Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием
1. Однажды некоторые оз отцев пришли к авве Иосифу в Панефо спросить
у него, как принимать братий, издалека приходящих к ним: должно ли снисходить
им и говорить с ними свободно? И прежде нежели они спросили старца, старец
сказал ученику своему: смотри, что я хочу сегодня делать, и жди. Старец
поставил два стула, - один по левую, а другой по правую сторону себя и
сказал: садитесь. И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду,
и, выйдя из келии, прошел посреди их. И возвратясь, надел свою одежду,
и, опять вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели на действия
старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал? Да, говорят они.
Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния? Отвечают: нет. Старец
еще говорит: не переменился ли я от хорошего одеяния? Отвечают: нет. На
это сказал им: и так, если я один и тот же в том и другом одеянии, как
первое не изменило меня, так и другое не повредило мне, то и мы таким образом
должны поступать в принятии братий, Кесарева Кесареви, и Божия Богови
(Матф. 22, 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с радушием;
когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно пребывало
с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал им, что у них было
на сердце, еще прежде, нежели они спросили его, - и прославили Бога.
2. Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из палестины в Египет
к одному из отцев; и когда он принял нас с любовью, мы спросили его: почему
во время принятия чужестранных братий не соблюдаете правило поста вашего,
как мы приняли в Палестине? И старец в ответ сказал им: пост всегда со
мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и
необходимое, однако же он в нашей воле; а дело любви мы исполняем по необходимости,
как требует закон Божий. Итак, принявши одного из вас в виде Христа, как
должник, буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить
правило поста. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть,
поститися. Егда же отъимется от них жених, и тогда по власти своей
постятся (Марк. 2, 19. 20).
3. Еще сказал: мы пришли к некоему старцу, и он предложил нам
трапезу. Когда мы насытились, он упрашивал нас еще принять пищи. Когда
же я сказал: не могу, - старец отвечал: шесть раз я предлагал трапезу различным
братиям, и, угощая каждого, ел с ними, но и теперь еще голоден. А ты, поевши
однажды, ужели насытился так, что не можешь есть более?
4. Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь эту неделю,
и сделайте пасху. Случилось же братиям из Египта придти к авве Моисею.
Старец приготовил им немного вареного. Соседи его, увидев дым, сказали
клирикам: вот Моисей преступил заповедь отцев, и приготовил вареное. Они
сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступлении субботы клирики,
зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред народом: авва Моисей!
ты преступил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию.
5. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы,
открыл помыслы, и получив утешение, говорит ему: едва было я не оставил
намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему: почему же? Брат отвечал
ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не отворишь мне дверей. Авва
Пимен говорит ему: мы не учились запирать дверь деревянную, но более -
язык.
6. Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного хлеба
или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое из человекоугодия.
Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия, но мы должны
давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу: два земледельца
жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал малое и нечистое; другой
же, поленившись сеять, не сделал ничего. Когда же случится голод, кто из
двух найдет пропитание? Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое.
Старец говорит ему: так и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы
нам не умереть с голода.
7. Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец отвечает
ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего рукоделия подавать
имеющему нужду; ибо написано: милостыня и вера очищают грехи (притч.
15, 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец сказал в ответ: вера здесь
значит - жить смиренномудренно и подавать милостыню.
8. Брат пришел к некоему старцу, и, выходя, говорит ему: прости,
авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое
правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром.
9. Близ киновии жил отшельник, делающий многие подвиги. Случилось
некоторым придти в киновию, и они принудили его есть не в свое время. И
после сего братия говорят ему: авва! не скорбишь ли ты теперь? Он сказал
им: моя скорбь тогда, когда я исполню собственную волю.
10. Говорили о некоем старце в Сирии, что он жил при пути пустыне,
и делание его было такое: в какой час приходил монах из пустыни, с благою
предупредительностию делал ему успокоение. Некогда пришел один отшельник,
и старец сделал ему успокоение. Он же не хотел вкусить пищи, говоря:
я пощусь. И старец, опечалившись, сказал ему: не мини раба твоего
(Быт. 18, 3). Прошу тебя, не презри меня; пойдем помолимся. Вот и дерево
здесь; кому преклоншему колена и молящемуся поклонится оно, тому и последуем.
Отшельник преклонил колена на молитву, - и ничего не было. Преклонил колена
и странноприимец, - и тотчас дерево преклонилось ему; и получивши такое
извещение, они возблагодарили Бога, творящего чудесное.
11. Пришли два брата к некоему старцу. У старца же был обычай
не вкушать трапезы каждодневно. Когда увидел он братьев, с радостью принял
их и сказал: пост имеет награду. И еще: едящий по любви исполняет две заповеди:
потому что он оставляет и собственную волю и исполняет заповедь, успокоив
братьев.
12. Был некто из старцев, живя в пустынном месте. Был же и другой
вдали от него Манихей; и сей был пресвитер из числа глаголемых у них пресвитеров.
Когда Манихей пошел посетить некоего единоверца своего, то застал его вечер
в том месте, где жил старец. И он колебался, желая постучать в дверь, чтобы
взойти ночевать у него; ибо известно ему было, что старец знал его, как
Манихея, и думал он, что старец не захочет принять его. Но вынужденный
необходимостью постучался. Старец, отворивши дверь и узнавши его, посадил
с радостью, и побудил его помолиться, и успокоивши, сам почил. Манихей
же, пришед в себя во время ночи, удивлялся, говоря: как же он не возымел
на меня никакого подозрения? - по истине этот человек - Божий. И пришедши,
пал к ногам его, говоря: с сего дня я - православный; и таким образом остался
с ним.
13. Некий монах Фивейский имел дар служения Бога, чтобы каждому
из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда в некотором селении
раздавать христианскую милостыню. И вот пришла к нему принять милостыню
некая жена, одетая в рубище. Увидевши ее, что она одета в рубище, монах
опустил руку, чтобы подать ей много; но сжалась рука его, и взяла немного.
Вот пришла и другая, хорошо одетая; и видя одежды ее, монах опустил руку
подать немного; но простерлась рука его, и взяла много. И спросил он о
той и другой женщине, и узнал: что носящая хорошие одежды, происходя от
знатного рода, обнищала, и только для виду имела такие одежды; а другая
вдова, имея достаточное состояние, нарочито облеклась в рубище.
14. Был некий монах, имея мирского брата - убогого, и если что
вырабатывал, подавал ему. Но насколько подавал ему, настолько сей более
обнищивал. Брат, пришедши, возвестил это некоторому старцу. Старец же сказал
ему: если ты хочешь послушать меня, то не подавай ему более; но скажи ему:
брат! когда я имел, то подавал тебе, а теперь ты, что получишь от
работы твоей, приности ко мне; и если он когда принесет, то возьми от него,
и где увидишь странника или нищего, подай ему, и умоли, чтобы о нем сотворили
молитву. Возвратясь, брат так и поступил. Когда пришел мирской брат его,
он сказал ему, как заповедал ему старец; и тот отошел печальным. И вот
в первый день, взявши из огорода своего мелкую траву, принес ему. Взявши
это, брат роздал старцам, упросил их помолиться о нем, - и мирской, получив
благословение, возвратился в дом свой. После сего принес ему огородного
растения и три хлеба. Брат, взявши это, сделал как прежде, - и мирской,
опять благословленный, возвратился. Пришедши же в третий раз, мирянин принес
на большую цену и вина и рыбы, и брат, видя его, удивился. Он призвал нищих
и успокоил их. Брату же своему сказал: не имеешь ли нужды в немногих
хлебах? Он сказал: нет, господин; ибо, когда я принимал от тебя милостыню,
то как бы огонь входил в дом мой и истреблял все, что в нем есть. С тех
же пор, как ничего не беру от тебя, я изобилую, и Бог благословляет меня.
Пришедши, брат возвестил все сие старцу. Старец же говорит ему: не видишь
ли, что дело монахов есть огонь, и куда оно приходит, сожигает? А брату
твоему полезнее то, чтобы творил милостыню от труда своего, и принимал
молитву от святых, и таким образом благословлялся.
15. Некий из старцев говорил: есть некто часто делающий много
добра; а лукавый заставляет его тщательно заниматься мелочами, чтобы погубить
мзду за все добрые дела, которые он делает. Когда жил я в Оксиринхе, он
сказал, к некоему пресвитеру, творящему многие милостыни, пришла вдова,
прося у него хлеба. И он говорит ей: пойди, принеси мне меру, и я отмерю
тебе. Она принесла. Пресвитер, осязавши рукою меру, сказал: велика она,
- и пристыдил вдовицу. Когда вдова ушла, я сказал ему: авва! ты продал
хлеб вдовице? Он сказал: нет! но в милостыню дал ей. Я сказал ему: если
ты все отдал ей в милостыню, то как же ты обратил внимание на мелочь, и
посрамил ее?
16. Некий старец жил с братом по правилу общежития. Старец был
милостив. И когда настал голод, то некоторые начали приходить к двери его
и получать милостыню. Старец всем приходящим подавал доли хлеба. Брат,
видя это, говорит старцу: дай мне часть мою из хлебов, а ты, как хочешь,
распоряжайся своею частью. Старец разделил хлебы, и творил милостыню из
своей части. Многие же, слыша, что старец подавал всем, приходили к нему.
И Бог, видя его доброе произволениие, благословил хлебы. А брат, съевши
свой хлеб, говорит старцу: авва! так как у меня мало хлеба, то возьми меня
опять в общение с собою. Старец сказал ему: сделаю, как ты хочешь,
- и опять стали жить вместе. Когда же настало доброе время, нуждающиеся
опять начали получать милостыню. И случилось в один день, - брат, вошедши,
увидел, что хлебы оскудели; между тем пришел бедный, и старец сказал брату
дать ему хлеба. Но брат возразил: авва! нет хлеба. Старец говорит ему:
поди и поищи. Брат, вошедши, внимательно осмотрел, и нашел хлебницу наполненную
хлебами. Увидев сие, он устрашился, - и дал бедному. И, познавши веру
и добродетель старца, прославил Бога.
17. Говорили о некой девице, что у ней умерли родители, и она
осталась сиротою. Размыслив, она сделала дом свой странноприимным для отцев
Скита. Она жила таким образом, принимая странных, и в удобное время служила
отцам. Чрез несколько времени истощилось имущество ее, и она начала нуждаться.
Сблизились с нею развратные люди и отклонили ее от доброй цели. После сего
она начала жить так худо, что дошла до блудодейства. Услышали о сем отцы,
- и очень опечалились. И призвавши авву Иоанна Колова, говорят ему: мы
слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она оказывала на
нас любовь свою, а теперь мы окажем свою любовь и поможем ей. Потрудись
сходить к ней, и по мудрости, которую дал тебе Бог, воздвигни ее. Авва
Иоанн пошел к ней, и говорит привратнице: скажи о мне госпоже. Она же отослала
его, говоря: вы прежде объедали ее, а теперь она бедна. Авва Иоанн говорит
ей: скажи ей, ибо я много могу сделать ей пользы. Слуги же ее, насмехаясь,
говорят ему: а что ты можешь дать ей, что хочешь видеться с нею? Привратница,
пошедши, сказала о старце госпоже своей. Девица говорит ей: эти монахи
всегда снуют около красного моря и ищут жемчужин. Потом, нарядившись, говорит
ей: позови его. Когда он вошел, она, приняв его, села на раскошном ложе.
Авва же Иоанн, подошедши к ней близко, и смотря в лице ее, говорит ей:
что ты унижаешь Иисуса, что дошла до этого? Услышав это, она совершенно
оцепенела. И старец, приклонив голову свою, начал сильно плакать. Девица
говорит ему: авва! о чем ты плачешь? Старец восклонился, и, снова
приклонивши голову, со слезами говорит ей: вижу, что сатана смеется тебе
в лице; как же мне не плакать? Девица, услышавши это, поражена была еще
более, и говорит ему: есть ли покаяние, авва? Он отвечает: есть. Она говорит
ему: возьми меня, куда хочешь. Пойдем, отвечал ей старец. И она встала,
чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил, что девица ничего
не сказала о доме своем, - и удивился. Когда они пришли в пустыню, наступил
вечер. Авва, сделавши из песка как бы небольшое возглавие для нее, и сотворивши
крестное знамение, говорит ей: усни здесь. Сделавши и себе не в далеком
расстоянии, и окончивши молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись
же в полночь, он видит как бы некий светлый путь сходящий от неба до самой
девицы, и увидел Ангелов Божиих, возносящих душу ее. Встав и подошедши,
он толкнул ее ногою. Когда же увидел, что она умерла, повергся на лице,
моля Бога, - и услышал глас, говорящий: один час покаяния ее принят лучше
покаяния многих медлящих и не являющих ничего подобного такому покаянию.
18. Авва Тимофей, пресвитер, сказал авве Пимену: в Египте есть
некая жена, которая блудодействует, и награду свою отдает в милостыню.
Старец сказал в ответ: она не пребывает в блудодействе: ибо в ней виден
плод веры. Случилось же придти матери Тимофея пресвитера к нему повидаться
с ним. Он спросил мать свою: что та жена, осталась блудодействующею? Мать
говорит ему: даже умножила любителей своих, но и милостыню увеличила. Пошедши,
авва Тимофей пересказал это авве Пимену. Сей же сказал: не пребывает она
в блудодействе. Пришла опять мать аввы Тимофея и сказала ему: знаешь ли,
что та блудница хотела идти со мною, чтобы ты помолился о ней? - но я не
взяла. Он же, услышавши, возвестил это авве Пимену. И авва говорит
ему: лучше ты поди, и повидайся с нею. Авва Тимофей пошел, и посетил ее.
Она охотно, увидев его, выслушала от него слово Божие, и много плакала,
и сокрушалась, и сказала ему: отныне я прилеплюсь к страху Божию и перестаю
быть блудницею. И, скоро пошедши, поступила в женский монастырь, и весьма
благоугождала Богу.
19. Мать Сарра сказала: хорошо творить милостыню; ибо если кто
и из человекоугодия творит сперва, но от человекоугодия приходит к страху
Божию.
к оглавлению