Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Участь тела по смерти.
Смерть разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и
волею Божиею паки разделяемых. Смерть разлучение души с телом
вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным,
каким первоначально создано Создателем. Смерть казнь бессмертного
человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертию болезненно
рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по
смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно
существует тело его.
И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается
и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в
самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в
земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно
соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных
избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно
благодатию Божиею, и в самой сени смертной являют начала своего
славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо
того, чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают
исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и
живы мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них
Святого Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан
Богом человек, и что это величие, эта святость возвращены искуплением.
к оглавлению