Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Авраам Норов

Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице


Некрополис Сардиса
И
Дорога в Фиатиру

«Глаголяй Киру смыслити, и вся воли Моя сотворит.» – «Сице
глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, его же удержах за
десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу,
отверзу пред ним врата и гради не затворятся. Аз пред
тобою пойду…».
(Ис. XLIV. 28, XLV. 1).

 

 

 

Дорога, ведущая от разметанного в прахе Сардиса к последним жилищам его владык, пролегает чрез знаметиое поле битвы, бывшей между Киром и Ксерксом. Гробницы царей Сардиса, подобно как и пирамиды египетские, пережили царства, которых давно минувший блеск отражается только на этих гигантских могилах; - смерть сделалась мерилом славы земных держав. Нельзя избрать лучшего вожатого для этого пути, пробуждающего столько воспоминаний, как Ксенофотна; - я приглашаю моих читателей развернуть его Киропедию и насладиться сладкозвучным его рассказом битвы, решившей судьбу Лидийского царства и открывшей персам владычество самою Азиею. Ксенофонт описал эту битву не только как историк, но и как полководец, - и это есть древнейшее описание битвы регулярной, чрезвычайно любопытное для людей военных. Обширные равнины, идущие на северо-восток от Сардиса до Фимврары, города, которого следы теперь потеряны, были издревле сборным местом ополчения народов Малой Азии [1]. Впоследствии, здесь соединились Брут и Кассий, и эти самые поля избрал Евмений для битвы с Антипатром и Антигоном, но был отклонен от того Клеопатрою. Многократные воззвания Кира к помощи Божества перед сею знаменитою битвою и в продолжение оной невольно напоминают свыше предъизбранного победителя: «Идём за тобою, великий Зевс»! [2], воскликнул Кир, послышав небесный гром вправо от себя, - и повел в ту сторону атаку. Он чувствовал своё предъизбрание, но истинный Бог был закрыт завесою от очей его. А Господь изрек ему чрез Исаию: «Я есмь Иегова и нет разве мене ещё Бога: Я тебя препоясал и не познал еси Мене!».

Чрез четверть часа скорой езды от Сардиса, Пактол пересекает путь, на это теперь широкий ручей, делающийся речкою только зимою; опустелые и не обработанные поля не напоминают уже более о тех роскошных садах, которые были вокруг Сардиса. Кир младший сам обрабатывал один из таковых садов, носивших имя: рая [3]. Исполнясь чтением Ксенофонта, вы невольно будете искать на берегах скромного Пактола тот великий памятник, существоваший уже при это историке и который воздвиг Кир доблестному Абрадату, геройски погибшему в битве, - и его нежной супруге Паноии; - но который из этих холмов или груд укажет вам его? Этот эпизод супружеской любви, столько искусно помещенный историком на поприще брани, не менее трогателен как и эпизод Гектора и Андромахи в Омировой Илиаде. На полчаса расстояния от Патокла открывается тихо текущий и, по выражению Виргилия: златом-мутный, Гермус [4], который также во многих местах переезжают в брод, хотя ширина реки не менее как в 8 сажень. За Гермусом ряды могильных курганов закрывают горизонт и через полчаса езды вы уже находитесь в этом некрополисе царей Лидийских, который называют в простонародии полем тысячи могил. Из этого множества курганов, три, не в далеком расстоянии один от другого, отличаются своею огромностью, а высочайший из этих трёх, безошибочно, означает знаменитый памятник Алиатеса, отца Крезова, тот самый, про который говорит Иродот: что он уступает только памятникам египтян и вавилонян [5]; он пишет, что основание памятника состоит из огромных камней, а вся верхняя часть из наваленной земли. На вершине стояло пять термов, которые он ещё сам видел. Окружность памятника состояла из 6 стадий и 2-х плефров, что составляет около 600 сажень. Несмотря на то, что теперь все основание памятника далеко углубилось и занесено землею и что вершина значительно уменьшилась от доджей и непогод, вид этого исполинского памятника поразителен, и даже из Сардиса он уже удивляет взор путешественника. И теперь высоты его доходит до 30 сажень. Видев в Пантикапее могильные курганы царей Понтийских, я не мог не узнать тот же самый отпечаток в памятниках Лидийских, но только несравненно в огромнейшем размере. – Вскрытые курганы в Пантикапее представляют точно такое образование, как и памятник Алиатеса в описании Иродота, за исключением термов. Один из таковых термов, впервые описанный Прокешем [6], выражает, грубым мифом, плодородную силу природы. Говоря о надгробном памятника Алиатеса, Иродот передаёт нам почти такую же народную сказку, как и о пирамидах египетских [7]. Повод к тому дал конечно народу этот терм, находящийся доселе на вершине памятника; коренное значение символа, употребленного при праздновании таинств Цереры, богини этой страны, было вероятно уже и при Иродоте потеряно. Таинства Цереры были празднованы, по свидетельству Стравона, в самом этом некрополисе царей Лидийских возле храма Артемиды, на берегу близ лежащего Гигеева озера; ибо невозможно, чтоб безнравственность лидян отражалась даже на их надгробных памятниках; это неестественно и невероятно. Простодушную народную сказку Иродота повторили за ним все древние писатели и она непрестанно повторяется буквально новейшими писателями. Если мы вспомним к тому басню фригийского Атиса и Кивелы, то наше предположение может подтвердиться дальнейшими доводами. Терм, подобный тому, который находится на гробнице Алиатеса, найден также Прокешем среди развалин храма, возле цитадели Сардиса. При виде надгробных лидийских курганов и находящегося в виде их Гигеева озера, я невольно вспоминаю пирамиды египетские и Меридово озеро; это самое приводит нас невольно к другим соображениям. Я имел случай сказать, обозревая пирамиды египетские, что, по некоторым догадкам, их сооружение принадлежит не коренным египтянам, а народам чужеземным, и что зодчество их громад не имеет отпечатка зодчества собственно египетского, - что по нашему мнению, оно есть подражание первым диким памятникам мира, каковы суть столп Вавилонский или башня Белуса. Иродом и Стравон говорят, что эта башня имела вид пирамид; а в отрывке Берозия мы читаем, что Набуласар, отец Навуходоносоров, из угодности к жене своей, которая родилась в Мидии и любила вид гор, нагромоздил гору из необычайной величины камней [8]. Эти соображения подтвердились ныне открытиями, сделанными доктором Липсиусом. По этому, сооружение пирамид должно быть отнесено к дальнейшей эпохе нашествия на Египет пастырских народов.

Даже теперь можно насчитать надгробных лидийских курганов почти до восьмидесяти и нет сомнения, что время изгладило уже многие. Иродот считает 500 лет или 15 поколений от Лида, первого царя Лидийского, до Капдавла, а от сего до Креза только 5 царствований; из этого можно примерно положить, следуя счислению Иродота, 50 или не более 60-ти царствований Лидийских царей. Но число этих безмолвных могил отдаляет существование в этом краю царского владычества далее начала династии Ираклидов - и по этому, основание этих гиганстких памятников принадлежит, быть может, не лидийцам, а пришельцам варварам. Мы читаем у Диодора Сицилийского, что саки (так назывались скифы у персов и у других восточных народов), соорудили в память своей царице, по имени Царипе, пирамиду. Это происходило ещё при отце Астиага [9].

Фригийцы, разумея тут и лидийцев [10], по мнению, почти принятому самим египтянами [11], считали себя древнейшим народом в мире, почему и Апулей называет их перворожденными [12]. Полагают даже, что материк Азии получил свое название от колонии лидян: Азиады [13]. Прежде основания лидийского царства здесь уже владычествовали нахлынувшие от севера скифы, которые, после того, ещё несколько раз возобновляли свои набеги. Владычество скифов в Азии принадлежит весьма отдаленной эпохе, ибо, многие азиатские народы были их данниками в продолжение 1500 лет, пока Нин, царь Ассирийский, живший 1395 лет до Р. Х., не положил предела их могуществу [14]. Судя по преданиям, сохранившимся нам о скифах, их нельзя ставить наряду с другими варварами, необузданными никакими законами, ибо, как свидетельствует Трог-Помпей, они воевали более для славы, чем для добычи и налагали дани на побежденных умеренные, не столько из возмездия победы, как для свидетельства своего владычества [15]. Теперь, одни могилы и кое где уцелевшие на скалах или на обломках памятников мифические начертания указывают, от Тавриды и Азовского моря, почти до Аравия [16], давно минувшие следы этого исполинского, мужественного и доблестного народа, от которого происходит племя славян. Колыбель этого удивительного народа была между Араратом и Каспийским морем [17]. Некоторые ученые называют даже этот народ отраслью народа Израильского. Такого мнения, например, был ученый шведский писатель Еврений [18]. Озеро, называемое Гигеево, прилежит к некрополису царей Лидийских; почти все писатели производят название этого озера от Гигеса, царя Лидийского [19], но это совершенно неправильно, ибо, надобно припомнить, что Гигеево озеро существовало прежде Троянской войны. Омир означает положительно самую местность этого озера:

«Лёг ты, Отрапов сын, ужаснейший между мужами!
Умер ты здесь на чужбине, а родину бросил… [20].
Возле Гигейского озера; бросил отцовские нивы,
Около рыбного Гилла и быстропучинного Герма».
(II. XX с. 389-392).

И ещё в другом месте.

«В след их Антиф и Месол, воеводы мужей Мефнийских,
Оба сыны Талемена, Гигейского озера дети,
Рать предводили мефнов, при Тмоле высоком рожденных».
(II. I. с. 864-866).

По этому, озеро Гигеево, вырытое, подобно как и Меридово, и из которого нанесена земля, как полагают, на гробницы царей Лидийских [21], - существовало около трех сот лет прежде Гигеса, родоначальника исторических царей Лидийских [22]. Это обстоятельство даёт уже вид истины нашему предположению, что сооружение этих огромных памятников принадлежит в начале не лидянам. Иродот не один раз упоминает о нашествии киммерийцев Херсониса Таврического на Малую Азию. То же мы находим и у Стравона [23]. Иеремия оставил нам также свидетельство о нашествии скифов, в своем пророчестве, в XIII году царствования Иосии [24]. Прибавим ко всему этому, что коренной тип древних Лидийских надгробных памятников сохранился ещё в средней полосе Малоазийского Полуострова, у ската гор Мора-Дага, в месте, называемом: Доганлы-Овасы. Там, на равнине, стоят песчаниковые массы; во многих иссечены с большим искусством погребальные пещеры, из которых некоторые обделаны в портики, с колоннами [25]. Передовой фас одного из таковых памятников изображен на заглавном листе этой книги. Этим рисунком я обязан г-ну Вронченке, тому наблюдательному путешественнику, на чей прекрасный труд я часто ссылаюсь.

Гигеево озеро называлось в последствии: Колойским, по имени храма Дианы Колойской, близ находившегося. Теперь оно называется именем близ лежащего селения Мермере; оно около 8 верст длиною и 6 шириною [26]. Мертвенность этого места вселяет уныние в пришельца; но озеро, окруженное тростниками, изобилует рыбою и удовлетворяет нуждам малого числа окрестных обитателей, которых тростниковые шалаши кое-где видны. Изобилие рыб привлекает сюда целые стада крикливых водяных птиц, в числе которых видно много лебедей. Невысокая цепь гор синеет на севере от озера.

Примечания.

[1] Xenoph. Cyri Instit. VI. II. 11

[2]

[3] Xenoph. Oeconom. IV

[4] Auro turbidus Hermus. Virg. Georg. II. 137

[5] Herodot I. 93

[6] Prokesch. Erinnerungen 3. 162-163

[7] Для сличения кн. I. 93 и кн. II. 126 Иродот Ист.

[8] См. путеш. по Египту ч. I. Стр. 251-253, и вообще главу XIV

[9] (Диод. II. 24). См. также в Иродоте о надгроб. памяти скифов.

[10] Claudian in Eutrop. L. II. 237-243

[11] Herodot I. Justin. Ex Trogo Pomp. II. с. 1

[12] Apul. de asino aur. XI. – Bochart. Phaleg. L. III. с. 8

[13] Herodot – IV. 45

[14] Iustinus ex. Trogo. Pomp. II с. 3

[15] Там же. «Gens, laboribus et bellis aspera: vires corporum immensae: nibil parare, quod amittere timeant: nibil victores pr?ter gloriam concupiscent…. Asiam perdomitam vectigalem fecere, modico tribute, magis in titulum imperii, quam in victori? pr?mium imposito»

[16] Иродот свидетельствует о нашествии скифов до границ Египта, а не в Египет, - как то сказал Шамполион, смешав пастырские народы филистян со скифами. См. путеш. по Егип. I. 251-253.

[17] Diod. Sic. II. 43

[18] Mihi autem videtur, celebratissimos Scythas Tribus esse Israeliticas, qu?, post Salmanassaris tempora, in orientalibus plagis dissipatae fuere, atque, Cyro licet permittente, patrias sedes iterum occupare noluerunt, sed novis incolis vasta et inhabitata deserta atque boreales terras locupletarunt. Его выводы к этому предположению весьма любопытны. См. Atlantica Orientalis p. 81. Палестинский город Скифопол также дает повод к подобному предположению.

[19] См. между проч. Larcher в перев. Ирод. Table Geogr.

[20] Мы выпустили здесь из прекрасного перевода Гнедича следующее за сим слово: далеко; оно не существует у Омира, и было б противно местности, ибо, Гигеева озеро совсем недалеко от Троп.

[21] Strab. XIII. с. IV. § 7

[22] По хронологии Иродота разрушение Трои последовало 1023 г. до Р. Х., вступление Гигеса на престол 727 лет до Р. Х.

[23] Strab. XIII. c. IV § 8-9

[24] Иерем. IV. 6 – VI. 22-24

[25] Обозр. Мал. Аз. I. 33

[26] Обозр. Мал. Аз. I. 105


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова