Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
«СИЯ БО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ СВЯТОСТЬ ВАША» (1 Фес.4,3).
«Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» (Мф.10,32). |
Таково непреложное обещание Господа Иисуса Христа. Кто исповедает Господа Иисуса Христа перед людьми, того и Господь исповедает пред Отцем Своим Небесным. Иными словами: кто открыто, безбоязненно и не стыдясь, проявит себя в жизни, как истинный христианин, и жизнью своею даст другим людям добрый пример исполнения евангельских заповедей, о том и Господь Иисус Христос торжественно засвидетельствует, что это действительно Его последователь, и увенчает его Своей Божественной славой, к которой призываются все христиане.
Истинные христиане, жизнью своею исповедавшие Христа и увенчанные за это Божественною славою, это и есть те святые, память которых сегодня празднуется.
В сегодняшний день Церковью установлено праздновать память Всех Святых, какие только когда-либо жили и подвизались во имя Христово на Земле.
Зачем это установлено и почему именно в сегодняшний день в первое воскресение после Пятидесятницы или праздника Сошествия Святого Духа?
Есть много святых, безвестно подвизавшихся, о которых мы ничего не знаем. Все истинные подвижники всегда старались скрывать свои подвиги, свои добрые дела от людей, бегая людской похвалы, ибо хорошо помнили заповедь Христову о том, что всякое добро надо делать втайне, так как иначе оно теряет свою цену. И если все же о многих святых мы знаем, то это потому, что Сам Бог благоволил открыть нам их жизнь, подвиги и чудеса для нашего назидания и вразумления, как Он Сам сказал: не вжигают светильника и не поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть (Мф.5,15).
Тем не менее многие святые все же остались для нас неизвестными: мы не знаем ни их имен, ни их происхождения, ни местожительства, ни образа жизни. Но преклоняясь пред подвигами святости, Церковь не хочет и их оставить без должного прославления, тем более, что, воздавая честь святым, мы в сущности прославляем Самого Бога, «дивного во святых Своих».
Итак, Церковь призывает нас прославить сегодня память Всех Святых.
Но неужели недостаточно святым той небесной славы, которой Они прославлены Богом? Неужели нуждаются они в том, чтобы и мы, грешные, их прославляли?
Конечно нет! Прославлять память святых нам нужно не для них, а для самих себя. Прославлять память святых это врожденная нам потребность нашего духа. В душу каждого человека от его рождения вложено безотчетное влечение к чему-то высшему, идеальному. Ему никогда не могут дать полного удовлетворения никакие земные блага, никакие земные достижения и приобретения. Неудивительно поэтому, что многие вкусившие от всей полноты земных благ, часто настолько разочаровываются в земной жизни, что впадают в уныние и отчаяние и кончают свою жизнь самоубийством. Примеры подобного разочарования особенно ярки в той стране, изобилующей всякими земными благами, где мы нашли себе убежище. Даже у очень низко падших морально людей обнаруживается по временам тяжкое томление души, безсознательное стремление куда-то уйти подальше от этой грязной земли со всеми ее мерзостями, искание чего-то лучшего, отличающегося от повседневной гнетущей обыденщины. И, кажется, у всех без исключения людей, в большей или меньшей степени проявляется неудовлетворенность своим внутренним состоянием «святое недовольство собой»!
Что это значит?
Это значит, что душа человека томится в узах греха и жаждет святости, хотя бы и подсознательно. Как бы ни оправдывали себя на словах грехолюбцы, но внутреннее чувство, совесть всегда подсказывает им, что грех есть нечто вполне чуждое природе человека, что грех есть тиран мучитель человека и что только жизнь чистая, святая, свободная от рабства греху может дать человеку полное душевное успокоение и удовлетворение.
Прославляя память Всех Святых, воспевая гимны святости вообще, Святая Церковь идет нам в этом навстречу. Она напоминает нам замечательное изречение одного из великих отцов христианской древности: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и безпокойно наше сердце пока не успокоится в Тебе» она напоминает нам, что мы созданы Богом для чистой, святой, богоугодной жизни и предлагает нам брат пример с тех людей, которые побороли в себе грех и стали святыми. Ведь святые не были какими-то необыкновенными людьми «сверхчеловеками»; они были «подобострастны» нам, имея общую всем людям поврежденную грехом природу со всеми ее немощами и слабостями. Но они восхотели стать святыми, возжаждали святости, решительно отвратились от зла и направили на одно только добро данную человеку Богом при его сотворении свободную волю, а все остальное сделала за них и в них благодать Божия.
Не случайно поэтому празднование памяти Всех Святых установлено Святая Церковью сразу после праздника Сошествия Святого Духа. Этим внушается нам, что святые соделывались и соделываются таковыми не иначе, как чрез воздействие всесильной, всеочищающей и всеосвящающей благодати Святого Духа.
Святые это жатва Духа Божия, это дивные плоды Божественной благодати.
Для того и основана на земли Христом-Спасителем Церковь, как сокровищница благодати Святого Духа, чтобы помочь всем нам стать святыми.
Святость это ведь и есть наше назначение, цель нашей жизни, наше жизненное призвание.
«Сия бо есть воля Божия святость ваша» (1 Фес.4,2), говорит Апостол: «ибо не призвал нас Бог к нечистоте, но к святости» (там же ст. 7).
Иными словами, торжественное празднование памяти Всех Святых есть призыв всех нас к святой жизни к святости. Святая Церковь всех нас, христиан, желает видеть святыми и воодушевляет нас на стремление к святости, живописуя пред нашим мысленным взором безчисленный ряд самых различных по образу жизни святых угодников Божиих.
«Трудное дело!» скажете вы, братие: «невозможное дело!»
«Трудное» это верно, но ведь без труда ничего в жизни не бывает: каждый из нас непременно над чем-нибудь трудится. Некоторые неутомимо, с каким-то ожесточением и азартом, особенно в нынешнее время, трудятся над осквернением своей собственной души и над расширением зла в мире. Так или иначе, труда в жизни не избежать: вопрос только в том, в каком направлении, над каким делом и с какой целью кто трудится. Почему же не предпринять труда Божия, труда благодатного над насаждением и укреплением добра в себе и вокруг себя? А это ведь и ведет к святости!
Что касается «невозможности», то это не так. Бог всеведущий и всемогущий разве стал бы от нас требовать дела невозможного, неисполнимого? А между тем святость наша это Его воля, Его желание.
«Святи будите, якоже Аз свят есмь», говорит Он Сам устами пророка (Лев.19,2), а Христос-Спаситель в Своей Нагорной Проповеди повторяет это же ветхозаветное наставление в таких словах: «Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5,48).
Надо знать и помнить, что «невозможное человекам возможно Богу» (Мф.19,26), и Бог, желающий видеть нас святыми, не оставит нас без Своей всесильной помощи в нашем труде для приобретения святости. От нас требуется только искреннее стремление и твердая решимость предоставить себя в жертву живую Богу и дать в себе свободу действию благодати Святого Духа.
Кто же говорит, что «невозможное дело» для каждого из нас стать святым, тот, значит, сам не хочет святости, не ищет ее, грех любит и не желает разстаться с ним вот он и оправдывает себя тем, будто не каждый может стать святым. Такое разсуждение не что иное, как прельщение диавольское, ибо диавол всякими доводами стремится увлечь нас все глубже и глубже в трясину греха, чтобы окончательно погубить нас.
Кто возражает против святости и утверждает, что святость не может быть целью жизни для каждого человека, тот противник Божий, ибо он выступает против очевидной воли Божией.
Хуже всего на свете это злая, развращенная воля: она-то и противится больше всего идеалу святости, и ее-то и нужно побороть в себе. Кто этого не делает, тот и не христианин, и далеко от него спасение.
Не будем смотреть на множество грешащих вокруг нас, ибо это не послужит нам в оправдание, а будем постоянно с умилением взирать на высокие примеры житий святых угодников Божиих и, прославляя блаженную память их, стремиться подражать им, взывая к ним о помощи: «Вси святии, молите Бога о нас!»
к оглавлению