Сокровенный путь деятельного покаяния. Часть 1
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова Аскетические опыты, Том 2 составленных опытным деятелем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
Слово о молитве устной и гласной.
Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная.
Молитва святыя Анны, матери пророка Самуила, приводимая часто святыми Отцами в образец молитвы, не была единственно умная. Та, говорит Писание, глаголаше в сердцы своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся (Цар. 1, 13. ). Молитва эта хотя не была гласною, но, быв сердечною, была вместе и устною.
Устной, гласной молитве, как и всякой другой, должно непременно сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы — неисчислима. С нея должен начинать подвижник. Ее во-первых преподает святая Церковь своим чадам.
Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную.
Оглашается воздух внимательною, устною и гласною молитвою - и объемлет трепет князей воздушных, разслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательною устною и гласною молитвою - и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии, и между прочими наш современник, блаженный старец Серафим Саровский.
“Иже отнюдь не поющии, говорит преподобный Григорий Синаит, такожде добре творят, аще суть в преуспеянии: сии бо не требуют глаголати псалмы, но молчание и непрестанную молитву" [1].
Пагубно небрежение в молитве! Проклят, говорит Писание, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10.).
[1] Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8 // Доброт., ч. 1.
к оглавлению