Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Слово Архиепископа Аверкия,
сказанное при отпевании митр. протоиерея о.Даниила Думского 22 янв./4 февр. 1971 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«В вере, и надежде, и любви, и кротости, и чистоте, и в священническом достоинстве благочестно пожил еси, приснопамятне …» Эти умилительные слова трогательного священнического отпевания, как нельзя больше, подходят к нашему дорогому усопшему новопреставленному протоиерею Даниилу. Высоко неся свое священническое достоинство, он действительно жил «в вере, надежде и любви», в «кротости и чистоте», как это и надлежит истинному пастырю. И по своему внешнему облику и по своей внутренней духовной настроенности, он был настоящий православный русский батюшка, каких немало было в прежнее время у нас на Святой Руси, но которых все меньше и меньше остается в наше лукавое время отступления.
С покойным о.Даниилом Бог привел нас встретиться на жизненном пути около 30-ти лет тому назад, в столице Королевства Югославии г.Белграде. По благословению нашего почившего Первосвятителя Митрополита Анастасия, мне пришлось вести еженедельно каждый четверг в Русском Доме имени Императора Николая II-го духовные беседы. Собиралось довольно много слушателей, которые сами и выбрали тему этих бесед: «О духовной жизни по учению святых отцов Церкви». И вот среди слушателей я скоро обратил внимание на старого почтенного батюшку, который оказался самым усердным и аккуратным посетителем этих бесед. Это и был ныне покойный о.Даниил. Меня поразило, как этот убеленный сединами почтенный батюшка, смиренно слушал меня, тогда еще молодого священноинока, и всегда по окончании беседы задавал вопросы. Чему он хочет научиться здесь, думалось мне, когда он сам может учить всех нас? И вопросы его были замечательны: из них ясно видно было, что он живет углубленной духовной жизнью, и несомненно большой молитвенник. Это были не просто только одни вопросы: видно было желание самому высказаться по затронутой в беседе теме и, с своей стороны, сказать что-то в назидание слушателям, поделившись с ними своим собственным духовным опытом. Но как удивительно смиренно он это делал!
Большой заслугой покойного батюшки о.Даниила было создание им прихода в честь великого молитвенника и подвижника Земли Русской преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, в городе Си Клиффе близ Нью-Йорка. Это сейчас один из лучших наших приходов, пожалуй, не только в Америке, но и во всей нашей Русской Зарубежной Церкви. В начале Богослужения совершались прямо в домике о.Даниила, где одна из комната была обращена в алтарь, поставлен престол и жертвенник. Было очень тесно и душно, особенно в жаркую знойную погоду, но сколь горяча была там общая молитва, какой необыкновенно напряженный молитвенный дух всегда чувствовался, когда приходилось там служить, и главный тон этой молитве задавал сам настоятель батюшка о.Даниил. С ним так хорошо, так легко было молиться! Вскоре началась постройка уже постоянного каменного храма. Несмотря на свои весьма преклонные годы, о.Даниил принимал самое деятельное участие в этой постройке своим личным телесным трудом. Воодушевляясь примером своего маститого отца настоятеля, и прихожане стали принимать такое же деятельное участие в постройке, и храм был сооружен и благолепно украшен многими святыми иконами.
Но вот наступило время, когда о.Даниил почувствовал, что пора ему уходить за штат. Для поселения своего с семьей он выбрал территорию нашего Свято-Троицкого монастыря, где был выстроен для него с его родными небольшой домик. И тут о.Даниил поражал нас всех своим необыкновенным молитвенным усердием, несмотря на то, что ему уже перевалило тогда за 90 лет! Он не пропускал пока был в силах, кажется, ни одного Богослужения, совершавшегося в нашем монастырском храме, причем всегда ходил пешком во всякую погоду. Вспоминается незабываемая картина. Еще темно, бушует снежная вьюга с ледяным, насквозь пронизывающим ветром о.Даниил, закутавшись в теплую рясу, идет по снежным сугробам к 5-ти часам утра на монастырскую полунощницу. Еще так недавно это было, пока он совсем не ослабел, и тогда его уже стали привозить в церковь, где он причащался во св. алтаре за Божественной литургией, уже не будучи в силах принимать в ней участие своим сослужением, как это было в начале.
Много и еще можно было бы сказать о дивном этом старце покойном батюшки о.Данииле, но боюсь, что вы и так уже устали от этого продолжительного чина священнического отпевания, а потому скажу только в заключение, что мы никогда не забудем этого светлого облика настоящего православного русского батюшки и всегда будем молитвенно вспоминать его, как и просит он нас об этом сам словами произносимыми Святой Церковью от его имени: «Братие мои возлюбленные, не забывайте мя, егда поете Господа ... и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь!»
А так как только Один Бог без греха, и нет человека, который бы жил и не согрешил, то прочтем сейчас над нашим дорогим усопшим последнюю разрешительную молитву и дадим ему наше последнее целование. Аминь.
к оглавлению