Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Слово о смерти
к оглавлению
Рай и небеса.
Боговидец Моисей, описывая в Бытейской книге сотворение мира, говорит, что в то же время Господь насадил на востоке рай сладости (Быт.II,8),куда и поместил первых двух человеков, родоначальников человеческого племени. И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе в рай сладости, делати его и хранити(Быт.II,1). Согласно этому повествованию, Господь засвидетельствовал, как выше было сказано, что Царство Небесное уготовано для человеков от
сложения мира. Праотцы преступили в раю заповедь Божию; после
преступления они внезапно изменились душою и телом, сделались не
способными пребывать в святом рае. Тогда Бог, - говорит вдохновенный
Бытописатель, - изгнал человека из рая и изринул на землю, и вселил их на ней прямо рая сладости(Быт.III,23-24). Слова прямо рая сладости
приводят к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и
напоминает его собою падшему человеку. Когда видим великолепие нашего
изгнания - земли, невольно восклицаем: "Это рай!" Такое выражение
употреблено и Священным Писанием о плодороднейшей стране Содомской до
ее превращения: она уподоблена раю Божию(Быт.XIII,24). Боговидец Моисей
изображает рай изящнейшим и обширнейшим садом(Быт.II,9). Точно таким
видели рай многие угодники Божии Новозаветной Церкви. Таков он и на
самом деле: но вещество его и природа тонки, соответствуют естеству его
жителей - духов, и потому недоступны для наших чувств, огрубевших и
притупевших от падения. Когда изгнан был из рая человек, первоначально
бывший его хранителем, тогда обязанность райского стража возложена на
Херувима (Быт.III,24); душа разбойника, исповедавшего на кресте Господа,
помещена в рай(Лк.XXII,43); туда помещены души многих христиан,
удостоившихся спасения: этим объясняется свойство райской природы.
Святой Макарий Великий говорит о людях, приобретших небесное богатство:
"Знают их сограждане, то есть духи Святых и Ангелов, и с удивлением
говорят: великое богатство приобрели наши братия, находящиеся на земли.
Они (эти земные братия небожителей), при отшествии из сего мира, имея с
собою Господа, идут с великою радостию к небесным жителям; обитающие же
с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно
обители (дома и вертограды, на греческом παράδεισος,сады, - рай во
множественном числе) и возлагают на них драгоценные и знаменитые
одеяния" [14]". Преподобный Григорий Синаит, ссылаясь
на видевших рай и повествовавших о нем, говорит, что он есть низшее
небо, что он преисполнен благовонными садами, насажденными Богом; что
древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами; что посреди рая
течет река, его напояющая и разделяющаяся на четыре рукава [15].Об этой реке упоминает и Священное Писание; река же, говорит оно, исходит из Эдема напаяти рай: оттуду разлучается на четыре начала(Быт.II,10). Святой пророк Давид также воспоминает о воде, находящейся превыше небес(Пс.CXLVIII,4). Место рая определяется Священным Писанием на востоце.
В таком направлении находится рай по отношению к земле. Преподобная
Феодора поведала, что по исшествии ее из тела, она с сопутствовавшими
ей Ангелами направилась для достижения небесных обителей к востоку [16]; великий угодник Божий Симеон Дивногорец видел рай на востоке [17]; на востоке видела его преподобная Евфросиния Суздальская в дивном видении своем [18].На восток строятся православные храмы; православные христиане при
молитвах своих обращаются к востоку; тела умерших кладутся по
направлению к востоку - прямо рая сладости. Тем, для которых остается недовольно удовлетворительным определение местности рая изречением Писания на востоце,
отвечаем словами преподобного Григория Синаита: "Обычай есть Писанию о
недоумеваемых доселе творити сказание просто и не многопытне" [19].
Апостол Павел был восхищен в рай, и потом до третьего неба - аще в теле, или кроме тела, не вем, говорит он, - и слышал там неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати(2 Кор.XII,3-4). Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного
блаженства так превышают все изящное и приятное земное, что святой
Апостол, для изображения виденного им в священном исступлении, употребил
следующие выражения: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим(1 Кор.II,9-10). В этих словах Апостола заключается печальная истина:
падение человека так глубоко, что он в состоянии падения уже не может
получить сам собою никакого понятия о потерянном своем блаженстве;
грехолюбивое его сердце утратило всякое сочувствие к духовному
наслаждению. Но слова эти, обличающие бедственное состояние падшего и
пребывающего в своем падении, вместе с тем возвещают и радостную
истину: обновление Святым Духом тех людей, которые верою и покаянием
вступили в духовное племя Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа.
Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха,
уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир
Христов, производящий такое духовное наслаждение, что сердце, упоенное
им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при
Боге и в Боге. Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святой нередко
возводит достойных служителей своих в страны премирные, в обители,
уготованные праведникам для вечного их праздника. Многие из угодников
Божиих были восхищены в рай, из него проникли в небо, в небеса небес, к
самому Престолу Господа, окруженному пламенными Серафимами и
Херувимами. Свидетельства этих очевидцев о рае согласны. Так
преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу
праотца Адама и душу разбойника, первого из человеков, введенного
Богочеловеком, по искуплении, в рай [20].
Из известных нам видений святых Отцов, бывших зрителями рая, с
особенною ясностью и подробностью изложено видение святого Андрея,
юродивого Христа ради, пребывавшего вышеестественно в течение целых
двух недель в созерцании невидимого мира. Он поведал сотаиннику своему,
иерею Никифору, об этом видении следующее: "Я увидел себя в раю
прекрасном и удивительнейшем, и, восхищаясь духом, размышлял: что
это?.. Знаю, что живу в Константинополе; как же очутился здесь - понять
не могу. Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы
истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих
цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь
умом и сердцем несказанному благолепию Божия рая, я ходил по нему и
веселился. Там были многие сады с высокими деревьями; они колебались
вершинами своими и увеселяли зрение; от ветвей их исходило великое
благоухание. Одни из деревьев непрестанно цвели, другие украшались
златовидными листьями, иные имели на себе различные плоды несказанной
красоты и приятности. Невозможно тех дерев уподобить ни одному дереву
земному: Божия рука, а не человеческая насадила их. Птиц в этих садах
было бесчисленное множество: иные из них были с златовидными крыльями,
другие - белые как снег, а иные - разнообразно испещренные; они сидели
на ветвях райских дерев и пели прекрасно; от сладкого пения их я не
помнил себя - так услаждалось мое сердце; и казалось мне, что глас
пения их досягал даже до высоты небесной. Стояли те прекрасные сады
рядами, как бы полк против полка. В то время, как я ходил между ними в
веселии сердца, увидел реку великую, текущую посреди их и их напояющую.
На другом берегу реки был виноградник, которого лозы, украшенные
златыми листьями и златовидными гроздьями, широко раскидывались. Дышали
там от четырех стран ветры тихие и благоухающие; от их дыхания
колебались сады и производили дивный шум листьями своими" [21].
Подобно этому преподобная Феодора поведала о райской обители
великого угодника Божия Василия Нового, что она преисполнена была славы
и имела многие сады златолиственные и многоплодные. Святой Феодоре был
подробно показан рай Ангелами, ее руководившими. "И видела я, -
говорила она, - прекрасные селения и многочисленные обители,
уготованные любящим Бога, преисполненные славы и благодати. Водящие
меня показывали мне отдельно обители апостольские, отдельно
пророческие, отдельно мученические, отдельно обители каждого чина
святых. Каждая обитель была красоты неизреченной, в широту и долготу,
сказать бы, подобная Царьграду, но несравненно красивейшая, со многими
пресветлыми нерукотворенными палатами. Всюду в обителях тех слышен был
глас радости и веселия духовного, и видены были лики празднующих. Все,
увидя меня, радовались о моем спасении, выходили ко мне навстречу,
лобызали меня, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражиих" [22].Повторяем: природа земная служит только слабым образом рая,
красоты которого нетленны, несказанно изящны, преисполнены священного
мира и благодати. Земля, после согрешения праотцов наших, проклята
Создателем, и непрестанно выражает это проклятие в своих смятениях и
своем нестроении. То колеблется она и поглощает целые грады и веси; то
выступают на поверхность ее свирепые воды и губят целые страны; то
проходят по ней бури с вихрем, молнией, громом, градом, оставляя следом
своим разрушение. Человечество, живущее на ней, находится в
непрестанной борьбе, и частной и общественной, представляя собою
обширное зрелище разнообразного страдания, неумолкающего труда,
бесчисленных грехов, страшных преступлений, вавилонского
столпотворения. Добродетель едва находит на ней тесный и скорбный
приют. Неумолимая и ненасытная смерть ходит по ней и постоянно
истребляет поколения человеческие, которые закон размножения,
установленный для рода человеческого Творцом, заменяет поколениями
новыми. И будет ходить она и пожинать людей, доколе сама не погибнет
вместе с разрушающимся миром. Животные, населяющие землю, восстали одни
против других, непощадно истребляют друг друга. Самые стихии находятся
в непримиримой вражде и непрерывном борении между собою. На земле все
сражается, все страдает, все стремится к взаимному уничтожению. Какое
грозное и непрерывное смятение! какое повсеместное и ожесточенное
столкновение! Оно неприметно или малоприметно для тех, которые всегда
участвуют в нем; но из уединения и тишины монастырской оно очевидно для
странника, которого вселил Бог прямо рая сладости для непрестанного воздыхания и сетования о нем [23].Если ж земля, проклятая Богом, земля - изгнание наше, страна бедствий,
обольщений, злодеяний, смерти, обреченная Богом на сожжение (2 Петр.III,7,10), имеет красоты свои, нас восхищающие, то каков должен
быть рай, уготованный Богом для возлюбленных Его в вечное жилище и
наслаждение? Око плотское не виде, плотское ухо не слыша, и на сердце, занятое одною чувственностью, не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим.
Святой Андрей был восхищен не только в рай, но, подобно святому
апостолу Павлу, и до третьего неба. Вслед за вышеприведенным
повествованием о рае он продолжал свое сказание так: "После этого напал
на меня ужас, и я ощущал, что стою превыше небесной тверди. Юноша, с
лицом подобным солнцу, предшествовал мне. Я последовал за ним, и вот -
увидел Крест прекрасный и великий, видом похожий на радугу. Вокруг него
стояли певцы огнезрачные, как пламень, и пели сладкую песнь, прославляя
Господа, распявшегося на Кресте. Предшествовавший мне юноша, приступив
ко Кресту, облобызал его и подал мне знак, чтоб я сделал то же: я
припал к святому Кресту со страхом и радостию великою, и усердно
лобызал его. В то время, как я его лобызал, насытился неизреченной
духовной сладости и обонял большее благоухание, нежели в раю. Миновав
Крест, я посмотрел вниз и, увидев под собою бездну - потому что мне
казалось, что я хожу по воздуху, - начал пугаться, и возопил к
руководившему меня: "Боюсь, чтоб мне не низвергнуться в глубину!" Он,
обратясь ко мне, сказал: "Не бойся, нам должно взойти выше", - и подал
мне руку. Когда я схватился за его руку, - мы очутились выше второй
тверди; я увидел там дивных мужей, и покой их, и радость праздника их,
неизглаголанного языком человеческим. После этого мы вошли в чудный
пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться,
и опять руководивший меня обратился ко мне и подал мне руку, говоря:
"Нам должно взойти и еще выше". С этим словом мы очутились выше
третьего неба, где я увидел и услышал множество Небесных Сил, поющих и
славословящих Бога. Мы пришли пред завесу, блиставшую как молния, пред
которою стояли страшные великие юноши, подобные пламени огненному; лица
их сияли паче солнца, и в руках их было огненное оружие; кругом со
страхом предстояло бесчисленное множество небесного воинства.
Руководивший меня юноша сказал мне: "Когда отымется завеса и увидишь
Владыку Христа, тогда поклонись престолу Славы Его". Услышав это, я
вострепетал и возрадовался; меня объяли ужас и неизъяснимая радость; я
стоял и смотрел, когда отымется завеса. Ее отъяла некая пламенная рука,
и я увидел Господа моего, как некогда Исаия Пророк, седящаго на
престоле высоком и превознесенном, окруженного Серафимами. Он был
облечен в багряную одежду, лице Его сияло неизреченным светом, и Он с
любовию обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал пред Ним на лицо
мое, поклоняясь пресветлому и страшному Престолу Славы Его. Какая же
тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно
выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной
сладости. В трепете лежал я пред Владыкою, удивляясь толикому Его
милосердию, что попустил мне, грешному и нечистому человеку, прийти
пред Него и увидеть Божественную лепоту Его. Я исполнился умиления,
размышляя о моем недостоинстве и рассматривая величие моего Владыки,
повторял в себе слова Исаии Пророка: О, окаянный аз! яко сподобихся, человек сый и нечисты устне имый, Господа моего очима моима видети! (Ис.VI.5) И услышал я, что премилосердый Творец мой изрек ко мне
пречистыми и сладчайшими устами Своими три Божественных слова, которые
столько усладили мое сердце и столько разожгли любовью к Нему, что я
весь таял, как воск, от действия теплоты духовной, и исполнились надо
мною слова Давида: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего (Пс.XXI,15).Потом все воинства воспели песнь предивную и неизреченную
После этого, не знаю как, я очутился опять ходящим в раю Пришла мне
мысль, что я не видел Госпожи Пресвятой Богородицы: и вот вижу некоего
мужа, светлого, как облак, носящего крест и говорящего мне: "Ты захотел
видеть здесь Пресвятую Царицу Небесных Сил? Ныне нет Ее здесь. Она ушла
в многобедный мир помогать человекам и утешать скорбящих. Я показал бы
тебе Ее святое местопребывание, но теперь уже не время: тебе должно
возвратиться туда, откуда ты пришел, - так повелевает Владыка". - Когда
он говорил это, мне показалось, что я сладко уснул; проснувшись, я
увидел, что нахожусь на том же самом месте, где был прежде". Из этого
видения святого Андрея видно, что рай есть ближайшая к земле небесная
обитель, или первое небо, превыше которого находятся другие небеса,
воспетые духоносным Давидом, называющим их небесами небес[24]. В этих горних обителях пребывают ныне души праведников, сообразно
достоинству своему; к этим горним обителям будут восхищены праведники,
по соединении душ их с телами воскресением на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господом будем (Сол.IV,17). Над ними повторится искупленное и возвращенное роду
человеческому Спасителем восхищение с земли и взятие в рай Адама.
Святые тела их, не только души, обновленные и воссозданные
Богочеловеком, соделаются способными к такому восхищению и взятию на
небо, как способно было к нему тело первозданного человека[25]. Видение святого Андрея, так как и все подобные видения других угодников
Божиих, служит доказательством и объяснением вышеприведенного мнения
святого Макария Великого, что ангелы и души имеют свой вид и образ, и
что этот образ есть образ внешнего человека. Столько сходны образ тела
и образ души, что святой Андрей не понимал ясно, восхищен ли он был в
теле или вне тела. Приведем собственные слова его, как они передаются
иереем Никифором в пространном жизнеописании. "Я видел себя, - говорит
святой Андрей, - как бы без плоти, потому что я не чувствовал плоти".
Далее святой поведает об одежде, которая была на нем, причем исчисляет
телесные члены. Возвращаясь к объяснению своего состояния, святой
сказал: "По-видимому, я был в теле, но не чувствовал тягости телесной;
не чувствовал никакой телесной потребности в течение всех двух недель,
в которые продолжалось восхищение. Это приводит меня к мысли, что я был
без тела. Не знаю, как сказать достоверно: достоверно ведает это
сердцеведец Бог". Святой видел Ангелов в образе светлых мужей и юношей.
Он беседовал с ними. Руководивший его Ангел несколько раз подавал ему
руку; Ангелы, предстоявшие завесе, имели образ юношей высокого роста,
грозного вида, с пламенным оружием в руках. Поведая об Ангелах,
исчисляя члены их: лицо, глаза, руки, ноги, как бы усиливаясь объяснить
самую природу их, святой сказал, что они - тела бесплотные, или, по
пониманию нашего времени, газообразные. Святой Андрей видел устроение и
природу горних обителей, соответствующую их бесплотным жителям,
несравненно превосходнейшую всего того, что знает и что может
представить себе плотской человек, пригвожденный к земле, не
обновленный и не воспитанный Духом Святым, а потому не способный
проникнуть в таинства будущего века.
[14] Беседа XVI,8.
[15] Рукопись Молдавского Нямецкого монастыря,
имеющаяся у составившего "Слово" и содержащая житие и сочинение
преподобного Григория Синаита на славянском языке, гл.10; также
Добротолюбие. Ч.1.
[16] Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта.
[17] Четьи-Минеи, 24 мая.
[18] Рукописное житие Преподобной.
[19] Добротолюбие. Ч. 1. Главы, краегранесием в греческом писании расположенные, зело полезные, гл.11.
[20] Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи, 24 мая.
[21] Житие святого Андрея. Четьи-Минеи, 2 октября.
[22] Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта.
[23] Святой Петр Дамаскин. О первом разуме, и о том, како подобает начинати оный. Книга 1. Добротолюбие. Ч.3.
[24] Пс.СХLVШ,8.Смотри толкование сего стиха в Псалтири
издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями, заимствованными из святых
Отцов и помещенными в начале и в конце псалмов и на брезе.
[25] По воскресении и тело будет духом. Преподобный Макарий Великий. Слово VI,глава 13.
к оглавлению