Сокровенный путь деятельного покаяния. Часть 1
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова Аскетические опыты, Том 2 составленных опытным деятелем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
Слово о келейном молитвенном правиле.
Господь избирал для молитвы своей преимущественно уединение и ночь, избирал их с тем, чтобы мы не только повиновались Его заповеданию о молитве, но и последовали Его примеру.
Пусть о молитве твоей не знает никакая шуйца твоя! ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.
Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобой сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны: они - произведение падшего разума, и, будучи жертвою оскверненною, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы. Ты увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно, и уже достиг некоторой степени Богоугождения.
Посвятившие обильную часть своего времени благочестивым упражнениям прочитывают около 3 часа по полудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным или иноческим правилом.
Молитвенное чтение Акафиста сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению молитвою Иисусовою, которая читается так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного. Эта молитва составляет почти единственное упражнение преуспевших подвижников, достигших в простоту и чистоту, для которых всякое многомышление и многословие служит обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухою. Он, на всем пространстве своем, изображает одно прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом; но этому прошению даны разнообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.
Поклонением до лица земли, по объяснению Отцов, изображается наше падение, а возстанием с земли - наше искупление [4].
При совершении правила и поклонов никак не должно спешить; должно совершать и правила и поклоны с возможною неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов. но со вниманием, нежели много без внимания.
Избери себе правило соответствующее силам.
Молитвенное правило — для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу.
"Предпочитаю, сказал некоторый великий Отец [6], непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому".
Совершение этих (правил) внутри кельи премудро установлено учредителями церковного устава, по откровенно Свыше, для хранения живота нашего" [7].
[4] Слово св. Феолипта. Доброт. ч. 2.
[6] Прп. Матой. Алфавитный Патерик Скитский, буква М.
[7] Прп. Исаак Сирин. Слово 17.
к оглавлению