Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Авраам Норов

Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице


Ефес

«Но имам на тя яко любовь твою первую оставил еси. Помяни
убо откуду спал еси… и покайся и первая дела сотвори; аще
же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места
твоего…».
(Апокалипс. II, 45)

 

 

 

Церковная история Ефеса открывается именем Павла. Скромный труженик является в пышный Ефес, бывший средоточием торговли Азии по Сю сторону Тавра и обиталищем магов и философов, - и в течение двух лет, в виду того храма, который стоял наряду семи чудес света, который привлекал дары и моления всех народов, - проповедь Павлова о Христе распятом приводит уже в трепет жрецов Дианы, видящих ежедневное запустение капища. Слова жизни вечной безбоязненно текут из уст Апостола; оставляя навсегда Ефес, он рукополагает здесь, в 64 году, первым епископом, Тимофея, своего ученика, которого он называл своим братом, того самого, к которому он написал два послания, и с которым делил все свои духовные подвиги. Тимофей правил Ефесскою церковью в самое то время, когда там обитал Иоанн Богослов, который, как мы уже заметили, не принимал на себя звания епископа, но власть его была выше всех епископов; - как верховный пастырь, он наблюдал над всеми церквами Азийскими, не преставая их посещать во всё время жизни и не преставая повторять народу символ своего учения: дети, любите друг друга! В царствование Домициана, этого злостного гонителя церкви Христовой, Иоанн был взят из Ефеса ипривлечен в Рим, где, быв ввергнут в котёл с кипящим маслом, вышел из него невредим, на прославление Бога [1]. После сего события Домициан сосла Иоанна в заточение на дикий остров Патмос. Самая эта скала, обитаемая тогда только ссыльными, представляла духовное утешение Иоанну, находясь почти в виду берегов Ефеса, той земли, где хранился драгоценнейший залог для его души на сей земле, - назданные им церкви. Там Святой Дух послал ему, непрестанно пекущемуся об устроении царствия Божия на земле, то Откровение, которое написано семи церквам Азийским для утешения и подкрепления гонимых христиан и где предначертано будущее торжество церкви со вторым пришествием Сына Божия [2]. Заточение Иоанна продолжалось около двух лет; по низвержении Домициана с престола, Иоанн был возвращен в Ефес при Императоре Нерве, имея уже тогда девяносто лет. По счислению времени, Иоанн мог быть свидетелем в Ефесе мученической кончины Апостола Тимофея. Иоанн возвратился в Ефес в 97-ом году, а в самый этот год, в конце января месяца, приял мученический венец первый епископ Ефесский. В деяниях св. Тимофея, которые нам передал Фотий [3], сказано что в 97-ом году, января 22, происходило в Ефесе языческое торжество, во время которого жители города, маскированные и вооруженные палицами, несли кумиры богов своих; в это время Тимофей, исполненный негодования, устремился на несущих, стараясь воспретить идолопоклонство, но они убили его палицами и закидали камнями. Ученики Апостола высвободили из среды язычников его тело и погребли его в горе, прилежащей к городу, - вероятно в том некрополисе, о котором мы говорили. Св. Иоанн Златоуст говорит, что прикосновением к костям св. Тимофея исцелялись беснующиеся. Это событие показывает, сколько открыто уже тогда проповедовалось Слово Христово в Ефесе и в каком упадке было идолопоклонство. Кирилл Александрийский называет Иоанна Богослова разрушителем храма Дианы [4], а Иоанн Златоуст – столпом церквей сего мира, имеющего ключи неба [5]. Из воззвания Сына Человеческого к церкви Ефесской мы видим, что христиане ефесские, отличаясь преимущественно своею любовью к ближним, вкорененною в них высоким учением Божественного Иоанна, отклонились от неё с удалением от них мужей Апостольских. Все первое соборное послание Иоанна имеет основным текстом любовь: «Возлюбленнии, возлюбим друг друга…. Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть… Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх!....» [6]. Такими нежными призывами проникает Иоанн в сердца своих слушателей, окруженных дотоле грубыми чувственными формами обрядом язычества. Ереси николаитов и керинтиан подавляли своими плевелами доброе семя в сердцах многих «и от умножения беззакония иссякла любовь многих»., а с нею, потух наконец светильник Ефесской церкви. Если основываться на так называемых Постановлениях Апостольских, которых составление приписывают св. Клименту, то после мученической кончины Тимофея, епископство Ефесское было возложено самим Иоанном Богословом на некоего пресвитера Иоанна, одного из семидесяти двух учеников Господа. Полагают, что Гаий, ученик Апостола Павла, был временно епископом Ефесским [7]. За сим мы находим правящим епископством Ефесским Апостола Онисима, нежно любимого ученика св. Павла, - о котором мы уже имели случай говорить. Оторванный от Ефесской паствы Онисим приял мученическую казнь в Риме, но его тело было перевезено в Ефес. Мы назовём теперь тех епископов Ефесских, которые имели непосредственное влияние на судьбы этой церкви. В 196 году, правил епископством знаменитый Поликрат, который с таким благочестивым рвнием защищал обряды первобытной церкви; нам остался отрывок из его соборного послания, в ответ римской церкви, касательно празднования Пасхи; мы его здесь приводим как образец пламенного красноречия этого епископа: «Мы празднуем Пасху в истинный и коренной день, ничего не прибавляя к обрядам и ничего от ни не убавляя. В Азии опочили те светлые мужи, которые воскреснут в день явления Господа, когда Он со славою сойдёт с небес и воздвигнет всех святых: - Филипп, один из двенадцами Апостолов, усопший в Иераполе, и две дочери его, благочестив состарившиеся в девстве, и третья, которая, исполненная Духа Святого, жила и погреблась в Ефесе; - Иоанн, который возлежал на персях Иисуса и был Его Первосвященником, носил Его златую дщицу на челе и как мученик и учитель опочил в Ефесе; Поликарп епископ и мученик Смирнский, Фрасей Евменийский епископ, также приявший мученический венец в Смирне. Вспомяну ли я вам епископа и мученика Сагариса, скончавшегося в Лаодикии? Или блаженного Папирия и евнуха Мелитона, действовавшего по призыву Духа Святого и почивающего в Сардисе в ожидании посещение Господа с небес. Все сии святые мужи, согласно преданию Евангельскому, соблюдали всегда празднование Пасхи в четырнадцатое новолуние, ничего не изменяя, но следуя постоянно постановлению Церкви. Ныне я, из среды вас ничтожнейший, Поликрат, я следую преданиям предместников моих; семь сродников моих были епископами, и я, их восьмой преемник. Они все праздновали Пасху в то время, когда иудеи приготовляют опресноки. И так, братия, живя уже шестьдесят пять лет в Боге и поборствуя с вами к распространению слова Божия по всему мiру, изучивая непрестанно Священное Писание, я не устрашусь воздвигаемых против меня угроз, ибо я помню то, что сказали большие меня учители: что Богу должно повиноваться преимущественно, а не человекам……. Я могу также упомянуть о тех епископах, которых я теперь собрал по желанию вашему, и если б я их назвал по именам, то вы увидели б великое число. Те, кои считают меня человеком ничтожным, увидели б, что мое мнение утверждено этими мужами, и что власа мои победели не в суетных делах, но подвизаясь исполнять предписанное учением Господа нашего Иисуса Христа».

Шестьдесят пять епископов было созвано тогда Поликратом в Ефес; - утвердив мнение Поликрата, они противопоставили повелительному тону папы, злобствующего на Азийские церкви, твердость в сохранении предания отеческого и Апостольского [8]. Поликрат процветал в царствование Севера, в то самое время, когда Наркиз был в Иерусалиме [9]. За Поликратом следует Аполлоний, который сильно противоборствовал ереси монтапистов или катафригийцев, которые, между прочим, называли два ничтожные города Фригии Пенузу и Тимиум, - Иерусалимом, чтобы привлечь туда отовсюду поклонников; малые отрывки из его книг выписали Евсевий и Блаженный Иероним. Аполлоний свидетельствует о воскрешении св. Иоанном нескольких мертвых в Ефесе [10]. Между Аполлонием и Менофантом, в промежутке может быть 125 лет, не известно, кто правил Ефесскою церковью [11]. Менофант, забыв принятое им святое учение от мученика Лукиана, омрачил себя ересью арианскою; хотя он находился в числе епископов, подписавших Никейский символ веры, но впоследствии был обличен в ереси с некоторыми другими епископами, Сардийским Собором [12]. Епископ Евеций в царствование Валенса и Феодосия имел некоторое время пагубное влияние на Ефес богопротивною ересью македонскою, отвергавшей Божество Духа Святого, но христиане Ефесские вскоре признали свое заблуждение и раскаялись [13]. Имя его сделалось особенно известным по суду, которому он подвергся за свои нечестия в то самое время, когда восседал на Патриаршем Престоле в Константинополе св. Иоанн Златоуст, который наконец, несмотря на болезнь, сам принужден был в ненастную зимнюю пору, подвергаясь крушению и оставя Константинополь в смутное время ересей, прибыть в Ефес для подания духовной помощи церкви Ефеса, уже бедствующей, не с большим через два столетия после Апостолького мужа Онисима! Граждане и епископы Ефесские со страшными заклинаниями воззвали к Иоанну: «Мы молим тебя, достойно-чтимый Владыко, прибыть к нам» – писали они – «и оградить правилами, угодными Богу, церковь Ефесскую, давно угнетаемую, отчасти последователями ариевой ереси, и отчасти теми, которые, будучи движимы сребролюбием и страстью владычества, дерзают называть себя правоверными; ибо многие, как хищные волки, алчут епископства, дабы поспешнее завладеть богатством» [14]. С прибытием Иоанна в Ефес, семьдесят Азийских епископов в сопровождении многих граждан стеклись туда, не только для устроения дел церкви, но и для услаждения скорбных сердец своих гласом Златоуста, которого слава проникла в отдалённейшие страны. Антонин, уже умерший, был осужден по представленным на него доказательствам, непримиримым и по смерти его, врагом, Евсевием, епископом Валентианополя, что в Лидии. На его место был избран в епископы Ефеса Гераклид, урожденец Кипрский, воспитанный Евагрием и принявший монашеский сан в пустынном ските египетском и который находился тогда уже 3 года диаконом при самом Иоанне Златоусте. В то же время шесть епископов были отрешены от их мест. Но смуты Ефесской церкви этим не кончились; в последствии времени, Феофил Александрийский, враждующий на Златоуста, воспользуясь, вместе с Макарием Магнезийским, временным отсутствием Гераклида от своей паствы, обвинили этого строгой жизни мужа, очевидно по клеветам, и отрешили его от паствы на соборе, бывшем близ Халкидона в так называемом дубовом предместии. На этом же самом соборе был оклеветан сам Златоуст. Преследуемый Гераклид томился в последствии четыре года в темнице Никомедийской. Этот благочестивый труженик был заменен в епископском сане неистовым евнухом некоего трибуна Виктора; его имя, по презрению к нему современников, не осталось в летописях; хотя полагают что это был некто Кастиний [15]; вот как выражается о нём современник: «Мерзость и запустение водворились на том месте, где возлюбленный ученик Иисуса, приклонявший главу свою на перси Премудрости, Иоанн, писал своё благовествование, которого преемник был Тимофей, ученик Павлов. Между тем как избранный семьюдесятью епископами, муж испытанный пустынническою жизнью отшельника, исполненный божественным писанием и обширными сведениями, томится доселе в темнице, презренный евнух трибуна Виктора посвящается в епископы! О, если б этот евнух мог бы, по крайней мере, вести жизнь приличную, тогда бы зло в половину было ослаблено; но этот червь земной, раб своего чрева, обуреваемый сластолюбием, преданный пьянству, продажный, скупой, ни муж, ни жена, неистовый, - его часто видали как он в вакхических пиршествах носил на плечах своих безстыдных танцовщиц, увенчанный плюющем и с чашею вина в руках, уподобляясь Бахусу. Так он действовал, приявши крещение, показывая чрез то, что он не верует и воскресению». Эта картина не напоминает ли нам сцены из сатир Ювенала?

За безымянным нечестивым епископом следует памятное в церковной истории имя Мемнона, правившего Ефесскою церковью в 431 году, когда тут был созван третий Вселенский Собор, составившийся, по случаю ереси Нестория, более чем из двух сот святых отцев, притекших туда со всех краем христианского миры. Ефес был избран Императором Феодосием младшим как самое удободоступное место с моря и с суши, изобилующее всеми потребностями жизни, но ещё более по святости воспоминаний Апостольских, принадлежащих этому месту. Ересь архиепископа Константинопольского навлекла страшную грозу на всю церковь. По его наущению, его сподвижник, епискок Дорофей, в его присутствии, дерзнул громогласно в соборной церкви Константинополя возгласить: «Если кто скажет, что Мария есть Богородица, да будет анафема!». При этих словах весь народ выбежал с воплями из церкви, убегая лица и гласа нечестивых пастырей. Святой Кирилл Александрийский, увидев, что ересь Нестория, который вместе с тем дерзал различать Божественное лице Иисуса от воплощённого Слова, - начала проникать в Египет, - сделался первым противоборником нечестия и после тщетных увещаний, посланных от него Несторию, он известил о том Императора, сестру его Пулхерию и все церкви. Вслед за тем папа Целестин, как представитель Западной церкви, явно отверг новое учение Нестория. Церкви начинали быть угрожаемы пагубным раздором, и сила обстоятельств привела к созванию Вселенского Собора; день Пятидесятницы будущего года был определен Императором для открытия Собора, не дожидаясь уже тех епископов, которые не прибудут к назначенному дню: «им не будет извинения ни перед Богом, ни перед нами» писал Император. Римский папа, по невозможности от смутных обстоятельств отлучиться из Рима, прислал своих уполномоченных, - хотя не к началу Собора. Карфагенская церковь, где угасал в это самое время блаженный Августин, испытывала тогда всю ярость вандалов; но епископ Капреолий, извещая чрез послание о злосчастном положении этой церкви и представляя невозможность прибыть в Ефес и даже послать своих епископов, присоединился письменно к мнению Кирилла. Из других значительных епископов, присутствовавших в Ефесе, сверх поименованных Ювеналия Иерусалимского, Иоанна Антиохийского, Руфа Фессалонийского, Флавиана Филиппийского и Акакия Мелитинского, упомянем также о прибывшем с Ювеналием епископе кочующих арабов, Петре, посвященным в этот сан Ювеналием по просьбе св. Евфимия, просветителя этих народов, во время го пустыннической жизни в пустыне Фаранской. Евфимий заповедовал Петру быть в духовном общении с Кириллом и Акакием Мелитинским. Несторий прибыл в Ефес со всею Восточною роскошью и окруженный многочисленными оруженосцами. Назначенный день для открытия Собора уже наступил, но епископы так называемой Восточной епархии под председательством Иоанна Антиохийского всё ещё не являлись. Это замедление справедливо приписывали замыслам Нестория, который, находясь с ними в переписке, хотел выиграть время, чтобы преклонить их на свою сторону. Собрание епископов положило отсрочить открытие собора ещё на пятнадцать дней. В промежуток этого времени епископы занимались духовным назиданием народа; нам сохранилась проповедь св. Кирилла, в которой он красноречиво славит Ефес, говорит о мощах св. Иоанна, возвеличивает имя Пресвятой Марии Девы, но, заметим, в дополнение к прежде сказанному, что он не упоминает о гробнице Пресвятой Богородицы, которую так неосновательно многие полагали находившеюся в Ефесе. По истечении пятнадцатидневного срока, когда посланные от Иоанна Антиохийского предложили епископам от его имени не замедлять открытие собора в ожидании его прибытия, св. Кирилл и прочие епископы решили открыть собор 22 июня в большой церкви, посвященной Пресвятой Богородице. Накануне этого дня собор пригласил Нестория, но он отвечал, что он явится, если найдет это нужным. Между тем он требовал, чтобы Мемнон, епископ Ефесский, отдал в его распоряжение церковь св. Иоанна для открытия там, по своему произволу, особого совещания. Но Мемнон и весь народ Ефесский тому воспротивились. Несторий не явился на призыв собора, который был наконец открыт в определенный день. Евангелие, лежавшее на среднем престоле, господствовало над троном председавшего Кирилла Александрийского и выражало присутствие самого Христа Спасителя. Кирилл председательствовал на Соборе Ефесском по праву, как старший по Константинопольском епископе, обвиненном в ереси. – Всё учение Нестория было в подробности рассматриваемо сонмом более двух сот епископов, в числе которых были два его защитника; но общий приговор собора, в том числе и его защитники, признал его торжественно отлученным от церкви. Это первое заседание продолжилось от утра до поздней ночи. Народ, в неописанном волнении, толпясь вокруг церкви, ожидал окончания собора и узнав его решение, бросился к ногам епископов, целуя их и как бы благодаря за прославление Пресвятой Девы Богородицы. Народ проводил епископов до их домов с факелами, среди благовонных курений, и весь город был освещен в эту ночь лампами. Заметим, что приговор, произнесенный против Нестория, вернее показан в церковной истории Евагрия, чем в сохранившихся актах Ефесского Собора, которые во многих местах искажены латинскими издателями [16]. Флери, следуя оным, выписывает следующее выражение: «Несторию, новому Иуде» и прочее, тогда как Евагрий, достоверный писатель шестого века, делает выписку из этого приговора буквально, как он утверждает, и называет в этом приговоре Нестория высокопреподобным [17], что совершенно сходно с духом Церкви и с характером св. Кирилла Александрийского.

Прибытие Иоанна Антиохийского увеличило смуты в Ефесе; соединяясь с Несторием под покровительством графа Кандидиана, он подобно Несторию, окружив себя оруженосцами, не допустил до себя епископов Ефесского собора; согласясь с Несторием, не явился на их призыв, и, собрав в ту гостиницу, где он пристал, сорок три епископа из своих соумышленников, составил собор и предал отлучению Кирилла и Мемнона; это постановление своевольного собора не могли быть обнародовано в Ефесе, но было без ведома собора Ефесского послано в Константинополь, с донесением царедворца графа Кандидиана, расточившего перед Императором клеветы на Кирилла и Мемнона. Между тем умышленники ложного собора обнаружили их беззаконное постановление, прибив к стене одного здания объявление, ни кем не засвидетельствованное, об отрешении Кирилла и Мемнона, но жители Ефеса сделались их защитниками, и когда Иоанн Антиохийский требовал, чтоб ему открыли церковь св. Евангелиста Иоанна и когда Иоанн Антиохийский хотел овладеть церковью посредством своих оруженосцев, то народ бросился на них и тогда самая церковь была обагрена кровью жертв. С прибытием папских легатов собор был собран вторично и все происходившее при первом собрании было вновь подтверждено.

Император, сначала обманутый ложными доносами и царедворцами, друзьями Нестория, оставался несколько времени в недоумении; он даже велел наравне с Несторием отрешить Кирилла и Мемнона, но живший тогда близ Константинополя, в глубоком уединении, архимандрит Далмат, открыл истину Императору. Этот труженик, причтенный к лику святых, который, как повествуют, не оставлял своего монастыря в продолжении 48 лет и пребыл однажды 40 дней без пищи, во время великого поста, - вышел тогда из своего уединения и в сопровождении монашества подвластных ему монастырей направился с зажженными свечами в руках, при церковном пении, во дворец Феодосия, а оттуда, с разрешения Императора в церковь. Там, всенародно, Далмат обличил ересь Нестория и страшные гласы анафемы против Нестория раздались в народе. Собор Ефесский был заключен после семикратных собраний, 31 июля, и после пятинедельных бурных смут, оставшихся долго в памяти жителей Ефеса. Епископ Ефесский Ива, присутствовавший на этом соборе, описывает это смутное время следующим образом: «Епископы враждебно восстали на епископов, народы на народы. Самые язычники не оставались спокойными; еретики затмевали истину; нельзя было без опасности переезжать из города в город, из области в область; ближний ближнего преследовал как бы врага. Многие, забыв страх Божий и питая в сердце лицемерие, под предлогом рвения духовного, уязвляли друг друга» [18]. Мемнон был восстановлен на своё епископство, св. Кирилл в торжестве возвратился в Александрию, а Несторий, удалённый прежде в один монастырь близ Антиохии, был сослан, за порождение новых смут, сначала в Петру Аравийскую, потом, по тем же причинам в один из оазисов Африки, где он кончил несчастно свою жизнь [19]. Иоанн Антиохийский впоследствии раскаялся в своём заблуждении и присоединился к Православию. К прискорбию ересь Нестория пустила глубокие корни, как то предвидел Собор Ефесский; она проникла в отдаленные пределы Индии и Китая. Несториане были часть орудиями мусульман при их вторжении в Константинополь и даже по сие время эта ересь не искоренилась. Память Мемнонова омрачена несколько, в последнее время его управления, его насильственным обращением с Вассианом клириком, из зависти к сему последнему, любимому народом за его человеколюбие; должно однако заметить, что он, вопреки постановлениям об Азийских епископах, был выбран в Константинополе, от чего там произошла в это время смута. Греческий синаксарь чтит память Мемнона 16 декабря. Преемник Мемнона, Василий, не обращает на себя внимание истории. За ним следует Вассиан, гражданин Ефесский, воспитанный среди бедных и от юности приобыкший сострадать к их нуждам; он учредил в Ефесе больницу на семьдесят кроватей в пользу неимущих; - прияв монашеский сан, он был ещё при жизни Мемнона, против собственной воли, посвящен епископом Евазийским, для удаления его из Ефеса, - а по смерти Василия, народ Ефесский, проникнутый к нему любовью, избрал его своевольно и даже вооружась, на случай сопротивления, - в епископы Ефеса; со всем тем он был посвящен в этот сан епископами в числе сорока человек. Император, извещенный о том, согласился утвердить его и послал ему свою грамоту; потом, вызвав его в Константинополь, примирил его с Патриархом Проклом, негодовавшим на своевольное избрание ефесян. Но впоследствии, после четырехлетнего управления церковью, он был лишен своего сана по решению архиепископа Константинопольского Флавиана, папы римского Льва и архиепископов Александрийского и Антиохийского, не за какой-либо проступок, но только по той причине, что он был возведен на епископский престол вооруженною рукою народа. Скрытною причиною такового переворота в судьбе Вассиана были преступные домогательства Стефана, одного из клириков Ефесской церкви, желавшего заступить его место. Это обнаружилось через четыре года после того, на Халкидонском Соборе, когда Вассиан испросил себе суда у Императоров Валентиниана и Маркиана, вместе с пресвитером Кассианом, разделившим добровольно его участь; он уличил Стефана в его происках и в том, что он исторг его из самой церкви вслед за окончанием литургии и, истязав, заковал его в цепи и содержал его три месяца в темнице. Вассиан был торжественно оправдан. Ему было возвращено звание епископа и общение с епископами, но не место, по самой той причине, которая была принята при его отрешении, то есть за поставление его в епископы Ефесские вооруженною рукою, а не по обрядам церковным. Стефан хотя и был лишен полученного им происками епископства Ефесского, но ему также было удержано его звание [20]. В короткое правление Стефаново церковью Ефесскою состоялся там тот собор, в котором он участвовал, составленный из приверженцев еретика Евтихия, проповедовавшего что «тело Христово ни Деве Марии, ни нам не единосущно и Христос в рождении имел единую сущность Слова». Ни увещания Евсевия Дорилейского, ни Патриарха Флавиана, ни Льва папы римского, не обратили его [21]. Этот собор, не признанный церковью и названный в церковной истории разбойничьим, воспоследовал в 449 году чрез происки Константинопольского архимандрита, еретика Евтихия, по его жалобе, принесенной Императору Феодосию на Константинопольского Патриарха Флавиана и по настоянию первого евнуха Хрисанфия, любимца Императора, равно как и по совету Александрийского Патриарха Диоскора, друга Евтихиева, искавшего Константинопольской кафедры. На этом коварном соборе, открытом в церкви Пресвятой Богородицы, там же, где происходил третий Вселенский Собор Ефесский, Евтихий был оправдан, а благочестивый Флавиан обвинен, истязан, заключен в темницу и сослан в один из городов, где и кончил жизнь от ран, полученных на этом Ефесском соборе. Вскоре все постановления этого судилища были уничтожены четвертым Вселенским Собором в Халкидоне, в 451 году: Евтихий был отлучен от церкви, а Диоскор удален. При отрешении Стефана от епископства на Халкидонском Соборе, когда он, стараясь опровергнуть показание Вассиана, произнес имя благочестивого Флавиана, подписавшего отрешение Вассиана от епископства, то епископ Севастопольский встал и воскликнул: «Стефан! Как силен Флавиан даже и по смерти своей», напоминая тем обвинение на Флавиана, подписанное Стефаном в Ефесе. Тогда все епископы и причетники воскликнули в один голос: «Так, вечная память Флавиану! Вот и мщение! вот и истина!» [22]. Когда при этом случае на Халкидонском Соборе положили наречь нового епископа вместо Вассиана и Стефана, то Леонтий, епископ Магнезии, подал голос: что так как со времен св. Тимофея двадцать семь епископов были посвящены в самом Ефесе, то для сохранения сих прав и для избежания распрей и смут подобных тем, которые возникли при назначении в епископы Ефесские Василия, в Константинополе, вопреки постановленям, - он полагает, что такое избрание должно быть сделано в самом Ефесе. Это самое явствует даже из подлинных актов Собора Халкидонского (ст. XI); но мнение Леонтия было отвергнуто, и, с этого времени, Азийские епископы назначались уже в Константинополе. Преемником Вассиана и Стефана был некто Иоанн II-й, о правлении которого почти ничего не известно [23]. В царствование Императора Зенона, ещё раз, по древним уставам Азийских церквей, был избран в епископы Ефеса некто Павел, но вскоре отрешен Акакием Константинопольским, восстановлен чрез Императора Василиска и опять отрешен возвратившимся на царство Зеноном. В промежуток времени, с 478 года, и, приблизительно, по 530 год, не известно кто правил Ефесскою церковью, хотя можно полагать, что Аферий, тот епископ Азийский [24], о котором говорится в жизни св. Иоанна молчальника, занимал тогда эту кафедру. Аферий посетил Палестину; поклоняясь святым местам и раздав много злата нищим и монастырям, но возвращался уже в свое отечество, но буря обратила опять его корабль к святой земле и он должен был пристать к Аскалону; там Ангел Господень явился ему во сне и сказал: не подобает тебе плыть в отечество твое, прежде нежели ты не возвратишься в Иерусалим и не пойдёшь в лавру аввы Саввы, где найдешь авву Иоанна молчальника, который, будучи епископом, смирил себя вольною нищетою и послушание. Аферий последовал велению Ангела и, возвратясь в лавру преподобного Саввы, расспросил о Иоанне молчальнике, и, пришед к нему, умолил его Именем Божиим, дабы Иоанн открыл ему род свой, и отечество и епископство. Он же, видя Божие о том благоволение, рассказал ему всё подробно и от того времени сделалось известным в лавре, что Иоанн молчальник имеет сан епископский. В царствование Юстиниана, в 513 году, правил Ефесскою церковью Ипатий I-й, вероятно тот самый царедворец, о котором упоминается в жизни св. Саввы и который, быв послан в Иерусалим, вместе с епархом Анастасием, последователем Северовой ереси, дабы низложить Патриарха Иоанна, - приобщился всенародно к Православной церкви в присутствии Саввы освященного и Патриарха, предавших анафеме еретиков. Этот самый Ипатий, сделавшись уже епископом Ефесским, был послан царём на встретение Саввы освященного, когда этот святой муж, обремененный уже глубокою старостью, прибыл в Константинополь для защиты палестинских христиан от клевет и притеснений самаритян [25]. Ипатий был призван из Ефеса в Константинополь для обращения последователей еретика Севера, возобновившего учение Диоскора и торжественно обличил своим красноречием сонм северийцев, - и наконец он же послан был в Рим для совещаний с папою против еретиков Кира и Евлогия. После Ипатия и кратковременного правления Андреева, епископ Прокопий впал в ересь юлианистов, которая рассеялась ещё более по смерти его наследовавшим ему Евтронием, который посвятил десять епископов, разослав их по всему Востоку и даже в самую Персию, для распространения своего раскола. Но за ним мы находим епископом Ефеса доброго и смиренного пастыря Авраамия, того самого, который основал пустынную обитель в Палестине для монашествующих византийцев, называвшихся впоследствии по его имени: аврамиитами. Иппатий II-й причтен Церковью к лику святых (20-21 сентября). Купно с товарищем своего детство, священником Андреем, они были светильниками и столпами церкви в Ефесе, и, восстав против иконоборствующего Императора Льва Исаврянина, прияли мученическую смерть. По святом Иппатии наследовал еретик Феодосий, преданный анафеме; но за ним является Иоанн III, тот самый, которого память поставлено в греческой Минее 4 августа; он написал уважаемую книгу о ересях. В 824 году мы находим в Ефесе епископом Феофила. Феодор Студит, в одном из посланий своих к Феофилу, называет его великим проповедником на Востоке и Западе, и чрез всё то, что он претерпел за Святую Церковь, не щадя за неё и жизни своей, - достойным преемником Иоанна Богослова; он оканчивается своё послание следующими словами: «Десница Всемогущего хранит тебя на славу Церкви Своей, да будешь ты ей столпом и защитою, да узрим, мы недостойные, тебя, возвратившегося на Азийскую землю, подобно тому хранителю Солнца Евангельского, возвратившемуся некогда с острова Патмоса». Назовем теперь Михаила VII, Дукаса, византийского Императора, который, быв в 1078 году свергнут с престола Никифором Ботониатом, принял монашеский сан и был наконец посвящен в епископы Ефеса, по важности этого церковного престола. Но Михаил был только на короткое время в Ефесе и кончил жизнь в одном из монастырей Константинополя, питаясь трудами рук своих. В 1143 году епископ Иоанн IV был известен по своему философическому красноречию, а в царствование Михаила Палеолога епископ Никифор II-й, строгий блюститель церковных канонов, был перемещен из Ефеса в Патриархи Константинопольские.

При епископе Ефесском Исааке, духовнике Императора Михаила Палеолога, покушения латинцев на преобладание и на утверждение самопроизвольного изменения, сделанного ими в Символе Веры, обнаружились тем с большею силою, что византийский престол, приближаясь к падению, подкапываемый с Востока и с Запада, имел нужду в помощи Рима. Малодушный Михаил не устыдился принести в жертву политике чистоту веры Православной Церкви. Он употребил угрозы и жестокости, чтобы склонить греческих епископов признать папу главою вселенской Церкви и изменить Никейский Символ Веры. Папа, чтобы достигнуть преобладания, грозил Константинополю даже оружием ополчаемых им против него христиан; а напоследок, папа Евгений, почти явно предал христианское царство греков магометанам. Проклятие, завещанное Михаилу умирающим в ссылке Патриархом Константинопольским, Арсением, тяжко налегло на царственный дом Византии. Иоанн V, носивший вслед за Исааком титул епископа Ефесского, был в последствии отрешен, жил в Константинополе при Андронике, и известнее своими происками против Патриарха Константинопольского, за то, что он православно объяснял цитат из Иоанна Дамаскина против перемены, сделанной латинцами в Символе Веры. В промежуток времени, от Андроника до Иоанна Палеолога второго, мы назовём Иосифа, который из епископов Ефесских был избран митрополитом Константинопольским и присутствовал на соборе Флорентинском; а на его место поступил Иосиф, который был призван в Константинополь на совещание с посланными из Базеля о соединении церквей греческой и латинской.

За сим является великий сподвижник Православия, глубоко духовный пастырь Марк, епископ Ефесский. Греческая империя, осаждаемая с востока безпрестанным напором варваров, а с запада подкапываемая латинцами, была уже близка к падению. Властолюбие пап уже давно, при первых неудачах крестовых походов, назначило целью всех своих предприятий не освобождение святого града от неверных, но порабощение своих собратий христиан. Кровь греков не раз уже была чрез них пролита в Константинополе. История сохранила нам неистовства латинских крестоносцев, когда они в 1204 году, по указанию папы Иннокентия III обратили своё оружие на Константинополь, наругались святынею и предавали мученической смерти не покорявшихся папе; но при слабом Иоанне, при виде уже разрушающейся империи, папа Евгений IV не устыдился сделаться святокупцем. Полчища магометан наводняли уже всю Малую Азию и были уже на пути к Константинополю; - в это самое время Евгений угрожал Иоанну с одной стороны оружием подвигнутых Ии венециан, с другой флотом короля Сицилийского, обещая вместе с тем и злато и подпору Константинополю, если он признает над собою власть папы и прочие римские нововведения. Искажение, сделанное римлянами в Символе Веры, произошло не от убеждения, но единственно из противоборства к Православной греческой церкви. Епископы греческие, по предложению императора, собрались с ним вместе в Феррару, а потом во Флоренцию для совещаний с латинцами о соединении церквей. С первый заседаний собора, услыша предложение признать папу владыкою всех церквей и ввести в Символ Веры изменение, воспрещенное святым Никейским Собором, - Марк Ефесский воскипел святою ревностью к Православию, он явно обличил литинцев и явил в своем лице твердое упование веры, пребывающей непоколебимо на развалинах империи. Да благословит его память наша Святая Церковь, которую он оградил от тлетворной заразы Запада! К кому, если не к Марку, можно применить великолепное изображение мужа праведного.

Si fractus illabatur orbis
Impavidum ferient ruin?…

Хотя б, обрушась, мир упал,
Под грудами погибнет он без страха [26]!

Марк, быв также облечен саном представителя Патрархов Антиохийского и Иерусалимского, не подписал определения. Патриарх Александрийский также не присутствовал на этом соборе. «И так мы ничего не сделали!» воскликнул папа Евгений, подписывая определение и не видя в нем имени Марка Ефесского. Многие благочестивые греки, в том числе брат Императора, Дмитрий Палеолог, и знаменитые своею ученостью Гемистий Плефон и Георгий Схоларий пребыли также непоколебимы в Православии. Латинцы, с самого начала, старались уловить епископа Ефесского сетями схоластических прений и поставили ему в противоборники его соотечественника, ученого Виссариона, отступившего от Православия; но присутствие Виссариона ещё более раскрыло красноречие великого Марка, который, силою и истиною своих доводов, привёл в такое удивление всех слушателей, что смущенные латинцы не нашли против него другого орудия, как распространение слуха: будто Марк сошёл с ума и даже прозвали его злым демоном (cfcodaemonus). Гордость латинской церкви устрашилась высокой твердости восточных иерархов, которые, будучи уже как изгнанники, без отечества, отвергли купить спасение Греции ценою раскаяния и святотатства. Известно, что Исидор, митрополит российский, по рождению грек, обольстясь пышными наградами папы, соединился с латинцами, но известно также с каким негодованием его приняли и князь Великий, Василий, и вся Святая Русь. Обличенный как лжеучитель, отдавший веру на злате римскому папе, Исидор убежал в Рим. Мы читаем в житии св. Сергия, что некто русский пресвитер Симеон, бывший при Исидоре, не согласясь с ним покориться латинству, иного пострадал от него за сие, и, с Тверским послом Фомою, бежал от него в Россию. На трудном и опасном пути своем, пресвитер Симеон увидел однажды во сне старца, который, взяв его за руку, сказал ему: «благословился ли ты от последовавшего стопам Апостольским Марка, епископа Ефесского? Он отвечал: да, я видел сего чудного и крепкого мужа и благословился от него. Тогда явившийся говорил далее: благословен от Бога человек сей; потому что никто из суетного латинского собора не преклонил его ни дарами, ни ласкательством, ни угрозами мук. Ты сие видел, не склонился на прелесть, и за то пострадал. Проповедуй же заповеданное тебе от святого Марка учение, куда ни придешь, всем православным, которые содержат предания святых Апостол и святых отец седми Соборов; и имеющий истинный разум, да ни уклоняется от сего». Явившийся бедствующему Симеону старец был святой угодник Божий Сергий, чудотворец Радонежский, который, по ныне, не перестает охранять своими молитвами перед престолом Божиим святую Русь. Марк, видимо, промыслом Божиим, спасся из рук латинцев, замышлявших уже для него казнь; на этого чудного Апостольского мужа налегали все проклятия римского престола, от алчного владычества которого он исхитил не только Восток, отчизну Православия, но и, может быть, могущественную державу россиян. Слабый Император Иоанн с последователями его отступничества от Православия, возвратились с угрызением отчаяния в Константинополь, где весь народ вопиял против них; поздно уже увидели они предательство латинцев, которые отступили от них с приближением полчищ неверных! Не таков был прием Марку Ефесскому: хотя он явился к своим согражданам как изгнанник, как мученика, - но благословения всего народа исцелили его страдания. Заблуждение отступивших от Православия членов греческой церкви было подавлено в самом начале общим непоколебимым духом Православия греческого народа и проповедью Марка Ефесского. Сей великий муж видел падение Константинополя и поругание над святынею от неверных, он видел нечестие, водворившееся в храме Святой Софии, - и перестал уже ожидать помощи от христианского Рима! – на Вышнего возложил он упование свое, и указывал на Север, приявший свет Евангельский от той церкви, за правду которой он готов был приять мученический венец. Призыв Марка отозвался в сердце угодника Божия Сергия и Россия сделалась столпом Православия. Марк, достигнув глубокой старости, обитая в диком уединении, не преставал охранять Православную Церковь своим учением; к нему стекались и верховные правители церкви и угнетенный игом неверных народ, - и все отходили от него утешенными. По кончине благочестивого мужа пастухи окрестных скал, где было его жилище, разделили между собою как святыню, его одежду и листы его Евангелия [27].

Мы имеем ещё мало подробностей о жизни Марка Ефесского; она таится в преданиях и может быть в неизвестных рукописях восточных монастырей, - таковое приобретение было бы истинным сокровищем для Православия. Зато многочисленные творения епископа Ефесского убереглись во многих библиотеках; - каталог этих творений, вероятно ещё не полный, можно видеть в прибавлении к истории церковных писателей Вильгельма Каве. Одно из важнейших творений великого Марка о «Происхождении Святого Духа от Отца» хранится в московской синодальной библиотеке и, как мы слышали, будет издано. В заключении выпишем из сообщенной нам благочестивым мужем духовной рукописи нечто об Марке Ефесском.

«Апостольским стопам последователь, непреоборимый столп Православныя веры, на соборище Флорентинском духоборныя латинов ереси огненным Духма мечем, аки паутинныя сети растерзавый, - Марко, глаголю, всесвященнейший, премудрейший и словеснейший митрополит Ефесский, - в начале Толкования церковнаго последования, пишет, о Божественной, Иисусовой, умом в сердце тайно совершаемой молитве, употребляя от Божественного писания свидетельств, его же (т. е. Марка) и самые Богоиудрые предлагаю глаголы, иже суть сии: Подобаше убо, по повелевающей заповеди, непрестанно молитися и духом и истиною поклонение Богу возносити: но к житейским помыслам припадшие и о теле попечений уза, отводит многих и оставляет Царствие Божие внутрь нас сущаго, яко же Господне слово обдержим и умному приседеши жертвеннику, духовныя же и словесныя приносящим жертвы от себе Богу по Божественному Апостолу запинает: якоже есмы храм Бога живущаго в нас и Дух Его Божественный живет в нас». – Сообщивший мне сей отрывок прибавляет: Марк Ефесский занимался духовною молитвою умною, чем занимались только одни величайшие святые. Греческий синаксарь ставит память Марка Ефесского 19 января.

После того как полчища Тамерлана схлынули с Малой Азии, оставя после себя пепел и разрушение, новая гроза, Магомет II, ниспровергнув Константинополь, довершил бедствия Восточной церкви. Только подобный Марку Ефесскому пастыри могли б охранить от конечного падения древнюю церковь Ефесскую, - но за ним таковые великие мужи не являлись. Но как можно, имев очи, не видеть чудесную волю Божию в том, что Восточная церковь, несмотря на падение целой империи, на порабощение неверными, доселе над нею тяготеющее, - сохранила всю чистоту Православной Апостольской Церкви и распространила ее духовное владычество на весь Север: некто сказал: «жизнь народов долга, а христианство вечно!».

Из известнейших Ефесских епископов, после Марка, можно назвать ученого Даниила; Афанасия, в 1575 году; Софрония, того самого, который писал к Императору Петру Великому о восстановлении Патриарха Иеремии; а в последние времена назовём святого старца Дионисия Каллиарха, приявшего в 1818 году мученический венец, и Анфима, возведенного напоследок на Вселенский патриарший престол. Нынешний епископ Ефесский, постановленный в 1815 году, называется также Анфим. Сверх поименованных нами епископов Ефесских, греческий синаксарь называет следующих: Анания и Солохона, дек. 1, Феодота, окт.12, Онисима и Соломона дек. 1 и 2.

Под управлением митрополита Ефесского находятся древние города Пергам и Фиатира. Пергам был приобщен к епископии Ефесской при Императоре Льве Мудром, а Фиаотира с другими 21 епископами была тогда же присоединена к епископии Сардийской. Митрополит Ефесский имеет двух епископов, Илиупольского, имеющего свое местопребывание в Илиуполе, что ныне Айдини, - и Кринского, в Крине, что ныне Чесме. Эта епископия была учреждена митрополитом Ефесским Дионисием Каллиархом, в самый год его мученической кончины, в 1818 году. Оба города сих двух епископств населены довольным числом православных и имеют достаточное число церквей. Под управлением обоих епископов находятся также зависящие от каждого епископства селения, имеющие каждое по одной церкви. Кроме сих двух епископов, митрополит Ефесский имеет и третьего, с малым титулом; - он заменяет митрополита во время его отсутствия.

В митрополии Ефесской считается ныне 58 городов и селений; назовём значительнейшие:

1. Город Магнезия, называется ныне временною кафедрою и митрополиею Ефесской; в нём одна церковь во имя св. Афанасия и считается православных жителей до 1500.

2. Город Касапас с церковью; жителей 300.

3. Фиатира (Ак-Гисар), с церковью св. Николая; жителей 400.

4. Гягякой, с церковью; жителей 300.

5. Кири-Егади, с церковью; жителей 500.

6. Сома, с церковью; жителей 250.

7. Киниес, с церковью; жителей 250.

8. Пергам, с двумя церквами; жителей 800.

9. Адрамити, с церковью; жителей 400.

10. Куш-Адаси, который также называют, в простонародии: Новый Ефес, имеет 2 церкви; жителей 400.

11. Кидониэ (Айвали). Новый город, ближайший против Митилена, построенный в 1730 году и имеющий уже православных жителей до 4000. В этом городе находится 10 церквей, из которых отличается красотою здания церковь во имя св. Харлампия.

12. Новая Фокея, с церковью св. Николая; жителей 400.

13. Мелемени, с церковью св. Параскония; жителей 400.

14. Вурла или Вриулла, с двумя церквами во Имя Пресвятой Богородицы и св. Георгия; жителей 1000.

Всего православных жителей в Ефесской митрополии 10900.

Нельзя не видеть сколь память Ефеса осталась священною на Востоке, когда взглянем на то пространство, которое подчинено владычеству этого города, почти стертого уже с лица земли, и которого кафедра не имеет постоянного местоназначения.

Примечания.

[1] Tertull. de prosript. XXXVI – Hieronim. adv. Jovin. I

[2]

[3] Phot. Cod. 254

[4] In Orat. de Maria Virg.

[5] In proemio in Catena in Ioh.

[6] I. Посл. Иоан. IV. 7. 8. 18

[7] Иные полагают, что Гаий или Каий, о котором мы здесь говорим, есть тот же самый, к которому Евангелист Иоанн написал своё III-е посл. и который был первым епископом Пергама

[8] См. Иннокентия, Начерт. Церк. Ист. Изд 5-е. I. 46

[9] Hieronym. de scriptorib. Eccles.

[10] Euseb. Hist. Eccl. p. 236. Не должно смешивать с Апполинарием, епископом Иерапольским, как то сделал Бержье. См. слово: Montanistes, в его Dict. Theol.

[11] Le Quien. Oriens. Chr. P. 674. Мы знаем только, что Аполлоний писал против монтанистов сорок лет после начала этой ереси; он наследовал, как полагают, Поликрату, который принял епископство в 196 году. Ересь монтанистов началась с 171 г., а Менофаит был епископом Ефесским в 347 году, при Константине Великом.

[12] Ibid. p. 674

[13] Photius. Bibl. eod. 67

[14] Palladius. Dial. de vita S. Io. Chrysost. p. 133-134. Op. S. Io. Chrysost.

[15] Le Quien. Ibid. p. 677

[16] Id. Ibid. in fine

[17] Evagr. Hist. I. 4

[18] Ecclesiast. hist. Magdeburgica. Cent. V. p. 51

[19] См. Concil. Ephes. – Evagr. – Fleury. – Ducreux. Siecles Chrestiens. – Le Beau. Hist. du Bas-Emp

[20] Eccl. Hist. Magdeb. Cent. V. p. 1015-1016 – Le Quien. p. 678-679

[21] Иннокент. Церк. Ист. изд. 5-е I. 292-293

[22] Fleury. Hist. Ecl. XXVIII. 36

[23] Le Quien. I. 679-680

[24] Жит. Св. Дек. 3

[25] См. жит. св. Саввы

[26] Horat. III. 3. 7

[27] Villemain, Lascaris


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова