Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово пятое
В 3-ю неделю Великого поста — Крестопоклонную.
Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6,14). |
Так Апостол язычников писал в своем послании к новокрещенным из язычников жителям города Галаты, ревновавшим неправо об иудейском обрезании, то есть говорит он, вы хвалитесь совершенно напрасно обрезанием, ныне ненужным и упраздненным, как имевшим временное, преобразовательное значение, а я хвалюсь только крестом, которым мне и всем верным даны от Бога все блага, победа, благословение, спасение и жизнь вечная.
В третий воскресный день Великого поста, на утреннем Богослужении, Церковь выносит торжественно из алтаря напрестольный крест для благоговейного поклонения верующим с трогательными песнопениями, изображающими таинство креста или превосходящие всякий ум ангельский и человеческий благодеяния роду человеческому Распятого и умершего на нем по Своему изволению Господа славы. Этот трогательный обряд делается с тем намерением, чтобы укрепить и утешить истинно постящихся христиан в подвиге поста и молитвы и в тех острых искушениях, коим подвергаются подвижники от злых и лукавых духов, нападающих с особенною силою на борющихся с ними. Как бы Сам Распятый говорит постящимся: Я ради вас постился и молился четыредесятницу дней и ночей, и победил общего врага вашего, сокрушившего и убившего вас; подвизайтесь и вы мужественно и терпеливо, — побеждайте его и вы с помощью Моею, — ибо сей род бесовский побеждается только молитвою и постом (Мк.9,29). Я за вас претерпел добровольно крест и смерть, и крестом разрушил ад и смерть и из мертвых воскрес, положив начало общему воскресению рода человеческого, — и дал вам крест Мой, как верное оружие и непобедимую победу и одоление на врагов невидимых. Вспоминайте же благодарно Мои страдания и смерть, с любовию за вас претерпенные, и не забывайте благодеяний креста и силы его, разорившей ад и даровавшей благословение и жизнь человечеству и отверзшей заключенное небо.
Вот для чего выносится в середине поста крест и бывает поклонение ему или — вернее — Распятому на нем. Мы с любовию, со страхом и благодарением должны все вспоминать добровольные страдания за нас Христа и усердно распинаться Ему, или — распинать свои пагубные плотские страсти, делающие нас врагами Богу и нам самим и жалкими рабами диавола, усиливающегося всех нас низринуть в пропасть адскую. Не пустая эти слова: диавол и ад, а действительные существа или силы действительные. Никто другой, а Сам Господь Бог и Человек победил их, и Он один может избавить людей от власти и мучительства их. Верующие и искренно кающиеся спасутся от них, а неверующие погибнут за неверие и ожесточение.
Как относятся наши интеллигенты, неблагонамеренные писатели, и многие учащие и учащиеся к этому святому и животворному орудию нашего спасения — кресту? Они, по невежеству и легкомыслию, не хотят чтить креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя — значит, переучились и из света христианского вступили в непроглядную тьму бесовскую: возгордились сатанинскою гордостию и забыли Того, Кто, будучи Богом, смирил Себя ради нас до смерти, и смерти крестной (Флп.2,8), чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным.
Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу не избегнет Страшного, правдивого Суда Его — вечного огня и ужасного тартара. Но, впрочем, недоучки и переучки не верят и в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ; верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, а не Богу истинному, и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти. Вольному — воля и безумному — безумие, ибо обратил Бог премудрость мира сего (1 Кор.1,20), но истина Господня пребывает вечно и ни одна иота и ни одна черта не прейдет от закона, доколе не исполнится каждое слово Евангелия до иоты (Мф.5,18). Тот, Кто есть Самая Вечная Истина, солгать не может.
Повидимому, скоро наступит день второго пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в писании отступление от веры, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею … Тайна беззакония уже в действии (еще во времена апостольския), только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления которого домогается известная публика), — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите за что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду: а теперь исчезла правда, и повсюду неправда и в печати и в жизни.
Закончу слово словами Апостола: мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине (ведь вы верите истине?), избрал вас ко спасению, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2 Фес.2,13-17). Аминь.
к оглавлению