Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
Христос Воскресе.
Сердечно приветствуем всех наших читателей с великой и неизреченной светлой пасхальной радостью — радостью о Воскресшем Господе.
Еще на Своей последней прощальной вечери с учениками Своими — на Тайной Вечери — Господь, пришедший в Иерусалим на вольную страсть, предрек об этой радости Своим ученикам, сказав им:
"Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Ин. 16, 22).
Явившись по Своем воскресении женам-мироносицам, Воскресший Господь приветствовал их словом: "радуйтеся!" (Матф. 28, 9). Несомненно, что в данном случай это слово "радуйтеся" означало нечто гораздо большее, чем обычно выражавшееся таким словом на Востоке приветствие. Можно себе представить, сколь велика была радость жен-мироносиц, а затем и. всех учеников и последователей Господа, когда великая истина Воскресения стала для них очевидной и неподлежащей сомнению!
Эта дивная, ни с чем земным несравнимая радость подвигла одну из жен-мироносиц, горевшую особенно преданною любовью к Господу, изгнавшему из нее "седмь бесов" (Марк. 16, 9), — Марию Магдалину на такое необыкновенное мужество, что она решилась явиться с апостольской проповедью о Воскресении Христовом в самый императорский дворец в царственном Риме и, представ пред грозные очи самого императора Тиверия, поднесла ему, как символ Воскресения, красное яичко со словами: "Христос Воскресе!"
Эта же светлая пасхальная радость побудила Апостолов Христовых, в начале столь робких и малодушных, разбежавшихся в разные стороны при взятии Господа под стражу в саду Гефсиманском, мужественно и совершенно безбоязненно выступить в Иерусалиме в день Пятидесятницы перед многотысячным народом с вдохновенной проповедью о Христе, как о Спасителе нашем, Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых, и не страшиться потом никаких угроз, прещений и преследований со стороны первосвященников, старейшин и начальников иудейских (Деян. 2, 14-40; 3, 12-26; 4, 1-21; 4, 33; 5, 17-42).
Эта светлая пасхальная радость, будучи ярким светочем жизни и деятельности Св. Апостолов, всегда и прежде всего благовествовавших о Воскресении Христовом, озаряла весь жизненный путь первых христиан. Проповедь о Христе Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых имела поистине неотразимую силу, покоряя сердца всех, кто еще не окончательно ожесточился и безнадежно погиб для Царствия Божия. Это и понятно, ибо ничего так не жаждет душа человеческая, как веры в Воскресение — веры в полное и окончательное торжество правды, добра и справедливости.
Если мы обратимся к истории Церкви, то и тут увидим, какие поразительные чудеса творила эта светлая пасхальная радость с самыми слабыми и, казалось бы, столь немощными людьми, на протяжении вот уже боле 19-ти столетий.
Эта дивная радость о Воскресшем Господе побуждала первых христиан, во имя ее, отрекаться от всех благ и преимуществ земной жизни, от своего высокого положения, земной славы, почета и богатства, и идти с ликованием и победными песнями на страшные муки за Имя Христово — на сожжение, на растерзание львам, на колесование и распятие.
Эта же чистая светлая пасхальная радость заставляла затем весьма многих богобоязненных мужей и жен, юношей, отроков и дев, во имя ее, отрекаться от всех земных радостей, удовольствий и наслаждений, презирать все земное — для того, чтобы ближе быть ко Христу и приискреннее соединиться с Ним, еще здесь, в этой временной земной жизни, восклицая вместе со Св. Апостолом Павлом: "Я все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Филипп. 3, 8).
Во имя этой же светлой радости многие оставляли даже свои жилища и водворялись подлинно "в горах и в вертепах и в пропастех земных" (Евр. 11, 38), не желая знать ничего, кроме Иисуса Христа Распятого и Воскресшего из мертвых. Во имя все той же радости, дабы полнее вкусить ее и насладиться ею, они распинали плоть свою со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24), "сраспинались Христу", чтобы и воскреснуть с Ним (Галат. 2. 19; Колос. 3, 1; Римл. 6, 3-11).
Так именно воспринимал и переживал эту светлую пасхальную радость, в главной массе своей, на протяжении почти тысячелетия своего исторического бытия, и наш православный русский народ, выделивший из среды своей дивный сонм великих подвижников христианского благочестия, подлинно живших и дышавших этой пасхальной радостью, начиная с самого Просветителя Руси св. равноап. вел. кн. Владимира и кончая "радостью нашею" преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем, и "пасхальным", как его многие называли, "батюшкой" Отцом Иоанном Кронштадтским.
"Что ты унываешь, радость моя?" — говорил преподобный Серафим приходившим к нему с печальным лицом: "нет причины унывать: Христос Воскресе!"
Ни один народ не переживал так светло и радостно и не праздновал так торжественно и величественно Светлого Воскресения Христова, как наш православный русский народ. А когда стало ослабевать переживание этой светлой радости в сердцах отступивших от Бога, от Церкви, русских людей, увлекшихся грубым материализмом и бездушной внешней культурой Запада, — тогда и стряслось над русской землей это страшное кровавое бедствие, от которого она вот уже более сорока лет не может оправиться и, конечно, никогда не оправится, если не вернется к своему прежнему, так грубо поруганному лютыми безбожниками и богоборцами, возвышенному идеалу Святой Руси.
Только одна чистая светлая пасхальная радость — радость о Воскресшем Господе и Спасителе нашем — способна возвышать, вдохновлять и облагораживать человеческие души, поднимая их из повседневной житейской суеты и серой, принижающей обыденщины, только она одна в состоянии разсеять мрак греховных страстей и происходящих от него скорбей на душе, преодолеть печаль и уныние на сердце, побудить человека на самоотверженный и безстрашный подвиг во имя правды и добра — подлинно оживить человеческую душу, высоко подняв ее над всем тленным, презренным, земным и озарив ее Божественными Светом.
Глубоко несчастны мы, если жизнь нашу не озаряет эта светлая пасхальная радость — особенно в нынешнее исключительно тяжкое время — любое горе, любое несчастие, любое потрясение может ввергнуть нас в бездну отчаяния.
Но если в сердце своем носим мы эту дивную, ни с чем земным несравнимую радость, то ничто нам не страшно: ибо тогда Сам Христос, Победитель ада и смерти, — с нами.
Постараемся же сделать ее светочем всей нашей жизни, следуя призыву св. Церкви: "веселимся божественне!.. Христос бо воста — веселие вечное..."
к оглавлению