Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 17. О любви
1. Авва Антоний сказал: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо
"любы вон изгоняет страх" (1 Иоан. 4, 18).
2. Еще сказал: от ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо если приобретем
брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против
Христа.
3. Авва Аммон Нитрийский пришел к авве Антонию и сказал ему:
вижу, что я больше тебя имею труда, и почему же имя твое возвеличено людьми
превыше меня? Авва Антоний сказал ему: потому что я люблю Бога больше тебя.
4. Авва Иларион пришел из Палестины к авве Антонию на гору и
сказал ему авва Антоний: хорошо, что пришел ты, денница, всходящая заутра.
И сказал авва Иларион: мир тебе, столп света, поддерживающий вселенную.
5. Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному
авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души,
а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая. После многого времени говорит
ему авва Антоний: вот столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал
меня. И отвечая, сказал ему: достаточно для меня только смотреть на тебя,
отче.
6. Говорил один из братии, что когда сидели мы и разговаривали
о любви, авва Иосиф сказал нам: нам ли знать, что есть любовь? И сказал
об авве Агафоне, что имел он небольшое долото и пришел к нему брат, и сказал
ему: хорошее у долотце имеешь ты. И не отпускал его старец уйти, если не
возьмет его.
7. Авва Агафон сказал: по воле моей никогда не ложился я спать,
имея в сердце гнев на кого-либо, и по силе моей не отпускал спать другого,
имеющего против меня что-либо.
8. Сказал авва Исаия: любовь есть размышление о Боге с непрестанным
благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения.
9. Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из
Скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья
авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не
умереть заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится
и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу
идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не
пойдем, но посидим с тобою; и просидели до утра, и не обличили брата.
10. Старец некоторый был в Египте до прихода туда аввы Пимена
с учениками. Старец этот имел большую известность и почет у людей. Когда
пришел авва Пимен с учениками из Скита, старца оставили люди и приходили
к авве Пимену. Старец стал завидовать и худо говорил о них. Услышал о сем
Пимен и стал скорбеть и говорит братиям своим: что нам делать с этим великим
старцем, ибо в скорбь повергли нас люди, оставившие старца и приходящие
к нам, людям ничтожным? Как бы нам уврачевать его? Сказал же им: приготовьте
немного снедей и возьмите сосуд с вином, и пойдем к нему, и вкусим
вместе, может быть сим возможем уврачевать его. Итак взяли они снеди и
пошли к нему и когда толкнули в дверь, ученик его спросил, говоря: кто
вы? Они же сказали: скажи авве, что это Пимен, желающий получить благословение
от тебя. Когда ученик известил старцу об этом, он объявил им, говоря: уйдите,
мне некогда. Они же оставались на жаре, говоря: не уйдем, если не удостоимся
благословения старца. Старец, видя терпение их и смирение, умилился, отворил
им, и, войдя, они вкусили с ним. Когда они ели, сказал старец: поистине
говорю: в вас не одно то, что слышал я о вас; но во сто крат более увидал
я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня.
11. Авва Пимен сказал: поступай так, чтобы сила твоя не сделала
никому никакого зла, и чистым сделай сердце твое для всякого человека.
12. Еще сказал: "больше сея любве никто же имать, да кто душу
свою положит за ближняго своего" (Иоан. 15, 13). Ибо если кто услышит
оскорбительную речь и имея возможность сам сделать подобное, подвизается
понести труд, терпеть и не сказать ничего, или если кто, будучи оскорблен
на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой
человек полагает душу свою за ближнего своего.
13. Случилось однажды авве Памве идти с братиями по стране Египетской,
и видя некоторых мирян сидящих, он сказал им: встаньте и приветствуйте
братию, чтобы получить благословение, ибо постоянно беседуют они с Богом
и уста их святы.
14. Сказывали об авве Пафнутии, что он не пил вина. Однажды,
совершая путь, он оказался пред сборищем разбойников и нашел их пьющими.
Узнал его начальник разбойников, который знал и то, что он не пьет вина.
Но, видя, что он утомлен от великого труда, наполнил чашу вином и держа
меч в руке, сказал старцу: если не выпьешь, убью тебя. Старец уразумев,
что волю Божию он хочет исполнить, и желая приобрести его, взял и выпил.
Начальник же разбойников раскаялся пред ним, говоря: прости меня, авва,
что я оскорбил тебя. И сказал ему старец: верую Богу моему, что за эту
чашу Он окажет тебе милость и в сем веке и в будущем. Говорит ему начальник
разбойников: верую Богу, что отныне никому не сделаю никакого зла. И приобрел
все сборище разбойников тем, что ради Бога отказался от своей воли.
15. Авва Иперехий сказал: освобождай ближнего от грехов, насколько
есть у тебя силы, без укорения. Ибо Бог обращающихся не отвергает от Себя.
Слово же злобы и лукавства да не обитает в сердце твоем против ближнего
твоего, чтобы мог ты с дерзновением говорить: "остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим" (Мф. 6, 12).
16. Подвижник, видя некоего бесноватого не могшего поститься,
будучи движим любовью к Богу и не своей, а ближнего пользы ища, молился,
чтобы в него перешел демон, а тот освободился от него; и вот молитву его
услышал Бог; вместо того обременен был демоном подвижник; продолжал он
пост, упражняясь в молитве и подвигах, а преимущественно за любовь его
через несколько дней Бог изгнал из него демона.
17. Два брата были в келиях; один был старец и просил юннейшего,
говоря: будем пребывать вместе, брат. Он же сказал ему: грешник я и не
могу пребывать с тобою, авва. Он же убеждал его, говоря: поистине можем.
Был же старец чист и не хотел слышать, чтобы монах имел помысл блудный.
И сказал ему брат: дай мне неделю и потом поговорим. Пришел старец чрез
неделю. Юный, желая испытать его, сказал: в великое искушение впал я в
эту седмицу, авва; выйдя по службе в селение, я пал с женщиною. И сказал
ему старец: есть ли покаяние? Сказал ему брат: есть. Старец же сказал ему:
я понесу с тобою половину греха. Тогда сказал брат: поистине, можем пребывать
вместе. И пребыли они вместе до смерти своей.
18. Некто из отцев сказал: если попросит у тебя кто какой-нибудь
вещи, и ты принуждаешь себя отдать ему, постарайся, чтобы и помысл благорасположен
был к тому, чтобы отдать, как написано: "аще кто тя поймет по силе поприще
едино, иди с ним два" (Мф. 5, 41), т.е. если кто просит у тебя какой-либо
вещи, дай ему от всей души.
19. Сказывали о некоем брате, что, когда он сделал уже корзины
и приделал ручки, услышал, что сосед его монах говорит: что мне делать,
скоро торговый день, а у меня нет ручек, которые бы приделать к моим корзинам?
И пошедши брат отвязал от своих корзин ручки и отнес к оному брату соседу,
говоря: вот эти у меня лишнии, возьми и приделай к своим корзинам. И дал
брату возможность доделать работу его, а свою оставил.
20. Говорили о некоем старце в Ските, что он заболел и захотелось
ему съесть немного свежего хлеба. Услышав же о сем некто из братии подвижников,
взял милоть свою, положил в нее сухие хлебы и пошел в Египет и, переменив
их на свежие хлебы, принес к старцу. Когда братия увидала, что они еще
теплы, удивились, а старец не хотел вкушать, говоря: это кровь брата моего.
И увещевали старцы, говоря: ради Бога поешь, чтобы не напрасна была
жертва брата. И будучи упрошен, он поел.
21. Брат спросил старца, говоря: есть два брата, один безмолвствует
в келье своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая себе
трудов, другой же служит больным. Которого дело более приятно Богу? Говорит
ему старец: хотя бы тот брат, который держит пост в течении шести дней,
за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает
больным.
22. Спросил некто старца, говоря: каким образом некоторые трудятся
в городах и не получают благодати, как древние? Старец сказал ему: тогда
была любовь, и каждый увлекал ближнего своего горе; а ныне, когда охладела
любовь, каждый влечет ближнего своего долу, и потому мы не получаем благодати.
23. Пошли некогда три брата на жатву, и взяли себе шестьдесят
полей. Один же из них захворал в первый же день и воротился в келью свою.
И сказал один из двоих товарищу своему: вот видишь, что захворал брат наш
и не может с нами работать. Принудь немного помысл твой, и я свой принужу
немного, и будем веровать Богу, что за молитвы его мы сожнем место его.
Когда же было окончено дело, и получили они плату, тогда пришли и позвали
онаго брата, говоря: ступай, получай свою плату, брат. Он же сказал: какую
мне получать плату, когда я не жал с вами? Они же сказали ему: по молитвам
твоим была жатва. Он же не хотел принять плату. Когда возник между ними
большой спор, тот говорит: не возьму платы, потому что я не работал; а
эти не хотели успокоиться, пока он не возьмет, и пошли к близкому старцу.
Сказал ему оный брат: трое пошли мы жать поле за плату. Когда же пришли
на место, где нужно было жать, в самый первый день я захворал и возвратился
в мою келью, не жавши с ними и одного дня. И теперь они принуждают меня,
говоря: иди, брат, получай плату, где ты не работал. Сказали же и оные
братья: правда, пошли мы жать и взялись сжать шестьдесят полей, и если
бы и все трое, и то с большим трудом едва могли бы сделать это; по молитвам
же брата сего мы двое, скорее, чем трое, сжали поле и говорим ему: ступай,
получай твою плату, а он не хочет. Услышав сие, старец удивился и сказал
брату своему: ударь в било, чтобы собрались все братья. Когда они пришли,
сказал им: приидите, братия, и выслушайте ныне суд праведный. И рассказал
им все старец, и присудил брату взять свою плату и сделать из нее что хочет.
И пошел брат тот с плачем и скорбью.
24. Сказал старец: отцы наши имели обыкновение ходить по кельям
новоначальных братьев, которые хотели жить отшельниками, и посещали их,
чтобы кто из них, искушаемый демонами, не повредился умом. И если кого
из них находили поврежденным, приносили в церковь, и приносима была лохань
с водою и была молитва за страждущего, и умывались братия, поливали водою
на тою на него, и тотчас исцелялся брат.
25. Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал
же один другому: сделаем и мы распрю, как другие люди. Он же отвечая, сказал
брату: не знаю, какая бывает распря. Он же сказал ему: вот я кладу кирпич
по середине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой. Это и будет началом.
И сделали так. И говорит один из них: это мой. Другой же сказал: нет, это
мой. И сказал первый: да, да, он твой, возьми и ступай. И разошлись и не
могли вступить в распрю между собою.
26. Брат вопросил старца, говоря: если я увижу брата, о котором
слышал какое-либо падение, я не могу убедить себя ввести его в мою келью;
если же вижу доброго брата, с удовольствием принимаю его. Говорит ему старец:
если делаешь доброму брату малое добро, то вдвое должен сделать брату другому,
ибо он немощен.
27. Сказал старец: никогда не желал я дела выгодного мне, а убыточного
для брата моего, имея ту надежду, что дело брата моего есть дело плодоношения
моего.
28. (сомнительный фрагмент - ред.) Брат прислуживал одному из
отцев больному. Случилось, что тело стало разлагаться, и извергало мокроту
с смрадным запахом. Сказал же брату помысл: беги, ибо ты не можешь снести
запаха смрадного. Брат же, взявши глиняный сосуд, собрал в него мокроту
больного и когда чувствовал жажду, пил из него. И начал помысл говорить
ему: если не хочешь бежать, по крайней мере не пей этого смрада. Брат же
мужался и трудился, пил помои и служил старцу. И Бог, видя труд брата,
и помои превратил в чистую воду, и старца исцелил.
29. Брат вопросил старца, говоря: как может человек получить
дар любить Бога? Он же ответствуя, сказал: если кто видит брата своего
в прегрешении и возопиет о нем к Богу, тогда получает разумение, как должно
любить Бога.
30. Сказал старец: приобретем главнейшее из благ - любовь. Ничто
пост, ничто бдение, ничто труд при отсутствии любви, ибо написано: "Бог
любы есть" (1 Иоан. 4, 8).
31. Еще сказал: говорили отцы, что диавол всему может подражать;
посту - он никогда не ел, бдению - он никогда не спал, а смирению и
любви подражать не может. Итак, великий подвиг да будет для нас иметь
в себе любовь, и ненавидеть гордость, чрез которую диавол ниспал с небес.
32. Говорил авва Никита о некоторых двух братиях, что сошлись
они друг с другом, желая жить вместе. Подумал же один из них: чего пожелает
брат мой, то я и сделаю. Подобным образом рассуждал и другой: я буду исполнять
желание брата моего. И долго жили так с великою любовью. Видя же диавол
великую любовь их и не терпя ее, пришел и желая разлучить их, стал пред
дверьми и показался одному голубем, а другому, вороной. Говорит же один
из них другому: видишь этого голубя? И сказал он: это ворона. И начали
спроить друг с другом, говоря каждый свое, и вставши подрались до крови,
и к полной радости врага разошлись. Спустя три дня, пришедши в себя,
они возвратились в прежнему образу жизни и наложили на себя покаяние; каждый
исповедал, что помышлял в сердце своем исполнять желание другого. И уразумевши
брань врага, до смерти пребыли вместе во всяком мире.
33. Проходил однажды авва Серапион чрез некоторое селение Египетское
и увидал, что некоторая блудница стоит у своей горницы. И сказал ей старец:
подожди меня до вечера, ибо я хочу придти и сотворить с тобою грех в эту
ночь. Она же отвечая сказала ему: хорошо, авва, и приготовилась и постлала
постель и ожидала старца с подарком. Когда же настал вечер, пришел к ней
старец, ничего не принесши, и войдя в горницу ее, говорит: приготовила
ли постель? Она говорит: да, авва. И затворили дверь оставшись одни, и
говорит ей старец: подожди немного, потому что у нас есть правило, -
пока я не исполню его прежде. И начал старец свое молитвословие, и начавши
псалтирь, после каждого псалма творил молитву и просил Бога, чтобы покаялась
она и была спасена. И услышал его Бог: и стояла женщина трепеща и молясь
вблизи старца, и когда окончил старец псалмы, пала женщина на землю. Старец
же начал чтение из апостола, сказал из него многое и таким образом совершил
молитвословие. Умилилась женщина, и уразумев, что не для греха пришел он
к ней, но чтобы спасти ее душу, припала к нему, говоря: окажи любовь, и
где могу угодить Богу, туда веди меня. Тогда старец отвел ее в девичий
монастырь и передал ее настоятельнице и сказал: прими сестру сию и не налагай
на нее ига, или заповеди, как на других сестер, но если чего захочет, дай
ей; если пожелает, дозволь ей выходить. И когда прожила она несколько дней,
сказала: я грешница, хочу вкушать через день; и спустя еще несколько дней,
сказала она призвавши настоятельницу монастыря: поелику я много оскорбила
Бога грехами моими, сотвори любовь, введи меня в келью и запри ее и через
оконце подавай мне немного хлеба и рукоделие. И послушала ее настоятельница
и сделала для нее сие. Так и угождала она Богу остальное время своей жизни.
34. Сказал некто из старцев о злопомнении, что совершенно ничем
не обуревается, или не опечалил никого, или не быть опечалену от кого-либо
свойственно только ангелам. А смутиться несколько и скоро примириться с
братом свойственно добрым подвижникам. Когда же кто смущен или оскорблен,
то держат скорбь или гнев несколько времени или целый день, - есть дело
демонское. Ибо таковой становится братом демонов и другом диавола. Ибо
не может от Самого Бога получать отпущение грехов до тех пор, пока не простит
брату своему.
35. Говорили старцы, что каждый положение ближнего должен считать
своим собственным и сострадать ему во всем и радоваться с ним, и плакать,
и так жить, как бы нося то же самое тело, и заботиться как о себе самом,
если случится ему какая скорбь, как написано: "едино тело есмы во Христе"
и "у множества народа веровавшего было одно сердце и душа едина" (Деян.
4, 32).
36. Двое братьев жили друг с другом. Случилось, что заведывающий
хозяйством принес меньше обыкновенного, так что он или незаконно издержал,
или шутил с ним. Желая узнать о сем, последовал за ним. Когда же тот вошел
в бесчестное место, то и он притворно сюда же вошел, и припадая к нему
увещевал его покаяться. Но и несогрешивший часто просил согрешавшего молиться
за него, как за падшего. Случилось же несогрешившему заболеть, и когда
уже близок был к смерти, признался брату, говоря: чист я от греха, о котором
ты думаешь, но для тебя сделал сие, чтобы ты покаялся, и когда он умер,
согрешивший принял на себя подвиг покаяния.
37. Другой, когда брат его оставил отшельническую жизнь и обратился
к жизни мирской, показал вид, что и сам имеет то же самое намерение, и
по милости Божией раскаявшись, они опять приняли на себя большее прежнего
подвижничество.
38. Сказал старец: ослабление любви к братиям бывает с тобою
от того, что ты принимаешь в себя помыслы по подозрению и веришь им в своем
сердце и не хочешь терпеть по произволению. Желай с помощью Божиею преимущественно
того, чтобы не верить собственным подозрениям и со всею ревностью и усилием
смиряться пред братьями и отсекать для них собственное желание.
39. Был один отшельник, имеющий под своим смотрением другого
отшельника в келии за десять миль от него. И сказал ему однажды помысл:
позови брата, чтобы пришел и взял хлеб. И опять раздумывал он: из-за хлеба
утружу я брата пройти десять миль, лучше снесу ему половину хлеба. И взявши
пошел к келии брата. И когда шел, повредил палец ноги, и когда пошла кровь,
стеная начал он плакать от боли. И вот пришел ангел, говоря ему: что ты
плачешь? Говорит ему отшельник: палец ранил и чувствую боль. Сказал ему
ангел: из-за этого ли плачешь? Не плачь. Ибо шаги, которые ты делаешь ради
Господа, исчисляются и за великую цену считаются пред лицем Господа. И
чтобы знал ты, вот пред тобою беру крови твоей и возношу к Богу. Тогда
благодаря совершил он путь к другому монаху, и отдавши ему половину хлеба,
рассказал ему о человеколюбии Божием и возвратился в свою келью. Через
день опять взявши половину хлеба, пошел к другому монаху. Случилось же,
что и этот другой монах возревновал сделать также и пошел к иному монаху.
Встретились же они друг с другом на дороге. И начинает первый, сделавши
доброе дело, говорить ему: имел я сокровище и ты захотел похитить его.
Говорит же ему другой: где написано, что тесные врата для тебя одного отверсты?
Допусти и нас войти вместе с тобою. И когда говорили они, вдруг является
ангел Господень и говорит им: спор ваш как воня (запах - ред.) благоухания
вошел к Господу.
40. Ушли некогда братия на гору Диолк жить там, выучились делать
некое рукоделие и делали за плату, и поелику не были искусны, никто не
давал им дела. Стал увещевать их один старец и говорил им: почему вы не
работаете? Они, будучи робки, отвечали: поелику мы худо работаем, то никто
не дает нам работы. Старец же знал одного работавшего тоже и говорит им:
подите к такому-то старцу, и он даст вам работу. Они пошли и он с радостью
дал им работу. Братия же сказали ему: худо работаем мы, отче. Старец же
сказал: верую Богу, что за рукоделие ваше и прочее сойдет успешно. Обилуя
любовию, старец ободрил и их работать. Вот поистине нуждницы восхищают
царствие небесное.
к оглавлению