Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци

Книга скорбных песнопений

(перевод Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян)




к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     91     92     93     94     95  
к следующей страницек следующей странице


Глава 93



Слово к Богу из глубин сердца



Молитва, толкующая о светоносном святом елее-мире

1

Ты, Имя Священное и Дивное, Вышнее, неизреченное,
Жажда сердца неутолимая, бесконечно желанная,
Что пребываешь в святая святых,
Вечно прославляемый и восхваляемый серафимами,
Кои поют песнь трисвятую;
Ты, Щедродатель Неисчерпаемый,
Полный добра преизобильного,
Свет Благий и Восход Достохвальный,
Слава, коей подобает коленопреклонение,
Страшный и Неисповедимый,
Всё и во всём.
Сим словом [исповедания]
Да будет мне обет единения с Тобой, о Могучий,
Союзом упования.
Ей, Аминь, Аллилуйя!
Ты — Царь вселенной Восславляемый,
Бог всех и Создатель сущего,
Господь, творящий волю Свою,
Первопричина бытия Единственная,
Спаситель и Миропомазанник,
Достойный поклонения непрестанного.

2

Посему истолкованием [Имени Твоего] уразумели мы
Это бесценное сокровище и богатство нетленное,
О Иисус Христос, Царь Небесный;
И служат Тебе с великим трепетом
[Духи] грозные и бессмертные,
Светоустые, с дыханием огненным,
Кои радостно, в благоволении мысли несовращаемой,
Преклонили пред Тобою колена,
О Творец существ незримых и зримых.
Ты есть и был Единственно Совершенный,
Всецелостно Безупречный,
Что воистину принял – все [естество] наше,
Дабы Своим совершенством
Его [несовершенство] восполнить,
О Прославляемый и Благословляемый,
Наипаче известный всегда
Неисповедимым милосердием Своим
Во спасение наше
И во Славу и хвалу благотворению Твоему,
Неизреченный, Всевышний и Страшный.
Ты — Перводаритель благодати помазания —
Таинства великого и чудесного,
Ибо чрез него познаваем Твой свет
Как луч недосягаемый,
Восход безграничный,
Солнце, что освещает нелицеприятно,
Звезда, что разделяет и мерит две части [суток],
Светильник ноге и свет стезе.
Чрез него придя к внутреннему постижению
Согласия [невидимого действия] таинства
С [внешним] знаком его,
Мы с душою чистою, подобно ангелам,
Станем песнями хороводными
И воскурениями благовоний,
Кои Спасителю подобают,
Праздновать дародательную щедрость Твою,
О Всеведущий — елей радости незапятнанного исповедания.
И поелику сызначала отец мой первосозданный
Лишился в унынии прискорбном
Величайшей благодати, кою вдохнул в него [Господь Бог],
То, одряхлев в грехах непрестанных,
Стал заложником смерти:
Он был связан неразрешимым узлом
Тления разлагающего,
Ибо [вкусил] от древа [познания],
Из-за коего в невосстановимом падении всепогибельном
Был отринут от света
И ввергнут в мрак жизни земной.
Но Ты, о Благий Бог Милосердия,
Поелику знал Свое творение лучше,
Нежели оно [знало] само себя,
[И ведал], что, не обладая Божественностью,
[Но надеясь ее обрести],
Оно потеряет и то, что имело,
И боле не сможет прямо смотреть
На свет Вышнего, неприступного Твоего превосходства,
О Беспредельный,
То в помощь от ужасов тьмы ночной,
В коей ноги скользят, спотыкаются,
Человеколюбиво сотворил елей,
Напоив, пропитав им светильню,
Подобно непорочному соединению,
Слиянию Твоему с нами.
И это для того, чтобы мы,
Сызначала изгнанные в смертную сень
Из-за погибельного древа греха,
Чрез родственный ему плод
Были просвещены сиянием веры
И вновь вернулись к тому же блаженству.
Подобно как Своим пригвождением к древу смерти
Ты нас привязал к нему,
Так благодаря великому таинству [сему]
Ты соединил нас с древом жизни.

3

Днесь, как не может быть полноты дня без ночи
И домашнего хозяйства — без необходимого в нем масла,
Поелику простое, неосвященное масло
Светит для взора плотских очей,
Точно так же и [миро],
Очищенное избранием неизреченного наития Духа Твоего,
Проливает на души невидимое сияние чудесное
Чрез слияние Твое с нами, о Недоступный.
Ибо, как, погружаясь в свет святой купели,
Мы веруем, что омовением тела, душа обретает святость,
Точно так же, проникшись надеждою
Мы полагаем, не сомневаясь нисколько,
Что чрез помазание миром, чрез него и им,
Принимаем силу Духа [Святого].
И подобно тому как Благословенным Божьим велением Твоим
Ты предопределил очищение от грехов всех оскверненных,
А для тех, что упорно не верят в него,
Утвердил как свидетеля истинного
Исцеление чудесное,
Явственное для очей плотских,
Так и преисполненный света сей спасительный елей,
Изливаясь на нас, помазует внешний наш храм
И [в то же время], невидимо, тайно
Проникая внутрь человека,
Заново животворит его.

4

Телесное вещество сие — Достохвальный Образ Твой,
О Творец небес,
Ибо [девы], кои запаслись елеем,
Обрели милосердие;
И Ты сам в похвалу себе сказал слово это:
«Ибо я милостив» ,
Поелику, как с именем Любовь
Ты однозначным себя почитаешь, о Боже,
Так, сообразно попечению Твоему о нас,
Ты, Перевоплощенный, изливаешься частью [елеем] —
Сим достодолжным подобием
Возвышенного и великого таинства,
И как не дозволял закон [древний]
В пищу [употреблять] тук,
Порожденный земною сущностью плотной почвы,
Но эта часть животного полностью отделялась
Для всесожжения Тебе, о Творец,
Так, подобно тому, и [ныне] в Новом завете,
Сей [елей], как силу, кою можно лишь Господу поднести,
Во угождение Тебе, Боже Всевышний,
Подобающе в дар приносится,
Как сопутник моей души,
Обетованный и соблюденный для Тебя, о Создатель.
Ибо как кровь, в коей жизнь наша,
И как испарения благоуханные,
Кои суть образ души моей и возможностей,
Не уничтожались с кусками мяса [жертвенного животного],
Но становились долей вышнего царства Твоего
И подавались как яство к столу Твоему, о Господи,
Так [доля Твоя] и это светящееся вещество,
Что вечно горит, не затухая.

5

Не мог стать Сын Первородный
Главою дома и судьей испытующим
Без знака помазания,
И не дерзал священник вступать в место непопираемое,
Коли не обрел чрез [помазание] совершенства.
Иаков, запечатлев помазанием камень,
Представил подобие
Скалы — грядущего таинства
Избрания скинии [Моисея],
Боле того, в ознаменование видения,
В коем явлено было
Неизреченное нисхождение Твое по лестнице
И сопровождаемое Тобой вознесение мое,
Он воздвиг столп и елей возлил на него
В напамятование потомкам.
Священство Аарона повелением Твоим, о Боже Великий,
Стало великолепным и могущественным чрез помазание.
Драгоценный елей, стекающий с головы на бороду,
Согласно чудесному описанию псалмопевца,
Означал возвращение славы прародителя нашего
И слияние с нашим естеством
Дарующей жизнь Святой Благодати Твоей.
Издревле царь — Образ Твой на земле, о Создатель, —
Почитался законным тогда лишь,
Когда, помазанный благословенным елеем из рога,
Во имя Твое, о Христос,
Возлагал на главу венец великолепный — корону,
Но как забыть я мог первого средь видных,
Слугу Твоего, о Великий,
И подобие Твое, о Безграничный?
Ведь это Мелхиседека, как пример Твой,
О страшная справедливость,
Ангелы небесные помазали елеем,
Выжатым из плодов маслин на горе Масличной,
Кою потом попирали стопы Твои,
О Бог Воплотившийся,
И, Тобой облеченный могуществом епископской и царской чести,
Воссел как хранитель могилы первоотца
До явления Твоего,
Как священника истинно совершенного,
Что может животворить Адама.

6

Днесь, поелику Тебе принадлежит благодать
И Тебе подобают хвалы,
О Благословенный Сын Божий,
То придай Ты сам благообразие молитвам моим,
Что помазаны елеем [ревностной любви],
Изобилуют благоуханием [богопочитания]
И исполнены мирры [раскаяния],
Дабы стали они причиною Славы Твоей
И поводом для исцеления моего — [исцеления] грешника.
Помажь, Господи Иисусе, невидимые язвы мои
Сим маслом светодарным
И на гнойные источины этих смертельных ран
Вместе с вином нетленной Твоей любви
Возлей также благословенные капли спасительного елея Твоего,
Перевязав их соединяющей меня с Тобой, о Творец,
Повязкой Твоей заботы,
Дабы молитвенное слово — толкование это,
Как напамятование,
Обрело подобающе сообразный порядок
Под крылами Твоего Духа [Святого].
Дух Твой, о Всевышний,
Почил на Давиде с того дня,
Когда посвящен он был помазанием;
Саул сделался иным человеком
И тотчас причислен был к сонму пророков,
Едва лишь помазали главу
Ассирийское царство помазанием было побеждено
И поднесено Израилю, дабы присоединенным быть к нему;
Иные из знаменитых, великих и славных кесарей
Народов диких и варварских,
На коих продождил росою сей елей, дарующий жизнь,
Словно удою [им] были уловлены,
Приручены и подчинены Тебе, о Боже Великий,
В Божественном Слове к Киру
Более почетным для него
Было сочтено название «помазанник».
Псалмопевец [величание] словом «помазанник»
Почел превыше [величания] пророком,
Разграничив их запретом — заповедью:
«Не прикасайтесь...» и «не делайте зло...».
Поручение помазать в цари Ииуйя и Азаила,
Возложенное на Елисея велением Божьим на горе Хорив,
Означало конец поклонения Ваалу.
Имя Твое, о Жених, еще древле означено было:
«Как разлитое миро»,
В исполненных Духа [Святого] словах мудреца,
Ибо душа — сей вечный Образ Бога и знак,
Тобою начертанное чрез малую вещь
Изображение Твое, о Великий, —
Обретением Твоей Благодати с Тобою сливается.

7

Днесь к чему мне еще продлевать пред Тобой
Сплетения молитвенных стихотворений,
Иносказательных и пояснительных,
О Всевышний и Страшный,
Господь и Животворец,
Создатель небес и земли,
Кто лишь после помазания стал проповедовать
Евангелие о царствии [Божьем]
После свидетельства Иоанна:
Вот помазанник и «Агнец Божий,
Который берет на себя грех мира»
Хотя вместо названия «Помазанник»
Дух, что в Тебе пребывает всей Своей сущностью,
И вся Божественность, слиянная в Тебе с человеческим естеством,
Сами по себе уже суть помазание,
Однако название «Помазанник» почитаемо
Как знак той благодати,
Действие коей проявилось чудесно в святых,
Ибо Ты предуготовляешь названием этим
Вечное возвышение низменного [естества] Адама.
Раскрыв книгу пророчеств Исайи,
Ты Сам прочитал ее,
О Божество Вочеловеченное,
Дабы подтвердить слово Твоих, о Господи, слуг;
И когда стало ведомо из реченных там слов
О помазании [Твоем]:
«Дух Господен на мне; ибо Он помазал меня»
Ты разграничил [тем самым] помазания равнославные,
Показав меру [величия] каждого из них
И определив огромное расстояние меж ними:
Наше лишь каплей благодати украшено,
Твое же явлено сосущностью с [Богом]- Отцом
И равенством с Духом [Святым].
При первом явлении Твоем в нашем естестве
Ангелы возвестили о Тебе всем созданиям земным,
Славя Тебя в величальных хвалах именем «Помазанник»
Еще пророк заранее предсказал,
Что на Иордане и избранной горе Фавор
Глас Отца возглаголет [с небес],
Что се Помазанник Его, проповедуемый средь людей.
О Славе этой и Твоей почести, о Могучий,
Освятившей приятое Тобой естество [человеческое],
Возвещает заранее и глас псалтыря:
«Помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости».

8

Ты, о Господь Христос, — «дыхание жизни нашей»,
И Имя Твое воистину «Помазанник»,
Ибо Ты вдунул в лицо наше дыхание жизни,
Явив в милосердии Своем и свет [Лица Твоего].
Один из мудрых угодников Божьих,
О исповедуемый человеколюбец,
Утвердил Евангелие новое, сказав о некоем пророке:
«Он свидетельствовал пред Господом и помазанником Его
«... ни даже обуви я не брал ни от кого»,
«Песнь песней», коя от начала и до конца
Восхваляет невесту [Христову] — святую церковь-,
Объясняя явленное Богом таинство [вочеловечения],
Сравнивает его с вином мироваренным,
Добродетель – — с миррой вместе с маслами лучшими,
А чистую жизнь — с мастикой из мирры и фимиама
Вместе со всеми порошками благовонными.
Когда Даниил ясно предсказал Твою смерть,
Коя жизнь даровала, о Христос Царь Небесный,
Он назвал Тебя Именем, что превыше других:
«По истечении шестидесяти седьмиц
Предан будет смерти Помазанник»,
И нарек Тебя Помазанником — Владыкой.
Светильник Захарии Аддова, сына Варахии, —
В ответвлении семи горящих лампад коего
[Невидимой] внутренней силою
Щедродательно изливается елей из верхнего шара, —
Божественно предрекает о Тобою дарованном
Спасении и помазании нашем.
Все, что согласно древнему закону,
По общепринятому средь всех [иудеев] обычаю,
[Как бы] для предвозвещения
Приносилось на жертвенник храма, –
Хлебы пресные и лепешки
Из крупитчатой муки, пропитанной елеем,
Тельцы помазанные, коих называли «богопосвященными»,
И птицы, омоченные в подобной жиру крови
[Заколотых над живою водою] таких же [птиц], —
Все это очевидное подобие таинства сего
И знаки, приличествующие Тебе,
О Единородный, Благословенный Сын Великого Бога.
Один лишь Ты помазан по-новому и чудесно
Всей сущностью, всем естеством,
В истинной своей полноте и всесовершенной неиссякаемости.

9

К чему еще мне умножать [ряд] образов
Сего великого таинства непостижимого
И не вкушать Тебя, о Сладость!
[Что пользы] узнать чрез Тебя, что есть елей,
Коли не исцелишь им скорбь,
[Рожденную] древом греха,
Не причинишь радости,
Согласно сказанному псалмопевцем,
И что это за жир,
Коли, насытившись им,
Не забудем мы благодаря ему пищи смертельной!
И что это за помазание,
Коли горестное зрелище пепла
Не преобразуется чрез него
В сияние вечной радости —
Спасение Именем Твоим, о «Дух крепости»,
И усыновление Отцом!
Как поймем мы душевную мольбу
И вожделеннейшее желание пророка,
Дабы старость его была подобна елею утучняющему
Или умащению маковки головы его маслом,
Коли не поможешь и не защитишь нас
Сим живительным снадобьем жизни
От древнего обольщения,
[Причинившего нам] жестокую скорбь и смерть пагубную!
Как стану благодарить за возжженный светильник,
Коли в безнадежном тумане грехов и мгле идолопоклонства
Не соединишься со мной соестественно, как Еммануил!
Или почему бы пророк, изрекая божественными словами
Благословение утешающее и ободряющее,
Не явил и не возвестил бы иным [народам]
Знамение сообразное:
«Помазаны будут маслом, очищенным от осадка»;
Или почему бы от имени невесты
Не сказал бы девицам мудрец:
«Подкрепите меня елеем и укройте красивыми яблоками»
«Уведите, понежьте Меня в садах масличных»,
Коли бы чрез исполненное Духа Твоего,
Избранное сие вещество, светом его
Не увидели мы в себе непостижимую Твою высоту,
О Восхваляемый.
Днесь лишь к Тебе, о Попечитель, —
Благая причина всех созданий, —
К Тебе воздеваю руки с раскрытыми пястями,
При споспешествовании почек моих.
Стенаниях сердца моего,
Воплях языка и уст моих:
Услыщь с милосердием, о Господи,
Молитвенные мои мольбы,
Кои к Тебе взывают.
Украшенный сими дарами,
Я хвалы Тебе возношу,
О Могучий, Страшный, Вышний, Неисповедимый,
Лобызаемый вечно в желании неутолимом,
Благословляемый постоянно, всегда песнею нескончаемой:
«Свят, Свят и единственный присно Свят».
Даруй мне, вовсе заблудшему,
Еще больше благодеяний,
Дай мне сладостную надежду —
Мне, что недостоин даже малой частицы света Твоего,
Объяснить благодаря Тебе, о Благий,
Глубокий [смысл] таинства сего
И, соединив тонкость мысли с мольбами,
Сказать вместе с Давидом:
«Приняли мы, Господи, Милость Твою»
И «сокрытые, незримые тайны Твои
Ты мудростью своей сделал явными».

10

Днесь Тебе принадлежит величие,
О Вседержитель неиссякаемо щедрый,
Ревностный в милосердии,
Готовый всегда к врачеванию,
Ибо с веществом обыденным,
Привычным, легкодоступным
Ты соединил и смешал
Неизреченное чудо страшных тайн Твоих.
И поистине, то, чего выдержать не могли
Небо со всей его высотой,
Земля [со всей] ее шириной,
Пучины с бездонной их глубиной
И моря в их множестве,
Ты явил в этом малом бытии,
Словно щепоть от огромного груза,
С силою утвердив его необманную истину,
Дабы, когда свершится сим [елеем]
Какое-то новое чудо, чуждое его естеству,
Не показалось бы оно беглому взгляду
Чем-то привидевшимся,
Что скорее зло причинит, нежели исцелит
Ум, суждения коего безрассудны.
Подобно тому как [могуществом] созидательным
Ты, о Благословенный Сын Божий, из хлеба пшеничного
Постоянно готовишь тело [Свое],
Во истину, а не по виду,
Из виноградного сока — кровь,
Что течет из ребра Твоего,
А из множества вод обильных — ложесна,
Из коих рождается жизнь духовная,
Точно так же и дух мой бессмертный
Ты вдуванием даровал чрез него и в нем.
Нас, «живущих в стране тени смертной»,
Ты в муках родил на жизнь,
Коей печать на тех, кто рожден,
Не стереть даже идолопоклонством,
Подобно тому как нельзя повторно
Освятить древо Креста,
Следуя Твоему примеру, о Господи.
Ибо печатью от благодати
Ты освятил весь мир,
Явив неоскудную полноту Свою,
О Недосягаемый,
Дабы убогий не нуждался,
А богатый не возгордился;
И как равно [меж всеми]
Разделяешь Ты воздух
Распространяешь свет солнца,
Разливаешь потоки вод,
Так, словно манну [небесную],
В равной доле распределяешь меж земнородными
[И благодать миропомазания] —
Малым больше, нежели великим.

11

И поистине, сила [воздействия] сокровенной тайны сего вещества
Являет себя чудесно в естественных свойствах его,
Ибо не меняет оно места, [подобно ртути], —
Переменчиво, с боязливой поспешностью, —
И не покидает коварно обиталища своего,
[Как вода, что в пар обращается],
Не удалить его даже самыми едкими мылами
И не смыть никакою жидкостью,
Обладающей противными свойствами;
Подобно тому как природный цвет тканей тела
Неотъемлем от него и неизменен
И покуда он есть — [тело] существует,
А когда его нет — разрушается,
Так, по сходству, и силу масла сего,
Коему присуща особенность
[Навсегда] овладевать [раз] захваченным,
Ты соединил с нами в сплаве неразделимом,
О Господи Иисус Христос,
Сочетав с сутью вещи и [внешний] образ ее,
Ибо непостижимое для взора очей и желаний ума
Ты в явь преобразил:
Раздавив и выжав плоды земли — [оливки],
Ты удивительно, чудотворно изготовил [елей] и снабдил им нас.
Притом не велел Ты это масло помазания
Составлять, согласно древнему и темному [закону],
Из множества смешанных в одну масть
Разных цветов и иных благовоний,
Но, предпочтя новый образец древнему способу,
Слился сам с этим чистым,
Освященным свыше елеем.
И хотя неизреченно благоухание Благодати Твоей
И сравнить его можно не с чем-то одним,
Но и с полевым цветком,
И лилией долин,
И нардом редкостным,
И смесью тростника благовонного с алоэ
Вместе с ароматом шафрана,
Цветущей кисти виноградной
И вина благородного,
Однако явил Ты Себя не суетно, но достодолжно,
Чрез слияние с елеем, о Имя Прославленное, Неизреченное, —
Ты, что все наполняешь,
А сам вовсе ни в чем не нуждаешься.
Посему не смешением враждебных сущностей —
Что являет собой очевидный пример разлада воли, —
Но нашей любовью и единением
Радуешься Ты как Бог- [Творец],
Что ради нас, соответственно [разумению] нашему,
Уподобляешь Себя с разными образами дострхвальными,
Так что в вещественных и текучих каплях елея
Чистый сердцем узрит
И свет благий,
И огнь согревающий,
И жар любви
Без малейшего дуновения неприятного холода,
Из чего поймет, что сим [елеем]
Воистину соединиться можно с Богом.
Вместе с Соломоном, приявшим помазание и усыновление от Бога,
Устами невесты пою я Тебе, Жениху Небесному,
Хвалы величальные;
Сердцем жаждущим, целуя «благовония мастей Твоих»
Боле, чем ароматы другие.
И «мы побежим за Тобою»,
Что «имеешь глаголы вечной жизни»,
По речениям мудреца и евангелиста-богослова.
И, умыв лицо водою жизни,
Что превыше вод свода выспреннего,
И, помазав голову пречистым елеем Твоим небесным,
Я предстану пред Тобой не с мрачным лицом,
Но с [лицом] радостным и веселым.

12

Сей елей, что почитания, восхваления и поклонения достоин,
Не может помочь простым лишь помазанием
Обиталища моего мозга или волос на голове,
Коли не будет освящен, о Господи,
Знамением Креста Твоего Животворного.
Сей елей чудесный и светоносный
Обращает в христианство и запечатлевает Именем Твоим
Иудея и язычника,
Индуса и варвара,
Скифа и эллина,
Дикаря свирепого
И чудовищного исполина собакоглавого,
Господина свободного
И раба, от рабыни рожденного,
И, исполнивши их Твоим Духом Святым,
Обращает в родных сыновей Отца Твоего Небесного.
Многолики знамения чудесные, явленные в [елее] —
Сперва в его веществе,
А затем в силе [внутреннего воздействия].
Ибо, как деревянный сосуд до помазания легко ломается
И, став бесполезным, оказывается не в чести,
Так и человек, не помазанный [елеем] сим,
Легко сокрушается и, от Тебя отдаленный,
Лишается света.
[Масло] сие как перст Твой, о Иисус,
Коим совершаешь Ты чудеса дивные,
Ибо, подобно твердому панцирю из [стали] непробиваемой,
Оно неусыпно укрывает и защищает со всех сторон
От всего чуждого, темного и пришлого,
Настолько, что тот, кто окунут в его чистоту,
Не окрасится кровью
И не будет изуродован цветом мрачным.
Тем паче что из-за [способности своей] впитываться
Оно, словно Дух, проходит сквозь ткани нашего существа,
И коли проклятие псалмопевца,
Как елей, проникает во все кости нечестивца,
То сколь более Дух Твой сим сияющим маслом
Врачует и исцеляет внутренние, незримые раны,
Воздействует [на все тело наше]
От глубин горла и до кончиков пальцев ног,
Погружая в полное [забытье]
Злополучную память о смерти телесной;
Ибо страшное, животворящее могущество Твое,
О Господи Иисус Христос,
Слилось с [елеем] сим и воистину в нем пребывает!

13

Это помазание велелепное,
Кое почитают обычно и борцы, что дерутся нагими,
Как уловку могучую, дабы вывернуться из рук, противника, —
Грозный враг бесов и пороков.
Вот почему в своем слове, прекрасном и изящном,
В коем с плачем сочетается насмешливая притча,
Иезекииль говорит, обращаясь к фараону духовному:
«Едва созданный, Ты уже приготовился
[К войне] против помазанного херувима,
Вкруг коего были созиждены и восставлены
Камни огнистые».
О Благословляемый и Страшный,
Помощь всеместная,
Всегда не изреченный словами
И превосходящий [мысль] испытующую, —
Ты, что постоянно благословляем Евангелием жизни,
Как новорожденный, помазанный в граде давидовом,
И вопросом первосвященника:
«Ты ли Христос, Сын Благословенного?»,
И исповеданием блаженным Петра:
«Ты — Христос, Сын Бога Живого»,
И [вопросом] следователей-маловеров:
«Если Ты Христос, скажи нам прямо»,
И Твоею же заповедью, в кою мы веруем,
Что Ты учитель помазанный
И Господь [всего] сущего.
И еще прежде этого
Ирод открыто спрашивал о Тебе,
Как о [носящем] имя Помазанный,
И даже Ты сам сказал:
«Как же написано:
«Помазанный Господа Бога давидова,
Сын Безначальный —
Сын [рожденный] прежде денницы».
Но мы принимаем такое
Достодолжное истолкование сего [вопроса]:
Осуществление таинственного сего названия
Исполняется в нас,
Что обладаем преимуществом быть христианами.

14

Приводящее в трепет слово «помазание» столь грозно,
А вместе и свято, ревностно благословляемо,
Что, как никто из землян не дерзнет наречь себя Богом,
Но лишь Божьим,
Так ни [единая] плоть не присвоит себе Твое Имя Христос,
Но [назовется] лишь христианином;
Не под силу оно было даже величию Предтечи — Крестителя,
Что водою [крещеною] Духа призвал,
«Ибо, — сказал он, — я не Христос,
Но посланный впереди него».
И, как вещает слово евангелиста Марка,
Ходили апостолы с елеем по два
И, как если б воистину они были собственной Твоей рукою,
Мазали маслом [больных]
И без [принятых] у людей средств
Именем Твоим исцеляли.
Как не могут противостоять
Тьма свету и болезнь здоровью,
Ночь дню и смерть жизни,
Так и сим дарованным Господом елеем
Бывает возбранено, отринуто и полностью уничтожено
Все содеянное сатаной.
И подобно тому как от этого вещества,
Словно от яда смертельного,
Погибают и исчезают
И мухи мерзкие, и пресмыкающиеся,
И пауки, и уховертки,
Точно так укрепленное полнотой Святой Благодати
Масло сие изгоняет бесов,
Обращает в ничто письмо заемное
И разрывает приговор смертельный.
Не бывает совершенной купель [крещения]
Без помощи миропомазания.
Первому человеку, что смертельно был ранен разбойниками,
Было дано сие снадобье спасительное;
И [когда шла речь] о неисцелимых ранах Иакова и Израиля,
Упомянуто было сие вещество честное.
Давид, возжелавший масла сего в уповании
Быть вечно, «как зеленеющая маслина в доме Божьем»,
Уже тогда, отрекшись от обрезания,
Предугадал благодать крещения.
И к чему мне еще говорить об этом,
Всуе надеясь полностью постичь это таинство,
Коли даже ангелы не в силах словами его объяснить,
Не говорю во всей истине, но хотя бы частично!

15

Днесь в песнопениях величальных
Славлю Тебя, Царь Бессмертный, во всем и вечно
За деяния, совершенные для меня,
О Благопопечительный и Милосердный,
Долготерпеливый и Богатый,
Щедрый и Всепобеждающий.
Сущность образа [помазания],
Начертанного еще во времена отцов,
Ты воистину довел до совершенства.
Естеством Своим Ты свет истинный
И солнце вечно сияющее,
И сонм учеников Ты светом назвал,
Ибо чрез них исполнил Ты все творения земные
Лучами блаженной милости.
Ты дозволил некой [женщине]
Помазать ноги [Твои] миром благоуханным
В знак того, что принял обращенные к Тебе мольбы;
А другой грешнице [дозволил] возлияние мира на главу Твою
Как образ милосердной любви Твоей к нам.
И с такой неутолимою жаждой, о Беспредельный,
Вдыхал Ты его [аромат],
Что даже установил наказ нерушимый,
Вечный закон, величаний достойный,
Чтобы вместе с животворными Твоими заветами
Проповедовались по всему миру
И достоинства простого масла сего
На удивление внемлющим
И во упование грядущим.
«Вы имеете помазание от святого», — сказал блаженный среди апостолов
Объясняя таинство, что на нас изливается
От неоскудного изобилия полноты Твоей, о Животворец.
[Масло сие] — лишь благословенная капля
Небесного добродеяния Твоего,
Коей непрестанно Ты нас окропляешь,
Боле всего сходно со светом Твоим и Святым Твоим Духом;
Посему зовется и «светом»,
Как первосозданием и сообразом Твоим,
Что изгоняет тьму густую грехов;
И «огнем», ибо со всеми частицами творений
Равно соединяется оно
Согласно мере, жалуемой сущим,
Явно и скрытно, молча и гласно,
И, коли не столкнется с противником,
Само не пожелает, вспыхнув, возгореться;
И миропомазанием тоже,
Ибо нас, коих Ты усыновил по-царски,
С Тобой в наследие Отцу Ты предлагаешь,
Дабы, запечатленное на нас нетленно,
Оно, что милосердию Твоему сродни,
Нас осияло славою в загробном мире;
А также и душою,
Ибо, очистившись от бед и лжи,
Нас силою лукавого обуревавших,
Вновь обновленные и пригвожденные с Тобою упованием веры
«В духе и истине поклонимся» Твоему небесному Отцу,
О Вседаритель!

16

Истинно, вечно и доподлинно,
Что масло это, исполненное света, благовонное,
Любовь Твою являет, о Всевышний.
Вот почему и Павел сам счел подобающим
Ясно сказать в хвалебной речи:
«Утверждающий же нас с вами во Христе
И помазавший нас есть Бог,
Который и запечатлел нас
И дал залог духа в сердца наши»
И еще: «Не оскорбляйте, — говорит, — святого Духа Божия,
Которым вы запечатлены в день искупления».
Название сие — «помазанник» — почетно и непобедимо
В завете Новом будто боле, чем в Ветхом,
Ибо слова давидова псалма:
«Восстают цари земли, и князья совещаются вместе
Против Господа и помазанника Его» —
Предопределили верно таинство прежних
Мучительных Твоих страстей Господних.
Слова Давида: «... кто, подняв руку на Помазанника Господня,
Останется ненаказанным?» —
Были пророчеством великим, что заклеймило
Неискупимый грех [пролития] Твоей крови
Толпой неистовых и злых иудеев,
Ибо, хотя Саул убит был соотечественником,
Однако иудеи в позоре и укорах
Не вовсе были отвергнуты народами чужими,
Покуда не стали причастны к [пролитию] Твоей крови.
Мольба молитвенная, кою чрез псалтырь возносим мы:
«Ради Давида, раба Твоего, не отврати лицо помазанника Твоего»
И еще: «Приникни и призри на лице помазанника Твоего»
Залог великий в память о наследии грядущем.

17

Это светоносное вещество — обожаемый дар, поднесенный рукой Твоею,
О Христос,
Ибо ни о чем более славном средь царского великолепия
Не говорит пророк от Лица Твоего, как:
«Я обрел Давида, раба Моего,
Святым елеем Моим помазал его»,
Посему, целуя помазание Твое светлое, о Господи Иисус Христос,
Мы зрелым разумом постигли вечность неизменную Твою,
Что Ты есть всё и во всём,
Царь царствующих и помазанник истинный средь помазанных,
Коленопреклонно величаемый вчера и сегодня.
Подобно как светильня, погруженная в жир,
Не дает ни единого отблеска,
Пока не загорится, вспыхнув от огня,
Так и свет помазания, излиянный на нас,
В грядущем засияет.
Таково ясно начертанное толкование [таинства],
Кое дошло от предков до нас,
Подобающе велелепно расцвеченное яркими красками.

18

Днесь причина вышних даров,
Животворных, Божественных, присущих Тебе, о Создатель,
Без коей нельзя себя почитать христианином,
Называть назореем,
Упоминать себя средь сыновей иудиных
Либо утешаться именем Бога Иакова —
Благословенное вещество сего елея,
С коим сокровенно слилась Святая Троица Твоя;
Оно — луч благодати,
Велелепие лба нашего,
Красота лица,
Благообразие черт,
Свет очей,
Крест на зеницах творимый,
Нежность ланит,
Украшение чела,
Хранитель уст;
Распорядитель религиозного действа,
Попечитель [благочестивой] жизни,
Связь собраний [верующих];
Крепость душ [пред происками сатаны]
[И] стремительность нападений [на него];
Преграда для заговорок,
Уничтожение талисманов,
Помеха для ведунов,
Посрамитель колдунов,
Уличитель ереси,
Могучий противник бесов,
Целитель недугов;
Совершенство крещеных,
Желание страстное для новообращеных,
[Явление] непостижимое для некрещеных,
[Вызывающее] изумление у язычников
И зависть у неверующих;
Проявление таинств [Божьих],
Почет обездоленным,
Слава рабам,
Украшение для женщин,
Взращение детей [в благодати],
Радость для старцев;
Рукополагатель в чин священный,
Блюститель чистоты,
Корона царей,
Великолепие венценосцев,
Превосходство кесарей.
И подобно тому как сосуд запечатанный
Показует ценность его содержимого,
Так и превосходство благодати,
Словно бы сокрытой в нас [печатью] миропомазания,
Во Имя Твое, о Господи Боже Иисус Христос,
Являет себя в знамении подобающем.
Что же до собственно имени [миро],
Как, начиная еще со времен египтян,
Называли его мужи мудрые, Духа исполненные,
То представляет оно свойство сего вещества
Быть образом таинства страшного.

19

Ибо благословенное миро сие,
На кое древле почти намекал пророк.
Когда молил просветить очи его,
Коли толковать его по грамматическому строению
И [риторическим] определениям Гомера,
То означает оно «мать для меня»,
А именно то, что с силой притягивает к себе наше естество,
Чудесно превращая купелью света
Текучесть вод в устойчивое постоянство;
И подобно тому как снадобье сквашивает молоко,
Так преобразует оно в свое естество
Исступленную дикость мою
И потоки источников, вечно текучие.
Миро в смысле ином означает и «сумрачный»,
Иначе «туманный» и «сокрытый», или «невидимый»;
Иносказательное название это не есть нечто чуждое,
Поелику имя сие воистину определяет вещь, им означенная,
Ибо глубокая тайна [миро] боле неизъяснима,
Нежели вся святая святых.
Не смывает грязи оно, подобно воде,
И не укрепляет сердца, как это свойственно хлебу,
Но достодолжным способом новым
Таинственно подается орудиям чувств
Чрез сотворение Креста;
Оставаясь, однако, божественно непостижимым,
Оно имеет также имя неизречимое.
Ибо, как говорят, воистину
Бог «обитает в неприступном свете»
И беспредельностью славы, не ограниченной по своим свойствам
Для попыток нашего разума постичь его,
Остается как бы сокрытым извне
Покровом мрака непроницаемым,
Потому и к сему излиянию света
Иными из знатоков языка, искусных в витийстве,
Приложено было название «темный»,
Ибо познание природы сущего
Превыше сил земнородного.
И воистину сызначала содержит [миро] в себе
Преизобильно, во всей полноте
Оба Божественных Имени;
Названием Своим, что Имя Всевышнего напоминает,
Вдвойне прославляется елей сей,
Жертвуемый с драгоценным ладаном благоуханным,
Ибо, как речено Моисеем,
«Бог твой есть огнь поядающий»,
И еще «Бог есть свет», как сказано Иоанном,
На что верно намекает также Исайя:
«Свет Израиля, говорит, будет огнем».

20

Поелику, не забывая мерзкого нрава своего,
Что смягчен Милосердием Твоим, о Всевышний,
Я вновь возношу Тебе хвалы величальные,
Посему суть истинную слова [миро]
Представлю еще и в ином образе,
Ибо [еврейское] мерра означает «горечь»,
Что есть знак, соответственный страстям мучительным и жестоким,
А коли толковать миро согласно нашему корнесловию,
То родственно оно [слову] «смертность».
И [вправду] отсеченные и отторгнутые сим духовным помазанием
От суетных, смертоносных и омерзительных,
Плотоугодных страстей супостата, —
Кои, разлаживая, словно размягчающая влажность воздуха,
Звучную лиру моего [уха]
И превращая удар по как бы отсыревшему от опрыскивания
Пленочному покрытию моих барабанных перепонок,
Что должен быть звонким и громким,
В неблаголепно глухой,
Тянут все существо наше в пропасть погибели, —
Мы вновь упованием соединяемся
С неизреченным таинством Распятия Твоего,
И, крещенные в смерть Твою, о Живой,
Мы, самим Тобою, о Боже, вполне ободренные,
Приобщимся тем самым к вечной жизни Твоей
Навсегда, окончательно, неразлучно.

21

Сей елей, о Иисус, равенство устанавливает
Меж изваянным во Имя Твое четырехкрылым [Крестом]
И знамением Твоим, о Всевышний,
И, придавая ему благодать,
Равно славную и одинаковую с кровью Твоею,
О Животворец,
Возвеличивает и венчает его той же славою.
Согласно предреченному пророком,
Древо его «благословенной маслиною» названо.
Ибо соделанный из простых лесных деревьев [Крест]
Елей освящает и очищает
От коварных козней лукавого и заблуждений мысли
И, доведя его до совершенства
Животворного вещества [Распятия Твоего],
Подносит Тебе, о Создатель.
Точно так же и вечно распахнутые створки окон нашей души
Во имя величия и силы Твоей,
Чрез елей освящены Тобою, о Страшный,
Дабы, обретя тем самым воздержность скромную,
Стала она для Твоего Духа желанной обителью,
Неподвластною обольщениям сатаны —
Лукавого, что мрак выдыхает.
Именно светом этим укрощая орудия наших чувств,
Мы собираемся, дабы петь на службе вечерней
Хвалебную песнь вместе с небесными звездами —
Сим подобием сияния Твоей Благодати в душах наших.
Также и напамятование о благах спасения грядущего
Укореняется им [в наших сердцах],
Прорастает, расцветает и дает плоды,
Дабы предуготовить нас к последней вечере
Великого пришествия Твоего;
И вот сей свет употребим мы [на ней], как светильник.

22

Опять же, коли из письмен азбуки [армянской],
Мы возьмем [дза], [показующее число, что получается]
От умножения двадцати на четыре (=80),
А затем спустимся, сверху по алфавиту
До [ну] — буквы двадцать второй,
То способом этим сможем представить
Для объяснения глубин таинства [сокровенных]
Пример, весьма сообразно составленный и приятный,
Ибо, сменив в названии дзют [елей] букву дза
На букву ну, означающую четыреста,
Мы получим согласно словообразованию
Верное [слово] нют — [вещество].
Дзют — елей — это образ той закваски,
Что обладает свойством могучим
К себе притягивать всю массу [вещества],
И не как малое, что в большом содержится,
Но, напротив, оно — [малое] —
Содержит в себе [большое],
Преобразуя собой и умножая всю массу,
Согласно сказанной Господом притче.

23

Нежное масло сие — это всегда пример и картина
Вознесения и смирения.
Порой его подают для еды в виде кусочка мягкого,
Что являет собой подобие слова, кротко воздействующего,
Порой же преславно плавает оно
На поверхности веществ жидких, текучих,
Как образ таинства дивного.
Коли налить его в мехи [кожаные],
То не пропитает оно их влагою и не испортит,
Подобно вину или воде,
Но сохранит в состоянии надлежащем.
Посему и мы, приняв от Тебя это помазание священное
Как один из превосходных и бесподобных даров Твоих,
О Сын Бога Живого,
Кровью Твоей начертаем его на нашем челе
И духом Твоим запечатлеем в естестве души нашей,
Веруя всеми помыслами своими,
Что в еще большем блеске,
В сиянии лучезарном,
Кое разольется чудесно во всем пространстве,
Вновь явится сей плод елея,
Дарующий свет во славу грядущему.
И да засветится тогда знамением Твоим
На челе лица моего — [Твоего] подобия —
Сей тук духовный, блаженный и озаренный светом вышним.

24

И поелику великая сила сия,
Словно нечто недостижимое, неуловимое,
В полете стремительном на легких крыльях воображаемых, —
Что превыше нашего разумения, —
Как недоступный преследованию беглец,
Исчезла бесследно в просторе широком,
Полностью удалилась, сокрылась от меня,
И нет для нее ни образа сходного,
Ни – примера соответного,
Ни определения подобного
И ни меры, равной для измерения,
Но одинаковостью со знаком Божественного Твоего знамения
И кровью Твоею, о Животворец,
Явила духовное превосходство свое,
Днесь благослови, о Господи, ею и в ней.
И да будет [благословенно] с нею также Имя Твое,
Грозное, светлое, небесное и удивительное,
И да восхвалят святые славу его неизреченную
[Благовонными] воскурениями кадильниц своих,
О Святый, Святый, Несказанный, Неисповедимый,
Вышний, Милосердный, Воспеваемый.
Справедливый, Благодетельный и Святый;
Сотвори сим [елеем] избавление,
Даруй также очищение,
Пожалуй исцеление,
Ниспошли благодать,
Надели щедро блаженством.
Пусть стану я непорочным чрез помазание елеем сим,
Что излучает свет небесный,
И пусть не проникнет в уток помазанной елеем разумной [ткани] моей
И не овладеет ею кручина скверны греховной,
Дабы никогда не замутился лик души моей.
Пусть те, что приблизятся для помазания,
Красуются славой, словно невеста нарядная,
В благолепии святом и прекрасном,
С душою, блаженством украшенною.
Пусть сей светозарный и богоданный огонь
Дарует тем, кто приблизится к нему для испытания.
Крепость железа, преобразованного закалкою
Чрез кипячение добела в жаре [силы] желанной,
Дабы, обретя всесовершепную прочность,
Они вечно, всегда стояли недвижно
На незыблемой тверди твоей, о Камень,
Неколебимо уверенные в Тебе.
Пусть для тех, кто вооружится [помазанием],
Знаком небесном победы станет то,
Что не утонут они в воде,
Не сгорят в огне,
Не остынут на холоде,
Не угаснут от вредоносного ветра,
Не осквернятся видениями греховными,
Не предадут «сохраненного» духу злому.
И, удаляясь из поднебесной,
Не утеряют по глупости сбереженных сокровищ жизни,
Не останутся без вспомоществующей тени крыл Твоих
И от себя не отринут жизнью порочной помазание обретенное,
Но Милостью Твоею да возгоримся мы им,
Утучнимся им, просветимся им,
Оправданные, освобожденные, увенчанные и воцаренные им.
И Тебе одному, Единственному Помазаннику,
Вместе с Отцом и Духом Твоим Святым
От всех песнь величальная,
Аллилуйя на всех языках,
Звуки благогласные,
Хвалы победные,
Благословия уст,
Святословия псалмов
Во веки веков. Аминь!

к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     91     92     93     94     95  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова