Сокровенный путь деятельного покаяния. Часть 1
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова Аскетические опыты, Том 2 составленных опытным деятелем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
Слово о поучении или памяти Божией.
Под именем поучения или памяти Божией святые Отцы разумеют какую-либо краткую молитву, или даже какую-либо краткую духовную мысль, к которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли.
- на те соблазны и горести, которыя постигнут мiр пред пришествием антихриста и во время его господства, – наконец, на сотрясение и превращение вселенной во время второго славного и страшного пришествия Христова.
Признак иноческого совершенства – непрестанная молитва.
Упражнение в непрестанной молитве, приучение себя к ней необходимо для всякого инока, желающего достигнуть христианского совершенства. Упражнение в непрестанной молитве и приобучение себя к ней есть обязанность каждого инока, возложенная на него заповедью Божией и иноческими обетами [13].
Под именем молитвы здесь разумеются те молитвословия, которыя они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молитва.
Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Слова Божия; От молитвы они переходили к возвещению человекам Слова Божия; от проповеди Слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвою с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух (Деян. 6, 2; 4).
Господь, возлагавший на Апостолов различные служения, когда соделал их способными приять Святого Духа, то повелел им пребывать во граде Иерусалимсте, во граде мира и безмолвия, вне всякого служения: седите во граде, Иерусалимсте, сказал Он им, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49).
Когда блаженный Досифей тяжело заболел и приближался к кончине, то святой наставник его напоминал ему о непрестанной молитве: "Досифей! заботься о молитве; смотри, чтобы не потерять ее". Когда болезнь Досифея еще более усилилась, опять святой Дорофей говорит: "что, Досифей? Как молитва? Пребывает ли?" Из этого видно то высокое понятие, которое имели о поучении древние святые иноки.
Некоторый Отец Раифской пустыни постоянно сидел в келье, занимаясь плетением веревок, причем говорил с воздыханием, колебля главою: "Что будет?" – Произнесши эти слова, и несколько помолчав, опять повторял: "Что будет?" В таком поучении он провел все дни жизни своей, непрестанно сетуя о том, что последует по исшествии его из тела [25].
Избрание молитвы Иисусовой для поучения весьма основательно как потому, что имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу, так и потому, что при упражнении молитвою Иисусовою воспоминание о смерти, об истязании от духов воздушных, об изречении Богом окончательного определения, о вечных муках, начинает приходить в свое время само собой, и столь живо, что приведет подвижника в обильные непрестанные слезы, в горькое рыдание о себе, как о мертвеце, уже погребенном и смердящем, ожидающем оживления от всесильного Божия Слова (Ин. 11, 39; 43-44).
Даже присутствуя при церковном Богослужении, полезно заниматься ею, не только при недовольно-внятном чтении, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чтению, особливо когда вкоренится в душе, сделается как бы естественною человеку.
Говорит преподобный авва Исаия Отшельник в поучении:
Вооружающегося тайным поучением укрепляет Бог; Ангелы преподают ему силу; человеки прославляют его. Тайное поучение и чтение соделывают душу домом, отвсюду затворенным и заключенным, столпом неподвижным, пристанищем тихим и безмятежным. Оно спасает душу, охраняя ее от колебания. Очень смущаются и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня, - чтением в уединении споспешествует упражнению в поучениии.
Страсти изгоняются и искореняются непрестанным поучением о Боге: оно - меч, убивающий их.
Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу" [35].
Преподобный Кассиан Римлянин:
Поучайся в нем и отходя ко сну, и употребляя пищу, и при исправлении нижайших нужд телесных.
Святый Иоанн Златоуст: "Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы, или презреть его... Инок употребляет ли пищу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя! чтобы имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два - едино" [37].
Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? - От того, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве духовный, глубочайший, неисчерпаемый смысл, постоянно привлекавший и усугублявший их внимание своей духовной новизной. И делался для них краткий стих обширнейшею наукою, наукою из наук, а занятие им в точном смысле поучением.
Ум наш, в противность состоянию ума, огражденного поучением [39], подобен четверовратной храмине, которой все двери отверсты, при которой нет никакой стражи, куда может входить, и откуда может выходить всякий желающий, внося и вынося все, что угодно.
Поучение по наружности кажется деланием странным, сухим, скучным; но в сущности есть делание многоплоднейшее, драгоценнейшее церковное предание, установление Божие, сокровище духовное, достояние Апостолов и святых Отцов, приявших и предавших его нам по велению Святаго Духа.
"Приуготовляйся, - сказал святой Иоанн Лествичник, - непрестанною молитвою, совершаемою в тайне души твоей, к молитвенному предстоянию, и вскоре преуспеешь" [43].
Мало по малу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы. Не должно искать его преждевременно; пусть он совершится сам собою, или правильнее, да дарует его Бог в известное Ему время, смотря по духовному возрасту и обстоятельствам подвижника. Смиренный подвижник довольствуется тем, что сподобляется памятовать Бога. И это уже считает он великим благодеянием Создателя для бедной и немощной твари - человека.
Он жаждет открыть в себе свою греховность, и стяжать способность плача о ней.
[13] Требник или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля.
[25] Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия.
[35] Слово 69.
[37] Доброт., ч. 2. Ксанфопулов гл. 21.
[39] Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому, отовсюду затворенному и заключенному.
[43] Слово 28, гл. 31.
к оглавлению