Митрополит Филарет (Вознесенский)
Христианский катехизис
к оглавлению
ГЛАВА XXIX
Молитва Господня, как образец христианской молитвы. Три основных части в ней. Благодарно-прославительный характер христианской молитвы (особенно в литургии).
Образцом молитвы для нас, христиан, является, конечно, молитва Господня. Рассматривая ее состав и содержание, мы видим, что внешне по своему составу она делится на 3 части: 1-я - призывание, 2-я - 7 прошений, и 3-я - славословие. По внутреннему же ее содержанию, ее можно разделить также на 3 общие части: первая - главная и основная, охватывает собою призывание, и 3 первых прошения; далее идет четвертое прошение о хлебе насущном, и наконец - 3 прошения о наших личных грехах.
О чем же прежде всего и больше всего должен молиться христианин? О том, к чему он и стремиться должен больше всего: "о Царствии Божием и правде Его". Это мы и видим в первой части молитвы. Обращаясь к Богу, как к Отцу Небесному, христианин этим свидетельствует о том, что наше истинное отечество - не на земле, а на небе. "Наше жительство - на небесах", - прямо писал апостол Павел. И в этом обращении к Отцу, христианин молится о том, чтобы святилось Имя Божие: и в личной жизни каждого из нас, и в общечеловеческой истории. Оно святится в особенности тогда, когда мы, христиане, чрез творение добрых дел приводим неверующих к тому, чтобы они "прославляли Имя Отца нашего Небесного". - Далее христианин молится о том, чтобы на земле водворилось Царствие Божие. Всматриваясь в жизнь, он видит в ней постоянную борьбу двух начал: света и тьмы, правды и лжи, добра и зла. А видя это, он не может не молиться о том, чтобы в нашей жизни явилась победа света над тьмой, и восторжествовало Царство Божие - Царство Правды и Добра. В третьем прошении молитвы Господней мы молимся о том, чтобы в жизни людской исполнялась воля Божия - так, как она исполняется в горнем, небесном мире. Христианское сознание убежденно и твердо говорит человеку о том, что положиться на волю Божию - это не только наш долг, но и настоящая мудрость, правда жизни. Отец Небесный знает, что полезно и нужно каждому из нас, и по своей безконечной любви и благости желает нам блага и спасения более, чем мы желаем их сами себе. Поэтому и говорит апостол: "Все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас" (1 Петра V, 7).
Четвертое прошение молитвы Господней - единственное, в котором говорится не о духовных, а о телесных наших нуждах. Мы должны просить себе хлеба насущнаго - т.е. необходимого для нашего существования, для поддержания телесной жизни. А о том, что сверх этого - "если дано будет - благодарить Бога, а если не будет дано - не заботиться" (выражение из катехизиса). Конечно, под хлебом насущным здесь подразумевается все необходимое для нас - пища, одежда, жилище и т.д. И это четвертое прошение указывает человеку на то, что земная наша жизнь с ее "житейскими попечениями" - также является предметом заботы о нас Небесного Отца. Ап. Павел говорит: "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Господь сказал: не оставлю тебя, и не покину тебя"...(Евр.ХШ,5).
Пятое прошение молитвы Господней говорит о прощении грехов. Не только в этом прошении, но и в других местах Своего учения Господь точно указывал на то, что необходимым условием для получения нами от Бога прощения грехов является прощение нами наших ближних. Но как часто это прошение является неправдою в Очах Бога, Которому мы молимся. Мы читаем: "Остави нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим," - а в действительности не прощаем и не оставляем, но обижаемся, долгое время таим в сердце досаду и желание отмстить. А потому, всякий раз при этом прошении христианин должен припомнить: простил ли он своим врагам и обидчикам. И если этого нет, если он не простил - он не может ожидать и себе самому прощения от Бога.
Два последние прошения, 6-е и 7-е, говорят об одном: о причинах греха. Сначала мы просим удалить от нас его зародыши - соблазны и искушения, а затем -избавить от лукавого, т.е. от родоначальника всех грехов - диавола. Люди обычно боятся внешних несчастий: неудач, болезней, бедности и т.д. Христианство же учит нас бояться более всего за безсмертную душу "Не бойтесь, - говорил Господь, - убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". И в другом месте - о внешних бедствиях - Господь, перечислив внешние испытания и гонения за веру, прямо говорил: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах".
Нет, христианин бояться должен не внешних несчастий и бед, а своих грехов и падений. Всякий знает, насколько привыкаем мы грешить, греша буквально на каждом шагу и в каждый момент своей жизни. А грех есть беззаконие, нарушение Закона Божией Правды, и потому результатом его является мучение и скорбь - "плач и скрежет зубов"... И вот, молитва "Отче наш" держит наше сердце в глубоком отвращении от этих духовных зол, и мы, смиренно исповедуя свою слабость и склонность ко греху, просим сохранить нас от падений в искушающие нас грехи, и избавить от лукавого начальника греха - диавола.
К этим семи прошениям, как известно, присоединяется торжественное прославление силы, власти и славы Божией. В этом прославлении Божия величия заключается и сыновнее выражение непоколебимой и ясной уверенности в том, что все просимое дано будет нам от любви Небесного Отца, ибо Его есть "царство и сила и слава во веки. Аминь".
Но не только одна молитва Господня заключается таким славословием. Молитвы славословия в чистом, обособленном виде (напр., "хвалите Имя Господне" или "Свят, свят, свят" и т.д.) употребляются нами не часто. Но они представляют из себя обычно окончания наших молитв (особенно богослужебных), и всегда носят особо торжественный и священный характер. Поэтому и произносит (возглашает) их всегда сам священнослужитель - епископ или священник. Наиболее важными и характерными молитвами прославления являются песнопения "Слава в вышних Богу" (великое славословие) и "тебе Бога хвалим". Молитвы славословия по-преимуществу должны быть названы молитвами возвышенно-христианскими, ибо в них более всего выражается любовь христианина к Богу, преклонение пред Его высочайшими совершенствами.
С молитвою славословия неразрывно связан в Богослужении третий вид молитвы - благодарение. Само собою разумеется, что христианин, любящий Бога, и знающий о Его любви, милосердии и благодеяниях - не может не испытывать в сердце благодарности к Нему. Самым главным молением благодарения является главнейшая наша служба - Божественная литургия. Главная ее часть - так называемый "евхаристический канон" - так и начинается словами "благодарим Господа". И та чистейшая безкровная жертва, жертва правды, жертва Тела и Крови Христовых, которая приносится за литургией в таинстве Св. Причащения - хотя видимо приносится людьми, но невидимо совершается самим Христом Спасителем, Его благодатию и всемогущею силою, а нами, людьми, только принимается с благоговением благодарной любви. Вот почему - в главнейший момент литургии священник торжественно возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся", а молящиеся (или певцы - от их лица) отвечают гимном благодарения: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися Боже наш"...
к оглавлению