Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Блудные сыны! Не пора ли вернуться в дом отчий?
Во вторую приготовительную к Великому посту неделю Святая Церковь приводит нам в назидание притчу о блудном сыне. Этой притчей внушается нам, что все мы, люди грешники, блудные сыны, ушедшие из отеческого дома нашего любящего Отца-Бога «на страну далече и переживающие тяжкие бдения от всевозможных лишений, а также и то, что любящий нас Господь всегда готов простить нас и принять к себе, если только мы образумимся, сознаем бедственность своего положения вдали от Бога, «придем в себя» (Лк.15,17) и обратимся к Нему с словами (и, конечно, не с одними словами, а и с соответствующими чувствами искреннего покаяния: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя, яко единого от наемник Твоих» (Лк.15,18-19).
Грешники, безумно и легкомысленно удалившиеся из отеческого дома в далекую страну и бедствующие вдали от Бога, переживают нечто подобное тому, что переживал согрешивший пред Богом избранный народ Божий Израиль в плену Вавилонском, тяжко томясь в неволе, в изгнании, и скорбя о своем утраченном отечестве. Вот почему и поется на богослужении этого дня этот скорбный гимн иудеев, начинающийся словами: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Cиoна» (Пс.136).
Если все это имеет ближайшее отношение к каждому грешнику, отошедшему от Бога, то не можем мы, православные русские люди, не чувствовать, как особенно близки все эти назидательные образы, воспроизводимые перед нашим мысленным взором Святой Церковью перед началом Великого поста, нам, русским людям, находящимся ныне в пленении и в изгнании за грехи наши, подобно древнему Израилю.
И действительно! как много общего между судьбой ветхого Израиля, разсеянного за грехи свои между всеми народами земли, и судьбой Нового Израиля, каковым наименованием называл себя наш народ в лице лучших церковных витий наших!
Мы русские люди блудные сыны, ушедшие легкомысленно и безразсудно от Бога «на страну далече», но до сих пор увы! еще не пришедшие в себя и не покаявшиеся, почему и остаются пока тщетными наши молитвы о спасении Родины, хотя и строим мы храмы и даже посещаем их, но далеко не так усердно, как бы следовало. Мы не пришли еще в себя, как евангельский блудный сын, от того безумного угара, который погубил нас и нашу Родину. Хотя и бывают некоторые из нас в храмах и даже на исповедь к священнику приходят, но все это еще не есть истинное покаяние, без которого нет спасения. Нет всенародного глубокого покаяния, нет всеобщего нравственного очищения и всецелого обращения к Богу, к чему призывал нас наш великий всероссийский пастырь святой праведный Иоанн Кронштадтский. Многие из нас, несмотря на все пережитые ужасы, скорби и лишения, продолжают жить все теми же настроениями, которые привели нашу Родину к гибели, а нас обрекли на жизнь в изгнании. Как ни печально в этом сознаваться, но мы должны признать, что в массе своей, за эти последние полстолетия мы ничему не научились, и самая религиозность наша, у кого она еще не выветрилась окончательно, носит скорее характер фарисейства, под покровом которого таится, и безбожный материализм, и нигилизм, и неудержимая злоба, и разнузданное хамство все то, что так характерно для лютых безбожников, отечество наше осквернивших и поработивших. Произносим на торжественных собраниях патетические речи о своей к ним «непримиримости», а сами-то своей внутренней настроенностью очень мало чем от них отличаемся. И вместо христианской любви и взаимной братской поддержки зачастую готовы друг друга поедом есть!
Вот пока этого всего мы честно не сознаем, не придем в себя и не покаемся, не только на словах формально, а на самом деле, наивно и тщетно ждать и надеяться на воскресение и спасение нашей Родины-России, а с нею и нас самих и всего мира, ибо все сейчас в полном смысле слова осатанело и катится в пропасть, где уже нет и не может быть спасения. Об этой надвигающейся мировой катастрофе все чаще и чаще говорят теперь даже многие светские люди, ничего общего не имеющие с Церковью и христианской религией, а только трезвыми очами наблюдающие, что происходит в современном мире.
Вот, пока этого всего мы честно не сознаем, не вновь призывает нас последовать примеру евангельского блудного сына, пришедшего в себя и возвратившегося в отчий дом.
Буди, буди!..
к оглавлению