Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Слово о смерти.
Да поминаете день исхода вашего
от земли Египетския вся дни
жития вашего (Второзак.XVI,3).
Смерть великое таинство. Она рождение человека из земной
временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы
слагаем с себя нашу грубую оболочку тело и душевным существом,
тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных
душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во
время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие,
впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна
для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при
совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную
безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть
его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так
вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что совершилось и
совершается с душою, покинувшею тело? Это остается для нас, при
собственных наших средствах к познанию, неизвестным.
Сокровенное таинство смерть! До озарения человеков светом
христианства, большею частию они имели о бессмертии души самые грубые и
ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и
догадывались о нем. Однако сердце и падшего человека, как ни было
мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все
идолопоклоннические верования служат тому доказательством: все они
обещают человеку загробную жизнь жизнь или счастливую или несчастную,
соответственно земным заслугам.
Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать
нашу участь в вечности. Если во время краткого здешнего странствования
наши заботы сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное
и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об
участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Что предстоит
душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и
зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели
нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части
преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо,
необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть невидимую телесными
очами загробную будущность человека.
Таинство смерти объясняется нам Словом Божиим, а посредством
действия Святого Духа соделывается даже доступным и открытым для
чувств, очищенных и утонченных благодатию: Святый Дух, сказал апостол Павел, испытует глубины Божия, не только человеческие (1Кор.II,10).
к оглавлению