Великие исповедники Православия
Преподобный Максим Исповедник
к оглавлению
Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима
1. Жизнь всех, подвизавшихся
по Богу, плодотворна и полезна тем, что
побуждает к добродетели и поощряет к
подражанию в добре. Но жизнь исповедника
и божественного Максима тем успешнее
может подготовить к мужеству и тем большую
пользу принести душе, чем она выше и всецело
славнее. Муж этот отличался не только
необычайною жизнью, но и увлекательным
словом, как и благородным и несравненным
мужеством, о коем даже одно воспоминание
может доставлять большое удовольствие
и внедрять в боголюбивые души великую
любовь к добродетели. Посему и в настоящем
слове, намереваясь говорить о нем, мы
желаем и главною задачею своею ставим
изложение и описание каждого из его деяний,
так чтобы от воспоминания их и само слово
делалось более приятным и доставляло
слушателям великое удовольствие. Однако
же невозможно дать полное и цельное изложение
всех его деяний, а те, которые могут быть
изложены, трудно восхвалить должным образом,
ибо даже наименьшие из дел сего досточудного
мужа оказываются превышающими силу слова.
Итак, по трудности и даже невозможности
изложить все подробно, я сам нахожу себя
вынужденным делать опущения, нисколько
не опасаясь обвинения за эти пробелы,
потому что и никто другой из наших предшественников,
сколько мы знаем, (доселе) не пускался
в изложение всех деяний сего мужа, очевидно
считая такое предприятие нелегким и трудно
достижимым. Впрочем, чтобы нам не пройти
полным молчанием столь важный предмет
и, по возможности коснуться всего и не
опустить всего, что почитаю и неполезным
и даже не свободным от вины, оказывается
необходимым для меня представить настоящее
слово, хотя и вижу что оно весьма незначительно
и много ниже излагаемых предметов. Таким
образом, мы нашу исполним обязанность
и должное посвятим вам, неотступно требующим
от нас именно слова о нем. Если же среди
речи мне придется напоминать и о некоторых
других тогдашних делах, то это конечно
не без основания, так как те времена, как
знаете, воздвигли великое нападение на
истину. Но сначала следует, конечно, сколько
можно, сообщить пока о самом преподобном,
ради коего мы теперь и предприняли слово.
2. Отечеством божественного
и исповедника Максима был первый и величайший
из городов Константинополь, обычно называемый
также Новым Римом. Его родители принадлежали
к старинной благородной фамилии и в мiрской
знатности уступали не многим, отличались
благочестием, склонностью к добродетели
и исполнением ее, так что этим они могли
бы славиться более, чем родом. Произведши
на свет сего блаженного они еще в самом
раннем возрасте привели его к божественной
купели (крещению), чтобы с младенчества
он получил очищение, не позволяли ему
предаваться юношеским удовольствиям,
ни расслаблять душу разными детскими
ребячествами, чтобы еще не сложившаяся
и слабая природа не была увлечена к расслаблению
и изнеженности нравов. Напротив, воспитывая
благородное дитя в суровой строгости,
они внедряли ему и сильное влечение к
прекрасному и заставляли его всецело
устремляться к добродетели. Да и сам он,
обладая прекрасною природою и получив
такое воспитание, еще будучи юношею, уже
имел в себе предначертания добродетели,
как бы некие тени и письмена, довольно
ясно изображавшие будущее. А с дальнейшим
увеличением возраста и приобретением
устойчивой твердости души, не начал обладать
и более точными образами и чертами ее
(добродетели), когда и разум и мысль и
все вообще устремлялось у него к лучшему
и совершеннейшему.
3. А так как он и
к учителям ходил, старательно изучая,
как следует, все науки, то нужно ли и говорить,
сколько познаний приобрел он в течении
непродолжительного времени: грамматику
и весь круг прочих воспитательных наук
он усвоил весьма тщательно, в риторике
и искусстве речи достиг наивысшей ступени,
а философию он изучил так прилежно, что
никто не мог приблизиться к нему в этом
хотя бы и немного. В равной мере обладая
трудолюбием и природными способностями,
он был необычайно способен ко всем наукам.
И всеми ими в отдельности пользовался
он, как немало содействовавшими ему иногда
к усовершенствованию в добре. Но более
всего он изучал и любил философию и связанные
с нею науки, предпочитая ее всем другим.
И так как он находил в ней знание и разумение
вещей, раскрытие как теории, так и практики,
исследование природы и мiра и разъяснение
всего вообще другого: то поэтому он с
тем большим рвением отдавался ей и его
ум постоянно был занят ею. И это не как
пришлось и безрассудно. Но софистику
ее и всякий обман и ложные умозаключения
он совершенно отверг и отбросил, а правила
и принципы, равно и прочие логические
методы и доказательства признал и усвоил.
В самом деле, разве для него возможны
были ложные вопросы, сплетения поддельных
силлогизмов и таковых же умозаключений,
как и вообще все, что пятнает истинную
мудрость, чего нет надобности и говорить
о нем? И был он для всех предметом удивления,
как обладавший таким знанием и такою
добродетелью, а еще более смиренномудрием
и скромностью. Никакой предмет никогда
не вызывал в нем гордости и не заставлял
его много о себе думать: ни знатность
рода, ни превосходство над всеми в науках,
ни высота добродетели, ни вообще се другое.
Напротив, он так заботился о смирении,
что в нем только одном полагал достоинство
и похвалу жизни и считал выше, чем если
бы кто стал предлагать ему сразу всю имеющуюся
у людей славу.
4. Но, конечно, было
невозможно этому досточудному человеку
такой жизни остаться в неизвестности
и не проявить себя пред другими на общую
пользу, хотя он и ежедневно много старался
о том, чтобы убегать от пустой славы и
не уловляться разными случайностями
жизни, с коими быть даже в соприкосновении
он считал большим препятствием к добродетели.
И несмотря на то, что сам он так думал
и поступал, однако же против воли он берется
во двор тогдашнего императора это был
Ираклий пригласившего его со всем благоволением
и сделавшего первым секретарем царской
канцелярии. Как обладавшим такими достоинствами
и как принадлежавшим к такому роду, царь
пользовался им в своих делах и имел в
нем помощника и соучастника на все хорошее,
так как он отличался большим благоразумием
в понимании должного, был весьма способен
давать хорошие советы и обладал даром
быстро сказать и написать нужное. Поэтому
его участием в делах весьма дорожили
как сам царь, так и придворные, и этот
человек всегда был для них предметом
удивления.
5. Но так как он
признавал это ничтожным пред философией:
и славу и богатство и честь и все, что
касается пустого честолюбия, и кроме
того видел повреждение веры тогдашними
новшествами и великое осквернение Церкви
учением монофелитов, то оставляет все,
почитая соприкосновение с этим опасностью
для души и, как давно уже возлюбивший
тихую жизнь, скоро принимает монашество,
поступив в монастырь, находившийся на
противоположном берегу, под названием
Хрисопольского, где процветала тогда
философия. Там он остриг волосы, облачился
во власяную одежду и с того времени постоянно
стал изнурять свое тело, пользуясь не
только постом и непреодолимым терпением
других страданий, но и предаваясь всенощному
стоянию и напряженной молитве, а через
это очищая душу, отвлекая ум от земли
и освобождая ее от уз прежде освобождения
(смерти). И до строгой жизни (в монашестве)
приучавший себя к подвигам и трудам и
проводивший жизнь согласную с философией,
он после того как посвятил себя на подвиг,
уже ничего другого не желал и не делал.
Имел он конечно многих сподвижников,
но всех превзошел и пред всеми достиг
удивительной высоты. И вот они так поражены
были столь великою добродетелью его,
что сообща послали к нему усерднейшую
просьбу предстоятельствовать у них и
принять начальство над ними, ибо незадолго
перед тем они лишились своего настоятеля.
Но он, отвергая начальство как некую тяжелую
ношу, твердо и решительно отклонял их
просьбу, не уступая их словам и не склоняясь
на их мольбы. Когда же увидал, что они
все более и более настаивают и, пожалуй,
даже готовы употребить какое-либо насилие,
то едва соглашается наконец и принимает
настоятельство, думая более не о начальстве,
а об ответственном служении.
6. Отсюда тем больше
забот было у него и попечения обо всем,
так как он должен был наблюдать не за
собою только одним и не за тем, как ему
самому наилучшим образом проводить жизнь,
но и за тем, чтобы жизнь подчиненных ему
направить на плодотворный путь и ввести
наилучшее благоустройство. Так рассуждал
он в себе самом, что для тех, кои сами по
себе подвизаются в добродетели, есть,
конечно возможность по своему желанию
избирать большие или меньшие подвиги,
и им оказывается снисхождение, если
они не совершают великих дел. Напротив,
тому, кому поручено устроение душ даже
и при незначительном ослаблении строгости
будет предстоять не малая опасность,
-так как ему самому, так и подвластным.
Поэтому ему надлежит быть не только наилучшим
по добродетели, но и постоянно увеличивать
прежнюю добродетель, если он своим примером
должен и своих подвластных вести к большей
добродетели, взирающих на его жизнь как
на образец, и через это направляемых или
к добродетели или, напротив, к пороку.
Представляя это, божественный Максим
сокрушался душою и истощал последние
силы тела, погруженный в заботу о своих
учениках. Ради сего он то всех вместе,
то каждого по одиночке непрестанно побуждал
их к добродетели, когда употребляя более
нежное слово, а когда более суровое, иногда
давая научение тихо и нежно, а иногда
выражая его строго и горько, смотря по
настроению и природе каждого. Так настроен
был он по отношению к своим подчиненным
и с таким расположением вел он настоятельство
над ними.
7. Когда же он, как
мы сказали выше, увидал, что тогдашняя
ересь монофелитов стала все более и более
усиливаться и с каждым днем ужасно распространяться
представителями этого нечестия, то подвергся
скорби и погрузился в тяжелую печаль,
сожалея особенно и самих виновников этого
беззакония. Но он не знал, что ему надо
было сделать при столь чрезмерном распространении
зла, охватившего весь почти Восток и Запад.
И вот в таких трудных обстоятельствах
он находит один только выход, плодотворный
и для него самого и для тогдашнего положения
вещей. Так как он знал, что старейший Рим
был чист от такой мерзости, равно как
и Африка и другие места и соседние острова,
то, оставив здешнюю страну, отправляется
туда в намерении защищать истину и вращаться
среди тамошних православных. Не без усилий,
бед и несчастий совершил такой путь, но
все преодолел своим высоким рвением,
причем советниками этого путешествия
он, быть может, имел и своих подначальных
монахов: разлука с ними хотя и была для
него тяжела и трудна, но он кроме задуманного
не мог сделать ничего другого, так как
время теснило его и требовало его отшествия.
Однако же слово наше ушло вперед, пропустив
речь о том, что было в промежуток этого
времени и откуда получило начало мерзкое
это и отвратительное учение, так возмутившее
Церковь и многих увлекшее в ту же погибель.
Поэтому необходимо сказать немного и
об этом лжеучении, а потом продолжить
в связи с этим наше повествование.
8. Когда Ираклий
получил царский скипетр [1] и Сергий занял Константинопольский
престол [2], то сначала сам Ираклий,
все придворные, сановники и вельможи
держались православной веры, исповедуя
и проповедуя две природы, два действия
и две воли в божестве и человечестве Христа
моего. Но когда он, к несчастью, после
многих побед над врагами и славной войны
против персов, отступил от православного
догмата, тогда вместе с ним начали отступать
и Церкви, и немалая часть народа перешла
на противную православию сторону. А виновником
перемены царя был известный Афанасий,
так называемый патриарх яковитов, человек
лживый, более всех способный запутать
истину. Явившись к Ираклию, пребывавшему
в Иераполе Сирийском, он коварно и злокозненно
вошел в доверие к нему, прельстив его
обещанием, что примет Халкидонский Собор,
который провозгласил две природы во Христе,
соединенные ипостасно. А Ираклий имел
сильное желание, как показали события,
склонить к признанию того Собора как
самого Афанасия, которому он обещался
дать Антиохийский престол, так и других
всех, кого он видел не соглашавшимися
с этим Собором, хотя, по своей простоватости
и легкомысленности, он, никого не привлекши,
только запятнал себя неправомыслием.
И вот Афанасий, как сказано, разными способами
привлекши его к себе, привел в некое колебание
относительно двояких действий и хотений
двух природ. Этим склоняет его сообщить
свое мнение и Сергию Константинопольскому,
а известного Кира Фасидского вызвать
даже к себе и спросить и его, как подобает
мыслить о сем, и что они решат, с этим и
ему должно согласиться. Злодей знал, что
тот и другой следуют учению об одном действии
и одной воле. Когда же Ираклий одного,
то есть Кира, пригласил к себе, а патриарху
Сергию в письме изложил свое мнение, и
обоих нашел в равной мере приемлющими
монофелитское учение и без колебаний
согласными думать одинаково с ним, тогда
и сам всецело оказывается на противной
стороне и признает волю, вернее сказать
безвольную, чем единовольную.
9. Вслед затем свои
вероопределения посылает и Римскому
предстоятелю, как бы считая несправедливым,
если бы не наполнил всю землю своими дрожжами
и не сообщил всем своей заразной ереси.
Но сей божественный муж, признав послание
его явным заблуждением и вознегодовав
на это отвратительное неправомыслие,
не только в противопосланиях и сильных
опровержениях изобличает и разрушает
все его предположения, но и подвергает
анафеме тех, кто их содержит и им следует.
Однако же это не принесло никакой пользы
Ираклию, так как он не поверхностно, а
глубоко воспринял это лжеучение: спустя
немного он спешит наполнить этою мерзостью
и Александрию, послав туда епископом
своего единомышленника Кира, чтобы и
сама Александрия также согласною с ним
была и вместе с ним погибла. Тогда конечно
и Кир, сговорившись с Феодором епископом
Фаранским, который и сам сильно сочувствовал
монофелитам., составляет уже вместе с
ним так называемое водоцветное единение
(унию). Выражение это, полагаю, указывает
на линючую и водянистую окраску, как бы
смешанную и трудно различимую, не сохраняющую
чисто ни одного из двух цветов, чтобы
им было можно, по их желанию, смешивать,
сливать и перетолковывать учение о действии,
и именно ни простом, ни двойном, и ни том
ни другом, что вернее сказать, какого
нельзя ни мыслить ни называть.
10. Но, решившись
сами и убедив обманутых ими признавать
одно действие и одну природную волю, они
дали повод как яковитам, так и феодосианам
превозноситься над нашей верой и подвергать
осмеянию и глумлению бывший в Халкидоне
Собор. С коварным умыслом они стали говорить,
что и сам Халкидонский Собор оказался
следующим их учению и признающим одну
природу, как это явствует из того, что
он провозглашает и одно действие, чего
он, как утверждали они, ни в каком случае
не сделал бы , если бы не устыдился истинного
учения и не получил совершеннейшего представления
о нем.
11. А как в то время
Иерусалимский престол занял Софроний,
муж, отличавшийся благочестием и добродетелью,
то к нему собираются все архиереи и
православные, вместе с ним осуждают и
подвергают анафеме признававших во Христе
одно природное действие и одну волю, напротив
одобряют и подтверждают исповедывавших
и признававших при двух природах и два
действия со столькими же волями. И желая
сделать более известным это определение,
этот святый муж отдельно объявляет о
нем и Иоанну папе Римскому, так назывался
он, а также и Сергию Константинопольскому
и Киру Александрийскому, двух последних
порицая и сильно укоряя за догмат, а первого,
то есть Иоанна, как подобало, одобряя
и венчая бесчисленными похвалами.
12. Когда об этом
узнал и сам слабоумный Ираклий, то он
впал в страх и смущение, колеблясь в своей
душе, недоумевая и не зная, как ему изменить
нововведенный догмат: быть может он стыдился
скорой перемене и быстрому переходу к
противоположному учению. И вот он отступает
от тех и от других, то есть от проповедующих
как два действия так и одно. И это внушил
ему презренный Сергий, так как он видел
его легкомысленность и податливость
во всем и притом опасался увидать его
окончательно отделившимся от их общества
(монофелитов) и потому с коварной целью
одобрил это намерение царя. Обрадовавшись
этому как неожиданной находке, Ираклий
подтверждает эту нелепость в письменном
виде чрез так называемый эдикт (Экфесис) [3], о каковом письменном
изложении (монофелитского учения) когда
узнали единомысленники Севира, то не
только дома и у себя, но и на базарах и
в банях стали подвергать его насмешкам,
с необузданным злословием говоря, что
«прежде единомысленники Нестория халкидониты,
так называя нас, хотя мы отвергли их
учение, одумались и отступили от ложного
учения, соединившись с нами посредством
признания одного действия в одной природе
Христа, а теперь, осудив что было хорошо,
погубили то и другое, не исповедуя во
Христе ни одну ни две природы». Вследствие
этого появилось тогда в церквах замешательство
и смятение, так как и пастыри и народ и
начальники и подвластные впали в безрассудство,
когда не было разумевающихъ и взыскующихъ
Господа (Пс.13,2). В самом деле, кто стал
бы убеждать народ предпочитать лучшее,
когда предстоятели были так настроены,
и цари и архиереи вместо других каких
распоряжений и законов узаконяли нечестие
и принуждали всех подчиняться, разрывая
неразрывную ризу Церкви на многие чести
и доставляя удовольствие нашим хулителям
и клеветникам.
13. Но вскоре после
того и Сергий, сеятель лжеучения, многоголовая
гидра, скончал свою здешнюю жизнь, собрав
себе всю жатву наказания там. На его место
Ираклий поставляет Пирра, который также
был враждебной православию партии и держался
противного ему учения, проповедуя то
же, что и умерший. А как и сам Ираклий вскоре
скончал свою жизнь [4], то на престол, поставляется
его сын Константин [5], которого Пирр, по коварству
своего нрава, вместе с известной Мартиной,
женщиной дурной и готовой на всякое злодеяние,
умертвив ядом, возводит вместо него на
царство, сверх ожидания всех сына её по
имени Ираклона. Дело, достойное архиерея
и приличное его кротости! Но сенат, возненавидев
Ираклону, скоро лишает его власти и в
то же время изгоняет из столицы и нечестивого
Пирра с единонравной Мартиной, и таким
образом этот герой, будучи удален от престола
и из города, получает возмездие за то,
что злокозненно совершил неправедное
убийство. Тогда воцаряется Констант,
сын убитого Константина, поставивший
Павла епископом Византийским, который
и сам разделял безрассудный догмат монофелитский.
Но нам следует
снова обратиться к делам божественного
Максима, коего и поставило своим предметом
наше слово, хотя оно и направилось к повествованию
о других предметах, о коих воспоминание
мы сочли необходимым сделать здесь, согласно
нашему обещанию в начале.
14. Итак, когда сей
святый муж решил отправиться в Рим по
причине распространившегося в Константинополе
лжеучения, как это указано мною выше,
то он по пути сначала встречается с епископами
Африканскими, которым предложив свои
беседы и открыв свои богоглаголивые уста,
делал их более твердыми в вере и много
учил и внушал, как могут они избегать
ловушек противников и отклонять их лжемудрования.
Благоразумный муж этот знал, что от нас
требуется много опытности и красноречия,
если мы вознамеримся поражать противников
и ниспровергать всякое их превозношение,
восстающее против истинного знания. В
виду этого он всеми средствами поощрял
их, сплачивал, приготовлял беседами к
мужеству и наполнял благородными помыслами.
Ведь хотя они и превосходили его своим
саном, но мудростью и разумом уступали
и были ниже, не говоря о других доблестях
этого мужа и достославности во всем. Поэтому
они соглашались со словами его и беспрекословно
повиновались всем его наставлениям и
советам, заключавшим так много полезного.
Видели они в этом муже жизнь высокую и
необыкновенную, слово обильное и богатое,
не каплями какими-нибудь, но реками текущее,
разум и прочие свойства души, совершенно
ни чем не сравнимые. Благодаря всему этому,
не только все священники и епископы, но
и правители народные и светские всецело
были преданы ему, привлеченные им как
магнитом и находясь в отношении к блаженному
в таком же состоянии, в каком, говорят,
бывает железо к тому камню, или какое
испытывают к баснословным сиренам очарованные
их пением. Когда же они узнали, что и Римский
папа созвал тогда собор епископов, чтобы
сообща подвергнуть нелепый догмат проклятию
и анафеме, то и сами они под влиянием побуждений
и наставлений божественного Максима
поторопились сделать это. Епископы не
только Африки, но и всех других тамошних
островов были привлечены к этому и старательно
совершили доброе дело, потому что и они
все имели его учителем, наставником и
помощником в деле этом.
15. Не много после
того прошло времени, и Иоанн, предстоятель
Рима, отходит к Господу, а на его престол
вступает Феодор, (достойный) преемник
его как предстоятельства так и православия.
В то же время и Пирр, как прогнанный из
столицы, прибывает в Африку и встречается
с божественным Максимом, как свои предлагая
речи ему, так и принимая их от него. Но
разве могу я надлежащим образом представить
в настоящее время происходившие между
обоими споры и прения, то есть как убедительное
и истинное решение святым (Максимом) каждого
вопроса, так и поражение и согласие Пирра
с каждым ответом? Тот (Пирр), как нечто
неопровержимое и непоколебимое, предлагал,
что в одном Христе и воля одна, и утверждал,
что иное представление не будет истинным.
А этот (св. Максим) вопреки тому (Пирру)
и единство Христа по ипостаси признавал,
но и различал в нем двойство природ, вместе
с коими различал и две воли, что и доказывал
весьма сильно и неопровержимо. И еще:
один (Пирр) вместе с (двумя) волями вводил
и (двух) волящих, нелепо присоединяя нелепость.
А святый (Максим) отклонял это, как крайнюю
нелепость и непоследовательность, и обличал.
«Если допустить, говорит он, что вместе
с (двумя) волями вводятся и (два) волящие,
буду употреблять собственные слова
блаженного Максима, то без сомнения
должно быть основательным и обратное
положение, то есть вместе с волящими (разными)
должны вводиться и воли (разные),-и тогда,
по вашему (твоему), у пресущного и преблагого
и верховнейшего Божества, по причине
одной Его воли, должна будет оказаться
и одна ипостась, согласно Савеллию,
а по причине трех лиц должны быть и три
воли, а потому и три природы, согласно
Арию, если, по отеческим определениям
и канонам, различием воль вводится и различие
природ».
16. Но зачем мне
говорить подробно о всем, что тогда было
сказано? Едва ли я смог бы довести все
до конца, если бы даже стал излагать целиком
только главное содержание: так длинно,
разнообразно и глубокомысленно изложение
этого спора. Желающие могут прочитать
самим святым Максимом составленный об
этом труд [6], из коего точнее узнают,
как вопросы и ответы святого, все исполненные
мудрости и надлежащих рассуждений, так
и несогласованность и противоречивость,
или лучше сказать неразумность и бессмысленность
предположений Пирра, так что он, отрекшись
от всего, кладет, как говорится, быка на
язык и признает бессилие своих рассуждений.
И хотя он представлял их во многих видах
и (разнообразил) и всячески изощрял, однако
же не получил никакого подкрепления тому,
чего желал. И даже прости прощения в том,
что он сделал, тут же письменно прокляв
свой и монофелитский догмат и представив
свое сочинение Римскому папе, которым
и был принят с невыразимым радушием. Но
этот безумец и крайний глупец как бы ничего
нового с ним не произошло, в Равенне оказавшись,
опять принял прежнее учение и как некий
пес на свою блевотину возвратился. Когда
это дошло до слуха святого Максима и самого
названного предстоятеля Римского, то
они на общем соборе выносят обвинение
против него, отсекши и отбросив окончательно
погибшего, как некий гнилой и совершенно
неизлечимый член. Однако же он и в таком
положении нисколько не умерил своего
бесстыдства и превеликой гордыни, но
смелым натиском опять вступает на Константинопольский
престол и в награду за нечестие вторично
получает архиерейство.
17. А как в то время
случилось и отшествие Феодора от людей,
мужа, как знаем, подвизавшегося в трудах
многих и прославленного благочестием,
то на его престол возводится святейший
Мартин, также отличавшийся великими дарованиями
и блиставший преславной жизнью. Высоко
ценя его добродетель, божественный Максим
часто встречался с ним и, о чем требовалось,
вел подобающие беседы. Посему советуется
с ним и о собрании отовсюду православных
и устроении большого собора, чтобы от
стольких богоносных мужей правая вера
получила более твердое и непререкаемое
исповедание, а учение противников подверглось
явному и общеизвестному отвержению. Итак,
собравшиеся в количестве ста пятидесяти
в присутствии с ними и премудрейшего
Максима совершили все с разумом и божественным
Духом, а все деяния, как подобало, внесли
в памятные записи, причем каждый постарался
дать правому учению сильную защиту и
представить свои доказательства.
18. И всех виновников
безумного догмата подвергли анафеме,
именно: Сергия, Пирра, Павла и Петра, худо
предстоятельствовавших в Константинополе,
а также Кира Александрийского, Афанасия
Антиохийского и их единомысленников.
Анафематствуют вместе с ними и так называемый
Типос, исполненный богохульства, который
издал нечестивый царь Констант [7] и объявил Святой Церкви.
Но святой Максим, в обличение нечестивцев
и для утверждения верных написав сочинения,
составив письма и доказательствами от
разума и писания утвердив истину нашей
веры, рассылает их по всей вселенной,
с которыми желающий уже подробно может
познакомиться, прочитав изданное при
них изложение их содержания.
19. Но божественный
Максим, живя с того времени непрестанно
в Риме, так как по удалении из Византии
он поставил целью поселиться здесь, хотя
Африка, объятая сильнейшей любовью к
нему и задержала его надолго, итак,
имея потом пребывание в Риме, как сказано,
он многим, каждый день приходившим к нему,
преподавал нужное устно, беседуя о полезном,
и через составлявшиеся с трудолюбием
сочинения наставлял к высокой жизни,
убеждая держаться только добродетели
и отвращаться низкого и чувственного,
чтобы ничему такому, говорит, ум не был
подчиняем как возносящийся горе и созданный
для устремления к вышним предметам. Рвение
невыразимое было у богомудрого привлечь
всех к добродетели и заставить любить
ее, столь вожделенную саму по себе и желанную,
всецело привлекающую к себе объятого
любовью к ней. Для сей то цели он и составляет
многие и прекрасные сочинения, предлагая
в них различный и целесообразный путь,
ведущий к ней.
20. Даже и на малое
время не переставал он составлять сочинения:
то о жизни и строжайшем поведении, то
о нравах и заботе о страстях и совершении
всего с разумом и рассуждением, а то другой
раз о догматах и других умозрениях, исполненных
глубочайшего ведения и которых едва ли
достигали и превосходнейшие умы, оценивая
этим наши желания и возвышая к божественному,
иногда речь у него о воздержании от
предметов настоящей (земной) жизни и удалении
от всех чувственных удовольствий, а иногда
о твердости и терпении и других видах
великодушия в искушениях, хотя бы они
и казались сильными и непреодолимыми.
А его рассуждения о молитве? А сочинения,
явившиеся в виде писем и сообщающие жало
сокрушения душе и угрызение в сердце?
Что же касается до трудов досточудного
мужа о любви, ради удободоступности для
всех изложенных в виде коротеньких глав,
то я почел бы весьма важным подробно сказать
о них, если бы не знал, что они известны
всем. И так как все, по моему убеждению,
знакомы с его рассуждениями о любви, особенно
ревнители добродетели и любви, то я оставляю
теперь говорить о них то, что желал бы,
и скажу только, что тот, кто хоть сколько-нибудь
коснется их, тот и истинную любовь познает
и возненавидит всякого рода ненависть,
удержит проявление гнева не по разуму,
сдержит яростную похоть, будет отвлекать
свой разум от вещества, возведет свой
дух к родственным ему предметам и всего
себя обратит к божественному. Также составлять
быстро книги и писать главы в виде наставлений
он был весьма плодовит и способен. А в
изъяснении Писаний и раскрытии их глубочайшего
смысла кому уступал и ниже кто был? У кого
глубина раскрытия мыслей и духовное объяснение
Писаний отличаются большей прикровенностью
и таинственностью? У кого изъяснение
самых неясных мест как Ветхого так и Нового
Завета более возвышенно и необычно? У
кого более глубокие рассуждения, тончайшие
мысли и объяснения трудностей?
21. Как ум свой он
умел утончать, отвлекая от всякого вещественного
представления, чтобы без всякого препятствия
он мог достигнуть знания, превышающего
разум, и подняться до наивысшего созерцания,
так и речь свою он удалял от чувственных
и грубых образов и поверхностных фраз,
но уходил вглубь и бездну вызывал бездной,
то есть тончайших слов и мыслей. Кто, например,
чтобы не говорить о других, прочитав в
шестидесяти пяти главах изложенный досточудным
Максимом труд, где он изъясняет трудности
ветхого и нового Писания, не подивится
и не изумится уму истолкователя и разуму,
бременевшему столь необычайными мыслями,
а также высоте рассуждений и другим умозрениям
и возвышенно-духовному разъяснению их?
Но нисколько не менее, чем здесь каждый
увидит высоту его рассуждений, прочитав
составленные им схолии к сочинениям Великого
Григория, ибо многие из них, как знаем,
трудны для понимания и не имеют ясного
значения, особенно относящиеся к догматам
и богословию о Святой Троице: он и смысл
их постиг и светом божественного знания
привел в большую ясность, изложив свое
толкование не только в ясных мыслях и
таинственнейших созерцаниях, но и языком
возвышеннейшим и речью прекраснейшей.
22. А так как благороднейший
Максим видел, что и в сочинениях Ареопагита
Дионисия, которые сей божественный муж
составил об иерархии и о прочем священнотаинственном
чине, большей частью покрыты неясностью,
то, занявшись и ими, он прояснил их и раскрыл,
по моему, более ясной речью и истолкованием,
не поверхностно и, как говорится, кое-как,
но войдя внутрь их и удивительным образом
усвоив их глубокий смысл. Все же что относится
к священному тайноводству он изъяснил
в таинственном смысле, именно: что означает
вход иереев в храме, что кафедра архиерея
на возвышении, стояние около него священников,
чин и образ псалмопения и чтения, затворение
дверей и целование пред этим, падение
ниц непосвященных в храме и вообще все,
что совершается в тот страшный час. Впрочем,
никакая , как и сам я сознаю, другая речь
не в состоянии ясно представить это, хотя
бы и было употреблено много слов об этом,
один только тот, кто сочинил это и может
сказать об этом так, как именно сказал
он и иметь в себе представление о таких
предметах. Но доколе же я буду говорить
о рассуждениях, сочинениях и других трудах
премудрого, которые все упомянуть и подробно
передать словом кажется мне подобным
тому, как если бы я стал пытаться измерять
песок морской и перечислять по одиночке
звезды? Поэтому, прекратив речь о них,
обращу слово свое к другому и отсюда начну
представлять преимущественно достославнейшее
долготерпение благородного мужа в страданиях.
23. Итак, Констант,
внук Ираклия, находился на царстве и владел
им девятый год, предоставив полную дерзость
лжеучителям, так как и сам подвержен был
той же ереси и все наполнив злой пагубой.
Но как только он узнал, что все в Риме
разнствуют с ним и отвергли его догмат,
то, удалившись решительно от других дел,
он с особенной заботой принимается за
римские.
24. А так как он знал
и виновника, разве мог он не знать человека,
столь известного всем и на виду у всех
светившего своим учением, то отдает
приказ немедленно привести Святого к
нему во дворец, полагая, что если он захватит
его, то будет властвовать и над всеми
другими. С ним повелевает поскорее доставить
в Византию и ученика его Анастасия вместе
с одноименным ему и единонравным другим
Анастасием, который назывался апокрисиарием [8] Римской Церкви, а также
и божественнейшего Мартина с многими
западными епископами, будучи разгневан,
что естественно, на них за их противное
ему мнение. Но относительно иерарха Мартина
и тех неистовств, какие совершил над ним
нечестивец (царь Констант), подвергнув
его многочисленным оскорблениям и побоям,
о, безбожные руки! предав наказанию
невинного и наконец осудив на отдаленнейшую
ссылку, Херсон был местом ссылки ему,
то же самое сделав, конечно, и с его
епископами: рассказывать, как произошло
это, у меня теперь нет досуга, так как
я должен спешить к делам божественного
Максима. Многие, вероятно, скажут о них
или же и сказали, как полагаю, желая почтить
сего мужа и восхвалить его жизнь. Наше
же слово пусть обратиться к изложению
своего предмета.
25. Итак, этот священный
муж уже был взят руками убийц, и все взирали
на него. Посмотрим теперь, какую прежде
всего встречу устрояют ему и какому суду
подвергают его эти хорошие законодатели.
Как только он, привезенный на корабле,
пристал к Константинополю, к нему приходят
посланные царем люди, уже от одного вида
являвшие в душе своей большую жестокость.
Дерзко схватив Преподобного, босого и
без верхней одежды, насильственно вытащили
его на дорогу и повели в сопровождении
ученика, оплакивавшего эти злодейства.
И приведши, заключили его в какое-то темное
помещение, не позволив ему даже оставаться
вместе с учеником. А по прошествии нескольких
дней ведут Праведного во дворец, где восседал
весь сенат и каким-то убийственным и драконовским
взором смотрел на него. Суд над ним предоставляют
сакелларию [9], оказавшемуся первым
по чину, человеку опытному в речи, искусному
сочинять слова и более всех способному
искажать истину. Чего дурного не учинил
он? Какого зла не сделал? От какой угрозы
и оскорбления Святому воздержался? Не
устыдился ни почтенной старости его,
ведь ему тогда было около восьмидесяти
лет без малого, [10] ни являвшейся на
лице его благодати, ни его нравственной
красоты, как и других благолепных и достопочтенных
его качеств. И все это тогда, когда сей
нечестивец не имел ни одной справедливой
и основательной причины для его обвинения,
а только показывал, так сказать, свою
грубость и необузданность и негодность
нрава. Но хотя он и явился до такой степени
бесстыдным, однако же при полном бессилии
его возражать против искусных речей Святого
и надлежащих ответов его, оказались тщетными
все его ухищрения, обнаружив только его
злоумие и замечательнейшее коварство.
к оглавлению