Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться
1. Говорили об авве Арсении, что поздно в субботу, на рассвете
воскресного дня, он оставлял солнце позади себя и простирал руки свои к
небу, молясь дотоле, пока не воссияет солнце в лице ему; после чего он
садился.
2. Братия спросили авву Агафона, говоря: какая добродетель в
подвижничестве имеет больший труд? Он отвечает: простите мне, я думаю,
что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда,
когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны,
что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге,
какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение,
а молитва до последнего дыхания требует борьбы.
3. Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал, говоря: некогда
я взошел в келию аввы моего, и нашел его стоящим на молитве, и руки его
простерты к небу. Так делал он в течении четырнадцати дней. После этого
он позвал меня и сказал: следуй за мною! И вышедши, мы пошли в пустыню.
Почувствовав жажду, я сказал ему: авва, я жажду! Старец, взявши милоть,
отошел от меня на вержение камня, и, сотворивши молитву, принес милоть
полную воды. Мы отправились в Лико, пока не пришли к авве Иоанну и, приветствуя
его, мы сотворили молитву. Потом сели беседовать о видении, какое кто видел.
Авва же Виссарион сказал, что вышло повеление от Господа, чтобы разрушить
храмы (сомнительно - ред.). Так и случилось, - и они были истреблены.
4. Старец сказал: если ты беспечен, то молись, как написано.
Молись же со страхом и трепетом, трезвенно и бодрственно; - так должно
молиться, особенно по причине злообразных и злокозненных, хотящих в этом
сделать нам пакость, невидимых врагов наших.
5. Еще сказал: когда вражеский помысл приступает к сердцу твоему,
не иное что изыскивай, как молитву; на врага же изостряй меч слез.
6. Некогда блаженному Епифанию, епископу Кипрскому, доносилось
от аввы одной обители, находившейся в Палестине: что молитвами твоими мы
не оставляем правила, но с усердием исполняем и в третий, и в шестой, и
в девятый часы, и совершаем вечерние молитвы. Он же, уразумев дело, объявил
им, говоря: видно, что другие часы дня вы проводите в праздности от молитвы;
ибо истинному монаху надобно непрестанно иметь молитву в сердце своем.
7. Некогда авва Моисей прибыл на кладезь почерпнуть воды, и увидел
при кладязе авву Захария молящегося, и Духа Божия, как голубя, сидящего
на нем.
8. Когда была вечеря любви, когда братия ели и разговаривали,
то авва Исаия, пресвитер Пелусийский, упрекая их, сказал: молчите, братия!
я видел брата едящего с вами и пьющего те же чаши ваши, - и молитва его
восходит, как огнь, пред Бога.
9. Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: авва! по силе
моей я творю малое пощение, и молитву, и размышление, и безмолвие, и по
силе моей держу себя неоскверненным от помыслов; и так что мне еще делать?
Старец же, вставши, простер руки свои к небу, - и десять пальцев его были
как десять огненных свечей. И говорит ему: если хочешь, то будь весь огнем.
10. Некогда некоторые монахи, называемые Евхиты, пришли к авве
Лукию в Енат, и спросил их старец, говоря: какое ваше рукоделие? Они отвечали:
мы не занимаемся рукоделием, но, как говорит Апостол, непрестанно молимся.
И сказал старец: вы и не едите? Едим, отвечали они. Старец говорит: кто
молится за вас, когда вы едите? Еще сказал им: вы и не спите? Спим, отвечали
они. Старец говорит: кто молится за вас, когда вы спите? И не нашлись на
это ответить ему. Тогда старец сказал им: простите мне, вы не делаете,
как говорите. Я же вам покажу, что, занимаясь своим рукоделием, непрестанно
молюсь. Размочив немного прутьев, я сажусь с Богом, и, плетя из них веревку,
говорю: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот
Твоих очисти беззаконие мое (Псал. 50, 1). И сказал им: не молитва
ли это? Те отвечали: да. Старец сказал: проводя целый день в работе, я
зарабатываю более или менее шестнадцати монет. Две из них подаю в дверь
нищим, а на остальные ем; - и молится за меня принимающий две монеты, когда
я ем, или когда сплю, и по благодати Божией у меня совершается непрестанная
молитва.
11. Некоторые спросили авву Макария, говоря: как нам должно молиться?
Старец отвечает им: не нужно многословить, но часто воздевать руки и говорить:
Господи, как Ты хочешь, и как знаешь, - помилуй! Если же нападет искушение,
говори: Господи помоги! И Он знает, что нам полезно, и так поступает с
нами.
12. Во время Юлиана возмутителя, когда он с войском сошел на
низ Персии, то послал демона, чтобы он скорее шел на запад и принес ему
оттуда какой-нибудь ответ. Когда же демон пришел в то место, в котором
жил отшельник, то пребыл десять дней неподвижным, не могши идти вперед
ни днем ни ночью, потому что монах в эти дни не переставал молиться; и
демон, будучи праздным, возвратился к пославшему его. Он же спросил его:
почему ты замедлил? Демон отвечал: я замедлил и пришел назад, ничего не
сделавши; ибо я пробыл десять дней, сторожа Поплия монаха, когда он перестанет
молиться, чтобы идти далее, - но он не переставал, почему я и не мог идти,
но возвратился, ничего не сделавши. Тогда нечестивый Юлиан, рассердясь,
сказал: возвратившись назад, я совершу на нем мою месть. Но чрез несколько
дней Юлиан был убит по воле Провидения. И тотчас, один из бывших с ним
военачальников, пошедши, взял все, что он имел, и роздал нищим, и пришел
к старцу, чтобы быть монахом, - и, сделавшись великим подвижником, скончался
о Господе.
13. Рассказывали об авве Тифое, что когда он стоял на молитве,
если тотчас не опускал рук своих, ум его восхищался горе. Потому, когда
случалось ему молиться с братиями, он старался скорее опускать руки, чтобы
ум его не восхищался и не производил замедления.
14. Некоторый брат пришел к прозорливому старцу, и просил его,
говоря: помолись о мне, отче, ибо я немощен. Старец в ответ сказал брату
то, что некогда изрек один из святых: наливающий на руку свою елей, чтобы
помазать слабого, сам прежде принимает тук от елея; так и молящийся
за брата, прежде нежели принесет ему пользу, сам получает пользу по изволению
своей любви. Будем же молиться, брат мой, друг за друга, чтобы исцелились;
ибо и апостол убеждает, говоря: молитеся друг за друга, яко да исцелеете
(Иак. 5, 16).
15. Старец говорил, что непрестанная молитва скоро приводит ум
в исправление.
16. Говорил некто из отцев: как никому не возможно видеть свое
лице в мутной воде, так и душа, если не освободится от чуждых помыслов,
созерцательно помолиться не может.
17. Однажды некий старец пришел в гору Синайскую, и когда выходил
оттуда, на пути встретился ему брат, и вздыхая, говорил старцу: мы скорбим,
авва, о бездожии. Старец говорит ему: почему не молитесь и не призываете
Бога? Брат сказал ему: и молитву творим и прошение, - но нет дождя. Старец
говорит: почему же не молитесь с усилием? Хочешь ли знать, что это такое?
Встанем на молитву. И простерши на небо руки, помолился, - и тотчас сошел
дождь. И брат, видя это, устрашился, и, падши, поклонился ему. Старец же
тотчас убежал оттуда.
18. Братия рассказывали, говоря: однажды мы пришли к старцам,
и, когда по обычаю совершилась молитва, приветствовав друг друга, сели.
И после беседы, намереваясь удалиться, мы просили опять сотворить молитву.
Тогда один из старцев сказал нам: что же вы не молитесь? Мы отвечали ему:
когда мы пришли, авва, была молитва, и с того времени беседуем доселе.
Он сказал: простите, братия, потому что некоторый брат, сидящий с вами,
и беседующий сотворил тридцать три молитвы. И когда он сказал сие, они
сотворили молитву, и отпустили нас.
19. Некий отшельник увидел демона, побуждающего другого демона
придти и разбудить спящего монаха. И слышит такой ответ от другого демона:
не могу этого сделать; ибо я его пробуждал, и он, вставши, спалил меня,
поя псалмы и молясь.
20. Старец был спрошен: что значит непрестанная молитва? И ответил:
из самой глубины сердца возсылаемое моление к Богу с прошением полезного.
Ибо, не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве; но истинная молитва
есть та, когда мы можем всегда молиться в себе.
21. Некий брат безмолвствовал в пустыне в своей келии и сильно
скорбел от уныния, побуждавшего его выйти из келии; но говорил сам в себе:
душа! ты не изнеможешь сидеть в келии; довольно для тебя того, если и ничего
не делаешь такого, чтобы никого не соблазнять, никому не вредить, ни получать
вред от кого-нибудь. Ты знаешь, от каких бед избавил тебя Господь для того,
чтобы ты молчала, и, не рассеиваясь, молилась Богу: ты не пустословишь,
не слушаешь бесполезного, не видишь вредящего тебе. Одна у тебя есть брань
сердечная, - силен Бог и ее утолит, когда я буду просить смирения, ибо
Он знает во всем мою слабость, посему допускает мне искушаться в душе.
Когда он размышлял таким образом в себе, много утешения было ему ради непрестанной
его молитвы. Учение же сие имел оный брат от святых отцев, состарившихся
в пустыне.
22. Старец сказал: чудное дело! мы приносим молитвы так, что
представляем Бога присущим и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем
так, как бы Он не видел нас.
23. Брат спросил старца, говоря: почему, когда я стою на молитве,
возмущает меня помысл? И получил в ответ: потому что диавол, от начала
не желающий поклониться Богу всех, был низвергнут с небес и сделался чужд
царствия Божия; поэтому, и в нас желая произвести то же самое, он удерживает
нас от молитвы.
к оглавлению