Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово двадцать второе
На другой день по возвращении из путешествия протоиерей Иоанн Ильич Сергиев опять служил литургию в своем Иоанновском женском монастыре, к общей радости всех его обитателей; в конце Богослужения, по обычаю своему, высокочтимый пастырь произнес назидательное слово на текст из дневного Евангелия. Приводим здесь приблизительно это слово.
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф.13,33). Это — притча; в ней Господь Иисус Христос изобразил ту великую духовную силу христианства, которая может преобразить и усовершить грешного человека. Дело в том, что душа и тело человека, будучи созданы в начале чистыми и праведными — по образу Божию и по подобию, впоследствии получили ужасную закваску — гордости, зависти, лукавства, непослушания, нерадения, корыстолюбия, властолюбия и всякой нечистоты. Но Господь Бог, по Своему неизреченному милосердию, дарует нам благодать Свою, при помощи которой каждый человек может сделаться опять близким к Богу, святым. Это и раскрывает нам Господь в притче о закваске.
Кто здесь разумеется под образом женщины? Разумеется Святая Церковь Христова, в которой, по изволению Божию, живет и действует Дух Святой и сообщается всем христианам чрез таинства и молитвы, освящая и оживотворяя верующих. Что означают три меры муки, в которые женщина положила закваску? Означают три душевных силы: разум, сердце и волю . Все эти силы заражены, проникнуты грехом, как бумага, пропитанная маслом. В таком виде душа противна Богу; она не Божия, а диавольская. Обратите внимание, что бывает в душе, проследите за собою, много ли окажется святых мыслей, чистых желаний и добрых намерений? Мало, очень мало. А грехов увидите многое множество, ибо падший человек грешит каждый день, каждый час маловерием, самолюбием, гордостию, завистию, корыстолюбием, чревоугодием, нетерпением, раздражением, озлоблением, непокорностию, своенравием, блудными грехами, унынием и малодушием. Судите сами по себе, как глубоко грех пустил свои корни безчисленные во все существо человеческое. Впрочем, я не говорю, что все люди таковы. Есть, конечно, люди, заботящиеся о спасении, которые вырывают из душевного поля всякую сорную траву, всякие страсти. Не о них речь. Я говорю вообще о людях. И я грешный человек, хотя старающийся достигать святости, насколько Господь поможет.
Итак, три душевные силы ваши дурно заквашены, а надо заквасить их благодатию Духа Святого, плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5,22-23). На святых угодниках можно видеть пример того, как Церковь положила в них эту закваску. Вот преподобный Серафим Саровский. Он был человек грешный, но при содействии Божией благодати вся дурная закваска в нем удалена, он сделался святым, скорым помощником и молитвенником о душах наших. Подлинно, в Церкви Святой полнота и обилие средств к благотворному воспитательному действию на человека. Духовная закваска — Божественная благодать, сообщаемая христианину чрез Таинства, молитву, чтение слова Божия, имеет великую силу. Она может довести всякого верующего христианина до высокой степени совершенства.
И вы, дорогие сестры, старайтесь принять в себя эту добрую закваску и имея пред собою пример преподобного Серафима и других святых, не ослабевайте в трудах для своего спасения. Возрождение и полное претворение ветхого человека в нового духовного не может совершиться без борьбы, ибо много зависит и от воли человека. И женщина, упоминаемая в притче, терпеливо ожидала доколе не вскисло все . Закваска действовала, но не проявляла такой силы, чтобы три меры муки немедленно же закисли. И вы будьте терпеливы, не ослабевая в своем добром подвиге. Ведь дай волю ветхому человеку, распусти духовные вожжи, тогда буря страстей зальет и потопит тебя. Посмотрите на людей, преданных различным страстям, они делаются жалкими рабами врага-человекоубийцы. Опять говорю это не для осуждения, а для общего назидания, чтобы предостеречь вас от подражания людям неверующим. Жалки такие люди. При встрече искушений, лишений, неприятностей они бедствуют, как корабль в море в сильную бурю, и погибают, если не покаются и не обратятся всею душою к Господу Иисусу Христу, ибо Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань , и для победы над врагом даровал нам имя Свое, крест Свой, благодать и силу Свою.
К Нему — нашему Спасителю, будем прибегать в трудных обстоятельствах жизни и во всякое время, к подножию креста Его понесем бремя грехов наших, взирая на пример Его святейшей жизни, будем поучаться проходить свой жизненный путь, тогда и среди скорбей и лишений душа наша будет покойна, ибо так говорит Господь: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы; возьмите иго Мое на себе и научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11,28-29). Аминь.
к оглавлению