Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Смерть праведников и грешников.
Утешительна повесть о смерти праведников, поучительно и
душеспасительно сказание о том, с каким сокрушением и смирением сердца
они приготовлялись к ней, с каким святым страхом они встречали ее.
Некоторому Отцу, за чистоту его жизни, Бог не отказывал ни в каком его
прошении. Старец однажды пожелал видеть разлучение с телом души
грешника и души праведника. Приведенный рукою Божиею в некоторый город,
он остановился при его вратах, в монастыре, в котором жил имевший
громкое имя затворник. Затворник в то время был болен и ожидал смерти.
Старец увидел, что делается большое приготовление восковых свеч и
лампад для затворника, как бы ради его Господь подавал хлеб и воду
городу и спасал его. Граждане говорили между собою: "Если скончается
затворник, то мы все погибнем разом". Между тем настал час его кончины;
старец увидел адского приставника с огненным трезубцем в руке,
нисшедшего на затворника, и услышал глас: "Как эта душа не успокоила
Меня в себе ни единого часа, так и ты без милосердия исторгни ее".
Адский приставник вонзил огненный трезубец в сердце затворника и,
промучив его несколько часов, извлек его душу. После этого старец
вступил в город, где нашел некоторого больного странника, лежащего на
улице. Некому было послужить этому страннику: старец пробыл с ним день.
Когда настал час его успения, старец увидел, что Архангелы Михаил и
Гавриил низошли за его душою. Один сел по правую, другой по левую
сторону странника, и начали упрашивать душу его, чтоб она вышла. Она не
хотела оставить тела и не выходила. Тогда Гавриил сказал Михаилу:
"Возьмем душу и пойдем". Михаил отвечал: "Нам повелено Господом взять
ее без болезни, не можем употребить насилия". Вслед за сими словами
Михаил воскликнул громким голосом: "Господи! что повелишь о этой душе?
она не повинуется нам и не хочет выйти". И пришел ему глас: "Вот! Я
посылаю Давида с Псалтырью и певцов Божиих Иерусалима Небесного, чтоб
душа, услышав псалмопение и гласы их, вышла". Они низошли и окружили
душу, воспевая гимны: тогда она вышла на руки к Михаилу, и принята была
с радостию[74]. Кто не подивится Божией любви и
милосердию к роду человеческому? К несчастию, к величайшему несчастию,
мы с ожесточением отталкиваем все милости Божий и с безумным
ослеплением становимся в ряды слуг и поклонников врага Божия и врага
нашего.
Кончина избранников Божиих преисполнена славы. Когда настало
время умирать великому Сисою, просветилось лицо его, и он сказал
сидевшим у него отцам: "Вот пришел авва Антоний". Помолчав несколько,
сказал: "Вот лик пророческий пришел". Потом просветился более и сказал:
"Вот пришел лик апостольский". И опять сугубо просветилось лицо его; он
начал с кем-то беседовать. Старцы упрашивали его сказать, с кем он
беседует? Он отвечал: "Ангелы пришли взять меня; но я умоляю их, чтоб
они оставили меня на короткое время для покаяния". Старцы сказали ему:
"Отец, ты не нуждаешься в покаянии". Он отвечал им: "Поистине не знаю о
себе, положил ли я начало покаянию". А все знали, что он совершен. Так
говорил и чувствовал истинный христианин, несмотря на то, что во время
жизни своей воскрешал мертвых единым словом и был исполнен даров
Святого Духа. И еще более засияло лицо его, засияло, как солнце. Все
убоялись. Он сказал им: "Смотрите, Господь пришел и изрек: принесите
мне избранный сосуд из пустыни". С этими словами он испустил дух.
Увидена была молния, и храмина исполнилась благоухания[75]. Так окончил земное течение один из величайших угодников Божиих.
Но и грешники, принесшие искреннее раскаяние во грехах,
сподобились милости Божией. При греческом императоре Маврикии был во
Фракии разбойник свирепый и жестокий. Поймать его никак не могли.
Блаженный император, услышав о том, послал к разбойнику наперсный крест
свой и повелел ему сказать, чтоб он не боялся: этим означалось прощение
всех его злодеяний с условием исправления. Разбойник умилился, пришел к
царю и припал к ногам его, раскаиваясь в преступлениях своих. После
немногих дней он впал в недуг и помещен был в странноприимный дом, где
видел во сне Страшный суд. Пробудившись и примечая усиление болезни и
приближение кончины, он обратился с плачем к молитве и говорил в ней
так: "Владыко, человеколюбивый Царь, спасший прежде меня подобного мне
разбойника, удиви и на мне милость Твою: прими плач мой на смертном
одре. Как принял Ты пришедших в единонадесятый час, ничего не
совершивших достойного, так прими и мои горькие слезы, очисти и крести
меня ими. Больше этого не взыскивай от меня ничего: я уже не имею
времени, а заимодавцы приближаются. Не ищи и не испытывай: не найдешь
во мне никакого добра; предварили меня беззакония мои, я достиг вечера;
бесчисленны злодеяния мои. Как принял Ты плач апостола Петра, так прими
этот малый плач мой и омой рукописания моих грехов. Силою милосердия
Твоего истреби мои прегрешения". Так исповедуясь в течение нескольких
часов и утирая слезы платком, разбойник предал дух. В час смерти его
старший врач странноприимного дома видел сон: к одру разбойника пришли
мурины с хартиями, на которых были написаны многочисленные грехи
разбойника; потом два прекрасные юноши-царедворцы принесли весы. Мурины
положили на одну чашу написанное на разбойника: эта чаша перетянула, а
противоположная ей поднялась кверху. Святые Ангелы сказали: "Не имеем
ли мы здесь чего?" "И что можем иметь, возразил один из них,
когда не более десяти дней, как он воздерживается от убийства?"
"Впрочем, прибавили они, поищем чего-нибудь доброго". Один из них
нашел платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал другому:
"Точно, этот платок наполнен его слезами. Положим его в другую чашу, а
с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет?" Как только они
положили платок в чашу, она немедленно перетянула и уничтожила вес
рукописаний, бывших в другой. Ангелы воскликнули в один голос:
"Поистине победило человеколюбие Божие!" Взяв душу разбойника, они
повели ее с собою; мурины зарыдали и бежали со стыдом. Увидев этот сон,
врач пошел в странноприимный дом: пришедши к одру разбойника, он нашел
тело еще теплым, оставленным уже душою; платок, наполненный слезами,
лежал на глазах его. Узнав от находившихся при нем о покаянии его,
принесенном Богу, врач взял платок, представил его императору и сказал:
"Государь! прославим Бога: и при твоей державе спасся разбойник".
Однако заключает весьма благоразумно эту повесть передавший нам ее
гораздо лучше благовременно приготовлять себя к смерти и предварять
страшный час ее покаянием[76]. Справедливо замечает
святой Иоанн Лествичник, что зло, обратившееся от долговременной
привычки к нему в качество, соделывается уже неисправимым [77]. "Злой навык обладает, как самовластный тиран, часто и над плачущими", восклицает грустно тот же наставник иночествующих [78]. К этому должно присовокупить, что покаяние возможно только при точном,
хотя бы и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой
ереси и зломудрия. Заимствовавшие свой образ мыслей о добродетелях и
правилах жизни из романов и других душевредных еретических книг, не
могут иметь истинного покаяния: многие смертные грехи, ведущие в ад,
признаются ими за ничтожные, извинительные погрешности, а лютые
греховные страсти за легкие и приятные слабости; они не страшатся
предаваться им пред самыми смертными вратами. Неведение христианства
величайшее бедствие!
Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней
минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия
Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не
закрыто поприще, действителен подвиг. Последние минуты человека могут
искупить всю жизнь его. В Египте некоторая девица именем Таисия,
оставшись сиротою после родителей, умыслила обратить дом свой в
странноприимницу для скитских иноков. Прошло много времени, в которое
она принимала и успокаивала отцов. Наконец ее имение истощилось. Она
начала терпеть недостаток. С нею познакомились неблагонамеренные люди и
отвратили ее от добродетели; она начала проводить худую жизнь, даже
развратную. Отцы, услышав это, очень опечалились. Они призвали авву
Иоанна Колова и сказали ему: "Мы слышали о сестре Таисии, что она
расстроилась. Когда была она в состоянии, показывала нам свою любовь: и
мы ныне покажем нашу любовь к ней и поможем ей. Потрудись посетить ее
и, по премудрости, данной тебе Богом, устрой ее". Авва Иоанн пришел к
ней и сказал старице, стоявшей на страже у ворот, чтоб она доложила о
нем госпоже своей. Она отвечала: "Вы, монахи, поели все имение ее".
Авва Иоанн сказал: "Доложи ей, я доставлю ей большую пользу". Старица
доложила. Юная госпожа сказала ей: "Эти иноки, постоянно странствуя при
Чермном море, находят жемчуг и драгоценные камни; поди, приведи его ко
мне". Авва Иоанн пришел и сел возле нее. Воззрев на лицо ее, он
преклонил главу и начал горько плакать. Она сказала ему: "Авва, что ты
плачешь?" Он отвечал: "Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне
не плакать? чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на
противные Ему дела?" Она, услышав это, затрепетала и сказала ему:
"Отец! Есть ли для меня покаяние?" Он отвечал: "Есть". "Отведи меня,
куда хочешь", сказала она ему и, встав, пошла вслед за ним. Иоанн,
заметив, что она не распорядилась, даже не сказала ни одного слова о
доме своем, удивился. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Он
сделал для нее возглавие из песка, такое же другое, в некотором
расстоянии, для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал:
"Здесь усни". И он, исполнив свои молитвы, лег спать. В полночь Иоанн
проснулся видит: образовался некий путь от того места, где почивала
Таисия, до неба; Ангелы же Божии возносят ее душу. Он встал и начал
будить ее, но она уже скончалась. Иоанн повергся ниц на молитву и
услышал глас: "Един час покаяния ее принят паче долговременного
покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения"[79]. "Господи! для рабов Твоих, говорит святой Василий Великий,
разлучающихся с телом и приходящих к Тебе, Богу нашему, нет смерти, но
преставление от печального на полезнейшее и сладостнейшее, и на
упокоение и радость"[80].
Точно, в собственном смысле разлучение души с телом не есть
смерть; оно только последствие смерти. Есть смерть, несравненно более
страшная! Есть смерть начало и источник всех болезней человека, и
душевных и телесных, и лютой болезни, исключительно именуемой у нас
смертию. "Истинная смерть, говорит преподобный Макарий Великий,
внутрь в сердце сокровенна, и чрез тую внешний человек жив умер. Аще
кто в тайне сердца от смерти к жизни перешел, сей воистину живет вовеки,
и к тому не умирает. Хотя же таковых тела на некое время и разлучаются
от душ, но, однако, освященная суть, и со славою возстанут. Сего ради и
сном смерть святых именуем"[81].
[74] Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII.
[75] Патерик Скитский.
[76] Пролог 17 октября.
[77] Лестницы 6 степень. По рукописному славянскому
переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском
Нямецком монастыре.
[78] Лестницы 5 степень.
[79] Патерик Скитский.
[80] Молитва на вечерне Пятидесятницы.Требник.
[81] Слово I.гл.2.по изданню 1833 года.
к оглавлению