя зла?
Ибо, подобно тому как тревожно колышется хвоя кедровых дерев,
Взволнованная буйными порывами ветра и падающая вниз,
Так постарался [дьявол] сломать
И ввысь устремленную плодоносную ветвь жизни моей,
Сотворенную рукою Твоей, о Пахарь Несотворенный.
Так утверди Ты меня, вновь укоренив на ниве бытия,
В плодоносности новой и непорочной промыслом воли Твоей,
Всещедрый, Благословляемый присно, Царь-Христос. Аминь!

к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     61     62     63     64     65     66     67     68     69     70     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова